Конспект урока географии на тему «Состав и структура хозяйства»

Урок №1

Тема: Состав и структура хозяйства.

Цель:

Обеспечить усвоение знаний о составе и структуре хозяйства Республики Казахстана и умений применять пол$ученные знания для решения задач прикладного характера.

Задачи:

1. Создать условия для формирования представлений о составе и структуре;

2. Создать условия для применения полученных знаний о структуре хозяйства страны для$ решения проблемных задач и задач прикладного характера;

3. Создать условия для проявления активной гражданской позиции, готовности к служению своей Родине и защите ее интересов.

Тип урока: изучение нового материала

Метод: частично-поисковый, проблемное изложение, анализ таблиц и карт

Форма: работа в микрогруппах

Средства обучения:

Учебник В.В. Усикова для 9 класса§15, атлас, памятки по самооценке компетентности

$Термины:

Отрасль, МОК, интенсивный и экстенсивный пути развития, производительность труда, эффективность экономики, ВВП

Ход урока:

1 Организационный момент

2 Изучение нового материала

(работа со словарем В.И Даля дается определение понятию «хозяйство»)

Трактовка понятий в 19 веке:

Хозяйство- заведывание, управление порядками и расходами по заведению, заводу и т. д.

Трактовка по$нятий в настоящее время ( учебник на стр 15)

Экономика — исторически сложившийся комплекс предприятий и отраслей, обепечивающих разнообразные потребности общества

( сравните два понятия — схема стр. 137)

Вывод: Экономика — е$диный, сложный организм, отличающийся многоотраслевым составом, определенной структурой и масштабностью

-Учитель: вы уже знаете, что наша страна совершила переход от плановой экономики к рыночной.

(выделить положительные и отрицательные стороны рыночной экономики стр.138)

$

+ рыночной экономики

— рыночной экономики

$Главным недостатком является — цикличность экономического развития — ( рис.63 стр. 138). Положение дел в экономике зависит от ситуации в мировом хозяйстве. Мировые кризисы вызывают падение производства. Это происходит с периодичностью в 8-10 лет.

-Учитель: для того, чтобы$ познакомиться с составом хозяйства изучите план-схема (стр 137) и рис.64 (стр 139) и дайте характеристику отраслевого состава экономики.

1. Назвать 1 уровень экономики: учреждения и предприятия. Чем предприятия отличаются от учреждений?

2. Типы предприятий: частные, государственные, смешаннные и иностраннные

3. Формы собственности: АО,ТОО, СП, ИП, КХ и др.

4. Назвать 2 уровень экономики: отрасль (рис.65)

5.Назвать 3 уровень экономики: МОК (стр 137) и способы их формирования: внутри 1 отрасли и между разными отраслями.

Задание: используя стр. 137 и рис.64 построить логически последовательную цепочку объектов, отража$ющие состав экономики.

Например: школа-учреждение-образование-социальный комплекс-непроизводственная сфера-экономика

$Например: вспомнить профессии родителей, дедушек, бабушек и составить портрет, показывающий взаимосвязь 3 уровней экономики.

Вывод: таким образом, хозяйство РК имеет рыночный характер и сложную многоотраслевую структуру

Закрепление:

Задания для самостоятельной работы учащихся:

Задание для учащихся первой группы

  1. Вспомните профессиональную структуру населения (§ 10, стр98$, рис.42). Как распределяется занятое население по секторам экономики?

  2. Что отражает структуру и развитие хозяйства?

  3. Сравните структуру хозяйства Казахстана , $экономически развитых ( Австралия) и развивающихся ( Турция) стран по рисунку 66. В чем сходство и различие? К какой группе стран по структуре экономики Казахстан ближе? Чем экономика Казахстана отличается от мировой?

  4. Структуру современного хозяйства мы можем представить по данным учебника и ме$стным данным, а какой будет структура хозяйства в будущем, если предположить, что структура зависит от выбора профессии людьми, например, вами?

Задание для учащихся второй группы

  1. Установите по рис 67 особенности распределения валовой продукции по регионам: 1) какие регионы занимают первые три места; 2) у какого региона масштабы экономической деятельности самые маленькие; 3) как различаются показатели валовой продукции в расчете на душу населения.

  2. Сравните структуру экономики регионов по секторам. $Какие различия вы установили? Выскажите предположение, чем обусловлены.

  3. проведите группировку регионов страны по структуре экономики

  4. Мы рассматриваем структуру хозяйства Казахстана, но ведь оно, хозяйство, складывается из хозяйства отдельных территорий. Хотелось бы узнать, какова структура хозяйства или соотношение занятых в отраслях нашего города? А вам это интересно?

$

Задание для учащихся 3 группы

  1. Охарактеризуйте пути развития экономики? Приведите наглядные примеры экстенсивного и интенсивного роста экономики.$

  2. Какой путь развития предпочтительнее на ваш взгляд? Свой ответ обоснуйте.

  3. Установите по таблице 7, в какой отрасли мировой экономики у нашей страны самые высокие позиции, а какие отрасли пока о$тстают.

  4. Изменение структуры хозяйства, связанное с научно техническим прогрессом — это хорошо или как посмотреть? Другими словами, что мы имеем сегодня — прогресс или иллюзию прогресса?

Учитель направляет работу класса на осмысление затронутых проблем, дискуссию, предложение решений.

3.Итог урока: (учащиеся работают с памяткой)

Сегодня на уроке :(указать конкретно, что удалось, что пока не удалось) 

  • Сформулировать цель своей деятельности (я наметил $… (назвать что наметил сделать на уроке, приступая к изучению темы)

  • Самостоятельно изучить материал о… (назвать изучаемый материал) 

  • Понять способ учебной деятельности, которым я пользовался при изучении … (назвать тему) и способы, с помощью которых изучали материал (назвать способы деятельности, которыми пользовались)$ 

  • Оценить изученный материал с позиции … 

  • Оценить свои достижения

4.Организация домашней деятельности:

1. параграф 15,ответить н$а вопросы стр.144,

2. стр.146 задание « Найдите 3 ошибки в тексте» (письменно)

3. Сочинение рассуждение: « О чем стоит задуматься выпускнику школы, рассматривая структуру хозяйства страны?»

Post Comment