Использование технологии проектного метода на уроке английского языка

$МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА П.ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»

Использование технологии проектного метода

$на уроке английского языка.

подготовила

$учитель английского языка

Волк Ирина Николаевна

п.Верхнеказымский 2012г.

$Основной формой работы на уроке иностранного языка с применением технологии проектного метода является групповая работа. Если каждая группа решает одну и ту же задачу (ведет исследование одного и того же объекта), то целесообразно формирование разноуровневых групп. При дифференциации задач можно формировать группы, в которые войдут учащиеся одного образовательного уровня.

В ходе реализации одного проекта присутствуют все этапы, характерные для реализации любой исследовательской деятельности: 1

  1. В процессе беседы или дискуссии формулируется проблемный вопрос, актуализируются необходимые для дальнейшего исследования знания, ставятся це$ли и задачи работы.

  2. Посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования.

  3. $Выбирается метод исследования. Этот выбор может быть осуществлен в ходе фронтальной беседы, самостоятельного обсуждения проблемы и гипотезы в группе или же сформулирован учителем. Далее же проблему выбора метода учащиеся должны научиться решать самостоятельно.

  4. Учащиеся, работая в группе, ведут поиск решения выдвинутой проблемы, применяя выбранный на третьем этапе урока метод. Затем анализируют полученный результат и делают выводы о своей работе.

  5. $Полученные в ходе своих исследований результаты каждая группа оформляет в виде конспекта, плана, алгоритма, доклада и т.д. Вид отчета оговаривается до начала выполнения работы.

  6. Каждая группа представляет результаты своей работы в виде презентации.

  7. Подводятся $итоги работы, и дается оценка деятельности каждой группы.

Технология проектного метода может иметь место при изучении свойств объектов, определении взаимосвязей между объектами, установлении причинно — следственных связей между событиями и явлениями, отработке навыков решения различных задач и т.д.

$ Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу, например, при изучении иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе “добывания знаний” и их сознательного применения в различны$х иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых.

Признаками проектного метода при изучении иностранного языка как новой личностно-ориентированной технологии являются:

  1. Наличие концептуальной идеи автора – личностно-деятельностный подход к обучению.

  2. $

    Точность и предсказуемость результатов, осознание путей их достижения.

  3. Нацеленность на создание конкретного речевого продукта (диалог, монолог и т.д.), воплощенных в видах и формах учебной и внеуче$бной деятельности.

  4. Связь идеи проекта с реальной жизнью: наличие связей между теорией и практикой.

  5. $Самоорганизация и ответственность участников проекта.

  6. Консультационно-координирующий характер деятельности учителя.

Данная технология предусматривает временную и структурную завершенность проекта, а именно наличие четкого алгоритма выполнения последовательных действий. Язык должен быть средством общения и проектная работа раскрывает учащимся большие возможности для пользования языком с целью его совершенствования.

Следовательно, в процессе активной мыслительной иноязычной речевой деятельности при проектной работе возникают различно$го рода связи между иностранным языком и собственным миром учащегося, что способствует развитию креативности, творческих способностей в ходе учебного процесса. Примером применения технологии проектного метода при изучении иностранного языка может служить проект “Easy Grammar”.

Тема проекта: “Easy Grammar”.

$Тип проекта: исследовательский с элементами ролево-игровой и творческой деятельности; монопроект с открытой координацией, внутренний, групповой, краткосрочный.

$Цель проекта: проверить эффективность проектной методики в процессе ликвидации пробелов знаний по грамматики.

Цель потребовала решения следующих задач:

  1. $Систематизировать и закрепить грамматический материал, совершенствовать развитию иноязычной речевой компетенции и межкультурной коммуникации в целом.

  2. Повысить уровень автономности учащихся посредством самоорг$анизации в проведении исследовательский, творческой работы.

  3. Познакомить учащихся с методами групповой работы, методами проведения исследований, направленных на решение определенной проблемы.

  4. $Развивать сплоченность коллектива, ответственное критическое мышление, воображение, смекалку в процессе иноязычной ролево-игровой деятельности.

  5. Вовлечь учащихся данного проекта в дальнейшую исследовательскую деятельность по решению новых проблем.

Направленность проекта: познавательная.

$Продолжительность проведения: 3 академических часа.

Модель проектного занятия: Занятие основано на пройденном грамматическом материале в 7 классе и нацелено на расширение и обогащение языковых и речевых знаний учащихся по грамматики с помощью использования дополнительной литературы, а также н$а совершенствование лексико-грамматических навыков в процессе иноязычной речевой деятельности, лингвистической и коммуникативной компетенции в целом.

Занятие строится по типу ролевой игры и предпол$агает деление английской группы на 3 микрогруппы (примерно по 4–3 человека). Каждая микрогруппа представляет собой собрание знатоков грамматики, профессоров, авторов учебников по Английскому языку, оформителей.

В ходе ролевой игры учащиеся каждой группы выбирают то грамматическое время, где у них возникает больше проблем, обсуждают употребление времени, показатели, формирование отрицательных и вопросительных форм предложений, продумывают тренировочные задания, защиту конечного результата каждым из участников проекта. На закл$ючительном этапе проектного занятия проводится его анализ и оценка, формулируются соответствующие выводы.

В традиционной модели образования, которая так привлекает учителей с авторитарным стилем работы, хорошим учеником считается послушный и исполнительный ученик, выполняющий все задания учителя без лишнего обсуждения и раздумывания, по инструкции и в срок. В таком режиме работать значительно проще и учителю и ученику.

$Но условия современной жизни ставят перед образованием другие задачи и инициативность предпочтительнее, чем исполнительность. Эта черта личности сегодня скорее гарантирует успех в жизни, мобильность и готовность к решению проблем различного характера.

Но инициативность недостаточно только поддерживать, ее можно и нужно целенаправленно и последовательно формировать. Если при традиционном подходе учащимися приходится неоднократно сталкиваться с трудностями в выполнении заданий, требующих ассоциаций со знаниями, усвоенными ранее, то по проектном методе учащиеся освобождаются в большей части от таких трудностей, так как в процессе разработки проекта собственная з$аинтересованность учащегося, его внутренние мотивы, стремление проявить свои творческие способности, заставляющие активно мыслить, рассуждать над проблемой, раскрывает в его памяти необыкновенные р$ечевые ресурсы, которые он использует в новой сложившейся ситуации. В большинстве методических пособий указывается, что межпредметные связи в проектной работе способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместных действий и умение вести исследовательскую работу, что можно объединить одним термином, креативность.

В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип “успеха”, который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Следовательно, организация лю$бого учебного проекта предполагает организацию творческой деятельности учащихся, что является главным условием становления личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М: $АРКТИ, 2004.

  2. Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока // Русский язык в школе. 1997. — № 4.

  3. Любимова О. В. Оптимизация процесса изучения иностранного языка студентами неязыковых специ$альностей на основе метода проектов и игрового метода // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 5. http://www.ncstu.ru

  4. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. –2000. – № 1.

  5. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка. //Иностранные языки в школе. — 2002. — №3. — С. 41-46.

$ 1 Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока//Русский язык в школе. 1997. — №4

Post Comment