Научно-практическая конференция школьников»Эврика» Сходство и различие праздничных традиций и обычаев в Великобритании и России

Страница | 16

Содержан$ие:

1. Аннотация…………………………………………………………………………………….стр.2

2. Введение……………………………………………………………………………стр.3

3. Основная $часть:

3.1. Праздник – как история и культура народа……………………………………стр.4

3.2. Сходство и различие в праздновании основных праздников в России и

Великобритании………………………………………………………………….стр.5

3.3. Как сложилось празднование Рождества………………………………………стр.6

3.4. Рождество в Великобритании……………………………………………………стр.7

3.5. Рождество в России ……………………………………………………………..стр.9

3.6. История Деда Мороза…………$…………………………………………………стр.10

3.7. История Санта Клауса (*О Святом Николае)…………………………………стр.11

4. Заключение…………………………………………………………………………стр.13

5. Список литературы………………………………………………………………..стр.14

$

$

$

Аннотация

Тема данной работы: сходство и различие праздничных традиций и обычаев в Великобритании и России.

Цель: исследование традиций и обычаев отмечаемых праздников в России и Великобритании.

Гипотеза:$ Праздники – это культурное наследие страны. В любой стране мира праздники отмечены своей национальной чертой, имеют свои особенности. Однако все праздники имеют общие исторические корни.

Задачи:

  • Выявить общие черты и различия праздников России и Великобритании.

  • Найти и$ изучить соответствующие материалы об истоках праздников.

  • Исследовать общие корни возникновения праздников.

Исследуемая проблема:

как$ в праздниках отражается культура народов?

существуют ли точки соприкосновения между традициями и обычаями разных стран?

Ни для кого не секрет, что праздники много значат в жизни каждого человека, их ждут с нетерпением и радостью. Все понимают, что праздники — это история и наследие данной страны. Тема «Праздничные традиции и обычаи Великобритании и России» интересна и позволяет узнать много нового о ж$изни и быте народов. Знакомясь с английскими и русскими праздниками и традициями, мы чувствуем себя частью государства и народа в целом. Ведь для того, чтобы изучить тот или иной русский или английский праздник, необходимо выяснить «как праздник стал праздником», т.е. какие события предшествовали той или иной отмечаемой дате.

Методы исследования:

  • Исследовательский

  • Анализ и обобщ$ение полученных результатов

  • Анализ и сравнение

  • $

$

Введение

Тема данной работы: сходство и различие праздничных традиций и обычаев в Великобритании и России.

Цель: исследование традиций и обычаев отмечаемых праздников в России и Великобритании.

Гипотеза: Праздники – это культурное наследие страны. В люб$ой стране мира праздники отмечены своей национальной чертой, имеют свои особенности. Однако все праздники имеют общие исторические корни.

Задачи:

1. Выявить общие черты и различия праздников России и Великобритании.

2. Найти и изучить соответствующие материалы об истоках праздников.

$ 3. Исследовать общие корни возникновения праздников.

Исследуемая проблема:

как в праздниках отражается культура народов?

существуют ли точки соприкосновения между традициями и обычаями разных стран?

$ Что такое праздник? По сути дела, праздник – это не только красиво накрытый стол, изысканная еда, музыка, развлечения. Лишь только все эти составляющие и еще немного больше могут превратиться в настоящий праздник. Праздник – это то, что превращает серые будни в нечто большее, яркое, настоящий праздник – это выделяющееся событие, которое может запомниться на многие годы, внося в нашу жизнь хорошие воспоминания, море улыбок, незабываемые мгновения.

Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий славян. Например, первое упоминание о Москве появилось в летописях именно $благодаря празднику, который устроил Юрий Долгорукий. И слово «праздник» в славянских языках – столь же древнее, как и сами праздники.

Этимология этого слова довольно прозрачна. Оно происходит от слова «праздный» — то есть ни$чем не занятый, свободный, отдыхающий. Однокоренным для него является слово «порожний», которое сохранило первичный смысл («пустой»), в то время как слово «праздный» в русском языке имеет только переносные значения ( в отличие, например, от чешского, где prazdny – это «пустой», «свободный от чего-либо»).

В словаре Ожегова праздник- 1- это день радости и торжества по поводу чего-нибудь;

2- выходной, нерабочий день;

3- день, особо отмечаемый обычаем или церковью;

4- день торжества, установленный в чес$ть или в память о

ком-то.

