Мастер-класс «Шесть шляп мышления Эдварда де Боно» как один из приемов обучения дискуссии на уроках английского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с.Арзгир

$Арзгирского района Ставропольского края

$Мастер класс «Шесть шляп мышления»

Эдварда де Боно как один из приемов обучения

дискуссии на уроках английского языка

по$дготовила

учитель английского языка

высшей категории

Осинская Вера Федоровна

С.Арзгир

2012

«Шесть шляп мыш$ления Эдварда де Боно» как один из приемов обучения дискуссии на уроках английского языка

Дискуссия – эффективный прием обучения иноязычному общению. Она вовлекает весь классный коллектив в активную речемыслительную деятельность. Дискуссия как методический прием ценна тем, что ее можно использовать при совершенствовании различных языков$ых навыков и речевых умений. На старшем этапе обучения дискуссия приобретает особую значимость, т.к. ученики н$а практике могут творчески реализовать ранее приобретенные речевые умения. Дискуссия развивает их самостоятельность, способствует формированию аналитического мышления.

Однако в ходе дискуссии учитель зачастую сталкивается с тем, что процесс обсуждения становится неуправляемым, слишком эмоциональным и логически незавершенным.

В практике своей работы я использую методику автора Эдварда де Боно, в частности его «Шесть шляп мышления», которая, на мой взгляд, позволяет достаточно продуктивно организовать$ учебный процесс. Суть данного метода заключается в том, что все участники на каждом этапе дискуссии работают над поставленной задачей в едином ключе, заданном цветом шляпы. Сам Эдвард де Боно считает, главный враг мышления – это сложность, потому что она ведет к непониманию и путанице. Когда же мысли ясны и просты, то они становятся более эффективными. Концепция шести шляп, а также ее применение являются достаточно простыми. Учитель ставит перед учащимися определенную задачу (изложить факты, высказать свое мнение и т.п.), каждой из которых соответствует свой цвет шляп.

Шляпы выступают в роли метафор, обозначающих этапы дискуссии для определенных составляющих учебного процесса, где каждому цвету соответствует свой этап. Трудно $одновременно быть логичным, эмоциональным, творческим, критичным и оптимистичным, поэтому человек может решать на каждом этапе только одну трудность. Шляпы позволяют соблюдать правила, что дисциплинирует и помогает обсуждению.

Каждый цвет шляп – это определенный алгоритм языкового общения.

$Белая шляпа – чистый лист бумаги, факты и только факты, никаких аргументов. Мы можем выдвинуть абсолютные истины (always true), предположения (occasionally true) или отрицательные факты (never true).

$Желтая шляпа – цвет солнца, оптимизм, позитивные решения проблемы, положительные эффекты, конструктивизм. Можно использовать следующие конструкции: I have a vision…, probable, very probable, fifty per cent probable. Также можно использовать if-конструкции, если они предполагают положительное решение проблемы.

Черная шляпа – мантия судьи, критика идей, предположение$, почему что-либо не будет работать. Используются такие конструкции как: It seems to me dangerous; yes, but.

Красная шляпа – цвет эмоций, эмоции, такие как страх, ревность, зависть, любовь, очень сильно влияют на процесс мышления и поэтому для них выделяется отдельный этап, на котором человек может просто высказать свои чувства без объяснения причины: I just hate it, I love, I fear$, I am fond of, keen on, I cant stand и т.д.

Зеленая шляпа – символ плодородия и роста, творческого мышления.

Синяя шляпа – цвет неба, контролирует процесс мышления, п$редусматривает свободу действий каждого члена команды (например, можно «одевать» синюю шляпу, если обсуждение отклоняется от сути или нарушаются правила), определяет тему беседы, делает промежуточные выводы, подводит конечные результаты.

Порядок шляп может меняться в зависимости от цели, которую вы хотите достичь. Де Боно в своей книге оговаривает, что желтая шляпа должна предшествовать черной, так как сначала должны появиться идеи, которые рассматриваются как положитель$ные, а потом их можно критиковать. Изменять количество шляп нельзя, так как может быть нарушена целостность мыслительного процесса. Этот прием подходит для любого урока, а я вам покажу его на своем предмете.

