Конспект урока для 3 класса на тему «Основные формы земной поверхности: горы, равнины, холмы, овраги»

Тема урока: Основные формы земной поверхности: горы, равнины, холмы, овраги

Цели урока: дать детям понятие основных форм земной поверхности.

Задачи урока:

  • $ Образовательная: Содействовать формированию у учащихся представление о поверхности земли.

  • Развивающие: Способствовать развитию умения работать с географической картой и другими источниками информации. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивать критическое мышление.

  • $Воспитательные: Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.

Учебный элемент, время.

$

$

Руководство по усвоению учебного материала.

Учебный материал с указанием заданий.

Методические указания

$

Шаг 0

1 мин.

Внимательно прочитайте цели урока.

Цели:

  1. Определить уровень знаний о формах земной поверхности.

  2. Знакомство с новыми понятиями: “вершина”, “склон”, “подошва”, “устье”, “дно”.

  3. Находить на карте необходимые географические объекты.

Шаг 1

3 мин.

Подготовительный этап.

Цель: Определить исходный уровень знаний об основных формах земной поверхности.

— Путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного. Например, отгадайте, что:

Отгадайте загадки.

Под облаками в снежной шапке,

Крутые склоны у меня

Я- выше всех на свете наше$м

И называюсь я ….. (гора)

А я большим не вышел ростом,

Нет снега, да не крут и склон,

И называюсь очень просто

Меня все узнают, как ….. (холм)

Вокруг – простор и широта

Конца и края им не видно.

Какая чудная картина,

А называется ….. (равнина)

От дождей, текучих вод

Он растет из года в год

Он полей равнинных враг

А $зовут его ….. (овраг)

— Каким словом мы можем объединить данные понятия? (формы поверхности нашей земли)

— Какие формы земной поверхности (рельеф) существуют на нашей планете? (горы, равнины, овраги, холмы)

Поработай в группе.

Что такое горы? (Горы – это высоко приподнятые участки земной поверхности. Они располагаются группами в ряд и образуют горные хребты.)

Какие бывают горы? (Горы бывают молодые и старые. Горы бывают высокие, средневысокие$, низкие. У молодых вершины остроконечные, склоны крутые, а у старых – покатые и склоны пологие.)

Как на карте обозначаются горы? (ярко выраженным коричневым цветом)

Что такое равнины? (Равнина – это ровные или почти ровные участки земли.)

Какие равнины бывают? (Различают плоские и холмистые равнины.)

Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхно$сть, на холмистых равнинах есть возвышения.)

Как обозначаются равнины на карте? (Они обозначены зеленым и светло-коричневым цветами.)

Назовите равнины, расположенные на территории России (Восточно-Европейская и Западно-Сибирская)

Сравните равнины. Одинаковы ли они? Чем различаются? (Восточно-Европейская равнина имеет возвышения, Западно-Сибирская равнина совсем ровная)

Что помогло сделать такой вывод? (Цвет)

Работай индивидуально.

  1. Отгадай предложенные загадки.

  2. Прими участие в беседе класса (общая проверка).

  3. Поставь себе оценку в маршрутный лист.

Работай в группе.

  1. Прочитайте вопросы на карточке.

  2. Постарайтесь на них ответить, выслушивая друг друга.

  3. $

  4. Сообщите результаты вашей работы классу

  5. Оцените работу каждого в группе.

  6. Поставьте оценки в маршрутный лист.

Шаг 2

15 мин.

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с новыми понятиями.

Цель: Познакомиться с новыми понятиями «овраг» и «холм». Выяснить из каких частей состоит холм и овраг.

1. Работа с учебником.

Прочитайте текст на стр. 31 – 34

Простым карандашом выделите в тексте новые сведения

2. Ответь на вопросы.

— О каких новых формах земной поверхности говорилось в тексте? (Об оврагах и холмах)

— Что такое овраг? (Овраг – это углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами)$

— Из каких частей состоит овраг? (Вершина, устье, дно и склоны)

— Что такое вершина оврага? (Место, где начинается овраг)

— Что такое устье оврага? (Место, где заканчивается овраг)

— Что называют холмами? (Холмы – это не большие возвышения на равнинах)

— Из каких частей состоит холм? (вершина, склон и подошва)

Работай индивидуально.

