Конспект урока для 5 класса «Земля — планета Солнечной системы»

Технологическая карта урока географии в 5 классе

$

Авторы, разработчики:

$

Учитель географии Петрова Елена Ивановна «МОУ СОШ №1 п. Пангоды» , п.Пангоды ЯНАО

Предмет

география

Класс

5 класс

Тип урока

урок комплексного применения зун

Технология построения урока

технология критического мышления.

Тема

Земля — планета Солнечной системы

Цель$

Формирование углубления знаний учащихся о Земле как планете Солнечной системы

Задачи

Общеобразовательная: формировать знания об особенностях нашей планеты, обе$спечивающих существование жизни: особенностях расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.

Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.

Основные термины, понятия

Вселенная ,Солнечная система, планеты и их название, небесные тела,уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран».

Планируемый результат

$

Предметные умения

Личностные УУД

овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

$-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

— работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД

формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

$

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы:

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

$

Рабочая тетрадь,учебник,атлас

Маршрутный лист

Библиотека элек. наглядных пособий(БЭНП) «Природоведение», сайт «Небесные тела солнечной системы». Видеоролики

Технические средства обучения:

Компьютер-ноутбук на каждой парте

Интерактивная доска с видеопроектором

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

$

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

$Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата и $эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

Технологическая карта урока «Земля-планета Солнечной системы»

$

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

вызов

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

— определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, инте$ллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

$- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-публично защищать свою позицию

Личностные УУД:

-осознание ценности географичес-ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

актуализация и систематизация знаний о планетах земной группы.

  1. Предлагает учащимся прослушать фонограмму первого куплета и припева песни ВИА «Земляне» «Трава у дома», на экране-фото Земли из космоса. Как вы думаете, о чём поется в этой песне? Почему в ней говорится, что Земля одна? В чём её уникальность?

  2. $Представляет собственный вариант рассуждений. А может быть наша планета вовсе не уникальна?

3. До сегодняшнего дня в современной науке нет однознач­ного ответа на вопрос: возможна ли жизнь на других планетах?

Предлагает отправиться в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность жизни на других планетах. (На экране фото стартующего корабля и звездное небо). На партах маршрутные листы и таблицы.

Маршрутный лист (на каждую группу)

участника(цы) первой межпланетной экспедиции

5-б класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» команды « Северяне»

Ф.И._______________________________

Тема: «Уникальность планеты Земля»

Цель: углубить и развить знания о Земле.

Этап №1. Используя знания темы «Вселенная» и информацию из электронного приложения заполните таблицу и обоснуйте возможность существования человека, животных и растений на Меркурии.

$Название планеты

Расстояние от Солнца

$

Период обращения вокруг своей оси

Наличие и состав атмосферы

Температура на планете

Наличие запасов воды

Меркурий

$

После первого этапа ученикам предлагается вернуться на землю и чтобы лучше запомнить планеты, которые им встречались, в солнечной системе, предлагается зарядка для ума- запоминание планет «Запомин$айка»- видеоролик.

Комментируют и объясняют содержание этой песни, выясняют почему в ней говорится, что Земля одна, в чём её уникальность,

выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос.

Ученики делятся на три команды (заранее):

«Северяне»- полетят на Меркурий,

«Россияне»— на Венеру,

« Ямальцы» — на Марс.

$На старт! Поехали!

Вспоминают, что знают об этих планетах, анализируют дополнительную информацию ,каждая группа работает с электронным приложением на наутбуках , выбирают информацию о своей планете, записывают в маршрутный лист.

Маршрутный лист у каждого учащегося.

Проходят первый этап: оформляют отчёт.

Отчеты групп.

« Северяне»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400оС, а на ночной — -100 С из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 $земных суток.

«Россияне»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 оС из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.

« Ямальцы»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.

Вывод: на других известных людям планетах жизнь невозможна

После вывода все вслух повторяют

названия планет.

Осмысление

$Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

— проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

— осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:$

анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

$Коммуникативные УУД:

— учет разных мнений,

-планирование работы учебного сотрудничества,

-управление поведение партнера –контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

учебно-познавательный интерес,

-самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

-знание особенностей нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностей расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках.

