Конспект урока для 6 класса «Загрязнение гидросферы»

Разработка занятия по формированию рефлексии

$ на материале географии по теме «Загрязнение гидросферы»

для учащихся 6 –х классов

Сысолятина Наталья Алексеевна, учитель географии I кв. категории, МОУ «Тогурская СОШ» с. Тогур, Колпашевского района Томской области.

Время реализации занятия: 40 минут (1 урок)

Цель: сформировать п$редставление учащихся об основных проблемах гидросферы: загрязнение и расходование воды человечеством, предложить проблемы их решения.

Задачи занятия:

  • образовательные: разобрать состояния воды; познакомить с главными источниками загрязнения и потребителями воды; разработать меры по очистке, охране и уменьшению потребления воды человечеством; усовершенствование навыка презентации выполненной работы; развитие познавательной активности, повышение интереса к предмету.

$ развивающие: развитие ведущих каналов восприятия: зрительного, слухового, тактильного; развитие общеучебных навыков: умение отличать, анализировать, обобщать делать выводы; развитие интеллекта; развитие монологической и диалогической речи, умение работать в группе.

воспитательные: умение слушать учителя и друг друга, коммуникативное развитие при работе в группе, формирование бережного отношения к воде, как части природы, эстетическое, правовое воспитание; креативность при выполнении проектной части.

$Приемы, направленные на развитие рефлексивных умений учащихся:

  • «часть-целое»;

  • $ «прогнозирование»;

  • «демонстрация»;

  • «запрет»;

  • «вопрос к себе»

Необходимое оборудование и материалы для занятия: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, кейсы, маркеры, ватманы, синие и красные капельки из бумаги.

Учебно-методическое обеспечение:

Авторский медиапродукт:

МЕДИА$ПРОДУКТ

  1. Среда: презентация из 24 слайда, программа для создания презентаций Mic$rosoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.

  2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

  3. Технологический сценарий:

1. Структура медиапрдукта:

п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ВРЕМЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

КАДРА

1.

Организационн$ый момент

2 МИНУТЫ

1,2.

$

2.

Целевая установка.

Сообщение темы.

1 МИНУТА

2,3.

$3.

3.1.

Сообщение нового материала. Состояния воды. Кристаллы воды.

11 МИНУТ

4,5, 6,7,8,9,10,11,12.

$

3.2.

Работа с кейсами и маркером.

9 МИНУТ

13,14,15,16,17,18,

19,20.

3.3.

Работа в группах. Оформление на ватмане и презентация ответов.$

12 МИНУТ

21.

4.

$

Задание на дом

3 МИНУТЫ

22

$5

Рефлексия

2 МИНУТЫ

23.

6

Спасибо за внимание

24.

$

2. Схема взаимосвязи кадров презентации:

Кадры идут по порядку, сменяются нажатием левой кнопки мышки

3. Содержание кадров:

  1. Гидросфера.

  2. Вода – самое распространённое вещество на Земле.

  3. ТЕМА УРОКА «Загрязнение гидросферы»

  4. Состояния воды

  5. Масару Эмото

  6. $Кристаллы воды

  7. Кристаллы воды

  8. $Вода

  9. Кристаллы воды

  10. Кристаллы воды

  11. Кристаллы воды

  12. Кристалл воды из крана

  13. Загрязнение вод

  14. Задание для работы с кейсом № 1

  15. Кейс «Загрязнение вод суши и Мирового океана»

  16. Схема «Источники загрязнения гидрос$феры»

  17. Вода из крана

  18. Задание для работы с кейсом № 2

  19. Кейс «Расходование воды человечеством»$

  20. Схема «Потребители воды»

  21. Задание для работы в группах

  22. Домашнее задание

  23. Рефлексия

  24. Спасибо за внимание

Тип урока: формирование знаний и умений, мультимедийный урок.

Ход занятия:

$ В классе столы расставлены для работы двух групп, ребята садятся на любое место.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

$Урок начинается со стихотворения Рыжова Н. о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

$Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся

Средь высоких, стройных елей,

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

$Мы её не замечаем, мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!..

СЛАЙД 1 — Ребята, какую оболочку Земли мы изучаем? (Гидросферу)

Вода – с древних времён была символом чистоты, плодородия и источник жизни.

Зовут ее в народе не иначе как «матушка», «царица». Еще на заре человеческой истории люди отчетливо сознавали великое значение водной стихии. Это подтверждает и мифология всех стран и всех народов. Древние греки, например, верили, что свою богатырскую силу Геракл обрел, выкупавшись в волшебном источнике Кавказа. Поэтому мифического героя одно время даже считали покровителем целебных вод.

