УРОК АЛГЕБРЫ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СТАНДАРТНЫЙ ВИД ЧИСЛА»

Панова Елена Витальевна, учитель математики

$ МОУ «Загорская средняя общеобразовательная школа»,

Кемеровская область Новокузнецкий район

Посёлок Загорский дом4 квартира 17

УРОК АЛГЕБРЫ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«СТАНДАРТНЫЙ ВИД ЧИСЛА»

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Создание условий, которые способствуют знакомству обучающихся с основными данными по Кемеровской области. Что в свою очередь воспитывает чувство гордости за родной край, воспитывает чувство патриотизма.

  2. Овладение обучающимися понятием стандартного вида числа и развитие навыков решения задач с числами, записанными в стандартном виде.

З$АДАЧИ УРОКА:

  1. Познакомить обучающихся с определением стандартного вида числа и объяснить, почему необходимо записывать числа в стандартном виде.

  2. Научить представлять любое число в ста$ндартном виде.

  3. Закрепить полученные знания в ходе выполнения упражнений.

ЭПИГРАФ:

Сторона любимая, приметная,

У тебя есть приметы предметные.

Только вот им верить не приходится-

Все они изменчивы, как водится.

Где – то есть такие ж кедры с соснами,

Где – то есть такие ж зимы с вёснами,

Горы есть со снеговыми шапками

$ И посёлки с трубами и шахтами.

Только нет нигде чего – то главного.

По цене одной лишь жизни равного,

Очень близкого чего – то очень местного,

Сердцу только одному известного.

Стоит лишь откуда – то вернуться,

Как $готово сердце захлебнуться,

Весь мой век такое с ним случается.

Пробовал унять – не получается.

Виктор Баянов,

Известный кузбасский поэт.

МЕТОДЫ: объяснительно — иллюстративный

ХОД УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

    $

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано стихотворение. Это необычно? Конечно! Но и урок у нас сегодня немного необычный. Мы будем изучать новый материал по алгебре, используя данные о нашем родном крае – Кемеровской области, где мы живём и учимся.(Учитель читает стихотворение кузбасского поэта В. Баянова, являющиеся эпиграфом данного урока.)

Но прежде, чем переходить к новой теме, предлагаю вам провести гимнастику для ума – поработать устно: вспомнить изученные правила, посчитать и подготовиться к знакомству с новой темой.

  1. УСТНАЯ РАБОТА.

1). Вычислите:

$ а) 26 * 2-4; б) 3-2 *72; в) -3 + ( 1/3)-3;

г) (0,01)-1 – 165.

2). Упростите: а) 0,5х-33* 4х5 * у-1;

б) 12х6у-2 : (3х2 у -5).

3). Вычислите: а) 3,2 * 10; б) 0,032 * 100;

в) 0,032*1000; г) 32,3 : 10; д) 32,3 : 100;

е) 32,3 : 1000.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГ$О МАТЕРИАЛА.

УЧИТЕЛЬ: В науке и технике встречаются как очень большие, так и очень маленькие числа. Например, большим числом выражается объём Земли, а малым – диаметр молекулы воды. В обычном десятичном виде большие и малые числа неудобно читать и записывать, неудобно выполнять над ними действия. В таком случае оказывается полезным представление числа в виде а * 10 п, где

п – целое число, а число а больше либо равно 1, но меньше10.Например, площадь Кемеровской области 95500 км2; 95500 = 9,5 * 104.Размеры молекулы приблизительно 0,0000003см,

$0,0000003 = 3*10-7. Представление числа в таком виде называется представлением числа в стандартном виде. Число п называется порядком числа а. Порядок числа даёт представление о том, насколько велико или мало рассматриваемое число. Так, если порядок числа равен 3, то это означает, что число больше либо равно1000, но меньше 10000. Если же порядок равен -2, то число больше либо равно 0,01, но меньше 0,1. Большой положительный поряд$ок показывает, что число очень велико, а большой по модулю отрицательный порядок показывает, что число очень мало. Предлагаю сегодня на уроке использовать данные только по Кемеровской области. Это наш край и мы должны изучать его во всем его многообразии и знать. Это наша малая Родина, наша вторая мать!

