Конспект урока биологии для 6 класса «Что за чудо – эти лишайники»

Урок – путешествие в страну «Чулишанию» (6 кл.)

$Составитель: учитель высшей категории МОУ Селезянской СОШ Емельченкова Л.Г.

Тема: «Что за чудо – эти лишайники»

Задачи урока: 1) познакомить учащихся с особенностями строения

лишайников, приспособленностью к симбиозу, значением

их в природе и жизни человека;

2) развиват$ь понятия о многообразии живых организмов,

уметь работать на компьютере;

3) воспитывать бережное отношение к природе, приводя

примеры видов лишайников растущих в Челябинской

области.

Оборудование: таблица «Лишайники», гербарий и рисунки лишайников,

мультимедиа,микроскоп, лишайник.

ХОД УРОКА.

  1. Оргмомент.

  1. Постановка проблемного вопроса.

В начале урока учитель обращает внимание учащихся на таблицу и просит сказать: «Что за растение изображено на$ ней ?» Определив название растения, учитель ставит вопрос: «Лишайники растут в лесах Челябинской области? А в нашей местности$?» (Р.К.) Услышав утвердительный ответ, учитель называет примеры и говорит, что лишайник не похож на другие растения, сообщает тему урока, учащиеся записывают её в тетрадь.

  1. Изучение нового материала.

Урок проведём в форме путешествия в страну Чулишанию, в помощники возьмём компьютер и микроскоп. Зачем ? Они помогут нам узнать местообитания, строение, размножение и значение лишайников.

Начнём наше путешествие.

Остановка 1-ая. / звучит музыка и на экране с помощью компьютера проецируются места произрастания лишайников./

Учитель во время показа комментирует: Лишайники – особая группа организмов, их н$ачитывается 18000 видов. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология. Лишайники можно встретить во всех зонах, но лучшее их развитие связано с умеренными и холодными областями, они приспособлены к неблагоприятным условиям. В нашей Челябинской области они растут в тёмнохвойных лесах, где основными породами являются ель и пихта сибирская, там часто сыро и всегда полумрак. Мир болот богат и своеобразен находится в$ основном на севере. Здесь растут такие лишайники, как кладония вильчатая, лишайник- бородач, ксантория и др.

После рассказа учителя учащиеся делают записи в тетрадях / о количестве видов,

Какая наука изучает лишайники, названия лишайников/.

Остановка 2-ая. Разнооб$разие лишайников.

Рассказ учителя с демонстрацией на экране и составлением схемы в тетради:

ВИДЫ ЛИШАЙНИКОВ

ЛИСТОВЫЕ НИТЧАТЫЕ КУСТИСТЫЕ НАКИПНЫЕ

Пармелия Бородач Леконора

Кладония Степная

Золотянка

Учитель: лишайники разнообразны по внешнему виду, по окраске, поэтому их делят на листовые, кустовые и накипные. Составьте схему «Виды лишайников».

В Еткульском, Назаровском сосновых борах растут и белые кустистые лишайники. В еловом лес$у со старых ветвей спускаются косматые бороды лишайника бородача, а в тундре растёт лишайник ягель. Вы его также знаете как «олений мох». Это основное кормовое растение для оленей в тундре, а значит и основа жизни людей в тундре. Лишайник для человека здесь то же, что и хлеб.

Подведём итог, что вы узнали ?

  • Где обитают лишайники ?

  • Какая наука изучает лишайники ?

  • Какие виды лишайников вы узнали ?

  • Какие лишайники растут в нашей $местности ?

  • Назовите лишайники, которые вы запомнили ?

Остановка 3-я. $ Строение лишайников – работа с микроскопом и таблицей.

Чудеса ещё не закончились, сейчас мы увидим растение- загадку

А) сообщение учащегося об открытии лишайника. Во второй половине XIX века в 1867г. Русские учёные А.С. Фаминицын и А.С. Баранецкмй выделили водоросль из гриба, продержав несколько дней лишайников в воде, а учёный Шталь вырастил искусственным путём лишайник из споры гриба и водоросли.

Учёные раскрыли тайну: лишайники не одно растение, а два ! Два разных растения гриб и водоросль соединённых в один организм на всю жизБ) Учащиеся просматривают через микроскоп тонкую пластинку лишайника.

Сравнивают$ с рисунком, определяют нити гриба и зелёные шарики водоросли.

Делают вывод.

Вывод: тело лишайника состоит из двух

организмов- гриба и водоросли. Такое

сожительство называется симбиоз.

Задание:

  • зарисуйте тело лишайника – слоевище;

  • $

  • запишите определите симбиоза.

Остановка 4-ая. Размножение лишайников – рассказ учителя с последующей беседой по вопросам:

  • как называют тело лишайника ?

  • что получает водоросль от гриба в симбиозе ?

  • что получает гриб от водоросли с симбиозе ?

  • $

  • как размножаются лишайники ?

Остановка 5-ая. Физкультминутка.

Остановка 6-ая. Значение лишайников. Здесь происходит самостоятельная работа учащихся с учебником по заданию.

Учитель: Чудеса не закончились. Сейчас мы узнаем, какое значение имеют лишайники.

Задание: Прочтите текст. Определите значение лишайников. Сделайте краткую запись в тетради.

  • участвуют в образовании почв;

  • используют для $получения антибиотиков, лактуса, ароматических веществ;

  • являются биоиндикаторами степени загрязненности окружающей среды;

  • входят в цепи питания.

Учитель: Как вы думает, мы правда побывали в «Стране чудес» ? Почему ?

Правильно, тайна растения- загадки разгадана.

IV. Обобщение знаний.

Тест./ знания полученные на уроке проверяются с помощью учебной программы$ на компьютере, где учащиеся дают ответы и получают соответствующие оценки/

  1. Слоевище лишайника состоит из:

А- бактерий и водоросли

Б- гриба и дерева

В- гриба и водоросли

Г- гриба и бактерии$.

  1. В слоевище лишайника гриб:

А- создаёт органические вещества

Б- поглощает воду и минеральные соли

В- обеспечивает водоросль кислородом

Г- создаёт крахмал.

  1. Водоросль в теле лишайника:

А- создаёт органические вещества

Б- поглощает воду

В- поглощает минеральные соли

Г- защищает гриб.

$

  1. Лишайники, в отличие от мхов;

А- имеют стебель

Б- имеют стебель и листья

В-имеют слоевище

Г- имеют зелёную окраску.

  1. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

$А- нити гриба

Б- слоевище

В- нити гриба и водоросль

Г- водоросль.

  1. Органические вещества создаёт:

А – гриб

Б- в$одоросль

В- гриб и водоросль

Г- слоевище.

  1. Лишайники размножаются:

А- семенами

Б- спорами

В- частью корня

Г- частью стебля.

Симбиоз – это:

А- образование органических веществ

Б- благоприятное сожительство двух организмов

В- поглощение воды и минеральных солей

Г- разрушение органических вещ$еств

.

Д/З § 13 вопросы № 6, 7.

Post Comment