Ни для кого не секрет, что праздники много значат в жизни каждого человека, их ждут с нетерпением и радостью. Все понимают, что праздники — это история и наследие данной страны. Тема «Праздничные традиции и обычаи Великобритании и России» интересна и позволяет узнать много нового о жизни и быте народов. Знакомясь с английскими и русск$ими праздниками и традициями, мы чувствуем себя частью государства и народа в целом. Ведь для то$го, чтобы изучить тот или иной русский или английский праздник, необходимо выяснить «как праздник стал праздником», т.е. какие события предшествовали той или иной отмечаемой дате.

3.1 Праздник как отражение истории и культуры народа

Неизвестно, каков будет человек

через 1000 ле$т, но если отнять у

современного человека этот

нажитой и доставшийся ему в

наследство скарб праздников,

обрядов — тогда он все забудет и

всему разучится, и должен будет

все начинать сначала.

В. О. Ключевский

$ Семья — один из древнейших институтов человеческого общества. Она стала фундаментом государственности у всех без исключения народов планеты, регулируя численность населения, не позволяя забыть истоки этноса, сохраняя вековые традиции и преобразовывая старинные обряды и ритуалы в со$ответствии с требованиями времени и развитием цивилизации. Состояние института семьи во многом отражает состояние общества. «Семья – кристалл общества, — считал Виктор Гюго, — природа … даровала людям великое утешение от всех зол, наделив их семьей и Родиной». Этому закону одинаково подвластны и многочисленные нации, и малые народности, и этнические группы. Именно в семье происходит социализация личности, формируются ее культурные, этические, эстетические устои и мировоззренческие позиции. Она хранит национальную память народов, и — вне зависимости от численности и «возраста» — память эта облечена в форм$у различных обрядов, ритуалов, праздников.

А праздники были всегда. С течением столетий из просто ритуальных элементов они превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие извечную мудрость народного отношения к природе, обществу, близким. Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня

являются неотъемлемой частью наш$ей культуры. И это свидетельствует, прежде всего, о том, что символическое, яркое, художественное оформление важных событий в жизн$и личности, семьи и общества является объективной потребностью сегодняшнего дня.

Праздники — неизменные спутники народной жизни.

Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей$, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать исто$рию формирования и развития нации.

С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня.

Обряды и праздники — немаловажный фактор формирования духовного мира человека. Современные праздн$ики и обряды существуют в тесной связи как с многовековыми традициями, так и со сложившимися ныне общественными отношениями, политической и культурной жизнью общества.

Возрождение старых и создание новых обрядов — дело довольно сложное, по-настоящему творческое и требует большого такта, серьезности и бережности в воплощении.

За последние годы в нашей жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-$то по-особому отметить то или иное семейное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках

значительно возросла.

Именно в зависимости от того, насколько богата и многолика история развития того или иного народа, зависит целостность празднования того или иного праздника. Ведь все население той или иной страны состоит из множества семей, объединенных любовью к той или иной Родине.$

3.2 Сходство и различие в праздновании основных праздников в России и Великобритании

Общие традиции в праздновании основных праздников

$ Страна

праздники

$

Россия

Великобритания

Новый год

$

День Матери

$ День Дурака

Хэллоуин

Празднуется в ночь с 31 декабря на 1 января

-считается семейным праздником, отмечается с подарками

-традиционные блюда: $

заливное, салат «Оливье»

$

-отмечают без подарков и не обязательно в кругу семьи

-традиционных блюд для этого торжества нет, хозяйки обычно готовят яблочный пирог

$ — празднуется 29 ноября

-празднуется 26 марта

В этот день дети дарят матерям цветы и выполняют за них домашнюю работу

$Празднуется 1го апреля

Люди подшучивают друг над другом и дают друг другу бессмысленные поручения (принести сладкий уксус)

Празднуется 31 октября

Люди надевают карнавальные костюмы «нечистой силы»

$$Рождество

-отмечается 7 января

-Дед Мороз со снегурочкой приходят в новогоднюю ночь

-празднуется 25 декабря

-Санта Клаус приходит в Рождество

3.3. Как сложилось празднование Рождества

$

Тысячелетье век с собой уводит;

В былые дни, в былые времена,

Как волны Дона, поглотив года,

Был$ая жизнь в небытие уходит.

