Формы и методы организации рефлексии на занятиях английского языка в системе дополнительного образования

$ Формы и методы организации рефлексии на занятиях английского языка в системе дополнительного образования

Зянчурина Эмилия Расуловна

Педагог дополнительного образования МАОУ ДОД Городской Дворец творчества детей и молодёжи №1 г.Набережные Челны

Рефлексия занимает центральное место в учении, однако долгое время ей не уделялось должного внимания, с точки зрения учеников. Рефлексия является ключевым элементом качественного преподавания. Учащиеся обучаются более эффективно и быстрее, когда четко $понимают, как хорошо они справляются и что надо сделать, чтобы улучшить свои достижения. [1]

Рефлексия служит достижению многих целей, включая оценку достижений, развитие умений и навыков, а также мотивации учеников. [2]

Один из при$нципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово ре$флексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуман$ного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия$ настроения и эмоционального состояния

  2. рефлексия деятельности

  3. рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии наст$роения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возмо$жность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен пр$ием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием син$квейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. [3]

На занятии очень важно, с каким настроением и как именно мы начинаем объяснение нового материала, но не мало важно $также с каким настроением и каким багажом знаний, умений и навыков наши воспитанники пришли и уходят с занятия.

Рефлексия — анализ качества и уровня усвоения воспитанниками теоретических и практических знаний и умений, а также самооценка воспитанниками собственной деятельности:

1. оценить свою работу и работу товарищей

2. заметить и исправить ошибку

3.рассказать о способах выполнения заданий

4. спланировать работу

$ 5. предвидеть ее результат

Рефлексия может проходить не только в конце занятия, но и в начале: спросить у воспитанников с каким настроением они пришли, оценить работу на прошлом занятии. (I was good at… It was a problem for me to …. I would like at this lesson to…)

$

Рефлексия может проходить на каждом этапе занятия. После каждого задания. (It was easy, It was OK, It was challenging, It was a super challenge.) Это позволяет проанализировать возможности каждого ребенка и подобрать для него оптимальное задание для развития его способностей.

Кроме того, на занятиях мною используются следующие методы$ и приемы:

1. Беседа: а. Хотели бы вы, чтобы я привела еще один пример? Поднимите руки, если да

б. Нужно ли еще раз объяснить правило?

в. Вы устали? Не хотите отдохнуть?

2. Даются утверждения I understood the lesson. I need more examples in order to understand. The pace was a bit sl$ow/too fast. I still have some questions. Paying attention during these lessons was not easy. The lesson was interesting.

Воспитанники оценивают каждое из них и почему

1. Strongly agree

2. Agree

$ 3. Disagree

4. Strongly disagree

3. Другой прием: Напишите три самые важные вещи, которые вы узнали на занятии и почему. Написать три важные вещи$, по вашему мнению, и в конце занятия их сравнить и объяснить, почему они совпали или отличаются с мнением ребят. Ваша точка зрения не обязательно должна быть правильной.

Формы могут быть также разнообразны: дерево желаний, отметьте цветочком наиболее понравившейся проект, оставьте свое мнение на сердечке, светофор (крас$ный цвет-I was stopped by…, ; желтый- It took me time to understand…, зеленый- I was quite good at…), восхождение на гору (покажите на какой уровень вы поднялись в чем-либо…), рефлексия после выполнения задания, проекта и т.д. (н-р веб-квеста)

Кроме того, воспитанники оценивают сами себя, оценивают друг друга посредством сайта нашего объединения.

Они заходят на сайт выбирают вкладку Take the poll. Принять участие в опросе. Они выбирают фамилию того за кого хотят п$роголосовать, голосование тайное выбирают оценочные пункты: отлично, хорошо, можно лучше, подтянись!

После это$го воспитанник, получивший большее количество баллов становится воспитанником месяца, который получает приз.

В ходе занятий приходим к выводу, что необходима также и рефлексия деятельности педагога родителями. Для обратной связи была создана страничка вопрос-ответ на сайте объединения.

Изначально рефлексия на занятии проходила довольно сложно, дети были непривычны к такой форме оценки, однако многие после первого же заняти$я заявили, что им понравилось, и так работать интереснее.

Таким образом, начав применять на практике различные формы и методы рефлексии, наметилась тенденция активного участия и взаимодействия воспитанников на занятии, улучшилась результативность занятий, показатели ЗУН и показатели критериев качества обученности, что, несомненно, говорит в пользу дальнейшего применения и расширения методических приемов рефлексии.

$

Список использованной литературы

1.Dai Hounsell, Enhancing feedback to students in times of constrained resourc$es. / Dai Hounsell, Jenny Hounsell, Judith Litjens and Velda McCune — University of Edinburgh. — May 2011.

2. Thanos Hatziapostolou1 and Iraklis Paraskakis , Enhancing the Impact of Formative Feedback on Student Learning Through an Online Feedback System / Electronic Journal of e-Learning Volume 8 Issue 2 /City College – International Faculty of the Univ$ersity of Sheffield, Thessaloniki, Greece / South East European Research Centre, Thessaloniki, Greece.- 2010, c.111 – 122

3. Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в шко$ле» №1,2005г

Post Comment