СОЗДАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ АТМОСФЕРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №29»$

$

СОЗДАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ АТМОСФЕРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

$ Учитель английского языка высшей категории: Рожина Татьяна Михайловна

$

$

$САРАНСК 2013

1. Актуальность и перспективность педагогического опыта

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике препод$авания иностранного языка.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического $процесса обучения иностранного языка. Как учебный предмет он обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебн$ого предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться как специальная задача.

Поэтому неслучайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика. Таким образом, прим$енение проектной методики можно обосновать следующим образом: в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определёно образовательным$ стандартом для базового уровня;

-это технология, которая позволяет при интеграции её в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;

-это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте.

Она обе$спечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологие$й.

В своей работе приоритетным ставлю вопрос воспитания через обучение, сотрудничество, всестороннее развитие личности.

В этом помогает мне работа над методической проблемой «Создание коммуникативной атмосферы на уроках иностранного языка на основе проблемно-проектного$ обучения»

Задачи при создании коммуникативной атмосферы на основе проблемно-проектного обучения:

Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Практическая, или коммуникативная, задача «нацелена» на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности.

Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфичес$ких коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор.

Воспитательная задача — воспитание у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народ$а, говорящего на этом языке.

Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностран$ном языке.

Реализация перечисленных задач является необходимым условием для создания коммуникативной атмосферы на основе проблемно-проектного обучения и достижения желаемых результатов.

Проектная методика – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путём самоорганизации и самообразования учащихся.

$ Актуальность темы «Создание коммуникативной атмосферы на уроках иностранного языка на основе проблемно-проектного обучения» заключается в том, что объектом изучения ИЯ является речевая деятельность в целом. Межкультурное взаимодействие возможно только в том случае, если у школьников будут сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебная.

$ Проектная методика, как современная педагогическая технология обеспечивает успешное формирование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции$

1.Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки, необходима устная практика для каждого ученика группы.

2.Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мыслить, рассуждать над путями этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступает в своей прямой функции — формировании и формулировании этих мыслей.

$ 3.Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления искусного владения опреде$лёнными языковыми средствами.

Современное проектное обучение нашло широкое применение в образовательных системах обучения многих стран мира. Его высокая эффективность подтверждается учителями Великобритании, США, Бельгии, Бразилии, $Финляндии, Германии, Италии и др. стран, где идеи Дж. Дьюи (гуманистического подхода к образованию) нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Основной тезис современного понимания проектной методики сводится к следующему: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»

$

2. Концептуальность педагогического опыта

$В своей педагогической деятельности провожу постоянный поиск, цель которого — найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения.

$Передо мной стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации, включающую в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Поэтому необходимо иметь представление о социокультурных особенностях страны изучаемого языка.

$Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся я применяю нетрадиционные формы проведения занятий: видеоурок, урок-дискуссия, урок-спектакль, урок-экскурсия и т.п. Во время таких уроков расширяется кругозор учеников, плюс с увеличением информации о культуре страны изучаемого языка, совершенствуется социокультурная компетенция учащихся.

$

Основа коммуникативного обучения носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой дея$тельности», которая в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка:

-учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

$ -каждый участник общения остаётся в фокусе внимания остальных;

-участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.

Технологии использования проектной методики.

Технологией проектной методики предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определённые задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя.

Проектная деятельность.

Важнейшую роль при организации проектной деятельности выполня$ет сам учитель.

Деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном этапе он инициирует идеи проекта, оказывает помощь в первоначальном рамочном планировании, здесь преобладает регулятивно-организационная функция$. На этом этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации, координирует действия между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

$Проекты могут быть разными и их использование в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы. Метод проектов можно применять как в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течении различного по продолжительности времени, так с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных коммуникаций.

В реальной жизни чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются пр$изнаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых.

Характер организации проекта в большой степени зависит от типа проекта, от его темы, условий проведения. Если это исследовательский проект, то он, непременно включает этапность проведения ,оценивая её шаг за шагом. В ролево-игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, может ис$пользоваться банальная система. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если это потребуется.

$ Проект-это решение, исследование определённой проблемы, его практическая или теоретическая реализация.

Классификационные параметры технологии:

По уровню применения:$ все уровни.

$По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: социогенная. $

По концепции усвоения: приспосабливающаяся.

По ориентации на личностные структуры: $приспосабливающаяся.

По характеру содержания: проникающая.

$По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.

$По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, групповая.$

По подходу к ребенку: сотрудничество.

