Урок для 9 класса по теме: «Основные положения теории Ч. Дарвина. Борьба за существование. Виды борьбы за существование»

Основные положения теории Ч. Дарвина. Борьба за существование. Виды борьбы за существование.

Вид занятия (тип урока): лекция с элементами самостоятельной работы

$ Цели занятия:

Образовательные: дать представление о современном состоянии теории эволюции, раскрыть сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды развития человеческой мысли, сформировать понятие эволюции, раскрыть основные положения эволюционного учения Ч$. Дарвина, на основе работ К. Линнея и Ж. Ламарка; изучить виды борьбы за существование.

Развивающие: развивать умения студентов выделять главную мысл$ь лекционного материала, умения анализировать текст и работать самостоятельно с учебной литературой.

Воспитательные: расширять кругозор студентов, формировать научное мировоззрение.

Межпредметные связи

Обеспечение занятия: учебник, тетрадь, дидактические карточки задания.

$Литература дополнительная:

1. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Факультативный курс. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.

2. Чебышев Н.В., Кузнецов С.В. Биология: пособие для поступающих в вузы. Том 2. – М.: ООО «Издательство $Новая волна», 2000.- 413с.

$

Лекция по плану:

  1. Понятие о биологической эволюции.

  2. Развитие эволюционных идей.

  3. Положения теории Ч. Дарвина.

  4. $Борьба за существование.

  5. Синтетическая теория эволюции.

Впервые термин «эволюция» (от лат. evolutio $- развертывание) был использован в одной из эмбриологических работ швейцарским натуралистом Шарлем Боннэ в 1762 г. В настоящее время под эволюцией понимают происходящий во времени необратимый процесс изменения какой-либо системы, благодаря чему возникает что-то новое, разнородное, стоящее на более высокой ступени развития.

$Процесс эволюции касается многих явлений, происходящих в природе. Например, астроном говорит об эволюции планетарных систем и звезд, геолог — об эволюции Земли, биолог — об эволюции живых существ. В то же время термин «эволюция» применяется часто и к явлениям, не связанным напрямую с природой в узком значении этого слова. Например, говорят об эволюции общественных систем, взглядов, каких-либо$ машин или материалов и т. п.

Биологическая эволюция — это необратимое направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованиями биогеоценозов и биосферы в целом. Иными словами, под биологической эволюцией следует понимать процесс приспособительного исторического развития живых форм на всех уровнях организации живого.

Теория эволюции была разработана Ч. Дарвиным (1809-1882) и изложена им в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859). $

$

2. Предпосылки создания эволюционной теории Ч.Дарвина. Мысль о том, что современные живые организмы произошли от более простых, примитивных, давно жила в умах людей. Зачатки подобных идей встречаются в трудах древнеиндийских и древн$егреческих философов. Аристотель (384-322 гг. до н.э.), исследуя внешнее строение и развитие животных, пришел к заключению, что человек и животные имеют единый план строения. Вся природа, по Аристотелю, состоит из ступеней “лестницы”: первая — неживая природа, вторая — растения, третья — низшие, прикрепленные морские животные, четвертая — все прочие животные и, наконец, пятая — человек. Но “лестница” Аристотеля статична, так как он полагал, $что высшие формы не происходят от низших.

Другой античный философ Гераклит (2400 лет назад) — родоначальник диалектики и автор широко известного изречения “Все течет, все изменяется” — утверждал, что в мире все имеет свою определенную причину, и что органический мир развился из неорганического. Он также представлял раз$витие органического мира в виде “лестницы” (камни, растения, животные, человек). Античный период в силу недостаточного накопления фактического материала, но высокого развития философской мысли вошел в историю развития науки как период, когда все сделанные выводы являлись цепью умозаключений.

Средние века характеризуются в науке застоем, из-за господства религии.

$В эпоху Возрождения (XIV — XVI вв.) после средневекового застоя наблюдалось бурное развитие науки, культуры. В этот период в науке накапливается фактический материал, усиливается интерес к естественным наукам. Один из ярких представителей эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи (XV в.) считал, что с изменением рельефа Земли изменялся и органический мир.