$В легендах и фольклоре озера – двухсторонние зеркала, разделяющие естественный и сверхъестественный миры. Божества озер и источников, традиционно юные и обладающие даром пророчества и целительства духи, часто умиротворялись дарами – отсюда обычай бросать монеты в фонтаны и загадывать при этом желание.

СЛАЙД 2 ВОДА — самое распространенное вещество на планете и самое загадочное. Почти 3/4 поверхности земного ша$ра покрыто водой, заполняющей все природные водоемы и образующей океаны, моря, реки и озера.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ДОКЛАД УЧАЩЕГОСЯ: Интересные факты о воде:

Вода – единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.

Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.

Вода составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы тела взрослого человека.

За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги.

$Полный цикл круговорота воды в атмосфер$е продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.

  1. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

На протяжении длительного времени человек постоянно находился во взаимодействии с водой, но последнее время все чаще используются термины «водный дефицит», «водный голод», «истощение водных ресурсов», так как это взаимодействие привело к определённым последствиям.

О которых мы сегодня поговорим.

Прежде чем продолжить наше занятие. я предлагаю вам, принять за правило на сегодняшнем уроке запрет на фразу «Я не…» и эту же мысль выражать другими словами. (ПРИЁМ «ЗАПРЕТ», направленный на развитие рефлексивных умений)

СЛАЙД 3 ТЕМА УРОКА «Загрязнение гидросфер$ы»

— Ребята, в каких состояниях может находиться вода?

3. СООБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

$СЛАЙД 4 То, что вода может находиться в трех состояниях — твердом, жидком и газообразном, — человечество знало всегда. Но лишь недавно было обнаружено еще одно — информационное.

Она способна воспринимать, копировать, сохранять и передавать информацию — даже такую тонкую, как человеческая мысль, слово и эмоция.

СЛАЙД 5 Японский врач, Масару ЭМОТО обнаружил, что вода способна реагировать на человеческие мысли.

СЛАЙД 6 Вода, которой в течение месяца говорили слова «душа, надежда, благодарность», образовала красивые шестиугольные кристаллы.

СЛАЙД 7 Особенно «нравятся» воде $молитвы, причем не важно, человек какого вероисповедания и на каком языке их читает.

СДАЙД 8 Включали воде и музыку. Послушайте… (Бетховен, Бах, Моцарт)

Какие ассоциации, мысли, чувства у вас вызвала эта музыка?

СЛАЙД 9 (2 раза нажать)

1. «Прослушав» симфонии Бетховена, Моцарта и этюды Шопена из воды получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками».

2. Вода же, которую оглушали тяжелым роком, замерзала в виде страшных рваных осколков.

СЛАЙД 10

$ А жидкость, которую ругали и обзывали, превратилась в груду уродливых ледяных осколков.

СЛАЙД 11 Многие из вас долгое время могут проводить за компьютером. Как вы себя после этого чувствуете? (ПРИЁМ «ВОПРОС К СЕБЕ», направленный на развитие рефлексивных умений)

$ Посидев около компьютера более 4 часов, у большинства людей начинается головная боль. Как вы думаете почему?

1. Решили «испытать» компьютер — в воде появились неприглядные ледяные образования округлой формы, похожие на жерла вулканов. Оказывается, это вода бунтует в организме и у человека начинается головная боль.

$2. В другом эксперименте пробирку с водой оставили на четыре часа перед телевизором. Получился размытый и как будто уставший кристалл.

3. Так же кристаллы льда после воздействия на нее электромагнитных волн мобильника стали похожи на метеоритные кратеры. Бутылочку с дистиллированной водой привязывали шнурком к сотовому телефону, набирали номер и на одну минуту активировали кнопку связи. Процесс повторяли десять раз. В результате кристаллы льда после воздействия на нее электромагнитных волн стали похожи на лунные кратеры. А ведь в нас полно воды. Представляете, какая катастрофа происходит в организме, когда мы прикладываем трубку к уху?

СЛАЙД 12

1. Как вы думаете, какие кристаллы образуются при заморозке воды набранной из крана?

2. КАРТИНКА. Почему? Ваши предположения.

$

СЛАЙД 13 Загрязнение воды.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ДОКЛАД УЧАЩЕГОСЯ Некоторые цифры:

Ежегодно все реки земного шара сносят в Мировой океан слой почвы толщиной более 6 миллиметров, ч$то составляет 19 миллиардов тонн.

