Формирование коммуникативной компетенции через нетрадиционные формы работы на уроках английского языка в начальной школе

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Масловская средняя общеобразовательная школа»

Новоусманского муниципального района Воронежской области

$

Формирование коммуникативной компетенции

через нетрадиционные формы работы

на уроках английского языка в начальной школе.

$

Учитель английского языка

Диденко А.В.

2011

Содержание:

Вступление___________________________________________с.3

Авторская концепция__________________________________ с.4

$Создание ситуаций____________________________________ с.5

$ Задания творческого характера__________________________ с.6

Проектные формы работы______________________________ с.7

Заключение__________________________________________ с.9

Список используемой литературы_______________________ с.10

Приложение_________________________________________ с.11

$

$

$

$I. Вступление.

Язык - по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средоточением среды духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самопознания, средством хранения и усвоения знаний. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

$ Будучи средством общения между людьми и формой передачи информации, язык как динамическая знаковая система обеспечивает функционирование общества в его историческом развитии. Можно утверждать, что за последние годы значительно повысился престиж иностранного языка как предмета изучения. Толчком к этому стало вхождение России в мировое сообщество, а расширение межкультурного пространства и необходимость его освоения невозможны без средства общения - языка. Именно поэтому совершенствование методики преподавания иностранного языка немыслимо без постоянного обновления содержания обучения, касающегося языковой$ компетенции учащихся, развития их устной и письменной речи и речевой культуры.

Актуальность данной концепции состоит в том, что главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ п$ознания окружающего мира и способ саморазвития.

Такое понимание цели изучения иностранного языка нашло отражение и в целях обучения иностранным языкам в школе, которые заключаются в формировании коммуникативной компетенции.

$ Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал.

По мнению Л.С.Выготского «младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Учитывая сензитивный период для ребёнка к восприятию и воспроизведению речи, в раннем возрасте можно развить и сохранить гибкость речевого аппарата для формирова$ния и совершенствования речевой способности человека в течение всей его жизни.» Именно в начальной закладываются основы коммуникативной компетенции.

На начальном этапе обучения иностранный язык хотят изучать все и берутся за это с большим энт$узиазмом. Однако, общение на иностранном языке требует большого словарного запаса и грамматических знаний, которые накапливаются в течение нескольких лет. Это отодвигает достижение цели, интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются.

Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока. Употребляя для этого различные $методы, формы и виды работы: и дифференцированный подход к детям, и индивидуальную работу на уроке, и различные дидактические и иллюстративные, раздаточные материалы, современные технические средства обучения и вспомогательный материал к ним.

Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание $на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей. Так А.Н.Щукин писал: «Необходимо перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами" (2006.с.24). Способность излагать свои мысли, полно, логично, не боясь показать их индивидуальность необходима каждому культурному человеку.

$Способность эту необходимо формировать на всех уроках и, особенно, на уроках английского языка.

Основные цели работы по концепци$и:

-формирование умения общаться на английском языке с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

-развитие личности средствами английского языка.

Задачи, направленные на достижение целей:

-сделать закон языка достоянием интуиции;

-сформировать способность и готовность осуществлять общение;

$-приобщить школьников к культурным ценностям народа - носителя языка.

Перспективы своей работы вижу в приёме следующих методов:

-репродуктивный

-поисковый$

-частично-поисковый

-эвристический

Формы работы: -индивидуальная

-парная

-групповая

-игр$овая

II.Авторская$ концепция «Формирование коммуникативной компетенции через нетрадиционные формы работы на уроках английского языка в начальной школе»

Авторская концепция «Формирование коммуникативной компетенции через нетрадиционные формы работы на уроках английского языка в начальной школе» построена на следующих принципах:

  • учет возрастных и речевых особенностей учащихся;

  • сочетание обучения и воспитания;

  • формирование творческих лингвистических способностей;

  • $ практическая направленность преподавания.

Структура уроков при коммуникативном обучении предполагает организацию творческой, поисковой лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических возможностей. Дифференцированный подход помогает в условиях классно-урочной системы обучения реализовать творческие возможности всех учащихся.