25 декабря мы празднуем рождение Иисуса Христа ( кто-то возразит, что это католики и протестанты отмечают Рождество в ночь с 24 на 25 декабря, а православные – с 6 на 7 января. На самом деле здесь нет противоречия, ибо православные отмечают этот же день, 25 декабря, но только по «старому стилю»). Мы знаем, что Мария прятала его в яслях, а младенца окружали домашние животные. Мы знаем также, что трое волхвов, увидев путеводную звезду, пришли с $дарами к младенцу Иисусу. Волхвов звали Бальтасар, Гаспар и Мельчор. Они были королями-волшебниками с Востока.

Но так ли всё это?

Многие ученые, и даже теологи, посвятившие свою жизнь изучению Библии и исторического контекста описываемых в ней событий, считают, что однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Ведь все существующие на сегодняшний день представления о Рождестве – младенец в яслях в окружении волхвов- являются вольной интерпретацией всего лишь следующих строк из Евангелия от Луки: «И родила сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Ег$о в ясли, потому что не было им места в гостинице». В Евангелии не упоминается ни пещера или хлев, ни животные.

Конечно,$ легенда о рождении Иисуса в пещере вполне объяснима, ведь Вифлеем расположен в гористой местности. Тем не менее, слово обозначающее место, куда Мария положила новорожденного, может трактоваться и как ясли, то есть кормушка для животных, и как хлев. Не изменяется лишь суть послания: Марии пришлось положить младенца в импровизированную люльку, что говорит о кр$айней простоте, если не бедности.

Но христианский люд по-своему поэтизировал короткий евангельский рассказ. Со временем в канун Рождества в хлевах начали разыгрываться целые представления, запрещенные лишь папой Иннокентием III (1198-1216г.г.).

Одним словом, действительно следует признать, что большая часть традиций рождественских праздников не имеет никакого отношения к Библии. Нам ниче$го не известно ни о дне, ни о годе рождения Иисуса. Хотя бы потому, что наш календарь не точен и имеет погрешность в 6-7 лет, которую исправить уже невозможно. Да и сам день 25 декабря как праздник стал отмечаться не сразу. История сообщает нам, что прежде в Восточной Римской империи (Византии) отмечался праздник Епифании (Богоявления), приходи$вшийся на 6 января. А первое упоминание о праздновании Рождества относится к 330г., эпохе правления императора Константина. Даже теологи соглашаются, что поскольку ночь 24 декабря считается в Северном полушарии самой длиной в году, то в тот день с очень далеких времен отмечался языческий праздник солнца, во время которого всю ночь следовало держать зажженными свечи и светильники. Впоследствии этот языческий праздник солнца совместили с празднованием рождения Христа. На протяжении веков к кратким евангельским сказаниям о Рождестве Христовом прибавились легенды, народные духовные стихи и предания. Наиболее важную роль для изображения картины Рождества Христова сыграли различные предания. Именно в этой древней апокрифической литературе встречается подобное описание ве$ртепа (пещеры), в котором разместилось Святое семейство и говорится об убогой обстановке, сопровождающей появление на свет Иисуса Христа$. Эти народные представления и нашли свое яркое отражение в иконописи и в народных лубочных картинах, на которых изображены не только ясли со Святым Младенцем, но и вол, и осёл. В 9 веке уже окончательно сформировалось изображение картины Рождества Христова. Это картина представляет собой пещеру, в глубине которой помещены ясли. В этих яслях лежит Богомладенец, Иисус Христос, от которого происходит сияние. Богоматерь находится в полулежащем положении недалеко от ясель. Иосиф сидит$ поодаль, по другую сторону, в дремоте или задумчивости.

Согласно апокрифическим сказаниям, животных привел с собой Иосиф из Назарета. На осле ехала Дева Мария. А вола Иосиф вел с собой для того, чтобы его продать и на вырученные деньги уплатить царскую подать и покормить святое семейство, пока оно будет в дороге и в Вифлееме. Поэтому очень ч$асто на изображения Рождества Христова фигурируют эти два животных, вол и осел. Они стоят рядом с яслями и своим теплым дыханием согревают Богомладенца от холода зимней ночи.

