Конспект урока для 8 класса «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны»

Технологическая карта урока

Предмет: Физическая география России Класс: 8

Базовый учебник: География России. Природа и население. Под ред. А.И.Алексеева. М.: Дрофа, 2010г

Тема урока: Атмосферные фронты. Ци$клоны и антициклоны

Цель урока: Сформировать целостное представление о циркуляции атмосферы.

Задачи урока:

Образовательные

  • Сформировать знания у школьников об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах.$

  • Выявить взаимосвязи атмосферных явлений и процессов на примере связи атмосферного давления, температуры, влажности, осадков в циклонах и антициклонах, их влиянии на погоду и климат.

  • Познакомить учащихся с синоптической картой.

$ Развивающие

  • Формировать умение школьников самостоятельно сопоставлять, анализировать, работать с текстом и рисунками учебника, таблицами, схемами, картами, синоптическими, климатическим картами.

$Воспитательные

  • Познакомить учащихся с профессией метеоролога, синоптика, воспитывать уважение, интерес к данным профессиям.

Тип урока : урок изучения нового материала и закрепления новых знаний

Необходимое оборудование : Мультимедийный учебник « География России. Природа 8 класс» ( электронное учебное издание на CD), учебник, презентация,$ физическая и климатическая карта России, контурная карта, рабочие тетради к учебнику ,раздаточный материал.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

$

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

$

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1.

$

Организационный момент (1 мин)

Проверка д.з. (7мин)

1.Подготовить обучающихся к работе

2.Положительный настрой на урок

$

Какую тему ребята ,вы изучили на прошлом уроке?

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест

Ответ: «Климат. Циркуляция воздушных масс.»

К

Р,Л,П

Что мы вначале должны сделать сегодня?

Ответ: Повторить полученные знания.

Я предлагаю тестовое задание, выдаю листы на парты

( тест прилагается, см. приложение № 1), инструктирую, как выполнить тест, озвучиваю шкалу оценки (на слайде).

  • Предлагаю проверить свои решения (демонстрирую ответы на тест и оценки)

  • Задаю вопрос: Какие вопросы вызвали

  • $

затруднения? Почему?

отвечают на вопросы теста

Сверяют ответы ,выставляют оценки, задают уточняющие вопросы, выделяют наиболее трудные, в которых больше всего было допущено ошибок.

2.

Актуализация знаний (2 мин)

Задаю вопросы (ставлю проблему):

1.Почему погода может измениться в течение дня?

2. Можно ли « увидеть» погоду, не выходя из дома и не глядя в окно? И как это можно сделать?

$ К концу урока вы можете узнать ещё один способ предсказания погоды.

Отвечают, рассуждают, выдвигают гипотезы

1.Из-за движения воздушных масс.

2.Рассказ учащихся о различных способах. ( В конце урока ,подводя итог дети говорят о том, что самый эффективный из них – воспользоваться синоптической картой.

С помощью синоптических карт можно показать сложность происходящих в тропосфере процессов и явлений формирующих погоду. Однако, она нужна не столько для того, чтобы зафиксировать состояние атмосферы, сколько для пре$дсказания того, где и как оно будет меняться.)

К,Р,П

3.

Постановка темы, цели урока (3 мин)

-Ежедневно вы смотрите телевизионный прогноз погоды , который сопровождается синоптической картой,

$- Со всеми ли понятиями, условными знаками вы знакомы?

-Как будет называться тема урока сегодня?

-Как вы думаете какую цель и задачи мы поставим на уроке? А зачем нам это знать?

-И для того чтобы понимать всё выше сказанное необходимо овладеть определенными знаниями и навыками, что мы сегодня и будем делать

Слайд Тема уро$ка.

Отвечают, ставят цель, задачи

Тема: Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

Цель : продолжить изучать закономерности циркуляции воздушных масс.

Познакомиться с новыми понятиями : атмосферный фронт, циклон, антициклон, их влиянием на погоду.

П,К,Л,Р

4.

Усвоение новых знаний (13мин)

1.Рассказ.

-Очень часто в метеосводках вы слышите об атмосферных фронтах, движение которых меняет погоду. Что такое атмосферный фронт, попробуйте сказать своими словами. А как дано это понятие в учебнике? А есть ли другие определения этого понятия (Где можно посмотреть?)

Показ с$лайда.

Отвечают ,дают понятия

Смотрят слайд, записывают в тетрадь понятие.

Л,П,Р,К

Атмосферный фронт-переходная зона ,разделяющая различные воздушные массы.

— Чем различаются п$о своим физическим свойствам воздушные массы?