    1. Прочитай внимательно текст учебника

    2. Прими участие в беседе класса (обсуждение прочитанного)

    Шаг 3

    5 мин.

    Практическая работа

    Цель: Научиться определять и называть различные формы земной поверхности и их строение

    Работа в печатной тетради

    Работай в паре.

    1. Прочитайте задание. Постарайтесь его выполнить. В случае затруднения – спросите у учителя.

    2. Сравните вашу запись с контрольной на доске.

    3. $Поставьте оценки друг другу. Выставьте их в маршрутный лист.

    Шаг 4

    10 мин.

    Определение уровня полученных знаний

    Цель: Определить уровень усвоенного материала.

    1. Самостоятельная работа.

    Тест.

    Формы земной поверхност$и.

    1. Как называется ровный участок земли, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте?

    — Поле

    — Луг

    — Равнина

    1. Как называется углубление в земле с крутыми и обрывистыми склонами?

    — Яма

    — Рытвина

    — Овраг

    1. Как называется место, где начинается гора и холм?

    — Склон

    — Подножие$

    — Вершина

    1. Чем гора отличается от холма?

    — Местом расположения

    — Занимаемой площадью

    — Высотой

    1. Каких равнин не бывает?

    — Плоских

    — Овражных

    — Холмистых

    1. Какой высоты могут достигать холмы?

    — До 200 метров

    — До 500 метров

    — До 1000 метров

    1. Как называется место, где начинается овраг?

    — Подошва

    — Вершина

    — Устье

    Проверка.

    Работай индивидуально.

    1. Прочитай вопросы теста, выбери и отметь правильные ответы.

      1. Обменяйся модулем с товарищем. Проверь его тест (взаимопроверка).

      2. Прими участие в беседе класса (общая проверка).

      3. Поставь оценку товарищу и вер$ни модуль.

      4. Просмотри свою работу, проверенную товарищем.

      5. Поставь себе оценку в маршрутный лист.

      Шаг 5

      5 мин.

      Рефлексия

      Цель: подвести итог работы.

      — О каких формах земной поверхности мы сегодня говорили?

      — Из каких частей состоит овраг? Холм?

      $

      — С какими формами земной поверхности вы познакомились? (Горы, равнины, холмы и овраги)

      — Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые).

      — Какая форма земной поверхности называется холмом?

      — Из каких частей состоит холм?

      — Какая фор$ма земной поверхности называется оврагом?

      — Из каких частей состоит овраг?

      — Какие горы нашей страны вы можете назвать?

      — Какие равнины вы знаете?

            1. Прими участие в работе класса.

            2. Сделай выводы.

            3. Подумай, достиг ли ты цели данного урока.

          Если ты не достиг цели или достиг её частично, то повтори дома материал по данной теме в учебнике – с.31-34.

          Самооценка

          $

          1. На какую оценку вы оценили свой труд на уроке?

          2. Какой вид деятельности вам больше нравится:

          а) слушать учителя,
          б) работать самостоятельно,
          в) отвечать на вопросы,
          г) выполнять практическую работу в контурной карте,
          д) отвечать на вопросы “да” или “нет”.

          1. Поставь себе в маршрутном листе общую оценку за работу на уроке.

          2. Поставь оценку классу за работу.

          3. Оцени, как работали твои товарищи.

          Шаг 6

          1 мин.

          $

          Домашнее задание: стр. 31 – 34, прочитать текст и ответить на вопросы.

          Тема урока: Основные формы земной поверхности.

          У. Э., время.

          $

          Учебный материал с указанием заданий.

          Методические указания

          Шаг 0

          1 мин.

          Цели:

                      1. Определить уровень знаний о формах земной поверхности.

                      2. Знакомство с новыми понятиями: “вершина”, “склон”, “подошва”, “ус$тье”, “дно”.

                      3. Находить на карте необходимые географические объекты.

              Шаг 1

              3 мин.

              Цель: Выяснить, какие формы земной поверхности нам известны.

              Отгадайте загадки.

