Конспект урока для 6 класса «Цветение и опыление растений. Плод его значение и многообразие форм»

биология – 6 класс

урок на тему Цветение и опыление растений. Плод его значение и многообразие форм$

задачи урока: а) раскрыть значение опыления;

б) познакомить учащихся с типами опыления, приспособительными особенностями цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений;

в) познакомить учащихся с разнообразием плодов растений;

г) дать представление о плоде как органе размножения и расселения цветковых растений.

оборудование урока: модель цветка вишни, пшеницы, таблица «Типы опыления», таблица «Плоды сухие и сочные», коллекция плодов.

содержание урока$:

  1. Организация учащихся на урок.

  2. Проверка знаний. 1) Строение цветка (учащиеся на доске выполняют рисунок цветка$)

2) Строение тычинки и пестика (учащиеся на доске выполняют рисунок), значение тычинки и пестика.

3) Зарисовать простые соцветия, привести примеры растений, имеющих такие соцветия, объяснить биологическое значение соцветий (Ученик рисует на доске и готовится отвечать.)

4) Работа с классом. Разгадывание кроссворда (подготовлен заранее).

$

5) Опрос учащихся у доски

* Строение цветка.

Дополнительные вопросы:

  1. определение цветка;

  2. отличия цветков у однодольных и двудольных растений.

*Строение тычинки и пестика, их значение.

$Дополнительные вопросы:

  1. какие цветки называют обоеполыми?

  2. почему тополь, осина двудольные растения?

*Соцветия простые, биологическое значение соцветий.

Дополнительные вопросы

  1. отличие простого околоцветника от сложного?

  2. из чего развиваются плод, семя?

6) Об$общение ответов учителем, обращенные к кроссворду – учитель выделяет слова опыление, цветение, растение.

Переход к новой теме.

3. Изучение новой темы

Часть 1. «Цветение и опыление растений».

1) Цветение. (В ходе беседы формулируется определение цветения,$ рассматриваются сроки цветения у разных растений.)

Вопросы классу:

Зачём цветёт растение?

Почему в этот период на растениях много самых различных насекомых: мух, пчёл, ос, шмелей и т.д.?

Значит, растение цветёт для того, чтобы образовался плод, а насекомые помогают этому, так как они опыляют растение, перенося пыльцу с одного цветка на другой, с пыльников одного цветка пыльца попадает на рыльце пестика другого цветка, при этом происходит ещё один важный процесс, хар$актерный для растений, — оплодотворение, то есть слияние спермия (образующегося в пыльниках) с яйцеклеткой (находящейся в завязи пестика). Таким образом, в период цветения у растений происходит опыление, оплодотворение и развитие плода. Нет опыления – нет плодов.

2) Типы опыления. (Объяснение учителя) Схема в тетради и на доске

С помощью

а)$ ветра б) насекомых

в) птиц г) летучих мышей

Происходит до цветения в бутонах

$опыление

самоопыление

$перекрестное

Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же цветка

Перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка

у пшеницы, гороха, фасоли и дикорастущих

у плодовых, овощных, дикорастущих

ветроопыляемые растения насекомоопыляемые растения

3) Признаки ветроопыляемых растений (беседа с демонстрацией моделей цветков ветроопыляемых растений, а так же гербарных экземпляров растений с ветроопыляемыми цветками, запись признаков в тетрадь).

  • Цветут до распускания листьев либо одновременно с распусканием;

  • Околоцветник развит слабо либо отсут$ствует;

  • Цветки мелкие, невзрачные, без запаха, часто собраны в соцветия;

  • Образуют много пыльцы, пылинки мелкие, сухие;

  • Растут большими скоплениями.

4) Признаки насекомоопыляем$ых растений (аналогично):

  • Цветки крупные, яркие;

  • Имеют нектар и пыльцу липкую;

  • Мелкие собраны в соцветия;

  • Имеют запах (аромат)

5) Коэволюция – совместная эволюция цветков и животных- опылителей. (Объяснение учителя).

Есть цветки, у которых нектар и пыльца расположены совершенно открыто и доступны всем насекомым (ромашка, мак). Другие, например, ль$виный зев, опыляются только шмелями. Венчик у цветка сростнолепестный, несколько похожий на звериную пасть. Он двугубый – два верхних лепестка образуют как будто верхнюю губу пасти, а три нижних – нижнюю. Обе губы плотно прилегают друг к другу спереди, а на некотором расстоянии срастаются в трубочку. Когда шмель садится на такой цветок, то под его тяжестью нижняя губа опускается, открывая узкую щель, куда вползает насекомое.

Ещё один пример. Нектар душистого табака находится в глубине длинной трубочки венчика и доступен лишь для ночных бабочек – бражников с длинным хоботком. В тропических странах крошечные птички колибри опыляют цветки.

6) Формулирован$ие вывода о значении опыления, типах опыления.

Вопрос классу: — каково биологическое значение перекрёстного опыления и самоопыления у растений?

7) лабораторная работа 12 » Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений».

Часть 2. «Плод и его значение и многообразие форм».$

Во второй части урока мы познакомимся с многообразием и значением плодов по плану:

  1. Плод, строение и значение (рассказ учителя).

  2. Покрытосеменные растения (объяснение учителя).

  3. Многообразие плодов (в ходе беседы и объяснения демонстра$ция муляжей плодов, коллекции плодов, а также использование таблицы с изображением плодов), вычерчивание схемы на доске учителем, а учащимися в тетради

  • Семянка костянка сливы коробочка яблоко

подсолнечника костянка вишни льна ягода

  • зерновка пшеницы стручок помидора

Орех лещинысухие

сочные

сухие

сочные

$односемянные

многосемянные

плоды

редиса тыквина

боб

фасоли

4) Вскрывающиеся и невскрывающиеся семена (учащиеся самостоятельно $изучают материал по учебнику, с.94).

5) Беседа. Распространение семян, приспособленность семян к распространению:

  1. ветром; 4. с помощью животных;

2. водой 5. с участием человека;

3. саморазбрасыванием 6. транспортировкой в другие страны (самолетом, поездом).

6. Формулирование вывода о значении семян и плодов в жизни растения.

Закрепление урока:

  • каково биологическое значение перекрестного опыления $и самоопыления у растений?

  • Чем покрыты плоды с поверхности?

  • Значение околоплодника.

  • Биологические функции плодов и семян у растений.

Итог урока.

Домашнее задание: §24, записи в тетради, §25 выучить, повторить§§10,1316,18,20,23,24.

Post Comment