$По преобладающему методу: проектная.

$По категории обучаемых: все категории.

Акценты целей:

-обеспечение активности учебного процесса

-достижение высокого уровня усвоения содержания

$

Концептуальные позиции

Гипотеза: способ организации деятельности детей является особым фактором совместной(коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее де$йствие на развитие ребёнка.

Проектная технология предполагает:

-взаимное обогащение учащихся в группе

-организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов

-распределение начальных действий под руководством учителя

-коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен, взаимопонимание и благодаря которым планируются условия деятел$ьности и выбор соответствующих способов действия

-обмен способами действия- задаётся необходимостью построения различных способов решения проблемы

-взаимопонимание- диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность

-рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации

$

Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную активно-познавательную практическую деятельность учащихся при решении личностно-значимой проблемы, в процессе которой происходит открытие основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение.

Сущность хара$ктеристики личностно-деятельного подхода заключается в том, что в центре обучения находится сам школьник, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть ученик как личность. Сущность проектной методики, рассматриваемой в контексте личностно-ориентированного обучения, состоит в том, что цель занятий и способы её достижения должны о$пределяться с позиции самого учащегося, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей.

На завершающем этапе средней образовательной школы личностно-ориентированное проектное обучение является особенно значимым по следующим причинам:

1.Учащиеся 10-11 классов в психол$огическом плане относятся к юношескому возрасту, который представляет собой «третий мир», существующий между детством и взрослостью.

2.Промежуточность общественного положения и статуса юношества способствует активизации мыслительной деятельности старшеклассников и повышению степени их самостоятельности.

3.На старшей степени обучения активно развивается на основе рефлексии своё собственное самосознание, образ «Я», соотноше$ние реального и идеального «Я».

4.Перед школьниками этого возраста стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает чёткую ориенти$ровку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции.

Существенной особенностью любой деятельности является её мотивированность. Также объектом обучения в преподавании ИЯ, согласно личностно- деятельностному подходу, служит речевая деятельность, а языковая система выступает только как средство реализации этой деятельности, то, как и всякая деятельность, речевая деятельност$ь должна основываться на коммуникативно- познавательной потребности учащихся высказывать свою мысль. Эта потребность входит в общую систему его мотивации. Учебный проект является важным средством формирования мотивации изучения ИЯ.

Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутренне$го мотива речевой деятельности при проектном обучении являются:

-связь идеи проекта с реальной жизнью: идея всякого проекта должна быть связана с созданием конкретного продукта или решения отдельной, значимой для учащегося проблемы, взятой из реальной жизни в процессе практической деятельности;

-наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех участников: в процессе применения проектной методики о$чень важно добиться личностного принятия идеи проекта и пробуждение подлинного интереса к его реализации, что позволит добиваться успешного его выполнения и эффективности его обучающего воздействия;

-ведущая роль консультативно- координирующей функции преподавателя: переход с позиции лидера в позицию консультанта и координатора, что даёт обучаемым реальную автономию и возможность проявления своей собственной инициативы и самостоятельности в процессе выполнения проекта, способствует саморазвитию личности.

$ Таким образом, проектная методика реализует личностный подход к учащимся, требующий прежде всего отношение к ученику как к личности с её потребностями, возможностями и устремлениями.

3. Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте

Современных педагогических технологий

$Дидактические основы использования проектной методики в контексте современных педагогических технологий включают следующие положения:

1. изменения в школьной системе образования;

$ 2.дидактическая структура проектного обучения как новой педагогической технологии в системе образования;

3.сравнительная характеристика традиционного классно-урочного и проектного обучения.

На протяжении последних десятилетий основные ориентации развития школьного образования в обществе нацелены на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются а получаются в процессе личностно-значимой деятельности$.

Цель образования в настоящее время становится не просто знания и умения, но определённые качества личности. Граждане должны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Школьное образование должно быть направлено, в со$ответствии с этим, на решение следующих задач:

1.Формирование готовности к решению различных проблем. Решение конкретно возникающей проблемы будет опираться на целый спектр знаний, навыков, умений в разных предметных областях. Для того, чтобы данное качество было сформировано, необходимо: -сделать преподавание более проблемно-ориентированным; -шире использовать рефлексивный подход в обучении; — формулировать свои собственные вопросы по курсу; -усилить степень автономии учащихся; -пересмотреть тр$адиционную роль учителя и ученика на уроке.

2. Совершенствование билингвальной коммуникативной компете$нции в устном и письменном общении с учётом социокультурных отличий современного мира.