Рассмотрим некоторые примеры (учитель записывает подробно на доске, объясняет запись, прибегает к помощи обучающихся. Обучающиеся записывают в тетрадях, внимательно слушают, задают вопросы по ходу решения и отвечают на вопросы педагога).

25 000 = 2,5 * 104 ; 1230 = 1,23 * 103; 0,0036 = 3,6 * 10-3; 24 = 2,4 * 10; 0,5 = 5 * 10-1; 0,00038 = 3,8 * 10— 4 ; 560 000 000 = 5,6 * 108;$ 967 000 000 000 000 = 9,67 * 10 14; 0, 000 000 000 000 000 028 = 2,8 * 10 – 17.

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ.

(Учитель готовит плакаты фор$мата А4 с записанными на них данными по Кемеровской области. С помощью магнитов плакаты поочередно вывешиваются на доску. После записи очередного числа плакат убирается и заменяется следующим.Картинки с изображением животных и птиц вывешиваются на доску вместе с числом. Учитель комментирует плакаты, появляющиеся на доске. Картинки с изображением птиц и животных можно позаимствовать у учителя биологии или скачать из интернета, привлечь к работе можно учащихся 8 класса по желанию. Из опыта работы хочу сказать, что желающих бывает много, но необходимо помнить и об исполнительской дисциплине каждого ученика. Выполнение задания лучше проверить заранее, чтобы избежать срыва урока).

ПРИМЕР 1. Представьте в стандартном виде следующие величины:

    $

  • Самые древние горные породы, слагающие земную кору нашей области имеют возраст

1 700 000 000 лет (1,7 * 109)

  • Кузнецкий каменноугольный бассейн- самый крупный в мире с запасами 631 000 000 000 тонн (6,31 * 1011)

  • Длина границ нашей области 2 520 000 м

$

(2,5 * 106).Из них по горным районам –

1 210 000 м (1,2 * 106), по равнинам и

возвышенностям – 980 000 м (9,8 *105), по

водным рубежам – 330 000 м (3,3 * 105).

  • Самая высокая точка родного края расположена в Кузнецком Алатау – Верхний Зуб (Арзамас — Таскыл) – 2178 м (2,178 *103), а самая низкая – при впадении реки Большая Чёрная в Томь – 78 м (7,8 * 10). Таким образом перепады высот нашей области составляют 2100 м (2,1 *102).

  • Ласка – самый маленький и отважный хищник. Длина её тела от 13 д$о 26 см. (1,3 *10 и 2,6 *10)

  • Самый запасливый из обладателей защёчных мешков – бурундук. В своих кладовых он запасает до 8000 г орехов. (8 *103)

  • Зимой за день бурундук съедает 0,004 кг запасов (4 * 10-3).

  • $ Самым долгоживущим и очень редким в нашей области является журавль. Он доживает до 82 лет (8,2 *10)

ПРИМЕР 2. Прочтите числа, записанные в стандартном виде:

  • Самое большое кладбище динозавров на территории СНГ – это правый берег реки Кии у села Шестаково Чебулинского района имеет возраст 1,3*108 лет.

  • Самый большой по весу метеорит упал на территорию области в районе верховий реки Малая Кондома и весил он 1,23 * 102 кг.

  • Самая большая водная артерия Кузбасса – река Томь – имеет протяженность 8,27 * 105 м.

  • Самой остроглазой из ночных хищников является сова. Она видит неподвижную мышь при освещении всего 2 * 10-6 люкса. Но даже если станет в 4,6 * 104 раз светлее, все другие птицы мышь не заметят.

  • $Самая маленькая птица наших лесов – королёк. За год она поедает до 10 7 вредных насекомых.

  • Самые распространенные промысловые птицы нашей области – это рябчики ( их 1,2 * 105 ), тетерева (2,6 *104)и глухари (2*104)

ПРИМЕР 3.

ЗАДАНИЕ: Представьте указанные данные в стандартном виде. Отметьте в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы зачеркните и прочтите название самой крупной из осёдлых птиц Кемеровской области, которая весит до 5 кг.

  1. Зона лесов Кемеровской области занимает 60$ 165 000 м2.

  2. На западных склонах Кузнецкого Алатау выпадает до 2500 мм осадков.

  3. Самое большое озеро края Большой Берчикуль с площадью водного зеркала 32 000 м2.

