КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ ПЛОДЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ У$ЧРЕЖДЕНИЕ

«САМАРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ ПЛОДЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

(ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО БИОЛОГИИ 6-9 КЛАССЫ. АВТОРЫ: В.В. ПАСЕЧНИК

В.В. ЛАТЮШИН, В.М. ПАКУЛОВА. 6 КЛАСС БАКТЕРИИ.

ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ. 70 ЧАСОВ, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

П$ОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

УДОВИНА МАРИНА СЕРГЕЕВНА

МБОУ «САМАРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БИРЮЧ, 2012

УРОК № 37. ПЛОДЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

Цель: воспитание биологического сознания, посредством изучения многообразия, строения и классификации плодов.

Задачи: сформировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемя$нного растения, о его строении и значении, познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды;

— развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями;

— продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, мультимедиа.

Оборудование: таблицы: «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений», «Типы плодов»; комнатные растения (по возможности с плодами), гербарии различных растений, коллекции сухих и сочных плодов, муляжи плодов, корнеплоды моркови, клубни картофеля, луковицы, $компьютер, интерактивная доска, информационный носитель.

Ключевые слова и понятия: плод, семя, соплодие, околоплодник, простые и сборные плоды, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, вскрывающиеся и невскрывающиеся плоды; яблоко, ягода, костянка, многокостянка, зерновка, семянка, орех, желудь, коробочка, боб, стручок, крылатка, тыквина, земляничина (фрага), гесперидий (помера$нец).

План урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

II. Проверка домашнего задания.

1.Работа по карточкам.

2.Фрольтальный опрос.

III. Изучение нового материала.

1.Решение проблемной ситуации.

2. Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.

Физкультминутка.

3. Продолжение рассказа учителя.

IV. Закрепление.$

Вопросы.

Познавательная задача.

V. Подведение итогов.

Рефлексия.

Оценки.

$Домашнее задание

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

$

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

II. Проверка домашнего задания.

  1. Работа по карточкам.

Вариант 1

1.Нарисуйте соцветия сложный колос и зонтик, напиши названия растений с такими соцветиями.

2.Почему соцветие головка так называется?

3.Сравни соцветия кисть и колос.

Вариант 2

1.Нарисуйте соцветия щиток и сложный зонтик, напиши названия растений с такими соцветиями.

2.Почему соцветие корзинка так называется?

3.Сравни соцветия початок и колос.

$Определите тип и название соцветия.

$

1 3 5

2 4 6

  1. Фронтальный опрос.

— Что называют соцветием?

— Чем различаются по размеру одиночные цветки и цветки, собранные в соцветия?

— Какова основная биологическая роль соцветий?

— Какие соцветия называют простыми?

— Приведите примеры простых соцветий.

— Какие соцветия называют сложными?

— Приведите примеры сложных соцветий.

III. Изучение нового материала.

Загадка:

Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал –

На землю пал. (Плод)

Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос: «На месте чего образуются плоды, и какими признаками хара$ктеризуются они?»

1. Решение проблемной ситуации.

Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав?

(Ученики высказывают свои предположения.)

Обобщение ответов учащихся — кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.

2. Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.

После того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития – об$разование плода.

Плод – это генеративный орган цветкового растения. Важнейшие функции плода – защита и распространение семян (слайд №1).

Плод состоит из семян и околоплодника $(слайд №2). Основная функция околоплодника – защита формирующихся семян от механических повреждений,$ пересыхания и различных неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют покрытосемянными.

В природе существует огромное разнообразие плодов

(Демонстрация изображения и коллекции плод$ов различных растений.)

Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков. В нем происходит образование и созревание семян.

Если в цветке только один пестик, то плод, который развивается из этого цветка, называют простым. Если же в цветке несколько пестиков, то формирующийся в результате плод называют сложным, или $сборным (слайд №3).

У некоторых растений, таких, как инжир, ананас, ольха, в результате срастания нескольких плодов из целого соцветия образуется соплодие (слайд №4).

$— По числу семян выделяют односемянные и многосемянные плоды (слайд №5).

$— От чего зависит количество семян в одном плоде? (Ответы учащихся.)

Количество семян в плоде зависит от количества семязачатков в завязи.

$— Приведите примеры растений с односемянными и многосемянными плодами. (Ответы учащихся.)

Кроме того, по характеру околоплодника плоды можно разделить на сухие и сочные.

$— Какая часть плода может быть сочной? (Ответы учащихся.) Обычно у сочных плодов бывает сочный околоплодник. Но, например, у клубники и земляники семена расположены на сочном разросшемся цветоложе.

— Приведите примеры сухих и сочных плодов. (Ответы учащихся.) (слайд №6).

Плоды могут быть вскрывающиеся и невскрывающиеся. $Вскрывающимися чаще всего бывают сухие плоды.

Физкультминутка.

$ 3. Продолжение рассказа.

  • Ягодовидные плоды – сочные плоды с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов много мелких семян (слайд №7).

Чаще всего многосемянные, но встречаются и односемянные ягоды, например, у барбариса (слайд №8.

Яблоко – в его образовании, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих камерах.

Тыквина – семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый.

$ Померанец – ягодный плод: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут.

  • Костянковидные: Костянка – это сочные плоды с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника – косточкой, внутри которой находится одно семя.

$ Многокостянка – на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки. Такой плод у малины, ежевике, костянике, морошке (слайд №9).

  • Ореховидные плоды – это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником (слайд №10).

$ Орех- околоплодник деревянистый, семя лежит свободно.

Желудь – Околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружён защитным покровом.

Семянка – Околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним.

Зерновка – Плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени.

Крылатка – плод с кожистым околоплодником с выростом виде крыла.

Многоорешек (фрага) – с разрошимся при созревании мясистым цветоложем.

  • Коробочковидные плоды – это многосемянные, обычно раскрывающиеся $плоды с сухим околоплодником (слайд №11).

Боб — плод вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена.

Стручок – Имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода.

Коробочки $– Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенках коробочки.

IV. Закрепление.

  1. Что называют плодом?

  2. По каким признакам плоды разделяют на простые и сложные?

  3. Что такое соплодием?

  4. Какова роль плодов в жизни растений?

  5. Познавательная задача. Вы рассмотрели разнообразные плоды. На столах у вас находятся корнеплоды моркови, клубни картофеля, луковиц$ы. Рассмотрите их, подумайте и подготовьте ответ на вопрос: Можно ли их назвать плодами?

V. Подведение итогов.

Давайте вспомним тот вопрос, который я задала в начале урока и ответим на него. Вопрос: На месте чего образуются плоды, и какими признаками характеризуются они?

  • Плоды образуются на месте цветка.

  • Внутри плодов находятся семена.

$Оценки.

Рефлексия.

-У вас на партах лежат смайлики, но они без улыбочки, возьмите и дорисуйте им улыбку. Прикрепите их на доску.

Домашнее задание. Читать параграф 30, заполнить таблицу.

$Название плода

Тип плода

Какие растения имеют такой плод

сочный или сухой

односемянный или многосемянный

$

Список литературы.

  1. Ишкина И.Ф. Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника 6 класс. — Волгоград, 2002.

  2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс. – 3-е изд., перераб.,- М.: ВАКО, 2011. – 384с. – (В помощь $школьному учителю.)

  3. Пальдяева Г.Н. Биология. 5-11 классы: программа для общеоьразоват. Учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. – 2-у изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 92 с.

  4. Пасечник В.В. Биология 6 класс Бактерии. Грибы. Растения. Учебник для общеобразовательных учреждений. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 272с.

  5. http://mirbiologii.ru

Post Comment