В наше время празднование Рождества и празднование Нового Года в большинстве больших городов происходит практически одинаково. Можно сказать, что это праздник универсальный, это символ всеобщего братства, и именно в этом смысле он к$райне важен для всех нас.

3.4. Рождество в Великобритании

Здесь на Рождество все окна сельских домов освещаются свечами, поэтому среди местных$ жителей эта ночь называется «ночью свечей». В Англии, как и во многих других странах, существовала древняя традиция возжигания рождественского бревна. Но в наши дни в сочельник вместо него сжигают толстую свечу. В Уэльсе зажженные свечи в праздничную ночь украшали не только частные дома в сельских местностях, но и сельские церкви и часовни. Свечи для украшения церкви изготовляли и дарили священнику жители прихода. Во мн$огих деревнях незадолго до праздника женщины устраивали соревнования на лучшее украшение рождественских свечей. Эти украшения делались из полосок цветной бумаги, фольги, золотых и серебряных нитей, ярких лент. В некоторых областях Уэльса с такими же украшенными и зажженными свечами в руках жители прихода шли на утреннюю обедню, начинавшуюся прежде в 2-3 часа ночи.

Еще со Средневековья старые обряды ряженья церковь стала использовать для того, чтобы дать народу более живые впечатления о библейских историях. Отсюда возникли «мистерии» -$ драматические представления таких религиозных сцен, Благовещение, посещение Младенца Христа тремя мудрецами с Востока и другие. Участники драматических версий библейских историй были обычно в масках или с закрытым платком лицом, как и исполнители древних языческих обрядов. Из представлени$й подобного рода у англичан была особенно распространена игра- пантомима о святом Георгии и драконе, широко известная во многих других странах. В Шотландии в Средние века на Рождество исполнялась пантомима, называемая голосхан. Об этой игре встречаются упоминания в старых письменных шотландских источниках. Сходная с голосхан игра была ранее распространена в тех областях Англии, где сильны были кельтские традиции. В основе ее ле$жит, по-видимому, миф о воскрешении природы после длительной смерти, так как суть пьесы заключается в том, что главный герой ее, называемый Галсакус, Голосхан или Галациан, убит в битве македонским королем Фалкирком или в других вариантах Черным Рыцарем и возвращен к жизни доктором Бельзебалом, или просто доктором $Брауном.

Магическое значение рождественских обрядов было давно забыто. Теперь ряженье еще сохраняется по всей Англии как развлечение, в котором участвуют в большинстве случаев подростки. Следы этих древних магических обрядов можно встретить в различных маскарадах и пантомимах, которые устраиваются и поныне.

С маскарадами был связан еще один интересный обычай: на двенадцать дней Святок в каждом дворце или замке выбирался распорядитель всего празднества, называемый в Англии «лордом беспорядка», а в Шотландии — «мнимым аббатом». Лордом беспорядка выбирался тот, кто мог весело шутить, устраивать развлечения, карнавалы. Он сам подбирал себе свиту, члены которой были разодеты в яркое платье, украшенное лен$тами и колокольчиками. В Шотландии в свите «мнимого абб$ата» участвовали характерные для народных профессий ряженые персонажи, например, хобби-хорс – молодой человек, изображавший лошадь. Такой шумной компании и особенно ее руководителю разрешалось делать все, что они захотят: врываться в любые дома, чтобы подшутить над их обитателями, устроить игры, танцы и прочие развлечения. Этот обычай был запрещен Генрихом VIII (1491-1547г.г.).

Во многих селениях Шотландии мужчины и юноши в день Рождества, под предводительством волынщиков и в сопровождении множества народа выходили за пределы села и на лужайке устраивали соревнования в беге, метании молота. Победитель получал берет, украшенный перьями и лентами, а вечером был главным на балу.

$ На все эти обычаи в XVIII веке обрушилась новая протестантская церковь. Каждый языческий обряд, даже самый невинный, б$ыл безжалостно проклят церковью, запрещены рождественские песни и танцы. Даже выпечку праздничного хлеба протестантское духовенство считало преступлением. Наконец, в 1644 году празднование Рождества было запрещено по всей Англии специальным парламентским актом.

