Статья по теме «Концепция диалога культур: воспитание гражданственности и толерантности у детей средствами иностранного языка»

$Педагогический лицей – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Димитровграда Ульяновской области

Статья «Концепция диалога культур: воспитание гражданственности и толерантности у детей средствами иностранного языка»

подготовила

$ учитель английского языка

Назарян Нелли Растамовна

$г. Димитровград
2014

Концепция диалога культур: воспитание гражданственности и толерантности у детей средствами иностранного языка

$

Глубокие изменения политического, социально-экономиче­ского и социокультурного характера, происходившие в рос­сийском обществе в конце ХХ — начале XXI века оказали су­щественное влияние на развитие образовательной сферы в стране.

Интеграция России в европейское общеобразовательное пр$остранство, процесс реформирования и модернизации рос­сийской школьной системы образования в целом и языкового образования в частности привели к переосмыслению целей, задач и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения. Однако этот процесс пока нельзя считать завершенным. Многие реформы касающиеся, например, учебной и воспитательной деятельности ш$колы еще предстоит совершенствовать. В связи с нехваткой новых мет$одов воспитательной работы по прививанию патриотизма и толерантности подрастающему поколению, именно оно выходит на первый план.

Так как же воспитать гражданственность и толерантность у подрастающего поколения в условиях незаконченного реформирования системы образования? Для начала, нужно разобраться, что включают в себя эти понятия.

Итак, гражданское воспитание представляет собой единый$ комплекс, включающий правовое, нравственное, патриотическое и другие виды воспитания. Этот комплекс реализуется посредством соответствующей организации учебного процесса, проведения внеклассной и внешкольной работы, а также демократического уклада школьной жизни.$

Воспитание же толерантности – это воспитание потребности и готовности  к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Что же касается процесса развития данных качеств у подрастающего поколения, я считаю$, что в сложившейся ситуации этот процесс нужно строить на основе коммуникативно-деятельностного подхода, который стоит во главе угла в современной педагогике. В соответствии с данным подходом, процесс формирования любого качества личности включает в себя три аспекта: когнитивный или интеллектуально-личностный аспект, в состав которого входят$ знания о том, что значит быть патриотом своей Родины, а также знания норм м$ежнациональных отношений; эмоционально-чувственный аспект, характеризующийся внутренним стремлением и убеждением в необходимости соблюдения этих норм; деятельно-практический, или поведенческий аспект. При этом выбор деятельности (речевая или практическая) зависит от возраста, интересов и склонностей учащихся.

Ни для кого не секрет, что особое место в воспитании гражданственности у ребенка отводится предметам регионального компонента: родному языку и литературе, истории и географии родного края. Однако, именно иностранный язык, как учебный предмет, играет важнейшую роль в формировании российской гражданской идентичности, воспитании любви и уважения к про$шлому и настоящему Росс­ии, осознании своей этнической принадлежности, усвоении гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества.

$Кроме того, в процессе освоения учащимися программы по иностранному языку происходит осознание научных, культурных, социальных и экономи­ческих достижений российского народа; формирование толерантного отношения к представителям иной культурно-языковой общности; развитие критического мышления через активное включе­ние в образовательный процесс.

В резуль$тате овладения предметом «Иностранный язык» у учащихся наблюдается готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимание, а также готовность отстаивать общечеловеческие (гуманистиче­ские, демократические) ценности, свою гражданскую пози­цию.

$ Таким образом, воспитание гражданственности и толерантности должно осуществляться не только посредством содержания предметов непосредственно регионального компонента, но и, несомненно, через содержание изучаемого материала по иностранному языку. Для достижения желаемого результата по формированию гражданской позиции личности в ходе изучения данного предмета необходимо применять различные методы и приемы. $

Кроме того, нельзя забывать, что общение на иностранном языке – есть межкультурное взаимодействие. Разве можем мы достичь взаим$опонимания, если не знаем, что у нас с собеседником разные менталитеты?

Действительно, от культурной «зрелости» зависит то, насколько эффективно индивид сможет общаться с представителями других культур. Развитие у личности способностей к коммуникации на межкультурном уровне, то есть адекватному взаимопониманию двух и более представителей разных культур, требует на современном этапе от педагогов уделения особого внимания формированию у $обучающихся таких качеств, как «открытость, терпимость и готовность к общению».

Взросление индивида в современных социокультурных условиях немыслимо вне контекста глобального культурного пространства, которое включает в себя как «чужое» культурное поле, так и «свою» родную, национальную культуру$. Контекст межкультурной коммуникации с присущим ему культурно значимым содержанием, предметами и символами, ценностными ориентирами, поведенческими и коммуникативными нормами может условно воссоздаваться, т.е. объективироваться в специально организованной культурной среде, в которой происходит формирование культурного самосознания индивида.

