Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в 5-6 классах с использованием игровых технологий

$ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11

ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

$Формирование коммуникативных

$

универсальных учебных действий

на уроках английского языка

с использованием игровых технологий

в пятых – шестых классах

$
Автор
Петрова Светлана Борисовна,
учитель английского языка
ГБОУ ООШ № 11

$

г.о. Новокуйбышевск, 2013

Оглавление

Стр.

Введение 3-5

I. Теоретические основы формирования коммуникативных 6-17 $

универсальных учебных действий на уроках английского языка в пятых – шестых классах с использованием игровых технологий.

  1. Возрастные особенности психологии учащихся пятых – шестых 6-9

классов.

2. Понятие коммуникативных универсальных учебных действий. 9-11$

3. Психологические особенности игровой деятельности. 11-13

4. Классификация игр. 13-15

5. Структура игр. 15-17

$

II. Игры по формированию коммуникативных универсальных учебных 17-18

действий на уроках английского языка в пятых – шестых классах.

Этапы проведения проекта

Заключение 19

Библиография 20 Приложение 22-27

Введение

Развитие личности в системе современного образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебны$х действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

$

В частности, предлагается именно универсальные учебные действия сделать частью стандарта. Учебные действия становятся сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике.

Проблема – разрыв между низким уровнем коммуникации на англи$йском языке и отсутствием методических приемов для обучения четырем видам речевой деятельности с использованием игровых технологий. Изучение иностранного языка в современной школе направлено на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, а также иноязычной коммуникативной компетентности. Однако методической литературы по этой проблеме недостаточно. Поэтому в данном проекте предпринята попытка показать, как можно развивать коммуникативные учебные действия в интересной для учащихся форме с учётом их возрастных особенностей.

Качество современного образования определяется тем, насколько у учащихся школ развиты коммуникативные универсальные учебные действия: способности, качества, определяющие его как ученика, гражданина и участника социальной жизни, тем, насколько он может и готов жить среди людей, свободно, активн$о и полноценно реализуя себя и не нарушая при этом интересы других. Поэтому тема “Формирование коммуникативных униве$рсальных учебных действий на уроках английского языка с использованием игровых технологий в пятых – шестых классах” является актуальной.

Наиболее значимой работой по проблеме коммуникативных универсальных учебных действий является:

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под ред. А. Г. Асмолова.

В работах Выготского Л.С. Вопросы детской психологии.

$ Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.

Эльконина Д.Б. Природа детства и его периодизация

разрабатываются возрастные особенности психологии учащихся, которые необходимо учитывать учителю при выборе игр на уроке английского языка.

$ Ряд авторов приводит исследования учебных игр на уроках английского языка:

Дергач А.А. Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком.

Lee W.R. Lanquaqe Teaching Games and Contests.

Lewis Gordon, Bedson Gunther. Games for Children.

В этих работах указывается, что превосход$ство игры над другими средствами обучения учащихся пятых – шестых классов обнаруживается в том, что она

— способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную формы работы на уроках английского языка;

— дает возможность успешно решать основную задачу – обучение общению на английском языке посредством игровых технологий.

Объектом исследования в данной работе является формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Предмет исследования – возможности языковых и речевых игр в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся пятых – шестых классов.

Цель – выявление возможности игры как средства формирования$ коммуникативных универсальных учебных действий.

Гипотеза – если учитель при организации учебного процесса будет отбирать и применять учебные игры сог$ласно возрастным особенностям детей, то он создаст условия для более качественного формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Для подтверждения цели и гипотезы решаются следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий с использованием игровых технологий на уроках английского языка;

  2. исследовать систему языковых и речевых игр по формированию коммуникативных универсальных учебных действий уча$щихся пятых – шестых классов;

  3. представить систему игр по формированию коммуникативных учебных действий.

Научной новизной данной работы можно считать усовершенствование методов формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Практическая значимость работы предполагает возможности использования результатов исследования в практике преподавания английского языка.

Подобран пра$ктический материал, формирующий коммуникативные универсальные учебные действия в процессе языковых и речевых игр.

I Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в пятых — шестых классах с использованием игровых технологий

  1. $Возрастные особенности психологии учащихся пятых – шестых классов

5 класс (десять лет) по Ж. Пиаже и Д.Б. Эльконину [ 9, 14]. – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки.

Для многих учащихся, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход в пятом кассе к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является зримым внешним показателем их $взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся или не устраивающие ученика отношения с учителями.

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, – достаточно сильно у пятиклассников. Отмечавшееся к концу начальных классов снижение интереса к учебе, определенное “разочарование” в школе сменяются ожиданием перемен.

$ Вместе с тем учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Это может затруднить адаптацию детей к средней школе. Возросшие требования зачастую оказываются не по силам. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, того, что никому из взрослых в школе они не нужны. Иногда за одной и той же формой поведения (например, за посещением первого класса, в котором работае$т их бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы: от желания вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают, до стремления утвердить себя как “старшего”.

В это время у учащихся очень сильно выражено эмоциональное отношение к учебному предмету. Практически все$ пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причём критерием такой оценки служит не реальная успешность в этом предмете, а субъективное отношение к нему. Также отношение к собственным возможностям создаёт благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника, так как для этого оказывается важным, по сути, то, чтобы занятия вызывали у десятилетнего учащегося положительные эмоциональные переживания. Общее положительное к себе отношение $и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, приводит к тому, что учащиеся пятых классов охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что смогут это сделать, но при первой же трудности бросают, не испытывая при этом угрызений совести.

Для развития пятиклассника имеет очень б$ольшое значение юмор. В этом возрасте учащиеся очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто кажутся взрослым несмешными и глупыми. Однако важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимы к детским шуткам и умели использовать юмор в учебной работе. Учебный материал запоминается легко (иногда на всю жизнь), если он представлен в шутливой форме (A hippo in pink clothes

With a rose on her nose).

Шестой класс (11-12лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, значительного роста энергии учащегося.

$ Возраст десяти и особенно одиннадцати – двенадцати лет характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, возникновения познавательных интересов. Учащиеся шестых классов отличаются высокой любознательностью, которая и по своему содержанию и по интенсивности носит “взрывной” характер: резко расширяются рамки любознательн$ости, появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, за пределы нашей планеты. Учащихся волнуют проблемы войны и мира, экологические, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. У шестиклассников наблюдается своеобразный “пик любознательности”, исследовательская активность в форме вопросов максимальна по объёму, широте и глубине по сравнению с учащимися начальной школы и учащимися седьмых – восьмых классов. Проявления любознательности часто не связаны со школьной программой. Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес учащихся к миру за предела$ми школы, ощущение своих возросших возможностей и имеет существенное значение для “подпитки” чувства взрослости. Несмотря на наличие форм утверждения взрослости и определённых проблем, возникающих между учащимися одиннадцати – двенадцати лет и взрослыми, этот возраст в целом характеризуется ещё как достаточно благоприятный во взаимоотношениях взрослых и детей. Учащиеся открыты по отношению к взрослым, в основном доверяют им и, несмотря на всё более усиливающееся значение общения со сверстниками, продолжают в основном ориентироваться на взрослых, на их нормы и ценности.

У учащихся эт$ого возраста совершенствуются все психические процессы. У них развивается способность к абстрактному мышлению с сохранением наглядно-образного компонента: воздействие чувственных впечатлений (яркие наглядные пособия, фильмы, компьютер, Интернет) оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). Развитие памяти, восприятия, внимания идёт по пути усиления произвольности. Шестиклассники уже умеют организовывать и контролироват$ь свои действия, однако их внимание отличается противоречивостью: с одной стороны, у них формируется устойчивое произвольное внимание, а с другой – бурная активность и импульсивность шестиклассника часто приводит к неустойчивости внимания, его частой отвлекаемости. Активная познавательная деятельность, интересные виды заданий, доверие к интеллектуальным возможностям учащихся – вот что делает урок интересным для этих детей, способствует организации их внимания и $восприятия.

Учащиеся одиннадцати – двенадцати лет очень интересуются способами развития внимания и памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других. Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта).

Одиннадцать лет – период, когда у учащегося возникает желание понять, лучше узнать себя и появляется потребность в самооценке. Вместе с тем он чувствует, что не умеет, не может оценить себя, не з$нает, как это можно сделать.

