Система работы учителя физики по подготовке к ЕГЭ и ГИА

МБОУ ПГО «Черемышская средняя общеобразовательная школа»

Система работы учителя физики по подготовке к ЕГЭ и ГИА

$

Обобщение опыта работы учителя физики Сенцова М.Н. на совещании директоров ОУ

20 декабря 2012 г.

Добрый день! Я представляю опыт собственной деятельнос$ти по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по физ$ике в форме ЕГЭ и ГИА.

В своём выступлении расскажу о сложившейся системе работы, направленной на эффективную подготовку и успешную сдачу учащимися ЕГЭ и ГИА.

В настоящее время проблема подготовки к ЕГЭ и ГИА очень актуальна. В большом количестве информации, описании методик, способов и приемов подготовки я стараюсь подбирать наиболее рациональные и на их основе строить собственную систему. Сразу скажу, что идеального варианта подготовки нет, каждый учитель в зависимости от конкретных условий использует свои методики, способы и приёмы.

$Итоговая аттестация в форме ЕГЭ в нашей стране проводится с 2002 года, в области в штатный режим ЕГЭ введен с 2009 года. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов по физике проводилась в фо$рме ГИА впервые в ряде регионов в 2008 году. Считаю, что времени, чтобы ежегодно получать стабильно высокие результаты недостаточно.

В прошедшем учебном году в нашей школе ЕГЭ по физике сдавали 2 ученика, один из них не преодолел м$инимальный порог; экзамен в форме ГИА сдавал один ученик.

Из представленной таблицы видно, что наиболее трудными для учащихся 11 класса стали задания А3, А4, А6, А7, А13, А16, А22.

Для ученика 9 класса – задания 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 19, 23, 24, 25.

Думаю, что делать выводы о низком уровне освоения отдельных тем по такому количеству учащихся невозможно, но в то же время эта информация нужна для подготовки к экзаменам в текущем учебном году.

Коротко расскажу о том, как готовились к ито$говой аттестации в прошлом учебном году.

Подготовку к итоговой аттестации обязательно начинаю со знакомства учащихся с формой проведения ЕГЭ и ГИА, КИМами, бланками, критериями оценивания.

Для решения тестов рекомендую учащимся приобрести печатные п$особия по подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн$-тестами, показываю как зайти на сайт, если нужно зарегистрироваться на данном сайте, как выполнять тест.

Оценка подготовки предполагает выявление уровня обученности учащихся по предмету. Выявить реальный уровень подготовки мне помогают тексты диагностических и тренировочных работ, разработанные Московским институтом открытого образования и проводимые через систему СТАТГРАД. Работы провожу придерживаясь их графика. Тексты работ нахожу в Интернете. За прошедший учебный год тексты работ сохранены и используются мною для подготовки к Е$ГЭ и ГИА в этом учебном году.

Экзамен в форме ГИА отличается от ЕГЭ практической частью. Для проведения экзамена в 2012 году приобретены ГИА-ЛАБОРАТОРИИ по основным разделам курса физики: «Механические явлени$я», «Электромагнитные явления», «Тепловые явления», «Оптические и квантовые явления».

Анализируя результаты ЕГЭ и ГИА 2012, я поставил перед собой цель: повысить качество знаний учащихся по физике, используя для этого все доступные средства и методы.

Экзамен в форме ЕГЭ или ГИА имеет ряд существенных особенностей, которые нужно обязательно учитыват$ь при подготовке. Но самое главное условие успеха на экзамене по физике (причем в любой его форме) – это овладение основными физическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике. Это значит, что процесс изучения физики не следует подменять процессом подготовки к ЕГЭ и ГИА.

В этом учебном году я уделяю больше внимания изучению материала учебника.$

В 7, 8 и 9 классах для изучения курса физики используется учебно-методический комплект Перышкина А.В.

В 10 и 11 классе обучение ведётся по учебно-методическому комплекту Тихомировой С.А. Учащиеся старших классов приобрели рабочие тетради. $

В этом учебном году изучение материала учебника строю на основе применения методов развития критического мышления: ИНСЕРТ, составление кластера, синквейна и некоторых других.

$

На уроках использую разноуровневые тематические задания. В кабинете создан необходимый банк таких заданий.

Также большое внимание уделяю проведению опытов, экспериментов, лабораторных работ. В данном случае оправдана пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Способствует эффективному использованию имеющегося оборудования его систематизация.

При отсутствии необходимого оборудования в кабинете использую виртуальные лаборатории.

Кроме эт$ого для изучения нового материала, обобщения ранее изученного и контроля уровня обученности использую информационные технологии. В кабинете имеется необходимое компьютерное оборудование и доступ к сет$и Интернет.

