Урок математики в 6 классе «Умножение дробей»

Муниципальное бюджетное $образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» им. О.Н. Мамченкова

г. Елизово, Камчатский край

Урок математики в 6 классе в технологии деятельностного метода

«Умнож$ение дробей»

(урок открытия новых знаний)

$Подготовила

учитель математики

Шатова Марина Николаевна

г. Елизово

2014 год

$

Цели:

  1. Получить, обосновать правила умножения дробей и сформировать первичное умение их применения;

  2. Закрепить знание и уточнить понимание шагов учебной деятельности, умение правильно их выполнять;

  3. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, речь, логическое мышление, навыки самоконтроля; коммуникативные и познавательные умения.

I.Мотивация к учебной деятельности

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дро$бями).

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование;

Познавательные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Начать нашу сегодняшнюю работу позвольте с притчи «В школе Совы», которая, на мой взгляд, очень удачно отражает нашу общую цель.$

Птицы отдали$ своих птенцов в школу Совы.

Сова в безлунную ночь усадила учеников на ветку и приступила подготавливать их к жизни. Она давала им знания об основах наук гадания по звёздам, о философии одиночества в дупле, о зверином порядке ночного леса.

Потом провела экзамен, выдала всем аттестаты и сказала: «Живите!» Сама же срочно залезла в дупло, ибо наступило утро, и взошло солнце.

Выпускники оглянулись: нет на небе звёзд, нет одиночества, нет ночного леса. Как жить?

Они закричали Сове в дупло: «Ты нас готовила для ночной жизни в лесу, а мы – птицы света. Как же нам теперь жить?»

— Разберитесь сами. Если вы прошли отрезок пути и не встретили перед собой препятствия, то это верный знак того, что путь этот не ваш. Ваш путь только тот, где$ вы найдёте трудности, а их преодоление потребует от вас напряжения всех ваших сил…- выдохнула Сова из дупла и погрузилась в философию одиночества.

Поэтому пусть каждый сегодня пойдёт тем путём, который потребует от вас напряжения всех ваших сил.

Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Оно поможет узнать имя существительное, которому будет посвящена тема нашего урока.

$ Дан числовой ряд. Попробуйте данные числа разбить на две группы, указав принцип разбиения:

0,5; 9,67; ; ; 47,49;

Что общего в этих группах? (дроби)

Укажите имя существительное, которое будет содержаться в теме урока? (дробь)

Каким дробям были посвящены темы всех наших предыдущих уроков? (обыкновенные дроби)

$Чему мы уже научились? (сокращать дроби, приводить к НОЗ, сравнивать дроби с разными знаменателями, складывать и вычитать дроби с разными знаменателями)

Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей мы продолжим продвигаться? (мы должны научиться производить с ними следующие арифметические действия: умножение и деление).

$II.Актуализация знаний и фиксация затруднений

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

$3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: умножение дробей.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под п$онятие;

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Коммуникативные:$ выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

Начнём мы как всегда с устной работы:

  1. Сократите дроби: ; ; ; . На каком свойстве дроби основано сокращение дробей?

  2. $Выполните действие:

а) . Какими правилами сложения дробей вы пользовались? В чём сходство и различие этих правил?

б). Какими правилами вычитания дробей вы пользовались? В чём сходство и различие этих правил?

3)Предлагаю поработать в группах. Ваши результаты не забудьте прикрепить на доску. Время выполнения — 5 минут.$

Решите задачу:

а) Кот Матроскин съел утром, в обед и вечером по сосиски. Сколько сосисок съел кот Матроскин за день?

б) В Простоквашино дяде Фёдору выделили земельный участок. Кот Матроскин решил отдать участок прямоугольной формы, длина которого км и ширина $ км, под пастбище для коровы Мурки с телёнком. Какова площадь пастбища?

(После завершения работы защита своих работ)

III. Выявление места и причины затруднения

Цель: $1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2) согласовать цель и тему урока.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания;

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.

$— Давайте сначала проверим первую задачу. Сколько же в нашем классе мнений? (одно: 2 сосиски).

Почему у вас получились разные ответы, как выяснить, кто выполнил задачу правильно? Чем отличается предыдущая задача, с которой вы все хорошо справились, от второй? (В предыдущем задании для ответа на вопрос задачи надо было сложить дроби с одинаковыми знаменателями, а у нас есть алгоритм сложения таких дробей, а в последнем задании дроби надо было перемножить).

