Статья. Метапредметные результаты обучения английскому языку в начальной школе. Овладение универсальными учебными действиями

$

Метапредметные результаты обучения английскому языку

в начальной школе.

Овладение универсальными учебными действиями.

Метапредметность застала учителей врасплох, так же как и новые государственные образовательные стандарты. А ведь мы только усвоили и стали массово работать с такими технологиями как проблемное обучение, развивающее обучение, технология критического мышления, метод проектов, личн$остно – ориентированное обучение. И не зря. Реалии образования показывают, что без них мы вряд ли сможем осуществить метапредметный подход.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое$ представление о том, как там дальше будет проходить его развитие. Развитие мышления. Или развитие способности воображения. Или развитие способности самоопределения. И т.д. Мы имеем очень слабое представление о том$, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого. Или как он будет работать с моделями – так же, как на нашем предмете или как – то по – другому?

Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредмет$ности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Что это означает? Учащийся не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты обучающихся – это освоенные и$ми универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, а так же межпредметные понятия.

Метапредметные рез$ультаты:

Регулятивные:

  • управление своей деятельностью;

  • контроль и коррекция;

  • $ инициативность и самостоятельность

Коммуникативные:

  • речевая деятельность;

  • навыки сотрудничества

Познавательные:

  • работа с информацией;

  • $работа с учебными моделями;

  • испол$ьзование знако – символических средств, общих схем решения;

  • выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие

Хочется подробнее остановиться на выполнении логических операций. Под учебно-логическими умениями понимаются общеучебные $умения, обеспечивающие четкую структуру процесса постановки и решения учебных задач.

В настоящее время в школе сложилось три подхода к формированию учебно – логических умений:

- изучение логики как учебной дисциплины по выбору, что предполагает обязательную р$азработку целостного учебно – методического комплекса;

- усвоение основ формальной логики в процессе изучения традиционных учебных предметов;

- гармоничное сочетание$ первого и второго подходов.

Очевидно, что наиболее перспективным является третий подход.

В качестве педагогического инструмента развития логического мышления обучающихся начальных классов в рамках данного подхода целесообразно ежедневное проведение «логических пятиминуток». Это своеобразный логический тренажер для м$ладших школьников, достоинство которого заключается в том, что «пятиминутки» не требуют разработки и утверждения учебной программы, формирования объемного учебно – методического комплекса.

«Логические пятиминутки»$ как малая форма организации процесса обучения позволяют учителю гибко развертывать содержание работы с младшими школьниками, не меняя учебный план, не увеличивая нагрузку на детей.

Мыследеятельность школьников в границах «пятиминуток» должна быть построена так, чтобы ее результатом было согласованное и гармоничное развитие логического, нагляднообразного и нагля$дно действенного мышления. При этом учителю необходимо стремиться предлагать обучающимся материал для наблюдения и групповых обсуждений, а не давать готовую текстовую информацию.

«Логические пятиминутки» формируют и развивают не логическое мышление вообще, а конкретный п$еречень умений, овладев которыми, ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать.

В качестве предмета «логических пятиминуток» выступает группа учебно – логических умений:

$ - анализ и синтез;

- сравнение;

- обобщение и классификация;

- определение понятий;

- доказательство и опровержение.

Анализ – способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств. $

Синтез – способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа.

$Сравнение – способ познания посредством установления сходства и/или различия признаков объектов. При сравнении изучаемые объекты познаются гораздо более полно, чем при изолированном рассмотрении во время анали$за и синтеза. Сравнение помогает углублять и уточнять изучаемый материал.

Обобщение – способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки.

Классификация – распределение объектов по существенному признаку, в результате чего каждый объект попадает в точно определенный класс, подкласс, группу.

Определение поня$тий – способ познания, направленный на раскрытие содержания понятия, т. е. отраженных в нем существенных признаков объектов. Понятие – это мысль, отражающая общие существенные признаки объектов. Понятия в языке выражаются отдельными словами или словосочетаниями.

Доказательство – р$ассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения доказанных ранее утверждений. Истина – это достоверное отражение существенных признаков объектов.

$ Опровержение – рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения.

Группы учебно–логических умений взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. Благодаря такому взаимовлиянию учебно – логических умений возможно эффективное познание.