В одиннадцать лет может отмечаться рост негативного восприятия себя, увеличение числа негативных самооценок. Есть учащиеся, которые дают себе полностью негативную характеристику. Личные переживания и увлечения, расширение связей с окружающим миром часто снижают интерес шестиклассника к учению. Положительное отношение к учению возникает, тогда, когда деятельность, которой учащиеся занимаются, удовлетворяет их познавательные потребности.

  1. Понятие комм$уникативных универсальных учебных действий

Период для развития коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между детьми в основной школе исключительно благоприятный. Коммуникативные универсальные учебные действия определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласован$ие и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. А. Г. Асмолов дает следующий состав коммуникативных действий, осваиваемых детьми и подростками на протяжении периода школьного обучения [22, с.56-59]$:

  1. Обучение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией – это умение:

— слушать и слышать друг друга;

— выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

$- вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного и иностранного языка.

2. Способность действовать с учетом позиции другого предполагает:

— понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с

собственной;

— готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке групповой

позиции;

$ — умение аргументировать свою точку зрени$я, отстаивать свою позицию

невраждебным для оппонентов образом.

3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – это:

— определение цели и функций участников, способов взаимодействия;

— способность брать на себя инициативу в организации совместного

действия (деловое лидерство);

— способность с помощью вопросов добывать недостающую

информацию;

$ — управление поведением партнера – коррекция, оценка действий

партнера, у$мение убеждать.

4. Работа в группе – это умение:

— устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;

— интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие

$со сверстниками и взрослыми;

— обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

— разрешать конфликтную ситуацию через анализ её условий.

5. Следование морально-этическим и психологическим принципам

общения и сот$рудничества это:

— уважительное отношение к партнерам;

— готовность реагировать на нужды других, оказывать помощь и

эмоциональную поддержку партнерам в процессе совместной

деятельности;

— стремление устанавливать доверительные отношения

взаимопонимания.

$ 6. Речевые действия как средства регуляции собственной

деятельности – это:

— использование адекватных язык$овых средств для высказывания

своих чувств и мыслей;

— речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания

совершаемых действий в форме речевых значений с целью

ориентировки предметно-практической или иной деятельности$.

Формирование универсальных учебных действий опирается на коммуникативную компетентность.

Коммуникативная компетентность – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.

Само понятие “коммуникативная компетентность” является многоплановым и включает в себя отдельные компетенции.

Языковая (лингвистическая) компете$нция, т.е. языковые знания, умения и навыки в области фонетики, лексики и грамматики. Знания и умения могут быть рецептивными, то есть для распознания информации, и продуктивными, т.е. используемыми для порождения речи.

Речевая компетенция означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, обеспечивающих возможность организовать и осуществить речевое действие (реализовать коммуникативное намерение), а также способность такими способами $пользоваться для понимания мыслей других людей и выражения собственных суждений. Речевая компетенция – это коммуникативные умения учащихся в аудировании, говорении, чтении и письме.

Социокультурная компетенция, то есть способность применять знания о национально-культурных особенностях англоязычных стран.

Стратегическая (компенсаторная) компетенция – это такая компетенция, с помощью которой учащийся может восполнить пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде.

$ Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, в связи с тем, что общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности.

$ 3.Психологические особенности игровой деятельности

Трудно переоценить роль игры в процессе воспитания и обучения, в жизни человека вообще. Люди всех возрастов в разных условиях, при разных обстоятельствах всегда с удовольствием играют. Успех в обучении английскому языку учащихся пятых – шестых классов обеспечен такой методической системой, в основе кот$орой лежит интерес детей к предмету, Чем же живет ребенок? В чем реализуется его личность? Конечно в игре. Игра на уроках английского языка в пятых – шестых классах, где все привычное называется по-другому, где можно раскрыть свои таланты, где учащиеся проявляются вдруг с неожиданной, но всегда лучшей стороны, всегда интересна.

Так что же такое игра? Под игрой мы понимаем определение, данное Л.С. Выготским: “… игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, … игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности$, приготовлением к будущей жизни” [4/1,с.93].

Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на ученика, является средством мотивации учения, активизирует резервные возможности личности. Игра помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную наглядность в изучении конкретного материала. Особенность учебной игры в том, что она вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и представляет для учащихся задачу или проблему, подлежащую немедленному решению, следовательно, она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра стимулирует интеллектуальную деятельность учащихся, учит провер$ять правильность принятых решений. Учащиеся постоянно думают — как поступить, как сказать, как выиграть. Игра является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении английским языком, представляя собой одну из форм и средств контроля и самоконтроля учащихся.

Игра способствует непроизвольному запоминанию и синтетическому восприятию целых фраз, структур. Игра стимулирует воображение, интерес, у$чит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность.

Психологическое воздействие игры обнаруживается в преодолении боязни гово$рения (общения) на английском языке. Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: смелость, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковый материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения — “ оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”.

Каковы основные психо$логические требования к игре и условиям ее проведения?

Игра должна обладать релевантностью и иметь личностный смысл и значимость для каждого из участников. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивиро$вана, а учащиеся должны испытывать потребность в ней.

Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка, в которой проводится игра, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит учителю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся – характер, темперамент, целеустремленность, усидчивость, организованность, дисциплинированность, волю, состояние здоровья, самочувствие каждого участника игры.

Требования психологического характера подразумевают и создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Одним из таких условий является психологическая готовность учащихся к такого рода деятельности. Данный вид готовности предполагает компетенцию участников общения в области затрагиваемо$й проблемы и наличие коммуникативных умений, обусловливающих эффективность взаимодействия в процессе игры. Содержание игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а игра должна завершаться получением определенного результата, представляющего для них ценность. Игра должна опираться на коммуникативные универсальные учебные действия, приобретенные на различных занятиях, и обеспечивать возможность обучаемых принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивать себя и окружающих. Одним из важнейших психологических требований я$вляется логическое сочетание игры с практикой реального общения.

4.Классификация игр

В данной работе мы используем классификацию игр, предложенную А.А. Деркач и С.Ф. Щербак [5,с.23]. Игры могут характеризоваться учебными целями и задачами,$ формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом участников. Так, по количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные (для одного человека) и парные, групповые, коллективные.

По способу организации игры бывают компьютерные, имитационно-моделирующие, письменные и др.

По степени сложности выполняемых действий различают простые и сложные игры.

По характеру и форме пров$едения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные, интеллектуальные (ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и др.), взаимодействия (коммуникативные) и ролевые игры. Г.К. Селевко рассматривает ролевые игры как модификации деловых игр.

По целям и задачам обучения игры подразделяются на языковые (или аспектные) и речевые. Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, г$рамматику), делятся соответственно на фонетические, лексические и грамматические. Деление языковых игр в зависимости от аспекта языка условно, ибо невозможно изучить лексику без фонетики, грамматику без лексики. Вместе с тем, можно говорить и о смешанных языковых играх.

$ Главная цель фонетических игр – постановка (коррекция) произношения, отработка интонаций. Они отличаются непродолжительностью и строятся, как правило, на основе имитации. Эти игры могут использоваться и для хорошей разрядки на уроке, создав атмосферу непринужденности.

Лексические игры сосредотачивают внимание учащихся исключительно на лексическом материале и имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения.

Грамматические игры призваны обеспечить ум$ение учащихся практически применять знания по грамматике английского языка, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических структур в естественных ситуациях общения. Так же как и лексические, они носят индивидуальный, парный, групповой иди коллективный (фронтальный) характер.

Речевые игры учат умению пользоваться языковыми средствами в процессе совершения речевого акта (монологического и диалогического, письменного и устного) и отталкиваютс$я от конкретной ситуации, в которой осуществляется речевое действие. Каждому виду речевой деятельности будет соответствовать и определенный вид игры: игры для обучения чтению, для обучения аудированию, для обучения говорению, для обучения письму, а также смешанные.

Игры для обучения говорению и письму связаны с формированием и развитием умений, требуемых для осуществления продуктивных видов речевой деятельности. Как правило, на начальном этапе данные игры предполагают следование образцу, на последующих — носят все более самостоятельный, творческий характер.