Слайд (климатическая карта России).Какие атмосферные фронты вы видите ,какими в.м. они разделены?

— Где расположены атмосферные фронты над территорией России летом?
— Где расположены арктические фронты зимой?
— В каком направлении происходит сдвиг фронтов зимой? По какой причине?

А как же изменяется погода при движении атмосферных фронтов? Найдите соответствующую информацию и исправьте ошибки на слайде.

Слайд Исправь ошибку. Проверяем записи , зачёркиваем лишнее, исправляем ошибки.

Просмотр анимации «Холодный и тёплый фронт».

Ответ: могут быть холодными, тёплыми, вла$жными ,сухими.

Ответ:

-Арктический и полярный.Арктический между арктическими и умеренными воздушными воздушными массами. Полярный между умеренными и тропическими воздушными массами. Зимой располагается южнее границ России. Оба фронта зимой сдвигаются к югу за «видимым движением Солнца». Отвечают, анализируют карты

Ответ: Исправляют ошибки, объясняют явления.

$

5.

$

Динамическая пауза(2 мин)

$

С атмосферными фронтами связано развитие циклонов и антициклонов.

2.Сравните и заполните таблицу отличия атмосферных фронтов. Проверяем правильность ответа на слайде (таблица)(Приложение 2)

3. Найдите всю информацию о циклоне и антициклоне ,ответьте на вопросы в раздаточном материале(сравнение атмосферных вихрей).

(Приложение 3)

Смотрим видео циклоне и антициклоне.

Представьте себе, что вы – циклоны (антициклоны). Изобразите свое движение.

Дети поворачиваются против часовой стрелки, приседают (поворачиваются по часовой стрелке, подпрыг$ивают). У детей это вызывает положительные эмоции, а учитель, может наглядно увидеть, как учащиеся усвоили главные понятия урока.

В чём вам может помочь характеристика прохождения циклонов и антициклонов?

4.Прогноз погоды синоптики составляют по синоптическим картам. На них наносятся сведения о погоде за один и тот же час по данным различных метеостанций. Состояние погоды показывается условными знаками и цифрами.

( Сообщение обучащегося).

СЛАЙД Как изображены циклоны? Их направления? Как изображены антициклоны?
Какая погода будет в Свердловске (сейчас Екатеринбурге), если циклон уходит, а антициклон приближается? (Ответ: Пасмурная и дождливая погода через день сменится ясной и солнечной погодой. С 16 марта начнётся потепление)
(СЛАЙД 19) Какая погода будет в Ростове-на-Дону летом? (Ответ: Похолодание, пасмурная и дождливая погода).

Заполнение таблицы в ходе беседы, работы с учебником, рисунками . (Таблица 1)

Обучающиеся читают в$сю информацию о циклоне в учебнике на стр.79-80 и раздаточном материале отвечают на вопросы, исправляют ошибки, зачёркивают лишнее.

Физкультминутка. Изображают циклон, антициклон.

Ответ: В$ прогнозе погоды.

Слушают

Сообщение обучающегося.

Л,Р,П

$ 5.

6.

7.

$

8.

Закрепление материала( 6мин)

Подведение итогов (2 мин)

Рефлексия(2мин)

Домашнее задание (1 мин)

Ребята у меня в конвертиках лежат части атмосферных явлений изученных сегодня на уроке, ваша задача определить явление и показать в движении. Нужны 4 микрогруппы по 3 человечка. Определяют по раздаточному материалу, моделируют теплый атмосферный фронт и холодный, циклоны и антициклоны, выбирая необходимые атрибуты. Атрибуты (синие и красные стрелк$и, рисунок дождя и т.д.)

Ответ на проблемный вопрос ,поставленный в начале урока.

Оцените себя на уроке:

1.Сегодня на уроке было интересно…

2.Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….

3.Мне было легко…

3.Мне было сложно…

4.Я работал на уроке….

5.О том, что я узнал(а),я расскажу…

– Посмотрим за окно. Какая погода сейчас?
– По каким признакам вы сделали такой вывод?
– Что будет с погодой, если передали приближение циклона?

Пар.11 стр. 73-80, ответить на вопросы(2-3) после параграфа на выбор.

Работают в 4 микрогруппах обучающиеся ,изъявившие желание выполнить задание. Остальные обучающиеся определяют по стихотворению и слайдам атмосферное яв$ление.

$

Отвечают на проблемный вопрос.

Оценивают себя, аргументируют оценку свою и других одноклассников.

Записывают д.з.

П,К,Р

П,Р,Л

Л,Р,П,К

Post Comment