Конспект урока для 5 класса «Человек и атмосфера»

$ Урок в рамках ФГОС

География 5 класс

Тема «Атмосфера»

Урок №3$ «Человек и атмосфера»

Учебник: А.А. Летягин География Начальный курс 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.

Тип учебного занятия: Урок отработки умений и рефлексии.

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, в парах

Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь

Цель урока:$ формирование системы геоэкологических взглядов, отношений учащихся к окружающему миру.

Задачи:

1. Выявить источники загрязнения атмосферы

2. Познакомиться с опасными и редкими явлениями в атмосфере.

Личностные результаты:

1. Осознание единства человека и атмосферы.

Предметные результаты:

1. Сформированность представлений о влиянии атмосферы на человека.

2. Сформированность представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению экологических проблем в атмосфере.

3. Владение умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений в атмосфере.

Метапредметные результаты:

1. Работа с текстом и $видеофрагментом: формулирование вы$вода, составление правил поведения во время грозы.

2. Структурировать информацию: составление описания явления в атмосфере.

3. Владеть способом самоконтроля.

План – конспект урока «Человек и атмосфера»

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

$1. Организационно мотивационный этап урока

Определение темы урока

Мы уже начали знакомиться со свойствами атмосферного воздуха. Поэтому воспользуемся тем багажом знаний, который у нас есть и составим графическое описание погоды на сегодня.

Задание «Значение атмосферы»

на интерактивной доске выполняет учащийся.

Установить соответствие: «рисунок» — «название». Ответить на вопрос. – Какова роль атмосферы в жизни Земли.

Фронтальная беседа с учащимися.

— Что называют погодой?

$- Какие сведения о погоде вы отмечали в своем календаре погоды?

— Какие явления природы вы наблюдали в своей жизни?

— При какой погоде вы больше всего времени проводите на улице?

— Какой газ, входящий в состав атмосферного воздуха, является жизненно необходимым для человека?

Проверка задания на интерактивной доске.

— Какие виды хозяйственной деятельности человека неблагоприятно влияют на состав атмосферного воздуха?

— Выскажите предположение, чему будет посвящен

наш урок?

Сформулируйте цель нашего урока

Графически изображают погоду дня.

— 50 С

Отвечают на вопросы

Задание на интерактивной доске

$

Формулируют тему урока и цель.

«Атмосфера и человек»

— Доказать, что человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли.

Самодельные метеорологиче$ские приборы

Формулирование задач урока

Перечислите действия, с помощью которых мы достигнем поставленной цели.

Перечисляют задачи:

1.Выяснить, какое влияние атмосфера оказывает на человека. Как человек влияет на атмосферу.

2. Изучить, что такое парниковый эффект. Спрогнозировать его последствия.

3. Познакомиться с явлениями в атмосфере.

4. Сформулировать правила поведения во время грозы.

Создание мотивационной установки

$Посмотрите на фото разных людей.

— Чем отличаются люди изображенные на фотографиях?

— Влияют ли атмосферные условия на внешний облик людей?

Задание на интерактивной доске

Установить соответствие: «люди» — «пояс освещенности»

Задание на

интерактивной

доске

$

2. Процессуально — содержательный этап урока

Влияние атмосферы на человека

— Как вы думаете, при какой температуре и влажности воздуха человек, живущий в умеренном поясе, чувствует$ себя комфортно?

Найти в тексте параграфа стр. 77 подтверждение правильности своих рассуждений.

Рассуждение учащихся.

Работа с текстом учебника.

Проверяют правильность своих рассуждений при помощи текста параграфа стр. 77.

Влияние человека на атмосферу

В атмосферу постоянно попадают вещества, образующиеся в результате природных процессов (извержений вулканов, пыльных бурь, лесных пожаров) и хозяйственной деятельности человека (транспорт, промышленность, тепловые электростанции).

Проанализировать статистические данные таблицы. Сделать вывод.