Отличительной чертой вс$ех игр, используемых на занятиях по иностранному языку, является их коммуникативная направленность и обусловленность. Поэтому, говоря, например, о языковых и речевых играх необходимо применять термин языковые и речевые игры на коммуникативной основе.

Данные игры несут двойную нагрузку, а именно содержат учебную задачу, заданную самой игрой, решение которой сопряжено с решением задачи коммуникат$ивной, возникающей для учащихся незаметно. Иными словами, чтобы решить основную игровую задачу, необходимо решение задачи коммуникативной (работа с учебником, справочником, книгой, текстом и т.п., или взаимодействие с одноклассником, учителем, другим собеседником).

5.Структура игр

Игры различны, но есть много общего в структуре игровой деятельности. В первую очередь в игре можно выделить обязательные основные этапы.

Собственно первый этап игры начинается в тот момент, когда желание играть появил$ось.

По Г.К. Селевко, структура игровой деятельности включает:

  1. Этап подготовки

  • разработку игры;

  • ввод в игру.

2. Этап проведения

  • $групповую работу над заданием;

  • межгрупповую дискуссию.

3. Этап анализа и обобщения [12, с.59].

Этап подготовки начинается с плана и общего описания игры и подготовки материального обеспечения. Далее идет постановка проблемы, целей, инструкция, регламент, правила игры, распределение ролей, формирование группы. Инструкция и правила игры д$олжны быть доступны, изложены четко, точно и поняты однозначно.

Существуют различные способы формирования групп.

Группа по желанию – участники игры сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, объединяются по взаимному выбору.

Случайная” группа – группа, формируемая по принципу случайности. Она характеризуется тем, что в ней иногда объединяются те, кто ни в каких дру$гих условиях вместе не работают (не дружат, не выбирают друг друга, иногда враждуют …).

$ Работа в такой группе развивает у учащихся способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и людям, что немаловажно для их дальнейшей жизни.

Группа, сформированная лидером – может быть различной в зависимости от того, каков лидер, формирующий группу. Сами же лидеры могут либо назначаться (организатор игры назначает лидером того или иного участника игры в соответствии со своей целью), либо выбираться игроками.

Группа, формируемая организатором – группа, формируемая в соответствии с целями, которые организатор ставит себе в данной игре. В такую группу можно объединять лидеров или особенно продвинутых/

Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от г$лавной цели игры.

Этап проведения включает — “мозговой штурм”,

— выступления групп,

— защиту результатов,

— правила дискуссии.

Правила “мозгового штурма”:

  • Правило стремительности (время на работу должно быть строго огранич$енным и непродолжительным);

  • Правило свободы (каждый имеет право высказывать или не высказывать собственные мысли);

  • Запрет на критику (безоговорочно принимаются и фиксируются – на доске, на бумаге – все предлож$ения);

  • Право ведущего (учитель имеет право высказывать собственные предложения).

Этапы работы в режиме “мозгового штурма”:

  • $сообщение правил “мозгового штурма”;

  • высказывание и фиксирование идей;

  • классификация (без ограничения) высказанных идей, например, по степени оригинальности и фантастичности.

Особо сложным делом является организация дискуссии:

  • с одной стороны $учитель не имеет права навязывать участникам игры свою логику размышления, свои выводы и решения, вести их за собой.

  • с другой стороны он не должен допускать “ухода” их в сторону от решения задачи, предоставлять им полную свободу и пропускать бессодержательные, неаргументированные выступления.

Организатору игры приходится балансировать между жесткими требованиями к высказываниям игроков и свободой их в выдвижении различных гипотез.

На этапе анализа и обобщения выступают эксперты, идет обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формирует окончательный итог занятия.

II. Игры по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка в пятых – шестых классах

$ С целью повышения формирования более высокого уровня коммуникативных универсальных учебных действий нами будут проведены уроки английского языка с использованием различных языковых и речевых игр. Это могут быть следую$щие игры:

    1. Языковые:

      • фонетические;

      • игры с буквами;

      • грамматические;

      • лексические.

    2. Речевые:

        • игры для обучения чтению;

        • $игры для обучения аудированию;

        • игры для обучения говорению;

        • игры для обучения письму.