После таких гонений празднование Рождества в Шотландии никогда уже не достигало прежней популярности. Сохранились лишь некоторые обряды, но большинство их стало приурочиваться к Новому Году. И в настоящее время 24-$25 декабря там рабочие дни, а праздником считается Новый Год – 1-2 января. В Англии уже в конце XVII века Рождество вновь стали праздновать, но на протяжении 19 столетия сопровождающие его обряды изменились, и к началу XX века из большого социал$ьного события всей общины этот праздник стал чисто семейным, и лишь некоторые из его старых обычаев дожили до наших дней.

Англичане любят дарить подарки. С особенным чувством ждут их дети. А разносит их добрый Санта Клаус. Кстати, британцы полагают, что этот персонаж пришел к ним из южных стран.

До сих пор сохраняется старый обычай украшать дом ветками вечной зелени – плющом, остролистом. А над дверью, как и прежде, укрепляют веточку омелы. По обычаю эта ветка дает хозяину право поцеловать каждого входящего. Обычай украшать ель появился в Англии сравнительно недавно, в середине XIX века, и был завезен из Германии. Королева Виктория и принц-консорт Альберт впервые устроили елку для своих детей в Виндзоре. Во время Второй мировой войны в Анг$лию, где в то время находились норвежский король и правительство, была впервые тайно доставлена из оккупированной Норвегии огромная ель, которую установили на Трафальгарской площади. С этих пор такую ель ежегодно дарит город Осло британской столице.

$ От популярных некогда традиций ряженых ведут свое начало устраиваемые во всех концертных залах, театрах в дни Святок пантомимы и бал-маскарады. Второй день Рождества в церковном календаре посвящен $святому Стефану. В Англии этот день называется boxing day. Название произошло от обычая устанавливать в церквах перед Рождеством особые ящики-копилки, куда каждый мог опустить подарки для бедняков. В день святого Стефана пастор распределял собранные деньги среди прихожан. Позднее ящики в церкви перестали устанавливать, но бедняки прихода собирались группами и в этот день с ящиком-копилкой обходили дома, получая мелкие монеты. И сейчас сохранилась традиция одаривать в этот день не$большими суммами почтальонов, посыльных, слуг.

3.5. Рождество в России

Как отмечался этот праздник на Руси? Прежде всего, ему предшествовал

шестинедельный пост, включавший не только воздержание от «скромной пищи»,

но и от дурных поступков, грубости, черствости, эгоизма. К празднику церкви и дома о$бычно украшали еловыми или наряженными елями, которые сохранялись в течение святок. (В нашей стране, после перехода на григорианский календарь, елка под Новый год ставиться только дома, а церковь украшается к 7-му января.) Рождественская слу$жба начиналась поздно ночью и заканчивалась в 5 часов утра.

К празднику Рождества Христова члены семьи готовят друг другу подарки.

И щедрые праздничные угощения с «рождественским гусем». Но за стол садятся только после утомительной ночной службы в церкви. Раньше на Руси стол, на котором располагалась трапеза, устилался соломой или сеном. Это делало его и лавки вокруг него похожими на те ясли, в которые был положен новорожденный Спаситель. Перед началом трапезы хозяин зажигал лампаду у образов в так называемом красном углу, ставил там свечи, произносил вслух молитвы, и только потом все принимались за еду.

Но прежде чем приступить к $трапезе, отсылали подарки бедным. Вообще в сочельник помогали немощным, старым, обделенным жизнью, посещали больных, стремились сотворить какое-то доброе дело. В сочельник христиане особо внимательны друг к другу. Ссориться и наносить обиды в этот день – очень плохая примета. Наступающий праздник несет обновление, $всеобщую любовь и примирение.

Утром мальчики-христославы ходили по дворам «Христа славить». Входя в дом, они пели и поздравляли хозяина, а он угощал и одаривал славильщиков. Словом, в праздничные дни царили радушие, хлебосольство, доброта и милосердие. Второй день Рождества посвящали матерям-роженицам. А все последующие дни, вплоть до Масленицы, отводилис$ь сватовству и свадьбам.

Такой была далекая и не совсем далекая старина. И то, что было, на чем держались вера, самоощущение, самобытность народа, его дух, снова возвращается к нам. Суть рождественского праздника сохраняется и поныне.

В полночь ставят свечи на праздничном столе. И после церковной службы вкушают кутью, взвар и современные закуски. И под звон бокалов славят приход на землю Иисуса Христа. В нынешнем году Рождество было особым — Христу$ исполнилось 2000 лет!