$XVIII в. ознаменовался развитием в русском и европейском естествознании эволюционных взглядов. К этому времени накопилось достаточно много описательного материала о растениях и животных, которые необходимо было систематизировать. Всеобщее признание завоевала система, составленная знаменитым шведским ученым Карлом Линнеем (1707-1778 гг.). К.Линней разделял метафизические взгляды на природу, усма$тривая в ней изначальную целесообразность, “премудрость творца”. Каждый вид он считал неизменным и постоянным, не связанным родством с другими видами. Тем не менее он признавал, что виды могут возникнуть путем скрещивания или в результате изменения среды, но такое понимание к нему пришло в конце жизни. Вк$лад К. Линнея в прогрессивное развитие естествознания огромен: он предложил систему животных и растений; ввел бинарную систему двойных названий; описал около 1 200 родов и более 8 000 видов растений; реформировал ботанический язык и установил до 1 000 терминов, многие из которых ввел впервые.

В начале XVIII в. французский ученый Жан-Батист Ламарк (1744-1829 гг.) создал первую эволюционную теорию$, которую изложил в труде “Философия зоологии” (1809 г.). По Ламарку, одни организмы произошли от других в процессе длительной эволюции, постепенно изменяясь и совершенствуясь под воздействием внешней среды. Изменения закреплялись и п$ередавались по наследству, что и явилось тем основным фактором, который обусловил эволюцию. Ж.-Б. Ламарк впервые изложил идеи эволюции живой природы, утверждавшие историческое развитие от простого к сложному. Однако вопрос о движущих силах эволюции им был решен неправильно: Ламарк полагал, что основной движущей силой эволюции является внутреннее стремление всего живого к совершенству. Его утверждение о врожденной способности организмов отвечать на изменения внешней среды только полезными наследственными изменениями дальнейшими исследованиями ученых не подтвердилось. Доказательства эволюционной теории, выдвинутые Ж.-Б. Ламарком, оказались недостаточными для полного их принятия, поскольку не были даны ответы на вопросы: чем объясн$ить большое разнообразие видов в природе; с чем связано совершенствование организации живых существ; как объяснить приспособленность организмов к условиям внешней среды?

К середине XIX в. был сделан ряд важнейших обобщений и открытий, которые противоречили креационистским взглядам и способствовали укреплению и дальнейшему развитию эволюции, составив научные предпосылки создания эволюционной теории Ч. Дарвина.$

Первая брешь в метафизическом мировоззрении была пробита философом Э.Кантом (1724-1804), кото$рый в своем знаменитом труде «Всеобщая естественная история и теория неба» отверг миф о первом толчке и пришел к заключению, что вся Земля и Солнечная система есть нечто, возникшее во времени. Благодаря работам Э.Канта, П.Лапласа и В.Гертеля Земля и вся Солнечная система стали рассматриваться как развивающиеся во времени.

В 1830 г. английский естествоиспытатель Ч. Лайель (1797-1875) обосновал идею об изменяемости поверхности Земли под влиянием различных естественных причин и законов: к$лимата, воды, вулканических сил, органических факторов. Лайель высказал мысль, что органический мир постепенно изменяется, что было подтверждено результатами палеонтологических исследований французского зоолога Ж. Кювье (1769-1832).

В первой половине ХIX века развивается идея о единстве всей природы. Шведский химик И. Берцелиус (1779-1848) доказал, что все животные и растения состоят из тех же элементов, которые встречаются в неживой природе, а немецкий химик Ф. Велер (1800-1882) впервые в 1824 г. в лаборатории химическим путем синтезировал щавелевую кислоту, в 1828 г. — мочевину, пок$азав таким образом, что образование органических веществ осуществляется без участия некой «жизненной силы».

В ХVIII-XIX веках в результате колонизации огромных территорий и исследования их европейцы значительно расширили свои пр$едставления о многообразии органического мира, о закономерностях его распределения по континентам земного шара. Интенсивно развивается систематика: все многообразие органического мира потребовало своей классификации и приведения в определенную систему, что имело важное значение для развития идеи о родственности живых существ, а затем и о единстве их происхождения.