        $ Игры подбираются с учетом программного материала учебников 5 – 6 классов:

        Ю.Е.Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс Английский в фокусе. M.: Express Publishing: Просвещение, 2012.

        Этапы проведения проекта

        Срок реализации проекта – 2 года

        $

        Название этапа

        $

        Содержание этапа

        Сроки

        Ответственный

        1. $Подготовительный

        Изучить литературу по проблеме исследования

        февраль 2013 года

        $Петрова С.Б.

        Отбор языковых и речевых игр

        март 2013

        Разработка ролевых игр

        март 2013

        $

        1. Внедренческий

        Использование различных игр на уроках английского языка в 5-6 классах

        сентябрь 2013 года – май 2015 года

        Петрова С.Б.

        $

        Мониторинг реализации проекта

        сентябрь 2013 (входной)

        май 2014 (промежуточный)

        ноябрь 2014 (промежуточный)

        май 2015 (итоговый)

        1. Заключительный

        $

        Анализ реализации проекта

        июнь 2015

        Петрова С.Б.

        Корректировка проекта

        июль – август 2015

        Заключение

        Обобщ$ая вышеизложенное, мы приходим к следующему заключению:

        1. Овладение иноязычным общением даже в ограниченных пределах – процесс многоаспектный, а коммуникативные универсальные учебные действия, выступающие как искомый результат обучения, — явление сложное, многокомпонентное.

        2. Использование игровых технологий на уроках английского языка актуально, важно, необходимо. Учебные игры, органично включенные в урок, формируют более высокий уровень коммуникативных универсальных учебных действий и коммуникативной компетентнос$ти.

        3. Особенно стимулируют овладение иностранным языком различные ролевые игры, которые способствуют тренировке, закреплению универсальных учебных действий, обеспечивают условия для самоконтроля, формирования и развития активной речемыслительной деятельности учащихся, то есть формируют более качественный уровень коммуникативных универсальных учебных действий.

        Библиография

        $

        $1. Бим И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса. //Иностранные языки в школе, 1996 №1. – с. 48-52

        2. Багрова А.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения. //Иностранный язык в школе, 1996 №3 – 6с.

        3. Василевич А.П. Английский язык. Игровой курс для детей. Дубна. Феникс, 2001. – 208с.

        4. Выготский Л.С. Вопросы детской психо$логии. Спб.:Союз, 1997г. – 220с.

        Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. – 533 с.

        5. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: искусство овладение иностранным языком. М. Педагогика, 1991г. – 224с.

        6. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М$.: Флинта, 1998. — 192с.

        7.Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб.: КАРО, «Четыре четверти», 2008. – 192 с.

        8. Лобанова Т.Н. Построение модели ключевых компетенций. //Справочник по управлению персоналом. 2002 №11 с.-11-26.

        9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика. Пресс, 1999. – 526с.

        10. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., 1996. – 269с.

        11. Рыжков М.В. Ключевые компетенции в станд$арте: возможности реализации. //Стандарты и мониторинг в образовании. 1999/4 с.20-23.

        12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. – 256с.

        13. Щукин А.Н. Методика обучения иностранным языкам: курс лекций. М.:УРАО, 2002. – 288с.

        14. Эльконин Д.Б. Природа детства и его периодизация. //Избр. психологические труды. М.: Педагогика, 1989. – 554с.

        $

        15. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999 – 360с.

        16.Компетентностно – ориентированный подход к образованию. Выпуск 2. Самара: Профи, 2002 – 92с.

        17.Английский язык. 5-6 классы: игровые технологии на уроках./авт.-сост. Т.В. Пукина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.

        18. Английский язык. 5-6 классы: Обучающие игры на уроках. /авт-сост. Г.В. Данилов$а.- Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

        19. Lee W.R. Language $Teaching Games Contests. Oxford University Press., 1997. – 208p.

        20. Lewis Gordon, Bedson Gunter. Games For Children. Oxford, 2000. – 150p.

        21. Peter Watcyn-Jones. Grammar Games And Activities for Teachers. Penguin Books, Middlesex, England, 1995. 185p.

        22. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли; под. ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

        $

        $

        $

        $

        Приложение

        Языковые игры

        1)Фонетическиеигры

        Какой звук я задумал? (игра- загадка)

        Учитель называет цепочк$у слов, в которой встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку. Например: sofa, $home, rose, nose, stone, go, no hope so; girl, first, thirty, skirt, her, bird.