Осознание существования различных культурных полей является для личности тем фундаментом, на котором формируется$ диалог культур. С одной стороны, он позволяет выявить то общее в «Своем» и «Чужом», что объединяет и сближает носителей разных культур и, следовательно, способствует межкуль$турной коммуникации. С другой стороны, фокусирует внимание на тех внутренних культурных противоречиях между «Своим» и «Чужим», которые тормозят или порой блокируют процесс межкультурного взаимодействия и взаимопонимания.

Преодолеть предубеждение по отношению к «Чужому» можно в том случае, когда среда формирования культурного самосознания личности условн$о воссоздает «чужую» культуру как деятельность, как образ жизни отдельно взятой нации. Все это находит отражение в продуктах культуры — текстах, фильмах, музыке и т.д. Таким образом, именно опора на концепцию диалога культур служит одним из важнейших средств воспитания гражданственности и толерантности на уроках ИЯ.

Кроме того, применение концепции диалога культур способствует приобретению учащимися знания национально-куль$турных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применению этих знаний в различных ситуациях фор­мального и неформального межличностного и межкультурного общения. Также в процессе диалога культур про$исходит формирование представления об особенностях образа жизни, быта, куль­туры стран изучаемого языка (о всемирно известных достопри­мечательностях, о выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; понимание роли владения иностранными языками в со­временном мире.

$В условиях диалога культур учащиеся должны уметь представлять не только свою страну, но и свою малую родину. Это необходимо потому, что национально-региональный компонент в процессе обучения английскому языку и культуре выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую культуру.

$Современная реформа образования основана на овладении учащимися умениями самостоятельно выяснять, узнавать, интерпретировать культурные ценности, соотносить существующие стереотипы с собственным опытом и делать адекватные выводы, а не пассивно получать информацию от учителя.

Уч$ителям нужно стараться вовлечь учащихся в различные виды стимулирующей как учебной, так и внеучебной деятельности в рамках диалога культур: исследовательскую, проектную, краеведческую, журналистскую и т.п.$ Моделирование ситуаций диалога культур на уроках иностранного языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни и стилей жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, обычаев и канонов культуры в этих языковых сообществах.

Учебная деятельность представлена ря$дом тем, способствующих воспитанию гражданственности у подрастающего поколения. К таким темам в первую очередь относятся: Россия, Москва – столица нашей Родины, символика; мой родной город; образование и культура; религия; традиции и обычаи; национальные виды спорта; выдающиеся люди моего региона. Основным методом работы с этими материалами является сравнение, ведется работа с различными сравнительными таблицами, удачными в данном случае являются приемы технологии критического мышления. Учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности — теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. Формируется основа $умения рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, оперировать гипотезами; мыслить абстрактно-логически. Развитие рефлексии выступает как осознание собственных интеллектуальных операций$, речи, внимания, памяти, восприятия и управление ими.

Кроме того, на занятиях по английскому языку происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности, что обусловливает развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умения видеть проблемы, ставить вопросы,$ классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи). Например, лицеистами разработаны проекты «Моя школа», «Историческое событие», «Мой родной город», «Известные личности региона».

В рамках внеурочной деятельности в нашем лицее каждый год проводится неделя иностранного языка. Направления работы на данной неделе: геополитическое, культурологическое, музыкально-драматическое. Целями данного прое$кта являются развитие интеллектуальной, творческой личности; знакомство с географией, экономикой, культурой стран изучаемого языка; совершенствование навыков владения иностранны$м языком; развитие творческого потенциала детей, т.е. они полностью совпадают с понятием социокультурной составляющей коммуникативной компетенции.

Таким образом, диалог культур, как результат социокультурной направленности обучения иностранным языкам ориентирует на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения иностранному языку, приобщая школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, помога$я им лучше осознать культуру своей собственной страны и малой родины, и развивая у них умения ее представлять средствами иностранного языка. Более того, реализация принципа диалога культур в школе способствует формированию у обучаемых в условиях иноязычного учебного общения таких необходимых для межкультурного общения качеств, как гражданственности и толерантности.

$Список использованной литературы

  1. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное $образование: готовим к диалогу культур: Пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования /Е.И. Пассов. – Мн.: Лексис, 2003. – 184с.

  2. Капустина З.Я. Гражданственность как ценность культуры / З. Я. Капустина. — Псков: ПОИПКРО, 2006. — 216 с.

  3. Степанова О.Ю. Становление гражданственности молодежи в условиях трансформации российского общества / О. Ю. Степанова. — М., 2004.- 120 с.

  4. $ Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. — Воронеж, 1996.

  5. Погодина А.А. Толерантность: термин, смысл, позиция, п$рограмма//История (приложение «1 сентября») – 2002. – № 11.

  6. Рожков М.И., Байб$ородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.

  7. Формирование толерантной личности в полиэтничеcкой образовательной среде. Учебное пособие/Под ред. В.Н. Гурова, Москва 2004.

Post Comment