$-умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы;

— развивать речевую культуру.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

— выстраивание логической цепочки рассуждения;

— рефлексия способов и условий действий.

Комму$никативные УУД:

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

— адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

— называть методы изучения Земли;

— объяснять значение понятий: «Солнечная система,Вселенная , планеты и их название, небесные тела, уникальность, атмосфера, гидросфера, почва, «озоновый экран».

— приводить примеры географических следствий движения Земли.

$

Этап № 2. Предлагает приступить ко второму этапу в маршрутном листе.

$

$

$

Этап № 3. С целью систематизации изученного материала учитель предлагает приступить к выполнению третьего этапа.

Введение понятия «озоновый экран». Демонстрация видеоролика-«озоновые дыры»

Этап № 4. Обсудите с членами своей группы и дайте аргументированный ответ на вопрос: какую роль для живого играет вода на планете?

1.Входит в состав___________________________________________________

$ 2.Является________________________________________________3$.Обеспечивает процесс создания растениями ____

Выполняют этап №2. Ответьте на вопрос: какие особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни?

1.______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

Выполняют задания в маршрутном листе. Отвечают на вопрос. По ходу ответов детей на экране появляются выводы.

1.Расположение и движение Земли в космическом пространстве:

-расстояние от Солнца -150 млн.км.$;

-период обращения вокруг своей оси.

2. Наличие атмосферы.

3. Обладание большими запасами воды.

4. Наличие почвы.

$ Выполняют этап №3

Ответы групп.

Значение атмосферы для жизни на Земле:

1Защищает от метеоритов и опасного космического излучения

2.Сохраняет тепло в ночные часы

$3.Обеспечивает живые организмы необходимые для дыхания кислородом. Введение понятия «озоновый экран»

4.Поставляет углекислый газ для питания растений

5.Через атмосферу совершается круговорот воды.

Значение гидросферы для жизни на Земле:

1.Входит в состав всех живых организмов

2.Является средой обитания

3.Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ

$Значение почвы для жизни на Земле: 1.Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений

2.Является средой обитания

По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.

Ученики слушают, уясняют, анализируют и выполняют поставленную задачу. Фиксируют шаги, где возникло затруднение. Участвуют в обсуждении, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.

Рефлексия

(осмысление)

$Этап 5. Организует рефлексию.

Этап №4. Выполните тестовое задание, выбрав один или несколько правильных ответов.

1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:

а) наличию атмосферы;

б) наличию воды;

в) наличию почвы;

г) положению Земли в космическом пространстве.

2. Озоновый слой предохраняет:

а) планету от падения метеоритов;

б) живы$е организмы от губительного излучения;

в) планету от потери тепла.

3. Огромными запасами воды обладают:

а) все планеты Солнечной системы;

б) Земля и Меркурий;

в) только Земля.

4. Средами обитания являются:

а) почва;

$ б) вода;

в) воздух.

5. Почва обеспечивает растения:

а) углекислым газом, необходимым для питания;

б) светом;

в) необходимыми для развития минеральными $веществами.

Проверьте свои знания по образцу. Оцените свой ответ.

Пять правильных ответов – оценка «5»

Четыре правильных ответов – оценка «4»

Меньше четырех правильных ответов – вам следует вернуться еще раз к изучаемой теме.

Итоговая оценка:

  1. Организует процедуру самостоятельной взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму (презентация к уроку).

3.Итог урока.

Дает домашнее задание проводит инструктаж по его выполнению.

А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. М$ы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существитель$ного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Выполняют тест

$

Слушают, анализируют.

Отвечают на вопросы:

$

Осуществляют процедуру само — и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму

Этап №5. Домашнее задание.

$ Повторить материал темы «Земля»

Творческое задание: сочинить сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Уникальность

планеты Земля» пар.14

Синквейн урока:

Урок географии

Увлекательный, познавательный

путешествовали, искали, узнавали

урок прошел быстро.

Здорово!

$

Post Comment