        Эти фонетические игры можно использовать по теме “Starter Unit ” в пятом классе.

        Proverb

        Каждая поговорка разделена на две части. Первую часть поговорки нужно соотнести по смыслу со второй частью и правильно произнести.

        A A friend in need 1. home is b$est

        B All’s well 2. than never

        C Better late 3. is a friend indeed

        D East or west 4. that ends well.

        Tonguetwister

        Желающий должен сначала произнести скороговорку громко и медленно, $а потом повторить ее быстро и без ошибок 3 – 5 раз.

        Red lorry, yellow lorry.

        Hello. Here’s Henry the happy hippopotamus!

        Twelve tall tale – tellers are talking till twilight.

        2) Игры с буквами

        $ Compositor – Наборщик

        На доске записывается, например, слово cattlefarm / representative/. Учащиеся составляют новые слова из букв данного слова. Составленные учащимися слова записываются на доске. Выигрывает предложивший последнее слово.

        Cattle-farm — café, camel, car, care, cat, eat, ear, face, farm, farmer, letter, meat, race, raft, tea, eat, team.

        Representative — present, rain, nest, tea, eat, test, part, art, a$t etc.

        Anagrams

        В игре используются слова, при изменении порядка букв которых получается новое слово.

        tale — late ten-net

        team — meat take-Kate

        $ not — ton tea-eat

        race-care more — Rome

        3) Грамматические игры

        Alibi (Ролевая игра).

        Teacher: Imagine a crime was committed at 9 p.m. yesterday.

        Student 1: You are a policeman and have to conduct the interrogation.

        $ Student 2, 3, 4, 5: You are the suspects and have to answer the questions and prove your alibi.

        Student 6: You are the judge. You have to pass a sentence.

        $ Ход игры:

        Policeman: Where were you at 9 p.m. yesterday?

        Suspect1: At home watching TV. My neighbour can confirm it.

        P: The next suspect, please. Where were you at 9 p.m. yesterday?

        S2: I was with my friends by the river. So I have got an alibi.

        P: The third suspect,$ come in, please. Where were you at 9 p.m. yesterday?

        S3: I was at home painting a picture. My friend saw me doing it.

        P: The fourth suspect, come in, please. Where were you at 9 p.m. yesterday?

        S4: I was at cinema at 9 p.m.

        P: What film did you see?

        S4: “Ten Little Niggers”.

        P: So your Honour you can see everybody has got an alibi.

        The judge: Yes, they$ have.

        As you all plead not guilty and have an alibi to prove it, the verdict is “innocent”.

        $ Данная ролевая игра проводится нами в 6 классе при повторении простого прошедшего времени.

        4) Лексические игры

        1. Are You a Good Spy?

        В игре принимают участие две команды. Участники игры пытаются разгадать секретный код тайного агента. У каждой цифры – определенная буква алфавита.

        $

        5-14-7-12-9-19-8 9-19 9-13-16-15-18-20-1-14-20

        (А=1, Б=2, С=3 и т.д.)

        Ответ: English is important.

        2. My favourite Subject.$ (Ролевая игра проводится по теме ‘School days’при отработке лексики по подтеме: “Школьные предметы” в пятом классе).

        Two boys met in the swimming pool ‘Dolphin’.

        Student1: Imagine you are Jim from London. Your favourite subject is history. You are in the fifth form.

        Student2: You are Tolya. You are in the sixth form. Your favorite subject is maths. Play the role game.

        Tolya: Hi! My name is Tolya. What is your name?

        $ Jim: My name is Jim. Do you speak English?

        T: Yes$, I do. I learn English at school. How are you?

        J: Fine. Thanks. And you?

        T: I’m OK. I am in the sixth form. And you?

        J: I am in the fifth form.

        T: What subjects do you learn?

        J: I learn English, Literature, French, Geography, Computer Studies, Biology, History etc.

        T: And what is your favorite subject?

        J: My favorite subject $is history. Do you like history?