В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 миллионов тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сбросе остатков нефтяного груза.

При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 миллиграмм на литр рыба гибнет, при концентрации 1,2 миллиграмм на литр не выдерживает планктон и бентос.

Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.$

Каждый литр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 литров хорошей воды.

Как считает Всемирная организация здравоохранения, половина всех больничных коек в мире занято людьми, заболевшими из-за грязной воды.

До 2 млн. морских птиц и 100 тыс. морских животных, в том числе до 30 тыс. тюленей, ежегодно погибают, проглотив какие-либо пластмассовые изделия или запутавшись в обрывках сетей и тросов.

Во второй части урока вам предстоит работа с текстом, который необходимо будет проч$итать, проанализировать и ответить на поставленный вопрос. (ПРИЁМ «ДЕМОНСТРАЦИЯ», направленный на развитие рефлексивных умений)

У вас на столах лежат тексты и маркеры.

СЛАЙД 14 Читая текст «Загрязнение вод суши и Мирового океана» выделите маркером основные источники загрязнения гидросферы! На работу 3 минуты. (ПРИЁМ «ЧАСТЬ — ЦЕЛОЕ», направленный на развитие рефлексивных умений)

СЛАЙД 15 КЕЙС №1:$

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Загрязнение вод суши и Мирового океана.

В процессе использо­вания чистая пресная вода загрязняется, в нее попадают вредные, и даже ядовитые вещества. Загрязнители попадают в воду различными путями, но всегда при участии человека.

Неочищенные стоки населенных пунктов (коммунального хозяйства) угрожают распростра­нением опасных инфекционных болезней — гепатита, дизентери$и, холеры.

Огромный вред здоровью населения и состоянию природы нано­сит поступление в водоем стоковые воды сельского хозяйства содержащие удобрения и ядохимикаты с полей.

Подземные воды страдают от загрязнений нефтяных промыслов, предприятий горнодобывающей промышленности и отвалов металлургических заводов, свалок.

Лесные хозяйства — источники большого количества веществ, попадающих в пресную воду, в первую очередь отходы древесины и деревообрабатывающей промышленности.

Огромный вред наносят гидросфере сбросы водного и железнодорожного транспорта.

Особую проблему составляет загрязнение воды нефтью и продук­тами ее переработки (бензином, смазочными материалами). Неф$ть — главный загрязнитель вод Мирового океана. Она попадает в воду при ее добыче со дна морей, при очистке нефте­наливных судов и их авариях. Много нефти содержится в воде, сте­кающей с суши.

Стоковые воды промышленных предприятий загрязняют воды вредными химическими веществами, металлами, от которых погибают многие живые организмы.

Обобщив все, что вы назвали, основными источниками являются:

СЛАЙД 16 Источники загрязнения гидросферы:

$ Бытовые стоки коммунального хозяйства,

Стоковые воды сельского хозяйства (удобрения)

Воды шахт, рудников;

Отходы древесины;

Сбросы водного и железнодорожного$ транспорта;

Нефть, нефтепродукты, красители,;

Стоковые воды промышленных предприятий.

Запишите их в тетрадь.

Но есть ещё одна сложная проблема, связанная с водой:

$СЛАЙД 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ДОКЛАД УЧАЩЕГОСЯ: Водопотребление

За последние 60 лет водопотребление в мире увеличилось в 5 раз.

114-230 литров воды уходит во время приема 5-минутного душа.

На чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытьё посуды – 91 литр.

Человек ежедневно использует 230 л воды.

При неисправности крана с самой тоненькой струйкой воды за сутки может уйти в канализацию до 150 литров чистейшей питьевой воды.

Знаете ли вы, что после 10-минутного душа уходит столько воды, сколько нужно 200 детям каждый день?

На производство 1 тонны хлопчатобумажной ткани требуется 25$0 м³ воды, синтетической ткани – 5000, синтетического каучука – 2000, никеля – 4000, чугуна – 200 м³ воды, стали – 150 тонн воды.