3.Развитие стремления учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям.

Проектирование представляет собой деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления. Оно является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, пр$огнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании.

Вот некоторые определения и формулировки процесса проектирования:

1.Моделирование предполагаемых действий до их осуществления, повторяемое до тех пор, пока не появится полная уверенность в конечном результате.

2.Осуществление очень сложного акта интуиции.

3.Оптимальное удовлетворение суммы исти$нных потребностей при определённом комплексе условий.

4.Вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего.

Таким образом, проектная методика ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых путём самоорганизации и самоо$бразования учащихся. При использовании проектной методики решаются важные дидактические задачи:

-занятия не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмо$циональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;

-учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только их учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;

-в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие друг с другом и $с учителем, роль которого меняется: вместо контролёра он становится равноправным партнёром и консультантом;

-в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

-усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая инди$видуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

-совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.

Таким о$бразом, общей особенностью проективных приёмов является наличие поставленной личностно-значимой проблемы и задачи решить её. Если это теоретическая проблема- то процесс проектирования заключается в нахождении конкретного её решения, если практическая-то задачей шко$льника является достижение конкретного результата этой проблемы, готового к внедрению.

Выводы

В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что проектная методика в рамках ретроспективного анализа основывается на личностно-деятельном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на п$остановку и решение самими школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обученности и образованности личности. Ведущие $положения проектной методики основаны:

— на учёте особенностей личности учащихся;

— на связи идеи проекта с реальной жизнью;

— на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, которая предполагает субъектно-субъектное, равнопартнёрское учебное сотрудничество учителя и учащихся;

— на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;

$- на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению ИЯ.

Проектная методика является:

— альтернативным подходом в современной системе образования;

— новой педагогической $технологией, представляющей собой совокупность поисковых, проблемных методов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития их креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств.

— продуктивным обучением, в основе которого лежит отличная от традиционной парадигма образования: «ученик-учебник-учитель$» и проективные приёмы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений, детальная разработка личностно-значимой проблемы, научное исследование.

Основной тезис современного понимания проектной методики сводится к следующему: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» -и в настоящее время привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.$

Заключение

$

Таким образом, проектная методика сочетает в себе прогрессивные современные тенденции и лучшие традиции отечественной и зарубежной методик для реализации образовательных , воспитательных и развивающих целей обучения английскому языку.

1.Проектная методика является новой педагогической технологией обучения и представляет собой возможную альтернативу традиционной классно-урочной системе.

В процессе целенаправленного анализа теоретической научно-мето$дической литературы по проблеме я делаю вывод, что проектная методика, является:

-проблемным характером проектной деятельности, её интегрированностью: в основе проектной методики лежит практически и теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью. Решение которой требует от участников знаний не только в рамках данного проекта, но и в других областях;

-автономным$ характером проектной деятельности: проектная методика

предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путём самоорганизации и возможности проявления собственной инициативы в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Однако, собственные наблюдения показали, что в большинстве своём использование проектной методики всё ещё уступает приме$нению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике исп$ользования данного альтернативного подхода в процессе обучения, консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: аналитическому мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной методики требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе, направленных на устранение возникающих трудностей.

$

Список литературы:

1.Гез Н.И.,Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/Под ред. Гез Н.И, Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А.-М.:Высшая школа

2.Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике/А.В.Нехорошева//Иностранные языки в школе.-2002.№1.-С.1$8-21

3.Полат Е.С.Современные гимназии :взгляд теоретика и практика/Под ред.Е.С.Полат-М.,1999.Программы для общеобразовательных $учреждений.Иностр.языки (англ.,нем.,фр.,исп.)1-11 кл общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение,1997,-175с.

4.Соловова Е.М. Подготовка учителя иностранного языка с учётом современных тенденций обновления содержания образования/Е.М.Соловова//Иностр.языки в школе.-2001,-№4,с.8-11.

$5.ИЯШ,1991,№3.Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обучения ИЯ»

6.ИЯШ, 1999, №4 Мартьянова Т.М. «Использование проектных заданий на уроках английского языка»

$ 7.ИЯШ,2002,№3 Теслина С.В. «Проектные формы работы на уроке английского языка»

8.Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М.2003.

$ 9.Чернилевский Д.В. Технология обучения и её выбор/Д.В.Чернилевский//Энциклопедия профессионального образования в 3т.0М.,1999,-Т.2,-С.248-24

Post Comment