— К каким последствиям приводит загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью человека?

$

Учащиеся работают в парах.

Работа с текстом параграфа (стр.77)

Составить схему «Загрязнение атмосферы»

Природное

Антропогенное

Загрязнение атмосферы

$

Содержание оксида углерода, выбрасываемого в атмосферу (%)

Источники загрязнения

Оксид углерода (%)

Транспорт

63

Промышленность

21

Электростанции

$

5

Прочие источники загрязнения

11

Делают вывод о парниковом эффекте и его последствиях (таяние ледников, затопление суши)

$

Опасные явления в атмосфере

Что такое гроза? Откуда берется молния?

Просмотр фрагментов видеоролика «Почемучка. Гроза» (начало просмотра ролика с 3:42 до 4:35)

http://video.mail.ru/mail/sverdlovsk52/_myvideo/2433.html

— Почему гремит гром? (начало просмотра с 7:30 до 8:15)

— Как определить на каком расстоянии происходит гроза?

Сформулируйте правила поведения во время грозы (видео 9:53 – 10:45 )

— Как защитить себя от грозы?

Составляют правила поведения во время грозы.

Правила поведения во время грозы

Нельзя:

1. Оставаться на открытом месте.

2. Прятаться под одиноко стоящим деревом.$

3. Купаться в воде.

Меры предосторожности:

$1) Укрыться в здании, где есть громоотвод.

2) Переждать грозу в салоне автомобиля.

Знать как вести себя во время грозы.

Редкие явления в атмосфере

Солнечный свет, проходя атмосферу, при определенных условиях может создавать удивительные оптические эффекты.

$— Какие оптические эффекты вы наблюдали в природе, или вы о них уже читали?

— Почему радуга разноцветная?

Видеоролик «Почемучка. Что такое радуга» (начало просмотра с 9:02 до 11:12).

http://video.mail.ru/mail/matvejeva1961/2020/11032.html

— Почему закат и восход солнца красный?

Опишите оптическое явление в атмосфере. Просмотр

видеоролика «Мираж в пустыне Сахара» http://www.youtube.com/watch?v=OgrBSbexsM4

— Можно ли в нашей местности наблюдать это оптические явление?

Отвечают на вопросы.

Описывают оптические явления в атмосфере.

$

3 Этап закрепление

Закрепление

Кроссворд «Атмосфера»

$1. Оптический эффект после дождя.

2. Наука о воздушной оболочке Земли.

3. Оптический эффект в жаркий день.

4. Состояние атмосферы в данный момент на местности.

5. Основной источник загрязнения воздуха.

6. Нижний слой атмосферы

7. Прибор для измерения атмосферного давления.

8. Опасное атмосферное явление.

9. Ветер, разрушающий дома, обрывающий линии связи.

— Приведите примеры доказывающие, что жизнь и здоровье людей зависят от атмосферных условий.

Отвечают на вопросы.

Находят ошибки и исправляют их.

4. Рефлексивный этап урока.

$

Рефлексия деятельности

Продолжи предложение

«Чтобы доказать, что человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли, мы …»

Изучили влияние атмосферы на человека, влияние человека на воздушную оболочку Земли. Познакомились с опасными и редкими явлениями в атмосфере. Узнали, как защитить себя от грозы.

(обобщение проведенных действий)

$

Анализ своей деятельности на уроке

Рефлексия эмоционального состояния

Прием «Шкала успеха»

Оценить по 10-бальной шкале работу на уроке с позиции:

«Я» 0________10

«Мы» 0________10

«Дело» 0________10

$

Анализ своего эмоционального состояния

5. Объяснение домашнего задания.

Обязательное домашнее задание

Д/з § 14.

$Познакомься с предложенным материалом в школе географа-следопыта стр.80-82

Вариант 1 выполняет задание 1 и 3

Вариант 2 выполняет задание 2 и 3.

Оформление

творческой

работы

Post Comment