Компьютерные технологии на уроках английского языка

$ ОГБОУ Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

I и II видов

(Центр дистанционного образования)

$

Компьютерные технологии

на уроках английского языка

Подготовил учитель английского языка

Тимохова Елена Игоре$вна

$

Смоленск,

2012 г.

В настоящее время жизнь современного общества невозможно представить без компьютерных технологий. Они активно внедряются в различные сферы деятельности человека, в том числе и в образовательную.

Рассмотрим возможности и преимущес$тва применения компьютерных технологий на уроках английского языка.

Основными целями применения компьютерных технологий на уроках английского язык$а являются следующие:

  • развитие коммуникативной компетенции, то есть умение понимать оригинальные англоязычные тексты, а также способность передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

  • поддержание интереса и повышение мотивации к изучению языка;

  • увеличение объема лингвистических знаний;

  • $развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка;

  • возможность дифференцированного подхода к обучению с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Использование компьюте$ров на уроках английского языка — потребность времени, это помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.

$Компьютерные технологии позволяют рациональнее организовать работу на уроке. Наглядность, подготовленная на электронных носителях, способствует экономии учебного времени, помогает продемонстрировать различные явления, тематические картинки, видеосюжеты, делает урок насыщенным, интересным. Например, уже на ранних ступенях обучения актуально использование презентаций для предъявления лексических единиц. Такая наглядность отличается презентабельностью, привлекает внимание учеников и может сохраняться в таком виде долгое время.

Удобно использовать компьютерные технологии для предъявления, тренировки и активизации употребления грамматических явлений англи$йского языка. С помощью компьютера можно моделировать грамматические явления, это позволяет наглядно рассмотреть сложные аспекты грамматики англий$ского языка.

Отдельное место занимает проведение контроля полученных знаний, умений и навыков с помощью компьютерных технологий. Практика показывает, применение контрольно-измерительных материалов, подготовленных с использованием ИКТ, представляет большой интерес в образовательном процессе. Они могут быть различного вида. Очень эффективными являются тестовые контрольно — измерительные материалы по аудированию. Тем самым улучшается качество восприятия текста, создаются комфортные условия для выполнения задания. На завершающем этапе обучаемый получает сведения о результатах своей работы.

$ Прежде всего, хочется отметить экономичность тестовых контрольно-измерительных материалов такого образца.

Одним из наиболее перспективных направлений можно считать мульт$имедийные приложения к учебникам, без которых сейчас не обходится ни один уважающий себя УМК. Подобные приложения, установленные на компьютер, позволяют не только повысить мотивацию школьников, но улучшить качество их знаний.

Рассмотрим основные виды лингводидактических задач, которые можно решать с помощью ИКТ, то есть возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности.

При обучении фонетике:

С помощью ИКТ часто используется прием визуализации произношения. Мультимедийны$е возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контро$ля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки. Компьютер предлагает список слов для перевода и фонетической отработки. Возможна запись произносимого слова или фразы ученика с целью контроля, самоконтроля и корректировки;

$ При обучении грамматике:

Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет за$действована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке — исчезнет необходимость записывания материала на доске.

И с помощью ИКТ интереснее можно провести контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

При обучении лексике:

на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание спра$вочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Возможны такие виды работы, как:

упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты$ развития событий:

запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению; переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или п$роставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;

упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;

упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый н$аводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом.

упражнения в виде игры “ Охотник “, которая может быть в таких вариантах:

выстрел производится после аудирования слова по нужной дефиниции (картинке);

выстрел производится после написания слова.

учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;

$ учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От учащегося требуе$тся соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой);

упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией;

При обучении чтению:

ИКТ позволяет совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование поля восприятия и темпа предъявления, изменение расположения текста ит.д.; закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения; овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.); обучение различным видам ана$лиза текста; формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей; оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления$ языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий); контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.

При обучении аудированию:

формирование фонетических навыков аудирования;

контроль правильности понимания прослушанного тек$ста.

При обучении говорению:

формирование фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ.

$ При обучении переводу:

формирование лексических и грамматических навыков перевода; контроль правильности перевода; овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода; оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).

Таким образом, как показывает практика, эффективность использования существующих возможносте$й для применения информационных технологий очевидна. Внедрение ИКТ действительно позволяет повысить качество знаний. Обучение становится интересным и увлекательным, повышается познавательная активность школьников. Информационные технологии могут помочь обеспечить индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса.

Литература

1. Донцов Д. Английский на компьютере.$ Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.

  1. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. — М., 2004

  2. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006.

  3. Петрова Л.П. И$спользование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени.ИЯШ,№5, 2005

5. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. — 2005. — № 2.

6. http://edu.1september.ru/courses$/101/006/ (дата последнего вхождения — 17.03.2012)

7. http://ito.edu.ru/2010/MariyEl/I/I-0-3.html (дата последнего вхождения — 16.03.2012)

8. orskenglteacher.ucoz.ru/_ld/3/320_iktpoanglyazayu.doc (дата последнего вхожде$ния -17.03.2012)

Post Comment