Содержание «логических пятиминуток» должно включать не только$ содержание учебных предметов, но и эмпирический материал, взятый обучающимися из повседневной жизни – их увлечений, игр, моды. Дети, благодаря этой форме обучения, должны убедиться в том, что процесс учения и познания не ограничивается только стенами школы и учебниками, им пронизана вся их жизнь.

$«Логические пятиминутки» предполагают целенаправленное формирование учебнологических умений у обучающихся 4х классов на основе приобретенного эмпирического опыта логическ$ого мышления. Четвероклассникам предлагаются задания, предусматривающие владение умениями читать и писать в соответствии с нормами начальной школы. Однако фрагментарно материалы «пятиминуток» могут быть использованы и в 3м классе.

«Логические пятиминутки» формируют учебнологические умения посредством разнообразных, перманентно обновляемых заданий. Однако в последующие годы обучения, по усмотрению педагогического коллектива, могут быть заданы другие приоритеты с$овершенствования мыслительной деятельности обучающихся, содержание работы может обогащаться, интегрироваться с развитием внимания, памяти, воображения и т. д.

Участвуя в «логических пятиминутках», дети должны получать полноценное интеллектуальноэстетическое удовольствие. Уместно превалирование игровых форм обучения и отсутствие «организационной жесткости» комбинированного урока, привычного для обучающихся начальной школы. $Однако «логические пятиминутки» не должны превратиться для ребят в не$кое развлечение, во время которого всего лишь можно отдохнуть от уроков. Учитель постоянно должен подчеркивать важность познавательной составляющей «логических пятиминуток», демонстрировать прикладной аспект сформированных умений и в учении, и в повседневной жизни ребят.

Итак, познакомимся с видами «логических пятиминуток».

$«Стартовые» – объясняют обучающимся, что, зачем и как будет изучаться.

«Вводные» – открывают освоение каждой группы учебно – логических умений. Направлены на доступное и целостное изложение сущности конкретной группы учебно – логических умений (анализ и синтез, сравнение, обобщение и т. д.), демонстрацию их значения для повышения эффективности учебно – познавательной деятельности обучающихся.

$ «Инструктивные» – представляют обучающимся в доступной форме минимум теоретической информации, которая необходима для осознанного применения того или иного учебно – логического умения.

«Тренинговые» – последовательно формируют и развивают$ отдельные учебно – логические умения в соответствии с программой общеучебных умений. Данная группа составляет подавляющее большинство «логических пятиминуток».

«Мониторинговые» – направлены в первую очередь на изучение сформированности ключевых учебно – логических умений. Роль этих «пятиминуток» могут выполнить «тренинговые пятиминутки», когда учитель убеждается, что со всеми заданиями дети успешно справляются, более того, у них угасает интерес, и пора переходить к освоению либо следующего умения, либо следующей группы умений.

$ «Финишные» – побуждают детей к осмыслению проделанной работы.

Метапредметность – особый тип интеграции традиционного учебного материала, выстраиваемый на деятельностных и мыследеятельностных основаниях.$

Особенности данного типа интеграции состоят в следующем:

  • $Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания.

  • Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее – на рефлексивных основаниях.

  • Это ор$иентация на развитие у школьников базовых способностей, таких, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая и т.д. Ориентация на развитие способностей как основной показатель качества образовательной работы также определяет специфику метапредметной интеграции.

$ Сегодня целью является научить ребенка самому добывать знания, показав учащ$имся процессы становления научных и практических знаний. Так, успешное выполнение любых предложенных в учебниках заданий предполагает использование учащимися дополнительных источников информации, таких как энциклопедии, справочники, словари. Таким образом, уже в начальной школе ребенок учится самостоятельно добывать и применять знания.

Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • $

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • $ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Метапредметные результаты:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы решения;

  • активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и $познавательных задач;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • $ использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;

  • использование знаково – символических средств представления информации;

  • осознанное по$строение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • $ определение общей цели и путей её достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;

  • $ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кар$динального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, «Чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловит$ь рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным».

Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями, показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких – либо жизненных ситуациях. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Таким образом, универсальные учебные действия — эт$о совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспе$чивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально – предметного содержания. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебно$го процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Предлагаю познакомиться с некоторыми приемами педагогической техники, формирующие учебнопознавательные компетенции.

$ «Гонка за лидером»$

С последней парты каждого ряда пускается лист с заданием, в котором обучающиеся заполняют по одному фрагменту: пропущенное слово, фразу, часть в таблице, схеме, формулах и т. д. Выполненное задание озвучивается. Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее выполнил работу. Если у лидера есть ошибки, рассматриваются другие ответы. Победа может перейти к другому ряду, который выполнил задание позже, но более правильно.