Канун Рождества именуется — сочельник, от слова «сочиво», т. е. особым образом приготовленная каша. Это ритуальное блюдо (которое называют еще кутья) и взвар — компот из сушеных фруктов обязательны на рождественском столе в этот вечер.

Фирменным праздничным блюдом на Рождество всегда был жареный гусь.

Особенно ценится печенка. Из нее готовят паштеты. Используют так$же для изготовления фарш, которым начиняют гуся.

В России большой популярностью пользовались рождественские гадания. Особенно у девушек и, конечно, на тему достатка и замужества. Например, в деревнях на Рождество курицу кормят зерном и считается, что чем больше она его скл$юет, тем будет богаче год. Также девушки повязывали свои пояса овцам и утром, зайдя в овчарню, смотрели: если овца стоит голов$ой к двери — к скорому замужеству. Еще существовало поверие, что если взять стакан воды и положить в него обручальное кольцо, то в мерцающем свете свечи можно увидеть облик будущего суженого. Кроме этого, в России есть обычай в ночь на Рождество оставлять на окне горящую свечу, чтобы Иисус Христос знал, что его ждут в этом доме.

3.6. История Деда $Мороза

История появления Деда Мороза скрыта, как принято говорить, за пеленой лет. Приоткроем её.

Появился Дед Мороз давно. Но поначалу это был просто символ, дух холода. В те времена люди не ждали от предка нынешнего Деда Мороза подарков, а дарили ему их сами! Более двух тысяч лет назад жители Севера в зимние ночи торжественно бросали за порог своих жилищ лепешки и мясо, чтобы задобрить Мороза, чтобы его дух не злился, не насылал лютый холод, не мешал охоте.

По другой версии Деда Мороза придумали гунны: у них был бог Йерлу, который в самый первый день года приходил на землю. К $его приходу в домах полагалось ставить елки, поскольку у гуннов ель издревле считалась священным деревом. Получается, что эта традиция еще более древняя.

Так ли это? Сейчас невозможно ответить однозначно на этот вопрос. Но не вызывает сомн$ения то, что в давние времена славяне, как и многие другие народы верили: от бед и несчастий людей оберегают духи предков.

Слово «дед» в нашем языке издревле означало домовой, то есть, дух предка, охраняющий дом от чужих, враждебных духов. Дедками, дзядами славяне называли домашних божков, изображавших этих домовых. Эти древние слова свидетельствуют о большой, возможно, даже определяющие роли культа умерших предков в мировоззрении славян-язычни$ков. Добрым духам предков посвящали первые и последние плоды при сборе урожая. Отсюда названия, например, снопов: в русском языке – баба, бабка, в украинском – дiд, дiдик. Для них готовили ритуальную пищу. Люди ве$рили, что духи живых предков могут воплотиться также и в существ – бабочка (а по-польски babka, по-словенски babucka) и даже в тучи и облака: русское слово баба имело еще одно значение – мифическая облачная жена, приносящая живую воду, т.е. дождь. По-чешски baby, а по-польски dziady – тучи.

Итак, верования в деда – очень древняя традиция. А самый древний прообраз Деда Мороза, как считает большинство исследователей славянской культуры и мифологии, это дед – защитник и символический глава рода, покойный предок, задачей которого являлась охрана потомков от бед. Славяне считали, что Мороз – один из общих предков их се$мей, поэтому именно для этого предка имелась общая обрядность, несколько отличавшаяся от ритуального почитания других предков. Почести Деду Морозу воздавали не только в дни зимнего солнцестояния, но и весной, чтобы он хранил посевы и не портил их. С приходом на Русь христианства этот день праздновали Пасхой усопших, так как отмечался $он вскоре после церковной Пасхи. Предков звали обедать и выставляли пищу за окно или под стол. Считалось, что получив пищу и внимание со стороны живых, великий предок становился благодушен и помогал своим потомкам.

А чтобы он с$тал еще добрее, наши предки всячески старались умилостивить его. Для этого устраивали всякие ритуальные действа. Зимой это были колядки. Колядующие одевались как можно страшнее: шубы наизнанку, маски, изображающие духов. Духи стучались в окна, и люди выносили им подарки и угощения.