$ Что же нам надо сделать, чтобы решить вторую задачу, определить, кто её выполнил правильно? (Надо найти способ умножения обыкновенных дробей, узнать для таких дробей правило умножения).

Сформулируйте цели урока. (Познакомиться с правилом умножения дробей, научиться выполнять данное действие по полученному правилу.)

$Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? ()

Запишите тему. (На доске открывается тема урока.)

IV. Построение проекта выхода из $затруднения

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение, смыслообразование;

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы;

$Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

$Задания группам следующие: работая в группах, помогая друг другу и действуя по инструкции, ответьте на вопросы:

  1. Можно ли ответить на вопрос первой задачи, используя ни действие сложения, а другое арифметическое действие, какое? Действие сложение

  2. Зная результат и используя новое арифметическое действие, попробуйте составить числовое равенство для ответа на вопрос первой задачи.

  3. Попробуйте сформулировать правило умножения дроби на натуральное число.

  4. $Запишите данное правило для дроби и натурального числа с в буквенном виде.

  1. $ Постройте в тетради квадрат со стороной 1дм. Чему равна площадь квадрата? 1

  2. Одну сторону квадрата разделите на 4 равные части, а другую – на 5 равных частей. Разбейте квадрат на прямоугольники. На сколько прямоугольников разбился квадрат? 20

  3. Чему равна площадь одного маленького прямоугольника. .

  4. $ Чему равны стороны одного маленького прямоугольника. дм и дм.

  5. Запишите числовое равенство, связывающее числа, названные в пунктах 7 и 8.

  6. Заштрихуйте прямоугольник со сторонами Сколько маленьких прямоугольников содержит заштрихованный прямоугольник? 6

  7. Зная площадь одного маленького прямоугольника, запишите, чему равна площадь заштрихованного прямоугольника.

  8. Используя формулу площади прямоугольника и значение площади, полученное в пункте11, запишите числовое равенство, выражающее площадь заштрихованного прямоугольника.

  9. Используя равенства, полученные в пунктах 9 и 12, попробуйте сформулировать правило умножения обыкновенных дробей.

  10. $ Запишите полученное правило для дробей .

  11. Попроб$уйте сформулировать правило умножения смешанных чисел.

У каждой группы на столе инструкции по выполнению исследовательской и несколько чистых листочков. На работу отводится 12 минут.

Все варианты вывешиваются на доску и проводится обсуждение, полученные выводы сравниваются с правилами в учебнике (стр. 69-70).

Результатом обсуждения является правила умножения дробей.

1.Умножение дроби на натуральное число.

2.Умножение обыкновенных дробей.

3.Умножение смешанных чисел.

V$. Реализация построенного проекта

Вернёмся ко второй задаче и найдём значение выражения, используя полученное правило:$

(

Какой этап добавился при применении этого правила? (сокращение дроби)

На каком этапе умножения дробей удобнее всего выполнять сокращение дроби?

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: зафиксировать изученное $учебное содержание во внешней речи.

Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за общее дело;

Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической $цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие;

Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения.

1.Дробь представьте в виде:

1)произведения 2-х дробей; 2)произведения 3-х дробей.

2.Вставьте пропущенные числа:

$

3. Ученики решают у доски, используя правило:

427(а), № 433( е), № 446 ( б)

427 (б), № 433(а), № 446 (а)работа в парах, после выполнения проводится самопроверка по образцу. (записано на обороте доски)

$

2

$

Кто справился с первым заданием? Где допущена ошибка?

Кто справился со вторым заданием? Где допущена ошибка?

Кто справился с третьим заданием? Где допущена ошибка?

Повторим ещё раз правила умножения дробей.

VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель: прове$рить своё умение применять правила умножения дробей в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму;

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.

А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Для самостоятельного решения:

427(г), № 433(и), № 446 (и).

$После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы и отмечают правильно решённые примеры, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.

VIII.Рефлексия деятельности на уроке

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: правила умножения дробей$;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия со смешанными числами;

5) обсудить и записать домашнее задание.

Формируемые УУД:

$Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха;

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества;

Прежде чем каждый из вас оценит свою работу на уроке, я хочу прочитать вам слова Л.Н. Толстого: «Человек есть дробь. Числитель – это… достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого с$ебя».

Организация учебного процесса на этапе :

Что нового узнали на уроке?

Какую цель мы ставили в начале урока?

$Наша цель достигнута?

Что нам помогло справиться с затруднением?

Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

Как вы можете оценить свою работу?

Домашнее задание с комментированием: п. 13, №472 (а-г), №477, №482 (а), для желающих — №457.

Post Comment