Прием применяется на этапе проверки домашнего задания.

«Столкновение противоречий в практической деятельности»$

$Учитель предлагает обучающимся задание, с которым дети сначала легко справляются (благодаря знаниям, полученным при изучении предыдущей темы, или субъектному опыту), но затем они сталкиваются с противоречием, для решения которого необходимы новые знания. Как следствие – формулирование обучающимися учебной задачи.

Используется на каждом уроке при постановке учебной задачи и на этапе целеполагания урока изучения нового материала.

«Рефлексивная мишень»

На доске рисуется мишень, которая дел$ится на 4 сектора. В каждом секторе записываются вопросы для рефлексии состоявшейся деятельности. Например, 1-й сектор – оценка содержания, 2-й – оценка формы работы, 3-й – оценка деятельности педагога, 4-й – оценка своей деятельности. Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» в мишень – ставит точку, плюс и т. д. Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия$. Если участник очень низко оценивает работу, метка ставится в «молоко», если очень высоко – в «яблочко» мишени. После того, как все «выстрелили», педагог кратко анализирует полученный результат.

Применяется на этапе итоговой рефлексии.

«Согласование»

$Обучающиеся выполняют все задания самостоятельно, а затем обсуждают полученные результаты в парах или мини – группах, озвучивают учителю и классу согласованный вариант.

Прием можно использовать во время самостоятельной или индивидуальной работы.

$

«Ассоциация»

При знакомстве с новым понятием обучающимся предлагается высказать свои ассоциации, связанные с ним, впечатления, образы, которые позволят легче усвоить тему.

Может быть использован при изучении нового материала.

$ «Задай вопрос»

Обучающимся предлагается самостоятельно задать вопросы к изученной теме: устно или письменно, с предоста$влением времени на подготовку или экспромтом.

Используется при систематизации знаний обучающихся. Наиболее эффективен во время проведения повторительно – обобщающего урока.

«Лечение слабого места» в слове

Об$учающиеся выполняют задания самостоятельно, учатся решать ряд орфографических задач, затем обсуждают полученные результаты в парах или мини – группах и озвучивают согласованный вариант. Используется на уроках английского языка во время проведения фронтальной, самостоятельной или индивидуальной работы. Ученики «лечат» слабые места в словах, находят «рецепты лечения» (правильное написание слова).

«Только мои плюсы»

$ Обучающиеся в конце урока называют только то, что во время работы у них получилось лучше всего.

Прием используется на этапе рефлексии.

«Буквенное проговар$ивание»

Опрашиваемый ребенок должен воспроизвести произносимые учителем слова не так, как слышит, а так, как должен написать, т. е. по буквам. Количество слов, предлагаемых во время проговаривания, соответствует возрастным нормам.

Используется в качестве устной разминки, а также в числе закрепительно – тренировочных упражнений. Прием позволяет развивать память, стимулирует $запоминание слов, способствует повышению грамотности, дает возможность достаточно быстро опросить большое количество детей на уроке.

$ «Театрализация»

Обучающиеся делятся на группы, разыгрывают миниатюры, выступая в разных ролях, и моделируют изучаемые процессы, ситуации и события.

Применяется после изучения нового материала для закрепления.

«Шторка»

$ Ученики записывают в тетрадь только условие задания и кладут ручки на парту, готовясь работать устно: рассуждать, анализировать, понимать, запоминать. Под руководством учителя задание активно выполняется, и записывается на доске. Затем выполненное задание закрывается, а учащиеся записывают его в тетради. После этого можно открыть для самопроверки, выяснить, какие затруднения возникли при выполнении работы. $

Применяется для выработки умений, получения навыков.

«Я – мастер»

На начальной стадии изучения темы определяются обучающиеся, которые проявили с$ебя наиболее активно и верно отвечали по новой теме. Им дается звание «Мастер» (можно придумать нагрудный значок – бейдж или вымпел). На следующих уроках «Мастера» получают лист с заданиями и помогают группам менее успешных однокл$ассников разбирать сложности темы. Далее подопечные «Мастеров» выполняют самостоятельную работу, которую могут проверить сами «Мастера», учитель, либо проводится само – или взаимопроверка. Звание «Мастера» переходящее и дает возможность каждому ученику побывать в этой роли.

