Урок биологии в 6 классе по теме: "Плоды. Разнообразие и значение плодов"

Урок биологии 6 класс

по теме: "Плоды. Разнообразие и значение плодов."

Разработан учителем биологии МБОУ СОШ №3 г.Салехард Тарановой Еленой Анатольевной

Задачи:

$- обучающие: сформировать понятие о плоде как важном генеративном органе растения. Познакомить учащихся с разнообразием плодов и семян; показать различные приспособления плодов и семян, возникшие в процессе эволюции, к их распространению.

- развивающие: продолжить формирование умения работать с учебной литературой.

- воспитательные: воспитание бережного отношения к живой природе, своему здоровью.

Тип урока: $изучения нового материала и первичного закрепления

Средства обучения:

Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. Проф. И.Н.Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2011.

Презентация, таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды», коллекции семян и плодов.

Методы обучения: словесно- наглядные, частично-поисковые.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний:

$1) фронтальный опрос по теме: "Цветок. Опыление"

а) Что такое цветок?

б) Какую функцию выполняет цветок?

в) Назовите основные части цветка?

г) Чем у цветковых растений представлен околоцветник?

д) Какие части цветка участвуют в опылении и оплодотворении?

е) Назовите женский орган растения? Назовите женский орган растения?

ж) Что происходит в завязи пестика?

з) Какие растения называют однодомными и двудомными?

е) Что такое опыление? Каково биологическое значение перекрестного и самоопыления у растений?

2) Работа по карточкам (приложение 1)

Выставление оценок.

$

3. Изучение нового материала: Объявляется тема урока (слайд 1)

Целеполагание и мотивация:

1: Определите значимость темы урока для вас. Зачем вам нужны эти знания?

2: Какие ассоциации у вас возникают при слове «плоды»? (все, что учащиеся называют записывается кратко на доске)

Первичное усвоение материала и осмысление учебной информации

Задание 1: Прочитайте первые три абзаца в §25 стр. 94. найдите и запишите в тетрадь,

$- что такое плод.

- из чего образуется плод;

- из чего состоит плод;

- какие еще кроме завязи части цветка могут участвовать

в образовании плода;

- какую роль играет околоплодник;

- почему растения называют покрытосеменными.(слайды 2- 4)

Задание 2$: Прочитайте текст со слов: «плоды обеспечивают…» до слов « очень редко семена прорастают», найдите,

-на какие типы и виды делят плоды по особенностям околоплодника, заполните схему(слайд 5)

Типы плодов

сухие

сочные

зерновка

Ягода

Боб

$Яблоко

Коробочка

Тыквина

Стручок

Костянка

орех

Многокостянка

Желудь

померанец

семянка

листовка

(слайды 7-14) $

- на какие группы делят плоды по количеству семян, заполните схему (слайд 6)

по количеству семян плоды

односемянные

многосемянные

$- на какие группы делят плоды по способу рассыпания, заполните схему

По способу рассыпания плоды (слайд 7)

$

вскрывающиеся

невскрывающиеся

Задание 3: Прочитайте текст на странице 95, найдите способы распространения семян (слайд 18)

Способы распространения семян

водой

саморазбра$сывание

ветром

Животными, человеком

Соплодия- соплодие, состоящее из множества орешков, окруженных разросшимся мясистым цветоложем.(слайды 15-17)

Задание 4: Прочитайте текст на стр. 96, выпишите в тетрадь значение семян.

Значение семян:

1. Выступают основным органом полового размножения растений, обеспечивают развитие, созревание семян;

2. Участвуют в расселении растений на новые площади;

3. Служат ценным (высококалорийным) продуктом питания всему живому населению на нашей планете.

Вывод по теме:

$Итак, плод - это важный орган цветкового растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Плоды служат пищей животным и человеку. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян.

4. Первичное закрепление: работа с классом (беседа)

-Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?

-Что такое опыление?

-Что такое оплодотворение?

$Назовите способы распространения плодов и семян:

а) Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес

(Одуванчик)

Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

Пролетают верениц$ы –

Новосёлы – птицы;

Прилетят домой –

И крылья долой.

(Клён)

Ветром – лёгкие, имеются крылышки.

На сучке - арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Всё развалилось

(созревшие семена гороха)

Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля слева, пуля справа…

На кого идёт облава

(саморазбрасывание семян у акации)

Самораспространение плоды, вскрываются самостоятельно.

Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

$

Далеко очутится. (Кокос)

Водой – лёгкие, маленькая плотность.

Выпускает он листы

Широченной широты.

$Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь!

(Лопух)

Человеком крючки, липучки.

-Работа по схемам в тетради.

5. Д/з: выучить § 25, подумать и вспомнить, какие типы плов есть у растений возле дома и школы, как они распространяются.

6. Рефлексия:

вспомните сказки, в которы$х вы встречались с плодами.

  • «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)

  • «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб

  • «Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)

  • «Золушка» - тыквина (Ш Перо)

  • «Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).

Получили ли вы необходимую для вас информацию?

Все ли плоды вы будете пробовать на вкус?

Остались ли вопросы, на которые вы хотите получить ответ?

$

(Приложение 1)

Карточка №1

1. Перечислите все части цветка.

2. Какую функцию выполняет пестик и тычинка?

3.Что такое яйцеклетк$а? где она развивается?

Карточка №2

1. Перечислите из чего состоит пестик?

2. Что такое околоцветник?

3. Что такое размножение?

Карточка №3

1. Каково строение тычинки? в чем заключается ее функция?

2. Что такое опыление?

3. Перечислите части цветка.

Карточка №4

$

1. Укажите все составляющие цветка и их функции.

2. Что такое соцветие?

3.Дайте определение понятию опыление?

Post Comment