Разные нетрадици$онные формы уроков позволяют глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, заставляют активнее общаться детей друг с другом, открыто выражать свои мысли. Остановлюсь$ на некоторых аспектах урока, обеспечивающего обучение, развитие и воспитание каждого из учеников.

II.I Создание ситуаций

Создание учебных ситуаций, побуждающих ребёнка мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы, является одной из важнейших предпосылок его развития, умения действовать коллективно, обучаясь и обучая других членов группы. Так, например, изучение темы «Множественное число имён существительных» начинается с записи слов

$a cat-cats, a tiger-tigers

Вызванным ученикам предлагается сопоставить записи с картинками. Остальные ученики записывают данные слова и самостоятельно формулируют определение темы. (приложение1)

При формировании слухопроизносительных умений учащиеся заканчивают рифму, называя множественное число соответствующих существительных. При этом акцент делается на правильное произнесение окончаний:

$a sock-socks, a clock-…, a pen-…, a bee-bees,a tree-trees

На следующем уроке учащимся предлагается хлопнуть в ладоши/топнуть ногой/поднять руку (активное слушание), когда они слышат[iz], [s] в форме множественного числа.

$ Элементы личностно-ориентированного развивающего обучения дают мне возможность не доносить до детей материал в готовом виде, а подвести их к тому, чтобы они сами сделали маленькие открытия, сумели рассказать о них детям, что тоже работает на формирование у учащихся коммуникативной компетенции. Так при изучении количественных местоимений в 3 классе на доске сделана запись:

MANY sweets MUCH meat

MANYapples MUCHbread

$(Можно раздать карточки)(прил.2)

Я предлагаю детям продолжить данные столбики слов без каких-либо комментари$ев. Затем ответить на вопрос по какому принципу они распределили слова. После чего они сами формулируют правило. Я поняла, что именно применение технологий личностно-ориентированного обучения позволяет в большей степени формировать ключевые компетенции, среди которых важное место имеет коммуникативная.

II.II. Учебные диспуты.

С огромным интересом участвуют дети в учебных диалогах, диспутах. Считаю, что такая форма работы позволяет сформировать умение слушать и слышать, развивает креативность мышления, толерантное отношение к позиции других.

$ Например, завершая изучение ле$ксики по теме «Город. Сельская местность» предлагаю задание: вступить в диалог с соседом по парте, употребляя лексические единицы по данной теме. Ученики ведут беседу в парах, делая вступление, строя своеобразные «мостики-связи» между вопросами, проявляя чувство юмора.

Live in.. You can see…There is/are..

is a big town. …is a nice village.

Не менее важно научить ребят организовать совместную деятельность. Эта работа в парах, группах проводится без предварительной домашней подготовки.

Так, на уроке повторения материала по теме «Простое прошедшее$ время» класс делится на несколько групп, каждой даётся задание: необходимо за 5 минут продумать и подготовить оригинальный рассказ о событиях, которые с ними произошли:

Last summer I

$ went to a.. .

I had.. .

I saw..

I met...

II.III. Задания творче$ского характера.

Для того, чтобы ученик мог выполнять задания творческого характера, необходимо показывать, как это можно делать.

$На уроке обобщения по теме «Простое настоящее длительное время» предлагаю детям нарисовать картинку-стихотворение, так чтобы его форма была созвучна с его смыслом. (приложение3)

Многократно замечено, что ребёнок, успешно выполнивший пусть даже маленькую, но творческую задачу и отмеченный учителем, начинает верить в себя. У него открывается «второе дыхание», проявляется горячее желание вновь и вновь добиваться успеха, его способности растут. Знание, которым он владеет, будит его творческие силы, те, в свою очередь, начинают развивать его интеллектуальные возможности. У ребёнка повышается самооценка, он начинает себя осознавать значимой личностью, начинается проц$есс саморазвития.

