Патриотическое воспитание школьников на уроках английского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

$ Средняя общеобразовательная школа № 67

с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга

$

Патриотическое воспитание школьников

на уроках английского языка

$

Автор: Ваторопина Елена Васильевна,

$учитель английского языка

$ Екатеринбург

2013

Патриотическое воспитание школьников

на уроках английского языка

Патриотизм (от греч. patriótes, patrís – соотечественник, родина, отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

$Большая Советская Энциклопедия

$По словам известного русского публициста и историка М.Меньшикова, «будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм». Важность формирования у детей любви к Родине, к своей малой Родине, интереса к ее истории, языку, культуре, на мой взгляд, очевидна. Важную$ роль в патриотическом воспитании и становлении человека играет школа. Преподавание английского языка дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и языка другого народа.

Наряду с ознакомлением с реалиями англоязычных стран мы изучаем государственные символы, историю, географию, культуру Российской Федерации средствами иностранного языка. Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.$п.) воспринимается большой частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура явля$ется цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа и, в конечном счете, истинной любви к Отечеству. Нравственные и исторические начала неразделимы. Следовательно, формируя историческое сознание, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства учащихся и любовь к нашей Родине.

На своих уроках я стараюсь создавать атмосферу, подбирать материал, который давал бы знания о истории, традициях нашей Родины, великих соотечественниках, учу ребят сопоставлять и делать выводы. В УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English» для $2-11 классов содержится большой страноведческий материал по России. Дополнительно к нему я использую другие источники, а также аудиоматериалы и видеофильмы, что, на мой взгляд, повышает интерес учащихся.

В соответствии с нормами и требовани$ями ФГОС во всех регионах РФ, в том числе и в Свердловской области, введен национально-региональный компонент. Ребята знакомятся с историей Урала, местом и ролью региона в масштабах России, используя учебное пособие «The Urals» коллектива авторов Ставрати Б.В. и др. При подбор$е дополнительного краеведческого материала важно учитывать, насколько он будет интересен для учащихся, связан с программной темой, какова его социализирующая ценность.

Разработка урока «Travelling around the Urals» стала финалистом городского конкурса «Мастерская мультимедийных $уроков». Урок «Путешествие по Уралу» в 8 классе посвящен изучению наиболее интересных достопримечательностей и туристических маршрутов по родному краю. Данная тема позволяет расширить содержание обучения английскому языку в школе, т.к. включает в себя изучение тем из других школьных предметов гуманитарного цикла: истории, географии, художественной культуры Урала, краеведения.

$Цель урока – воспитание патриотических чувств через воспитание любви к малой родине. Основные задачи урока (кроме обучающих): расширение кругозора, знакомство с историей и достопримечательностями родного края, развитие творческих способностей учащихся, воспитание чувства гражданственности и любви к своей Родине. Для достижения цели данного урока считаю целесообразным использование метода проекта, т.е. метод проекта интегрируется в традиционную систему обучения языку.

Остановлюсь на некоторых интересных, на мой взгляд, моментах урока (http://festival.1september.ru/articles/561625/). Исполь$зование ИКТ на уроке помогает сделать его интересным и запоминающимся для учащихся. Мультимедийные презентации, включающие в себя фотографии, картинки, таблицы, графики, сопровождают урок на разных его этапах (это и Listening, и Speaking, и проведение тесто$вых заданий). Это делает урок более наглядным, что очень важно для детей. Составление презентации требует большой подготовки по подбору материала, продумыванию структуры презентации, выбору оформления и т.д. Важно отметить, что фотографии для презентации взяты не из Интернета или каких-либо других источников, а сделаны самими учащимися во время экскурсий и прогулок по Екатеринбургу, походов по интересным$ местам Урала. Учащиеся рассказывают о местах, где они сами побывали (в том числе со своими одноклассниками), делятся своими собственными впечатлениями и ощущениями. Живописная Вознесенская Горка – пример классического архитектурного стиля 18 века, величественный Храм-на-Крови, Екатеринбургский Арбат – улица Вайнера с ее необычными скульптурами. Ребята рассказывают об истории этих памятников культуры, их создателях. Многие из них для этого познакомились с дополнительной литературой по краеведению. Здесь в полной мере прослеживаются межпредметные связи, без которых уроки иностранного языка, на мой взгляд, невозможны.

Автор$ы проекта «Tourist Routes in the Urals» рассказали о своих любимых местах родного края, и в беседе ответили на вопросы других учащихся. Здесь хочу отметить, что проектная работа нравится школьникам, потому что она дает им дополнительную возможность проявить себя, позво$ляет им выбрать ту форму деятельности, которая им по душе. Она объединяет ребят, так как чаще всего они работают группами, помогая друг другу, во время выбора и обсуждения темы проекта, подбора литературы и материалов, составления плана проекта, проведения опроса, подбора оформления, написания работы, создания презентации.