В первой половине ХIХ века начинается детальное изучение географического распространения организмов; начинают развиваться биогеография и экология, первые об$общения которых имели важное значение для обоснования идея эволюции. Так, в 1807 г. немецкий натуралист А. Гумбольдт (1769-1859) высказал мысль о зависимости географического распространения организмов от условий существования. Русский ученый К. Ф. Рулье (1814-1858) пытается трактовать историческое изменение лика Земли и условий жизни на ней и влияние этих изменений на изменение животных и растений. Его ученик Н. А. Северцов (1827-1885) высказывал идеи о взаимосвязи организмов с окружающей средой, об образовании новых видов как приспособительном (адаптивном) процесс$е.

В это же время развивается сравнительная морфология и анатомия. Ее успехи способствовали выяснению не только сходства строения различных видов животных, но и такого подобия в их организации, которое наводило на мысль о глубокой связи между ними, об их единстве. Начинает складываться сравнительная эмбриол$огия. В 1817-1818 гг. И.Х. Пандером открыты зародышевые листки и универсальность их закладки в эмбриогенезе многоклеточнык животных. Немецкий исследователь М. Ратке применил теорию зародышевых листков к беспозвоночным (1829).

$В конце 20-х годов ХIХ века русский эмбриолог К. М. Бэр (1792-1870) установил основные типы эмбрионального развития и доказал, что все позво-ночные животные развиваются по единому плану (впоследствии обобщения Бэра были названы Ч. Дарвиным «законом зародышевого сходства» и использовались им для доказательства эволюции). Замечательным признаком зародышевого сходства является, например, наличие жаберных щелей у зародышей всех позвоночных, включая человека.

В 1839 г. Т. Шванном была создана клеточная теория, которая обосновала общность микроструктуры и ра$звития животных и растений. Таким образом, интенсивное развитие науки, накопление в различных областях естествознания большого количества фактов, несовместимых с креационистскими представлениями, подготовили основу, на которой успешно развивалось учение Дарвина.

Этому способствовали и социально-э$кономические условия первой половины ХIХ века. Утверждение капиталистического способа производства вместе с расширением британской колониальной империи сопровождалось интенсивной перестройкой сельского хозяйства, способствовавшей развитию селекции. Достижения селекционеров свидетельствовали о том, что человек может изменять породы и сорта, приспосабливать их к своим потребностям путем искусственного отбора. Селекционеры первой половины ХIХ века не только практически доказали могущество искусстве$нного отбора, но и пытались теоретически обосновать его. Это существенно повлияло на формирование у Дарвина идеи эволюции, а главное, опираясь на результаты селекционной практики как на своеобразную модель, он смог перейти к анализу процесса видообразования в природе.

Формированию идей Ч.Дарвина способствовали и некоторые политико-экономические идеи, прежде $всего взгляды А. Смита и Т. Мальтуса. А. Смит (1723-1790) исходил из укрепившейся тогда идеи о естественных законах и создал учение о «свободной конкуренции». Он считал, что двигателем свободной конкуренции является «естественное своекорыстие или «естественный эгоизм» человека, и это служит источником национального богатства. Неприспособленные в процессе свободной конкуренции устраняются. Идея о конкурентных отношениях повли$яла и на формирование представлений о развитии живой природы. Эти идеи, по всей вероятности, натолкнули Дарвина на мысль о существовании в природе некоторых аналогий и способствовали созданию эволюционной теории.

Достигнутые к середине ХIХ в. крупные успехи в развитии различных направлений в естествознании, а также обществе условия, стимулировавшие развитие селекции и создавшие возможности для выдвижения идей конкуренции и отбора, и явились теми предпосылками, которые подготовили почву для формулирования научной концепции биологической эволюции.

$

3. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина

Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мир$а. Она охватывает широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и др.

Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях:

  1. Вс$е виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.

  2. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.

  3. В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как наследственность и изменчивость, а также постоянно происходящий в природе ес$тественный отбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование.

  4. Результатом эволюции являет$ся приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.

4.Виды борьбы за существование. 

 $Термин «борьба за существование» Ч. Дарвин использовал в метафорическом смысле, понимая под этим разнообразные взаимоотношения организмов с факторами среды и друг с другом, а не только как прямую борьбу между хищником и жертвой, сопровождающуюся кровопролитием и гибелью.