Заставляет раскрываться творческий потенциал обучаемых, учит общаться их друг с другом такая форма работы, как создание газет, альбомов определённой$ тематики. Например, при изучении темы «My favourites» ребята получили задание подготовить дома материал(вырезки из журналов, рисунки)иллюстрирующий их интересы, увлечения и т.п.

На уроке на листах цветной бумаги они оформляют странички альбома, где каждый рассказывает о том, что он любит (любимый цвет, спорт, город и т.д.) (приложение4)

II.IV. Лексико-семантическая работа.

Помогает в формировании коммуникативной компетенции работа со словарём, когда ученики учатся находить лексическое значение слов, включая их в активный лексический запас или уточняя лексическое значение уже знакомых слов.

$Например, одно из заданий, которое учащиеся получают при изучении новых слов: сделать карточку с толкованием слова и его изображением (прил5)

возможны другие варианты: зашифровать слова в виде ребусов, создать кросс$ворд с использованием слов по теме.(прил.6)

Формулирование вопросов к кроссворду тоже позволяет ввести слово в речь ребёнка и научит грамотно его использовать. $

Как правило, данные задания предлагаются детям на выбор, что опять-таки подразумевает необходимость выбора, принятия решения и ответственности ребёнком. А это составляющая коммуникативной компетенции.

II.V. Проектные формы работы.

Урок английского языка с детьми младшего школьного возраста предполагает использование новых образовательных технологий и, в целом, требует творческого отношения учителя к процессу обучения. Это предоставляет широкие возможности для использования проектных методик на уроке. Приведу несколько примеров, как с помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу несколько целей-расширить вокабуляр детей, закрепить лексико-грамматический материал, $создать на уроке атмосферу праздника.

1.Washing Line. Дети рисуют одежду, пишут на своих рисунках названия и потом развешивают одежду на веревку с помощью прищепок.(прил.7)

2.Fairy story, fairy tale. Дeтям предлагается написать свою сказку, рассказ, историю, используя лексико-грамматический ма$териал по теме.(прил.8)

$Опыт показывает, что привлечение в процессе обучения новых технологий повышает познавательную активность учащихся, вызывает повышенный интерес, помогает творчески усваивать языковые закономерности, что в конечном счёте вырабатывает языковое чутьё.

Проекты создают мотив изучения языка и культуры, в них учитываются основные особенности детей младшего школьного возраста, они ещё учат школьников учиться, выполнять разнообразные виды работы - собирать информацию, организовывать текст, брать интервью и т.д. Ребёнок учится работать самостоятельно. Использовать разные источники информации и новые технологии

II.VI. Игры на уроке английского языка.

В.А.Сухомлински$й писал: «Без игры нет и, не может быть полноценного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это огонёк пытливости и любознательности».(4,с.41)

Рассмотрим несколько типов уроков с использованием игровых ситуаций. Организуя их, учитель стремится полнее учесть возрастные особенности школьников и, в частности, удовлетворить естественную их тягу к играм и разнообразию видов учебной деятельности, по$скольку известно, что младшие школьники любят играть и занимаются этим с большим желанием и удовольствием. Тем самым эти уроки пробуждают, поддерживают и развивают интерес к$ процессу обучения и учебному предмету. Кроме того, они служат хорошим средством разрядки, снятия умственного напряжения и усталости, удачным способом переключения с одного вида работы на другой, притом интересный. Вместе с тем игра-это вид деятельности, который вполне можно придать воспитывающий, обучающий и развивающий характер.

Урок-ролевая игра.

Уроки такого типа имитируют различную деятельность людей, моделируют самые разнообразные ситуации и предназначены для разных целей: изучения нового материала, его закрепления, расширения и отработки. Ролевая игра может изображать элементарный коммуникативный акт (покупка, поздравление, зн$акомство и пр.) и сложный коммуникативный акт, состоящий из серии элементарных (выбор маршрута путешествия - в бюро путешествий - в железнодорожной кассе).

