Конспект урока для 10 класса «Биогеоценоз как особый уровень организации жизни»

МБОУ «Черемшанский лицей»

Черемшанский муниципальный район Республики Татарстан.

Тема: «Биогеоценоз как особый уровень организации жизни».

$

10 класс.

Автор учебника под редакцией профессора И.Н.Понамарёвой.

Разработка урока учителя биологии высшей квалификационной категории Х.Г.Гумерова.

$

Тема: «Биогеоценоз как особый уровень организации жизни».

Задачи урока:$

-расширить и углубить знания о надорганизменных уровнях организации материи;

-сформировать сущность понятия «биогеоценоз», «биоценоз», «биотоп»;

- показать ярусное строение биоценозов, емкость биотопа;

- охарактеризовать структурные элементы, основные процессы и организацию биогеоценотического уровня жизни;

- сформировать убежденность в необходимости сохра$нения многообразия биогеоценозов.

Средства обучения: таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз луга», музей природы, комнатные растения разных природных зон.

Тип урока: комбинированный.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый,

Ход урока.

I. Актуализац$ия знаний о сообществах, о разнообразии сообществ на Земле. О формировании сообществ в зависимости от климата.

Вопросы- задания.

1. Что представляет собой природное сообщество? (Совокупность растений, животных, грибов, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории влияющих друг на друга.)

2. Какие примеры природных сообществ вы можете привести? (Лес, степь, пустыня, река.)

3. Укажите на взаимосвязь между живыми организмами и климатическими условиями. (Приспособленность живых организмов к холоду, к засух$е, сезонным явлениям природы, т.е. к климату).

II. Изучение нового материала.

1.Понятие о биогеоценозе как структурном компоненте биосферы. Функциональн$ая связь живого вещества с неживой природой. Круговорот веществ в природе. (Беседа с использованием таблиц).

2. Работа с термином «биогеоценоз»- это открытая живая система, эволюционно сложившаяся из разных видов микроорганизмов, растений и животных, совместно заселяющих определенные места обитания.

Работа со словарем основных понятий стр. 210, термин «биогеоценоз».

3. Струк$турные элементы биоценоза: биотоп, биоценоз.

4. Рассказ учителя о биотопе.

Биотоп - определенная территория со свойственными ей абиотическими факторами среды обитания (климат, почва).

5. Биоценоз-совокупность популяций разных видов.

Биоценоз леса «Музей природы» - беседа с использованием экспонатов музея:

-Какие растения представлены в музее? (Береза, осина, липа, дуб, …).

-Как приспособленности возникли у растений к совместной жизни?

( Ярустность, отношение к свету).

Охарактеризуйте значение ярусного расположения для жизнедеятельности растений и животных в биогеоценозах.

-Какие животные связаны с лесным биоценозом? (лось,$ кабан, рысь, лиса, дятел, сова…).

-Какие отношения возникают между обитателями леса? (конкуренция, хищничества, паразитизм, симбиоз…).

-В какой форме существуют все виды в природе? (в форме популяций).

$6 Беседа с выявлением особенности лесного биоценоза.

- Из чего складывается живое население биоценоза?

- На какие три основные функциональные группы делится биоценоз?

( продуценты, консументы, редуценты).

- Какова роль каждой группы организмов?

Экологические группы$ (привести примеры)

Название группы

$

$

Примеры живых организмов

Продуценты

 

Консументы 1порядка

 

Консументы 2 порядка

 

Редуценты

 

-К чему приводит взаимоотношение между организ$мами ? ( устойчивость,

целостность, единство и круговорот веществ).

7. Биогеоценозы – сходства и различия.

Работа в группах.

- Определить основные виды организмов биоценоза луга (заливной луг) и сравнить с основными видами организмов биоценоза леса.

- Определить особенности биотопа луга и выявить их различия от биотопа леса.

8. Рефлексия. Подведение итогов работы в группах. Сравнить полученные результаты. В чем разница между биогеоценозами?

9. Работа с учебником. Особенности биогенотического уровня жизни. Изучая текс учебника, ученики приводят примеры$ и раскрывают главнейшие процессы, характеризующие биогеоценоз:

-круговорот веществ и поток энергии, обеспечивающие саморегуляцию и устойчивость биосистемы, ее организацию,

-продуцирование биомассы, поддерживающей существование видов,

-распределение множества популяций в пространстве и во времени,

- сложность структуры, обусловленной большим разнообразием видов,

- регулирование численности видов и связанное с этим поддержание динамической устойчивости биосистемы как целостности,

- устойчи$вость связей и зависимостей между видами и со средой основанных на пищевых, пространственных, средообразующих вза$имоотношениях видов и энергетике.

10.Значение биогеоценотического уровня.

Многообразие биогеоценозов, их история и длительность существования, отражающая эволюцию биосферы. Стратегия биогеоценотического уровня жизни: активное использование всего многообразия сред жизни на Земле в создании благоприятных условий для развития и процветания живых организмов. ( Проблемное изложение и обсуждение с учащимися стратегии биогеоценотического уровня жизни, формирование выводов.)

III. Закрепление знаний о биогеоценозе как надорганизменной системе; о струк$турных элементах, основных процессах и организации биогеоценотического уровня; о значении этого уровня и его сохранении. Выполнение заданий №1-6 в рабочей тетради.

IV. Вопросы для контроля: $

1. Что такое биотоп, биоценоз, биогеоценоз?

2. На какие основные функциональные группы делятся биоценоз?

3. Роль продуцентов, консументов, редуцентов в круговороте веществ.

4. Какие процессы протекает на биогеоценотическом уровне?

5. В чем заключаются особенности организации биогеоценотического уровня жизни в при роде?

6. Поясните, почему биогеоценозы называют многовидовыми надорганизменными биосистемами.

7. Сравните биогеоценотический уровень организации живой материи с биосферным уровнем.

8. В чем заключается основная стратегия жизни биогеоценотического уровня жизни в природе?

V. Домашнее з$адание: изучить стр.76-78 учебника. Выполнить задания № 7-9 в рабочей тетради.

Post Comment