Применяется на уроках – практикумах.

«Получи бонус»

В ходе урока любого типа ученик принимает участие в работах разного вида: фронтальный опрос, ответ у доски, работа консультантом, ответ по домашнему заданию и т. д. За $каждый вид деятельности он получает бонус – цветной жетончик (цвету соответствует определенный балл). В конце урока можно посчитать бонусы и сравнить свои результаты с работой товарищей.

Прием развивает дух здорового соперничества, повышает учебную мотив$ацию и стремление активно трудиться на уроке, самосовершенствоваться.

«Верю – не верю»

Учитель зачитывает несколько утверждений по определенной теме (от 5-ти и более). Если ученик считает, что сказанное вер$но, он ставит знак «+», если нет - «–». По окончании работы открывается «ключ», проверку можно проводить коллективную, индивидуальную или осуществлять вз$аимопроверку.

Задание применяется на этапе проверки домашнего задания или закрепления изученного материала.

«Горячо холодно»

Учитель комментирует ход рассуждений учеников с помощью слов: «тепло», «еще теплее», «холодно» и т. д.

Применяется при обсуждении поставленного проблемного вопроса. Активизирует мыслительную$ деятельность и направляет ход рассуждений в нужное русло.

«Удивляй»

$ Краткое сообщение интересных исторических сведений, легенд, необычных фактов. Сообщения может готовить как учитель, так и обучающиеся.

Прием используется на этапе изучения нового материала (для усиления мотивации) и в ходе выполнения практической работы (для предупреждения утомляемости).

$«Лишние слова»

Дан перечень характеристик какого – либо предмета, явления, действия. Обучающиеся находят и вычеркивают лишние слова.

Применяется на этапе контроля уровня знаний.

$ «Заочная экскурсия»

Ученик – экскурсовод готовит информацию для проведения экскурсии. Творчески перерабатывая материалы учебника и дополнительной литературы, школьники фантазируют, вживаются в образ. Во время экскурсии берется «интервью» у исторических личностей, ведутся «репортажи» с места событий.

Применяется при изучении нового материала и на повторительно – обобщающих уроках.

$ «А вы знаете, что …»

Ученики должны закончить фразу, используя информацию, которую заранее нашли по изучаемой теме.

Применяется на повторительно – обобщающих уроках для расширения кругозора обучающихся.

$

«Интервью»

$Класс делится на «Корреспондентов» и «Респондентов». «Корреспонденты» задают вопросы «Респондентам» по изученному материалу. Оцениваются содержательность, логичность и творческий характер беседы, которую проводит «Корреспондент», и оригинальность, точность высказываний «Респондента».

Прием эффективен на этапе закрепления и обобщения изученного материала. Пр$едметная область применения безгранична, прием универсален для любого возраста.

«Были и небылицы»

Учитель дает задание придумать быль или небылицу (или просто привести реальные или вымышленные факты) по определенной теме. Затем обучающиеся читают вслух свою быль или небылицу, а остальные пытаются отгадать, прав$да это или нет, а также объяснить, почему они так думают. Ученик, придумавший быль или небылицу, комментирует ответы одноклассников.

Прием используется при обобщении и повторении, закреплении изученного материала.

«Перекинем мостик»

Учитель, неожиданно для обучающихся$, предлагает «перекинуть мостик» из урока в урок, из предмета в предмет. Например, на уроке английского языка предлагает записать географические названия той или иной страны, вспомнить исторические события, известных деятелей литературы и искусства и т. д. Можно «перекинуть мостик» в профессию, в которой знания, полученные на уроке, будут вост$ребованы.

Используется на любых этапах урока.

«Запретный плод»

Учитель демонстрирует изображение, спрятанное за карточками с номерами заданий. Количество карточек с цифрами равно количеству заданий, которое учитель планирует выполнить с обучающимися в течение урока. Лучше, если цифры на карточках расположены не по порядку. По мере выполнения заданий картинка открывается.

$ Прием используется при актуализации темы следующего или текущего урока.

«Маркировочная таблица»

В ходе ур$ока ученик вносит полученную информацию в разные колонки таблицы: «знаю», «узнал новое», «хочу узнать подробнее». Данный прием позволяет учителю контролировать работу каждого ученика на уроке, степень его понимания и интереса к изучаемой теме.