Могут быть ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные социальные роли (библиотекарь, продавец, пассажир и др.), не имеющие личностных характеристик и действующие в стандартных ситуациях. Например, в 3 классе $по теме «Продукты» учащиеся с удовольствием и интересом исполняют роли официанта и посетителя кафе. (прил9)

Урок-соревнование.

Уроки данного типа-это тоже приём введения в учебные занятия по английскому языку элементов игры. Он$и основаны, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценны как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед участниками команды и перед общим делом. Уроки-соревнования бывают разными по содержанию, структуре, форме организации; разной может быть и их роль в учебном процессе. Приведу пример игры «Кто больше»:

1)In winter I can…(действия)

In summer I can…

In autumn I can…

In spring I can..

$ 2)There is a/are…. in my house.

Игра « Кто быстрее» В каждой команде по 6 чел. Участники игры получают буквы английского алфавита, а слова произносятся веду$щим на русском языке, например: кошка, море, лето. Услышав слово, учащиеся строятся в том порядке, в котором буквы следуют в английском эквиваленте данного слова. Команда, выполнившая задание быстрее остальных, получает большее количество баллов.(прил.10)

Урок-путешествие.$

Этот урок - познавательная игра. Он может проходить в нескольких вариантах. Уроки такого типа заставляют учащихся не только развить свой кругозор, но и раскрыть творческий потенциал.

Урок с использованием дидактической игры.

Игры на занятиях применяются разные: основанные на самодельном дидактическом материале (шарады, кроссворды, ребусы) и подвижные. Их дидактическая роль-повторение материала. Такие игры активизируют речевое мышление детей, повышают уровень креативности (прил.11)

$ Большую помощь в проведении игровых уроков, направленных на формирование коммуникативной компетен$ции оказывает компьютер и интернет. Компьютер помогает задействовать все каналы восприятия, что позволяет увеличить познавательную активность учащихся, а также объём и прочность усвоения материала. (прил.12)

Игровые технологии позволяют активизировать детей, непрестанно поддерживать их интерес, развивая речь учащихся, пополняя их словарный запас.

III. Заключение.

$Каждый урок английского языка - сознательное творческое напряжение, напряжение, приносящее радость открытия, сопричастности к нужному, важному делу. С каждым уроком, с каждым годом будут усложняться задачи формирования $коммуникативной компетенции ученика. Формировать речевые способности, интеллектуальные, нравственные стороны личности - задача очень трудная.

Но так хочется, чтобы ученик сам мог убедиться в том, что "вхождение" в иное культурное пространство и способность осуществлять иноязычные общение в соответствии с конкретной ситуацией есть «наслаждение».  

Система моей работы даёт следующие результаты:

Полная успеваемость учащихся на протяжении их обучения в начальной школе.

$Результаты обучения по английскому языку за первое полугодие 2010-2011года (прил.13)

IV. Список используемой литературы.

  1. Новые государственные стандарты по иностранному языку : 2-11 классы : Образование в документах и комментариях.– М. : АСТ ; Астрель,  2008. -  С.93$

  2. $Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. В.В. Сафонова. –  М., 2004.

  3. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии : разработки уроков / авт. - сост. А.Г. Штарина. – Волгоград : Учитель, 2008.

  1. Пассов Е.И. " Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению".М.,1977

  2. $Пассов Е.И. " Основы методики обучения иностранным языкам". М., 1977

  3. Пассов Е.И. " Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению". М.,1989

  4. Петровский А.В., Китайгородская Г.А. " К некоторым вопросам активизации учебной деятельности": - В кн. : Методы интенсивного обучения иностр. яз.,вып. 5, М., 1979

Приложение1

A cat-cats

$A tiger-…

A clock-…

Приложение2.

Many

Much

Приложение3.

Приложение4.

П$риложение5.

Приложение6.

Здесь спряталось 5 слов по теме “FOOD”. Найди их:

Приложение7.

Приложение8.

Приложение9.

Приложение10.

Приложение11.

Приложение12.

$

Приложение13.

Успеваемость учащихся за 1 четверть Успеваемость учащихся за 2 четвер$ть

$16

Post Comment