Работа по подготовке к ЕГЭ и ГИА становится эффективной только в том случае, если всё вышеперечисленное носит системный характер, а не проводится от случая к случаю.

$Для доведения информации о ЕГЭ и ГИА до учащихся и родителей в кабинете оформлен стенд, в котором размещены образцы работ, бланки, критерии, памятки.

Овладение учащимися основными физическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике является необходимым, но не достаточным условием успешной сдачи ЕГЭ и ГИА. Успешная сдача экзамена невозможна без опыта выполнения тестов.

Как я уже говорил, мною создан банк диагностических и тренировочных работ по физик$е для 9 и 11 классов, материалы которого постоянно пополняются и используются на уроках.

В этом учебном году я снова провожу работы, пользуясь системой СТАТГ$РАД.

Таким образом, вся проводимая мною работа по подготовке к ЕГЭ и ГИА позволяет выйти на ожидаемый результат – успешную сдачу ЕГЭ и ГИА всеми учащимися, выбравшими физику для итоговой аттестации.

На слайде представлены результаты диагностической контрольной работы учащихся 11 класса. Из диаграммы видно, что все учащиеся находятся в допустимой зоне преодоления минимального поро$га сдачи ЕГЭ. Минимальные границы разных лет обозначены на диаграмме красными линиями. Экзамен по физике в этом учебном году выбрал один ученик Сенцов Сергей. Его показатель это результат совместной целенаправленной работы по подготовке к ЕГЭ.

Результаты контрольной работы учащихся 11 класса мною проанализированы, выявлены задания, вызвавшие наибольшие затруднения А7, А13, А16, А22.

$Учащиеся 9 класса также выполнили тренировочную работу. Ученики, выбравшие экзамен по физике, показали удовлетворительные результаты. На низком уровне учащиеся 9 класса выполнили задания 3, 5, 12, 14, 19.

Результаты диагностической работы 11 класса и тренировочной работы 9 класса ст$али основанием для организации индивидуальной коррекционной работы. (Гиперссылка)$ Мною составлены таблицы, где зелёным цветом отмечены задания, которые индивидуально решены учащимися с помощью учителя; жёлтым цветом отмечены ученики, выбравшие экзамен по физике.

В связи с возросшими требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки учащихся, возникла необходимость в повышении педагогического мастерства, поэтому я посетил курсы «Проектирование деятельности учителя физики в соответствии с ФГОС общего образования», участвую в методической работе на уровне района и школы, изучаю методические журналы.

$Для получения полного представления об условиях изучения физики и затратах на подготовку к итоговой аттестации необходимо сказать о количестве часов Учебного плана. Курс физики начинается с 7 класса и изучается по 2 часа в неделю до 11 класса. Получается, что ученик изучает физику на протяжении 70 часов в год и 350 часов за весь период обучения до 11 класса. Для сравнения назову период и количество$ часов, отведенные для изучения математики. Математику изучают с 1 класса, суммарное количество часов за весь период составляет 1765, это в 5 раз больше чем отведено на физику, а минимальный первичный балл по физике выше в 2 раза.

Таким образом, на сегодняшний день$ остаются нерешенными проблемы:

  • На мой взгляд, основная трудность в подготовке к ЕГЭ и ГИА состоит в том, что ученик должен владеть всем учебным материалом по предмету, начиная с 7 класса. А это значит, что учитель должен найти в 9 и 11 классе время (на уроке и$ли после него) для повторения и систематизации ранее изученного материала.

  • Теоретический материал настолько велик, что приходится сокращать время на решение задач. А контрольно-измерительные материалы и 9, и 11 классов состоят именно из задач. На уроке мы можем решить только стандартные одношаговые задачи. Это значит$, что совершенствовать навык решения одношаговых задач и приобретать навык решения более сложных задач учащиеся могут только во внеурочное время.

Большая трудность при подготовке к ЕГЭ и ГИА по физике заключается в том, что учащиеся обладают недостаточными знаниями по математике: не могут из одной формулы вывести другую, перевести единицы измерения, привести число к стандартному виду, округлить число, прочитать или построить график, а очень часто, даже$ зная формулу, просто не могут вычислить результат.

Данные проблемы определили перспективу моей работы:

  1. Провести анкетирование учащихся на выявление трудностей подготовки к ЕГЭ и ГИА по физике.

  2. Организовать совместную работу по подготовке к ЕГЭ и ГИА с учителями$ математики.

  3. Для экономии времени урока освоить и внедрить в$ учебный процесс интерактивную систему тестирования ProClass.

  4. Предоставлять учащимся возможность неоднократно выполнять тесты в форме ЕГЭ и ГИА на стандартных бланках ответов.

Post Comment