Постепенно дед превратился в персонажа славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили $своеобразную «устную летопись»: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли. В легендах древних славян существовали и другие персонажи – Зимник, Дед, который правил зимой. Они, как и Мороз, представлялись в виде старика небольшого роста с белыми волосами и длиной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где они пройдут, там жди жестокой стужи. Хотя на привычного нам Деда Мороза больше похож персонаж старинных сказок – Морозко. Этот персонифицированный Дух Зимы строгий, иногда сварливый, но всегда справедливый, — очень $симпатичен нам. Его называли и Дедом Трескуном, и Мороз Ёлкичом… В общем у этого персонажа было много имен. Некогда уже в известные нам времена называли дарителя и Дедушкой Николаем.

3.7. История Санта $Клауса

Главное действующее лицо католического рождества, это, конечно, Санта-Клаус или рождественский дед. Легенда о нем ведет нас в глубокую древность, к королю Остролисту. Он восседал на козле с заздравной чашей в руке и символизировал изобилие. С XVII века он впервые упоминае$тся как «святочный эльф» с большим носом и белой бородой, а также красным колпаком на голове. Он спускался через дымовую трубу, когда в доме все спали, и одаривал послушных детей подарками. Появление имени Санта-Клаус связано также с языческим персонажем — Старым Ником (nick — «дух»), ежегодно совершающим разные проделки, в насмешку над людьми. А в раннем христианстве образ святочного эльфа связался со святым Николаем, епископом IX века. Позже святочный эльф, Старый Ник и святой Николай соединились, приобретя облик Санта-Клауса. Его миссия — дарить детям п$одарки на Рождество

По легенде Санта-Клаус в рождественскую ночь летит в своих волшебных санях над спящими городами и, спускаясь через дымоход в дома, оставляет подарки детям в чулках, носках или башмаках, которые они специально оставляют под елкой или развешивают над камином. Этот символ был также введен$ в обиход К. Муром, в стихотворении «Ночь перед Рождеством». Но существует еще одна история об этом обычае.

Однажды одна семья готовилась к празднованию Рождества. Но они были так бедны, что не могли позволить себе купить елку, под$ которую Санта мог бы положить свои дары. И печальные дети легли спать, не надеясь на подарки, а наутро все-таки обнаружили их в чулках, развешенных у камина для просушки. Дети были очень счастливы, а обычай развешивать носки над камином остался и поныне радуя детей и взрослых.

*О Святом Николае

Святой Николай Мирликийский, реальный человек, живший в третьем веке нашей эры в Византии. В России он больше известен как Николай Угодник и Николай Чудотворец. Почему Святой Николай? Может быть, сыграла роль дата пом$иновения этого святого – 19 декабря – перед самым Рождеством. Ведь и в России в старые времена Рождество отмечали еще до Нового Года. По преданию, это был очень добрый человек. Рассказывают, что однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти, Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они п$охитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви Святого Николая были возмущены. Разразился междун$ародный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира. В Средние века установился обычай в Николин день – 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый Год.

$

$

4. Заключение

Жизнь людей в далеком прошлом состояла $из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. Их отличительной чертой была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда.

Будням противопоставляется праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознали себя частью единого сообщества. Чер$едование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни.

Праздники играют значительную социальную роль в жизни народа. Может, традиции их празднования отличны в разных странах, но это предполагает тот факт, что пути развития каждой страны отличны.

В ходе работы, я узнала, что праздни$ки, отмечаемые в нескольких странах, не отличаются своей историей, т.е. история возникновения праздника одна, в какой бы стране он не отмечался. Встречаются праздники, заимствованные одной страной из другой. Их могут «завозить» люди, путешествующие за границу и интересующиеся культурой других стран.

$

5. Список литературы

$

  • Энциклопедия Нового Года и Рождества (М.С. Галынский)

  • «Рождество и Новый Год» (Н.Е. Овчаренко)

  • «Большая книга Рождества» (Н. Будур и И.Панкеев)

  • «История Русских праздников» (И.П.Загладов)

$

$

КРАЕВАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«ЭВРИКА»

$

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПРАЗДНИЧНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЫ

$

Выполнила:

Джунь Анна Васильевна

ученица 9 «А» класса

МОУ СОШ№3

ст. Каневской Краснодарског$о края

Руководитель:

Карпенко Инна Васильевна

учитель иностранного языка

МОУ СОШ№3

ст. Каневская

2010 г.

Post Comment