        T: So-so. My favourite subject is Maths. Will you come to the swimming pool tomorrow?

        J: Yes, I will$.

        T: See you tomorrow.

        J: Yes, OK.

        Речевые игры

        1) Игры для обучения чтению

        Чтобы вызвать интерес, сформировать коммуникативную компетенцию, а также проверить навыки чтения, на уроках английского языка, используются следующие игры:

        Восстановите текст в логической последовательности (коммуникативная игра).

        $ Каждый участник получает отрывок из текста и знакомится с его содержанием. Затем все участники общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

        2) Игры для обучения аудированию

        Extra Dictation.

        $ Бумага и карандаши готовятся заранее. Дети рисуют под диктовку.

        Teacher: Draw a table.

        There is a ball under th$e table.

        Colour the ball yellow.

        There are two boxes on the table.

        Colour the boxes red.

        There is a book near the boxes.

        Sign your pictures.

        Give the pictures to me.

        3) Игры для обучения говорению

        Ролевая игра At The$ Department Store

        Помимо привычных реалий повседневной жизни игра отражает развитие “челночной” торговли, в ходе которой многим продавцам (в том числе и родителям учащихся) приходится посещать зарубежные страны, используя при этом элементарные навыки иноязычного общения.

        $В процессе подготовки к игре шестиклассники готовят “товар для продажи”: различные предметы одежды (вырезки из журналов мод, наклеенные на карточки).

        Ход игры:

        • Good morning!

        • Good morning!

        • What can I do for you?

        • $Do you have any shirts in your department?

        • Yes, of course.

        • I need size…

        • Here are some shirts sizes…

        • $

          Thank you very march.

        • What material are they made of?

        • They are made of pure cotton Etc.

        Fashion Show (Ролевая игра) по теме ‘In all weathers’ – Dress right — 5 класс.

        $ Student 1: You are top model showing off beautiful clothes.

        Student 2: You are making comment on the model’s clothes.

        $ Student 3: You are the other team’s top model.

        Student 4: You are the other team’s commentator describing the clothes and the

        model.

        Student 5,6,7: You are the jury. After each presentation you are to give marks

        for the model.

        $

        Teacher: Dear friends! We are happy to see you here at the Fashion Show. Let

        me introduce the jury to you. They will give marks for the models, by

        holding up a card with a number from 1 to 6. The model with the

        highest marks is the winner.

        Commentator to the musical accompaniment of the first $team: You can see Iris

        here. She’s a young model, only 11 years old. She’s wearing

        black tights, a red blouse and a white skirt. She’s very pretty.

        Commentator of the second team: You can see Linda before you. She is young $

        model, 11 years old too. She’s got short curly hair and blue blouse.

        She is very nice.

        Jury: So we have finished our Fashion Show with the score of 30 to 25 in favour

        of the model Iris from team 1. Thank you for coming. Welcome to our

        next show.

        Passport Control. Ролевая игра по теме$ ‘Holiday Time’- в 6 классе.

        Student1: You are the passport control officer and ask each student several questions.

        $ Student 2-4: You are the passengers. You have to show their passports and answer questions before the room.

        Passport control

        Officer: What is your name?

        Passenger: My name is Mary.

        P.c.o.: What is your surname?

        $ P: Antipova.

        P.c.o.: How old are you?

        P: I am 11.

        P.c.o.: Where are you from?

        P: I am from Novokuibyshevsk.

        $ P.c.o.: Where are you going to travel?

        P: I am going to travel to London.

        P.c.o.: Have a good traveling.

        P: Thank you very mach. Etc.

        4) Игры для обучения письму

        1. Даются слова с пропущенными гласными буквами: plte, nse$, ppil, clck, frst, srname. Каждый участник игры должен правильно вставить пропущенные гласные в словах. Выигрывает та команда, которая быстрее и с меньшими ошибками справляется с заданием.

        2. Visiting-card (6 класс).

        $ Для формирования письменной компетенции проводится игра-соревнование: какая команда быстрее и грамотнее заполнит визитные карточки. Пример заполнения визитной карточки:

        Susan Lennox

        Schoolgirl

        Age:12

        11 Great Stuart Street

        $ Edinburgh

        UK

        $

        Post Comment