              Под облаками в снежной шапке,

              Крутые склоны у меня

              Я- выше всех на свете нашем

              $И называюсь я …..

              Вокруг – простор и широта

              Конца и края им не видно.

              Какая чудная картина,

              А называется …..

              А я большим не вышел ростом,

              Нет снега, да не крут и склон,

              И называюсь очень просто

              Меня все узнают, как …..

              От дождей, текучих вод

              Он растет из года в год

              Он полей равнинных враг

              А зовут его …..

              $Поработай в группе.

              — Что такое горы?

              — Какие бывают горы?

              — Как на карте обозначаются горы?

              — Что такое равнины?

              — Какие равнины бывают?

              $- Объясните, почему равнины получили такие названия?

              — Как обозначаются равнины на карте?

              — Назовите равнины, расположенные на территории России

              — Сравните равнины. Одинаковы ли они? Чем различаются?

              — Что помогло сделать такой вывод?

              Работай индивидуально.

              1. Отгадай предложенные загадки.

              2. Прими участие в беседе класса (общая проверка).

              3. Поставь себе оценку в маршрутный лист.

              Работай в группе.

              1. Прочитайте вопросы.

              2. $Постарайтесь на них ответить, выслушивая друг друга.

              3. Сообщите результаты вашей работы классу

              4. Оцените работу каждого в группе.

              5. Поставьте оценки в маршрутный лист.

              Шаг 2

              15 мин.

              Цель: Познакомиться с новыми понятиями «овраг» и «холм». Выяснить из каких частей состоит холм и овраг.

              1. Работа с учебником.

              Прочитайте текст на стр. 31 – $34

              Простым карандашом выделите в тексте новые сведения

              Работай индивиду$ально.

              1. Прочитай внимательно текст учебника

              2. Прими участие в беседе класса (обсуждение прочитанного)

              Шаг 3

              5 мин.

              Цель: Научиться определять и называть различные формы земной поверхности и их строение

              Работа в печатной тетради

              Работай в паре.

              1. $Прочитайте задание. Постарайтесь его выполнить. В случае затруднения – спросите у учителя.

              2. Сравните вашу запись с контрольной на доске.

              3. Поставьте оценки друг другу. Выставьте их в маршрутный лист.

              Шаг 4

              10 мин.

              Цель: Определить уровень усвоенного материала.

              1. Самостоятельная работа.

              Тест. Формы земной поверхности.

              1. Как называется ровный участок земли, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте?

              — Поле

              — Луг

              — Равнина

              1. Как называется углубление в земле с крутыми и обрывистыми склонами?

              $- Яма

              — Рытвина

              — Овраг

              1. Как называется место, где начинается гора и холм?

              — Склон

              — Подн$ожие

              — Вершина

              1. Чем гора отличается от холма?

              — Местом расположения

              — Занимаемой площадью

              1. — Высотой

              2. Каких равнин не бывает?

              — Плоских

              $- Овражных

              — Холмистых

              1. Какой высоты могут достигать холмы?

              — До 200 метров

              — До 500 метров

              — До 1000 метров

              1. Как называется место, где начинается овраг?

              — Подошва

              — Вершина

              — Устье

              Работай индивидуально.

              1. Прочитай вопросы теста$, выбери и отметь правильные ответы.

              2. Обменяйся модулем с товарищем. Проверь его тест (взаимопроверка).

              3. Прими участие в беседе класса (общая проверка).

              4. Поставь оценку товарищу и верни модуль. Просмотри свою работу, проверенную товарищем.

              5. Поставь себе оценку в маршрутный лист.

              Шаг 5

              5 мин.

              Цель: Подведи итоги работы.

              $- С какими формами земной поверхности вы познакомились?

              — Какие бывают равнины?

              — Какая форма земной поверхности называется холмом?

              — Из каких частей состоит холм?

              — Какая форма земной поверхности называется оврагом?

              — Из каких частей состоит овраг?

              — Какие горы нашей страны вы можете назвать?

              — Какие равнины вы знаете?

              $

                    1. Прими участие в работе класса.

                    2. Сделай выводы.

                    3. Подумай, достиг ли ты цели данного урока.

              Если ты не достиг цели или достиг её частично, то повтори дома материал по данной теме в учебнике – с.31-34.