Ч. Дарвин выделил три формы борьбы за существование.

Главная причин$а борьбы за существование — несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов.

Внутривидовая борьба протекает наиболее остро, так как все особи вида нуждаются в одних и тех же, причем сильно ограниченных ресурсах — пище, жиз$ненном пространстве, убежищах, местах размножения. Каждый вид обладает комплексом приспособлений, уменьшающих возможность столкновения между особями (разметка границ индивидуальных участков, сложные иерархические отношения в стаде, стае и т.п.). Однако видовые приспособления, приносящие пользу виду в целом, часто наносят вред отдельным особям, приводят их к гибели. Например, зайцы-русаки при недостатке корма отгоняют конкурента от хороших участков выпаса, дерутся, преследуя самку. Внутривидовая борьба играет большую роль в эволюции, приводя $к гибели менее приспособленных особей вида, она обусловливает процветание вида в целом, способствует его совершенствованию.

Межвидовая борьба за существование происходит между разными видами. Она протекает остро, если виды относятся к одному роду и нуждаются в сходных условиях. Так, серая и черная крысы — разные виды одного рода, но серая крыса крупнее и агрессивнее и поэтому совершенно вытеснила черную крысу в поселениях человека. Вместе с тем черная крыса лучше лазает, перебегает по канатам с берега на корабли и обрат$но. Колумб и Магеллан завезли черных крыс из Европы в Америку, а Васко да Гама в Африку. Мореплаватели древнего Дальнего Востока способствовали расселению черной крысы по островам Тихого океана. Серая крыса доминирует внутри континентов, черная — в узкой портовой зоне, на островах и в лесных районах.

Межвидовая борьба за существование включает одностороннее использование одного вида другим, так называемые отношения типа хищник — жертва, паразит — хозяин, растение — травоядное животное. Значение этих отношений для эволюционного процесса в $том, что они влияют на внутривидовую борьбу. Например, хищник лисица усиливает конкуренцию среди жертв — зайцев. В борьбе за существование побеждают зайцы, умеющие быстро бегать и хорошо запутывать следы, а среди лисиц побеждают преуспевающие в охоте. Межвидовая борьба, таким образом, ведет к экологическому и географическому разобщению видов.

Примером борьбы за существование является благоприятствование одного вида другому без ущерба для себя (птицы и млекопитающи$е распространяют плоды и семена), взаимное приспособление видов друг к другу (цветки и их $опылители). Таким образом, межвидовая борьба приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений. Межвидовая борьба усиливает и обостряет внутривидовую борьбу.

Задание

Перечисляем несколько причин, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

  1. $ Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

  2. Плодами питаются многие птицы;

  3. $ Всходами питаются травоядные животные;

  4. $Топчут люди, автомашины, тракторы;

  5. Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива, кустар­ники и деревья), они затемняют, берут воду и пищу, препятствуют распространению семян одуванчика ветром;

  6. Сами одуванчики вытесняют$ друг друга;

  7. Семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах;

  8. Семена погибают и в средней полосе, если они упадут на неблаго­приятные для сохранения и прорастания условия; $

  9. Растения гибн$ут от сильных морозов и засухи;

  10. Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов.

Заполните таблицу (в каждой графе укажите порядковые номера при­чин, перечисленных выше)

Формы борьбы за сущес$твование одуванчиков:

$Внутривидовая борьба.

Межвидовая борьба.

Борьба с неблагоприят­ными условиями среды.

Ответы: 6

Ответы: 1. 2.3.4. 5.10.

$

Ответы: 7.8.9.

Домашнее задание с учетом интереса ученика

$Понаблюдайте за окружающими вас животными и растениями. Отметьте, чем они различаются, составьте списки различий.

  1. $ На основе ваших собственных наблюдений подготовьте примеры, дающие описание борьбы за существование между организмами: а) одного вида; б) разных видов.

Подготовка сообщений:

1. Античные и средневековые представления о сущности жизни и ее развитии.$

  1. $Система органической природы К. Линнея.

  2. Эволюционная теория Ж. Б.$ Ламарка.

4. Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.
5. Экспедиция на корабле «Бигль».

Post Comment