  4. Река Чулым имеет длину 1 799 000 м.

  5. Самые воинствующие из насекомых Кузбасса – рыжие муравьи. За день обитатели только одного муравейника уничтожают до 100 000 насекомых.

  6. $

  7. Самый маленький хищник на Земле — ласка. Длина её тела хвоста до 0,05 м. Но этот крохотный зверёк отважен до невероятности. Она душит даже зайца, который намного крупнее её.

  8. $

    Самое интересное насекомое – пчела. Для сбора 1кг мёда одной пчеле нужно посетить

19 000 000 цветов.

0,6*

105

32*

100

6,0165 *107

$

3,2 *104

0,5*

10-1

104

$

5*

10-2

105

О

Ж

Г

У

Е

П

$

Р

А

17,99*

105

25*

1000

$ 19*106

1,799 * 106

2,5 *103

0,1*

105

1,9 * 107

$

103

К

С

$В

Х

Л

М

$

Ь

Т

Ответ: глухарь.

4.ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ПО ТЕМЕ.

Учитель записывает на доске задания для выполнения из учебника: № 954 (устно), 955, 956, 958, 959.

954.

Назовите порядок числа, представленного в стандартном виде:

а)1,2 * 10 9 –порядок = 9;

б) 3,6 * 10 3 – порядок = 3;

в) 2,7 * 10-3$ – порядок = -3;

г) 6,3 * 10-1 – порядок = -1;

д) 4,42 * 10 5 — порядок = 5;

е) 9,28 * 10— 4 – порядок = -4.

955.

Запишите в стандартном виде число:

а) 52 000 000 = 5,2 * 10 7;

б) 2 180 000 = 2,18 * 10 6;

в) 675 000 000 = 6,75 * 10 8;

г) 40,44 = 4,044 * 10;

д) 0,00281 = 2,81 * 10 – 3;

е) 0,0000035 = 3,5 * 10— 6.

$956.

Запишите в стандартном виде число:

а) 45 *10 3= 4,5 * 10 4;

б) 117 * 10 5 = 1,17 * 10 7;

в) 0,74 * 10 6= 7,4 * 10 5;

г) 0,06 * 10 5 = 6 * 10 3.

958.

Масса Земли равна 6 000 000 000 000 000 000 000 т, а масса атома водорода

$0, 000 000 000 000 000 000 0017 г. Запишите в стандартном виде массу Земли и массу атома водорода.

Решение:

Масса Земли – 6 * 10 21 тонн, масса атома водорода – 1,7 9 10 – 21 граммов.

959.

Выразите:

а) 3,8 * 10 3 т = 3,8 * 10 3 *10 3 кг = 3,8 * 10 6 кг;

б) 1,7 * 10 – 4 км = 1,7 * 10 – 4 * 10 3 м =1,7 * 10 – 1 м;

в) 8,62 * 10 – 1 кг = 8,62 * 10 – 1* 10 – 3 т = 8,62 * 10 – 4 кг.

г) 5,24 * 10 5 $см = 5,24 * 10 5 * 10— 2 м = 5,24 * 10 3 м.

5.ИТОГ УРОКА.

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Вот и подошёл к концу наш урок. Я прошу вас вспомнить:

  • О чём мы сегодня вели речь на уроке?

  • Какую запись числа называют его стандартным видом?

  • Что такое порядок числа?

  • Каким бывает порядок числа? Что можно сказать о числе с отрицательным порядком? С положительным?

(Обучающиеся $дают ответы с мест, активно участвуя в подведении итогов урока.)

УЧИТЕЛЬ: Очень хорошо! А изучали мы стандартный вид числа, используя данные по нашей области. Это наш родной край и мы должны интересоваться его особенностями и достижениями$! Я благодарю всех вас, ребята за хорошую работу! (Выставляет комментированные оценки за урок в журнал и дневники обучающихся.)

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Запишите домашнее задание на следующий урок: из учебника – пункт 35,

957 и № 960. Я предлагаю каждому из вас найти интересные числовые данные по нашему региону и записать их в стандартном виде. А на следующий урок мы послушаем каждого и ещё больше расширим круг наших знаний о Кемеровской области – нашей малой Родине, где мы родились, живём и учимся! Спасибо за урок, ребята! Урок окончен! До свидания!

$

Post Comment