              Домашнее задание: стр. 31 – 34, прочитать текст и ответить на вопросы.

              $

              Контрольный листок по теме “Разнообразие поверхности земли”

              ФИ___________________

              1. Загадка.

              Баллы ______

              2. Работа в группе.

              Баллы ______

              3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

              4. Практич. раб.

              Баллы ______

              $5. Тест.

              Ответы:_______________

              Баллы ______

              Общее число баллов ____

              Ваша оценка ________

              Оценка за урок _______

              Контрольный листок.

              к теме “Разнообразие поверхности земли”

              ФИ___________________

              1. Загадка.

              Баллы ______

              2. Работа в группе.

              Баллы ______

              3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

              4. Практич. раб.

              Баллы ______

              5. Тест.

              $Ответы:_______________

              Баллы ______

              Общее число баллов ____

              Ваша оценка ________

              Оценка за урок _______

              Контрольный листок.

              $к теме “Разнообразие поверхности земли”

              ФИ___________________

              1. Загадка.

              Баллы ______

              2. Работа в группе.

              Баллы ______

              3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

              4. Практич. раб.

              Баллы ______

              5. Тест.

              Ответы:_______________

              Баллы ______

              Общее число баллов ____

              Ваша оценка ________

              Оценка за урок _______

              Контрольный листок.

              к теме “Разнообразие поверхности земли”

              $ФИ___________________

              1. Загадка.

              Баллы ______

              2. Работа в групп$е.

              Баллы ______

              3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

              4. Практич. раб.

              Баллы ______

              5. Тест.

              Ответы:_______________

              Баллы ______

              Общее число баллов ____

              Ваша оценка ________

              Оценка за урок _______

              Контрольный листок.

              к теме “Разнообразие поверхности земли”

              ФИ___________________

              1. Загадка.

              Баллы ______

              $2. Работа в группе.

              Баллы ______

              3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

              4. Практич. раб.

              Баллы ______

              5. Тест.

              Ответы:_______________

              Баллы ______

              $Общее число баллов ____

              Ваша оценка ________

              Оценка за урок _______

              Контрольный листок.

              к теме “Разнообразие поверхности земли”

              ФИ___________________

              1. Загадка.

              Баллы ______

              2. Работа в группе.

              Баллы ______

              3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

              4. Практич. раб.

              Баллы ______

              5. Тест.

              Ответы:_______________

              Баллы ______

              Общее число баллов ____

              Ваша оценка ________

              Оценка за урок _______

              $

              Контрольный листок.

              к теме “Разнообразие поверхности земли”

              ФИ___________________

              1. Загадка.

              Баллы ______

              2. Работа в группе.

              Баллы ______

              3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

              4. Практич. раб.

              Баллы ______

              5. Тест.

              Ответы:_______________

              Баллы ______

              Общее число баллов ____

              Ваша оценка ________

              Оценка за урок _______

              Контрольный листок.

              к теме “Разнообразие поверхности земли”

              ФИ___________________

              $1. Загадка.

              Баллы ______

              2. Работа в группе.

              Баллы ______

              3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

              4. Практич. раб.

              Баллы ______

              5. Тест.

              Ответы:_______________$

              Баллы ______

              Общее число баллов ____

              Ваша оценка ________

              Оценка за урок _______

              Контрольный листок.

              к теме “Разнообразие поверхности земли”

              ФИ___________________

              1. Загадка.

              Баллы ______

              2. Работа в группе.

              Баллы ______

              3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

              4. Практич. раб.

              Баллы ______

              5. Тест.

              $Ответы:_______________

              Баллы ______

              Общее число баллов ____

              Ваша оценка ________

              Оценка за урок _______

              Контрольный листок.

              к теме “Разнообразие поверхности земли”

              ФИ___________________

              1. Загадка.

              Баллы ______

              2. Работа в группе.

              Баллы ______

              3. Вопросы по учебнику. Баллы ______

              4. Практич. раб.

              Баллы ______

              5. Тест.

              Ответы:_______________

              Баллы ______

              Общее число баллов ____

              Ваша оценка ________

              $Оценка за урок _______

              Post Comment