Как вы думаете, о какой проблеме идёт речь? (расходование воды человеком)

$А вы предпринимаете какие-либо меры по сокращению расходования воды? (ПРИЁМ «ВОПРОС К СЕБЕ», направленный на развитие рефлексивных умений)

СЛАЙД 18 Читая текст «Расходование воды человечеством» выделите маркером основных потребителей воды. На работу 3 минут. (ПРИЁМ «ЧАСТЬ — ЦЕЛОЕ», направленный на развитие рефлексивных умений)

СЛАЙД 19 КЕЙС №2:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Расходование воды человечеством

Вода расходуется $в бытовых целях для питья, приготовления пищи, стирки, мытья, смыва нечистот в канализацию и поливки садов и улиц. В Европе средний расход воды в бытовых целях на душу населения составляет приблизительно 250 л в день.

Вода, используется в промышленных целях, расходуется в процессах охлаждения. Остальная часть расходуется в процессах промывки газов и в качестве растворителя. Приблизительно полмиллиона литров воды расходуется на выпуск каждого легкового автомобиля.

Большая часть пресной воды используется в сельское хозяйство. Эта вода используется для орошения (полива). Для выращивания одной тонны хлопка необходимо 11 000 миллионов литров воды. Для выращивания спелой тыквы требуется 150 л воды.

Воду используют на гидроэлектростанциях, $а также на тепловых электростанциях — для создания пара, вращающего турбины, и в целях охлаждения. Хотя электростанции расходуют огромное количество воды, она используется практически без потерь, в замкнутом цикле.

Обобщив ваши ответы, основными потребителями воды являются:

СЛАЙД 20 Расходование воды человечеством

  1. $в бытовых целях (для питья, приготовления пищи, стирки, мытья, смыва нечистот в канализацию и поливки садов и улиц)

  2. в промышленных целях (в процессах охлаждения, для промывки газов, в качестве растворителя)

  3. в се$льском хозяйстве (для полива)

  4. для получения электроэнергии (для создания пара, вращающего турбины, и в целях охлаждения)

У нас очень хорошо идет работа, мы уточнили и углубили знания по водной проблеме на нашей планете. (ПРИЁМ «ДЕМОНСТРАЦИЯ», направленный на развитие рефлексивных умений)

Как вы считаете, к чему может привести загрязнение и недостаток воды? (ПРИЁМ «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ», направленный на развитие рефлексивных умений)

Вы согласны, что это очень сложные проблемы, которые необходимо решать человечеству?

В третьей части занятия вам предстоит поработать в группах и поучаствовать в решении водной проблемы, создавая проекты, кот$орые вам затем предстоит защитить.

4.$ ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.

СЛАЙД 21 Работа в группах: Создание проекта.

Задание первой группе: Предложите и на ватмане оформите меры по защите и охране гидросферы от загрязнения.

Задание второй группе: Предложите рекомендации по использованию и расходованию воды, оформите их на ватмане.

Защита проектов.

  1. $ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

СЛАЙД 22

Домашнее задание: §34. Письменно в тетради предложите меры воздействия для нарушителей, которые продолжают загрязнять гидросферу.

СЛАЙД 23

Рефлексия:

В заключении мы проведём анализ в$ашей работы на уроке и анализ полученных знаний.

У каждого из вас на столе лежит два конверта. Откройте конверт №1, в нём карточки со значками обозначение которых написано на другой стороне, прочтите и оцените свою рабоу на сегодняшнем занятии.

Я мог (ла) бы работать и лучше.

Сегодня я работал (а) в полную силу. У меня все получилось.

$Я очень старался (ась), но у меня не все получилось.

Я сегодня плохо работал (а).

$Во втором конверте у вас лежат капельки красного и синего цвета, если урок для вас был интересным, и вы узнали что-то новое, поднимите красную капельку. Если урок для вас был не интересным и нового ничего вы не узнали, поднимите синюю капельку.

СЛАЙД 24

Спасибо за внимание. До новых встреч!

Список литературы:

        1. http://legendy.claw.ru/shared/6/information/109.html

        2. http://www.kp.ru/daily/23844.3/62515/

        3. $http://www.o8ode.ru/article/planetwa/zagraznenie_vody.htm

        4. http://www.o8ode.ru/article/planetwa/zagraznenie_morei_i_okeanov.htm

        5. http://www.o8ode.ru/article/planetwa/rachod_vody_4elove4ectvom.htm

        6. $ http://www.ayurvedaplus.ru/modmed/mat_2453.htm

        7. http://revolution.allbest.ru/ecology/00019607_$0.html

        8. http://www.revistadiners.com.co/noticia.php3?nt=25123

        9. http://forum.cherepovets.net/index.php?showtopic=138153&st=0&start=0

        10. http://www.zahodimvse.com/structure.htm

Post Comment