Используется на этапе изучения нового материала (первая колонка), на этапе закрепления изученного (вторая колонка), на этапе рефлексии (третья колонка).$

И еще некоторые приемы педагогической техники, формирующие информационные компетенции

$ «Рекорды».

Обучающимся при изучении темы о группе сходных объектов предлагается поработать с дополнительными информационными источниками и составить вопросы, начинающиеся словами «самый длинный», «самая большая» (короткая, глубокая, теплая, холодная и др.).

Используется при проведении нестандартных типов уроков.

«Опорные слова». $

$При использовании видеофильма в качестве основного источника новых знаний по теме перед его просмотром необходимо написать на доске или вывесить плакат с новыми терминами, названиями, датами и др. опорными словами, которые встретятся обучающимся в фильме. На следующем этапе урока следует организовать работу с данными опорными словами, которая бы предусматривала осмысление обучающимися наиболее важных фактов, выявление причинно – следственных связей между ними.

$ Применяется для того, чтобы не допустить пассивного слушания и просмотра видеофильма и включить обучающихся в процесс активного восприятия учебно – познавательной информации по теме урока, ее первичном повторении и закреплении.

$«Преобразование».

После уроков с использованием видеофильма можно по его содержанию давать школьникам творческие домашние задания: продолжить сюжетную линию фильма или изменить сюжет, предложив свой, сделать иллюстрации к просмотренному фильму, написать отзыв на фильм, отрецензировать его и др.

Такого рода домашние задания развивают творческие способности, активизируют познавательную самостоятельность обуча$ющихся.

«Дополнение».

При использовании на уроке учебного видеофильма обучающимся можно дать задание на сравнение его содержания с материалом учебника по данной теме: дополнить текст учебника информацией из фильма или, наоборот, дополнить фильм сведениями из учебника. От выбора варианта будет зависеть, начи$нать ли работу с просмотра фильма или с текста учебника.

Применяется при изучении новой темы.

«Тезаурус».

Используя таблицу тезауруса (категория, основные понятия, признаки (свойства), в$заимосвязь, законы и правила), составить систему понятий по изучаемой теме.

Развивает умение обрабатывать информацию. $

«Учебник нового поколения».

После изучения темы педагог разбивает ее на блоки (их должно быть немного). Дома обучающиеся на листе формата А4 готовят «страничку учебника», отражая содержание каждого блока с помощью рисунков, аппликаций, условных знаков, кратких описаний и т. д. В классе обучающиеся знакомят друг друга со своим представлением темы. Можно провести опрос, во вр$емя которого разрешается пользоваться только чужой «страничкой». К концу освоения общей темы обычно получается замечательный раздел «учебника нового поколения».

Прием используется на любых этапах изучения темы.

«Собери текст».

$Класс делится на группы по 4–6 человек. Каждая группа получает пакет с отксерокопированными абзацами текста учебника (домашнего задания) в разрозненном виде. Задание: в течение 1-2 минут восстановить текст и придумать вопрос команде – сопернице, ответом на который будет, например, пятый абзац параграфа.

$

Прием эффективен на этапе проверки домашнего задания.

«Создание обучающимися презентационного сопровождения к учебной лекции».

Для работы обучающимся предлагаются: шаблон презентации – будущей мультимедийной лекции – из 3-х слайдов (название, учебные задачи, план лекции) и текст лекции. Содержание лекции должно соотве$тствовать тексту по теме, дополняться иллюстрациями, рисунками и др.

Прием позволяет творчески организовать опережающее домашнее задание и изучение нового материала.

Системно-де$ятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения$, т.е. умение учиться.

Выделены основные виды универсальных учебных действий:

  • Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);

  • $ Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

  • $ Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);

  • Коммуникативные.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.$

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умения$ми, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Социальное развитие формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития $толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитание патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Личностное развитие развитие готовности и способности, учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывно$го образования и компетентности уметь учиться; формирование образа мира, ценностного-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в п$ределах своих возможностей.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания,$ рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными$ и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Системно-деятельностный подход обусловливает измерение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:

$ – определение цели школьного обучения как условия знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;

изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и поро$ждения смыслов;

стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

личностные универсальные учебные действия входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

В регулятивные действия входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

  1. $Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

  2. Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

  3. Составление плана и последовательности действий.

  4. $Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

  5. Контроль – в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

  6. $ Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.

  7. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Наконец, элементы волевой саморег$уляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В познавательные универсальные действия выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.

$ Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в ди$алог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсал$ьных учебных действий.

22

Post Comment