$На данном уроке были представлены и тестовые задания, цель которых проверить насколько успешно учащиеся освоили материал по данной теме, а также их навыки аудирования. Проведение этого теста требует немного времени, проверка осуществляется сразу после его выполнения, и учащиеся с удовольствием получают заслуженные оценки, что также способствует развитию у школьников положительной мотивации к познавательной деятельности.

Разработка урока-конференции «People we ad$mire. Famous Russians» – лауреат Всероссийского конкурса «Презентация к уроку» (http://festival.1september.ru/articles/586170/). Данный урок посвящен знакомству с биографией и творчеством некоторых знаменитых деятелей российской науки и культуры. Воспитывает в школьниках патриотизм, любовь к своей Родине, гордость за нее. Урок включает в себя изучение тем из других школьных предметов: литературы, истории, химии, МХК. На уроке используются результаты исследовательской и проектной деятельности.

$ За последние годы мои ученики работали над темами «Национальные символы Российской Федерации», «Знаменитые россияне», «Путешествие по родному краю», «Туристические маршруты Урала», «Мой Екатеринбург» и др. Ежегодно они принимают участие в защите проектов на НПК и конкур$сах разного уровня. В 2010 году исследовательский проект патриотической направленности Беспаловой Елизаветы и Каяво Виолетты «Туристические маршруты Урала» занял II место в районной научно-практической конференции и участвовал в городской НПК. Ознобихина Алена (11 класс), Беспалова Елизавета и Каяво Виолетта (8 класс) приняли участие во всероссийском фестивале исследовательских и тв$орческих работ учащихся. Их исследовательские проекты патриотической направленности «Проблемы российской молодежи» и «Туристические маршруты Урала» были опубликованы на сайте «Первое сентября». Исследовательский проект Жуковой Ольги и Алимовой Дианы «My Native Land» стал лауреатом Всероссийского конкурса  «Мой город  $лучший город Земли!» в 2013 г.

В 2011 г. в нашей школе начал издаваться журнал на английском языке «TeenLife«. Журнал пользуется большой популярностью среди участников образовательного процесса. Со с$вежим номером журнала «TeenLife» всегда можно ознакомиться на школьном стенде, что дает возможность прочитать его не только учащимся, но и их родителям и всем заинтересованным посетителям, владеющим английским языком, в школьной библиотеке, на школьном сайте http://xn--67-8kc3bfr2e.xn--p1ai/index/quot_teenlife_quot/0-84, на моих персональных сайтах http://vt-l.ru; http://nsportal.ru/vatoropina-elena-vasilevna. Кроме этого, частью тиража в обязательном порядке обеспечиваются кабинеты иностранного языка, что позволяет использовать журнал в качестве дополнительного (очень интересного,$ красочного, с примерами из жизни родной школы, одноклассников, своих учителей! – Это, на мой взгляд, один из наиболее эффективных способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка) пособия на уроках, расширяет кругозор учащихся, предоставляет им дополнительную необходимую на занятиях информацию. Одна из основных рубрик журнала – «Моя Родина». Учащиеся и учителя пишут о своих путешествиях по родному краю, о праз$дниках, традициях, обычаях русского народа. Во 2 номере журнала напечатана статья о нашем школьном музее. Средствами английского языка мы знакомим ребят с историей родной школы, нашими знаменитыми соотечественниками. В журнале «TeenLife», №7 (январь, 2013 г.) размещена интересная информация о подготовке Екатеринбурга к ЭКСПО 2020, а также заметки учащихся о достопримечательностях родного города.

Таким образом, формирование разносто$ронне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися.$

Своим опытом я делюсь с коллегами на семинарах и конференциях в школе, ИРО, Институте Иностранных Языков УрГПУ, ежегодных городских Педагогических чтениях учителей иностранного языка.

$

Литература

  1. Ваторопина Е.В. Внедрение метода проектов в учебную деятельность по английскому языку // Языковое образование – векторы развития. Материалы III международной научно-практической конференции-форума. Екатеринбур$г, 2012. – 232 с.

  2. Ваторопина Е.В. План открытого урока в 8-м классе «Путешествие по Уралу» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1septe$mber.ru/articles/561625/ (дата обращения: 07.03.2013 г.).

  3. Ваторопина Е.В$. People we admire. Famous Russians. Урок-конференция в 8 классе [Электронный ресурс]. – Режим д$оступа: http://festival.1september.ru/articles/586170/ (дата обращения 07.03.2013 г.).

  4. Журнал «TeenLife$«. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vt-l.ru/index.php?page=perevody (дата обращения 07.03.2013 г.).

Post Comment