Тема нашей сегодняшней дискуссии – “The Price of Good and Mercy”(Цена добра и милосердия). Рассмотрим процесс обсуждения с по$мощью метода «Шесть шляп» на примере урока домашнего чтения в 10 классе по рассказу О’Генри «Последний лист». Этот рассказ всем известен, но я напомню его краткое содержание. Действие рассказа происходит в Нью-Йорке, осенью. Две молодые художницы, Сью и Джонси, снимают квартирку на верхнем этаже дома в нью-йоркском квартале Гринвич-Виллидж, где издавна селятся люди искусства. В ноябре Джонси заболевает пн$евмонией. Вердикт врача неутешителен: «У нее один шанс из десяти. И то, если она сама захочет жить». Но Джонси как раз потеряла интерес к жизни. Она лежит в постели, смотрит в окно и считает, сколько листьев осталось на старом плюще, который обвил своими побегами стену напротив. Джонси убеждена: когда упадет последний лист, она умрет.

$Сью рассказывает о мрачных мыслях подруги старому художнику Берману, который живет внизу. Он давно собирается создать шедевр, но пока у него что-то не клеится. Услышав про Джонси, старик Берман страшно расстроился и не захотел позировать Сью, писавшей с него золотоискателя-отшельника.

На следующее утро оказывается, что на плюще остался один-единственный лист. Джонси следит за тем, как он сопротивляется порывам ветра. Стемнело, пошел дождь, еще сильнее задул ветер, и Джонси$ не сомневается, что наутро она уже не увидит этот лист. Но она ошибается: к её великому удивлению, лист-храбрец продолжает сражаться с ненастьем. Это производит на Джонси сильное впечатление. Ей становится стыдно своего малодушия, и она обретает желание жить. Посетивший её доктор отмечает улучшение. По его мнению, шансы выжить и умереть уже равны. Он добавляет, что сосед снизу тоже подхватил воспаление легких, но у бедняги шансов на выздоровление нет. $Еще через день доктор заявляет, что теперь жизнь Джонси вне опасности. Вечером Сью сообщает подруге грустную весть: в больнице скончался старик Берман. Он простудился в ту ненастную ночь, когда плющ потерял последний лист и художник нарисовал новый  под проливным дождем и ледяным ветром. Берман все-таки создал свой шедевр.$

Чтобы начать продуктивное обсуждение мы должны определить фактический материал. Факты представляет белая шляпа. Именно она является первым этапом дискуссии. Прежде всего, вы называете название текста и автора, затем мы определяем время и место действия, событий в тексте, главных георев, устанавливаем хронологию описываемых в тексте событий.

Я надеваю белую шляпу$. This hat is the beginning of the story map we are to complete today. So, let’s begin with the title-

-And the author. Give me all the information that you know about the author.

-What about setting – time and place?

-And who are the main characters?

-And lastly the events. Now let’s define the events of the story.

После того, как обозначены факты мы приступаем ко второму этапу – анализу. Анализ начинается с желтой шляпы, т$.е. выявлении всех положительных моментов в рассказе.

We’ve discussed the facts and now I’ll take a yellow hat. What are all good points about the characters, the setting, the ending?

$-I’ll take a black hat and you are going to define the problems.

При обсуждении всегда возникает потребность выразить эмоции$, но именно эмоции очень часто мешают правильной оценке событий, поэтому Эдвард де Боно предлагает для эмоций красную шляпу. Когда наступает очередь этой шляпы, учащиеся выражают свои эмоции и чувства относительно героев, их поступков и событий.

-What do you like/dislike about the story?

Зеленая шляпа. What else can be done for Johnsy? Would you like to change the end of the story and how?

На последнем этапе обсуждения появляется синяя шляпа, роль которой заключается в том, чтоб$ы нацелить учащихся на определенные выводы и обобщения, подведение итогов обсуждения.

-Whom can we call the real man in this story?

-Was there any message or moral in the story?

-Тема диск$уссии.

Безусловно, обсуждение не будет полным, если учащимся не дать возможность самим попробовать решить проблемы, затронутые в тексте. Обычно учителем предлагаются различные творческие задания. Например, изменить конец рассказа, написать письмо-совет, обращенное к героям рассказа или организовать ролевую игру.

Использование описанного метода без споров, без путаницы заслушать мнение и доводы каждого учащегося, довести обсуждение до логического завершен$ия. Я довольно часто использую этот метод на уроках домашнего чтения, при обсуждении проблемных статей из современных газет и журналов.

Гл$авным результатом является активное включение всех учащихся в речевую деятельность, снятие определенных языковых и психологических трудностей, так как использование шляп разных цветов воспринимается как игра и позволяет без принуждения решать достаточно сложные вопросы как в языковом, так и в нравственном отношении.

Список использованной литературы

1. Журнал «Иностранные языки в школе» №5, 2010

2. Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления», Попурри, 2006

$
Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. $http://www.ingrid-s.ru/

Презентация к мастер-классу «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно

$

Post Comment