Конспект урока географии в 6 классе по теме «Вода на Земле. Мировой океан и его части»

КОГОКУ ВСШ г. Омутнинска Кировской области

Конспект урока

географии в 6 классе по теме

$«Вода на Земле. Мировой океан и его части»

Автор:

Гомзина Свелана Петровна –

учитель географии

$

2014

Тема «Вода на Земле. Мировой океан»

Цели урока:

Образовательные: формирование у учащихся представления о водной оболочке Земли, распределении на Земле её составных частей. Создание представления о своеобразии, неповторимости планеты Земля.

Развивающие: продолжить работу по формированию навыков у учащихся работать с учебником, печатным материалом. Развивать умения логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развивать навыки самостоятельного поиска$ необходимой информации.

Воспитательные: воспитание интереса к уроку географии. Пробуждение интереса к изучаемой теме.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта океанов, атлас, контурные карты.

Этапы урока:

1 Организационный момент.

2 Актуализация знан$ий.

3 Изучение нового материала.

4 Закрепление.

5 Оценивание знаний учащихся.$

6 Рефлексия.

7 Итог урока.

Ход урока.

1 Организационный этап.

2 Актуализация знаний.

Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом по гидросфере.

У каждого у вас лежит на столе оценочный лист в котором отражены этапы нашего урока за каждый из них вы самостоятельно должны будете поставить себе оценку. По окончанию урока мы подведём итоги. Итак, приступаем к работе.

Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? (Гидросферу).Прикрепляю понятие « Гидросфера» на доску.

1 Вопросы.

-Какие оболочки Земли объединяет Мировой круговорот? (гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу)

-Почему океан солёный, а испарившаяся вода поступает в облако уже пресная? ( с поверхности океана испаряется только пресная вода, а растворённые в ней вещества остаются)

2Групповая работа:$

1-ая группа работает со схемой «Состав гидросферы»

2-ая группа письменный фронтальный опрос ( тест) по теме «Гидросфера»

Работа со схемой «Состав гидросферы»

-Что такое гидросфера? Напишите части гидросферы и укажите какую часть гидросферы они составляют.(На доске написано слово гидросфера, учащиеся заполняют пустые места)

$

Гидросфера

Мировой океан

96,5%

Ледники

1,8%

$

Подземные воды

1,7%

Реки, озёра

0,01%

Океаны, моря

$

-Какой воды на Земле больше: солёной(97) или пресной (3 )?

-Почему не высыхают реки и не исчезают моря?( На Земле происходит непрерывное движение воды-Мировой круговорот воды)

Тест « Гидросфера».

1 Водная оболочка Земли:

  • Атмосфера

  • Литосфера

  • Гидросфера

  • Биосфера

2 Пресными водами гидросферы являются:

  • Воды Мирового океана.

  • Внутренние воды суши.

3 Запасы пресных вод постоянно возобновляются благодаря:

  • Круговороту воды в природе

  • Выветриванию

  • Океаническим течениям

  • $

  • Приливным явлениям

  • Землетрясениям.

4 Вода на суше может находиться в следующем состоянии:

  • Только в жидком

  • В жидком и твёрд$ом.

5 К водам суши относятся:

  • Реки, озёра.

  • Реки, озёра, моря, ледники.

  • Реки, озёра, болота, ледники.

6 Вода гидросферы может находиться:

  • Только в жидком состоянии.

  • В жидком, твёрдом состоянии.

  • В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.

7 Поставщиком пресной воды на суше является:

  • Ветер$

  • Мировой океан

  • Осадки.

По завершении работы производится самоконтроль ( ключ и критерии оценок на доске)

Ключ: 1 гидросфера; 2 внутренние воды; 3 круговорот воды в природе; 4 в жидком и твёрдом; 5 реки, озёра, болота, ледники;6 в жидком, твёрдом, газообразном состоянии; 7 Мировой океан.

Критерии оценок: 7 правильных ответов-«5»

5-6-«4»

4-«3»

менее 4 –«2»

$Дети выставляют оценки в оценочный лист, суммируют баллы.

3 Изучение нового материала.

-Ребята, посмотрите картины замечательного русского художника И.К.Айвазовского. Определите, что общего в этих картинах

Моря — это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока? (« Мировой океан и его части»)

$-Цель урока — узнать о Мировом океане и его составных частях

Запишите дату и цель урока.

Эпиграф урока записан на доске.

« Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному.Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны»(Жюль Верн).

-Мировой океан-это самая большая часть гидросферы. В атласе страница 18-19.найдите, где находится Мировой океан? Его нет)

-Мировой океан-это совокупность всех океанов. (Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название »Океан» сохранилось)

-В учебнике на странице 132 дано определение Мировой океан — прочитайте

-Сколько млн.кв. км составляет площадь Мирового океана? (362)

Площадь земного шара?(5$10)

-Запишите в тетрадь определение и площадь Мирового океана.

-Океаны и их границы.

Планету Земля называют водной планетой, т.к на Земле находится почти вся вода Солнечной системы Вода находится в четырёх океанах: Атлантическом ,Тихом, Северном Ледовитом, Индийском океане. Некоторые учёные выделяют 5-ый-$Южный океан.

Границы океанов проводят по материкам и островам, а на воде условно по меридианам от крайних южных точек (показать на карте границы океанов)

  • Практическая работа

Используя карту полушарий и ка$рту океанов в атласе, текст учебника и таблицу 6 в учебнике (стр.132) составьте описание океанов по плану Описание Тихого океана выполняют с учителем, ответы заносят в таблицу.

План

Тихий океан

Атлантический океан

1 Какое место занимает по площади?

Первое

2 С какими другими океанами связан?

$

С Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым

3 Какие материки омыва$ет?

Евразию, Австралию, Антарктиду, Ю.Америку, С.Америку

4 Какова мак-я глубина?

11022 м

$

Проверка выполненной работы

Пункт плана

Атлантический океан

Индийский океан

Северный Ледовитый океан

1

второе

$

третье

четвёртое

2

С Тихим, Индийским, Северным Ледовитым

С Тихим, Атлант$ическим

С Тихим, Атлантическим

3

Евразию, Африку, С.Америку, Ю.Америку, Антарктиду

Австралию, Африку ,Евразию, Антарктиду

С.Америку Евразию

4

8742м

$

7729м

5527м

Проверяем выполнение задания.

Дети выставляют оценки в оценочный лист и суммируют баллы.

-Определите, о какой части океана идёт речь

Шириною широко

.Глубиною глубоко.

День и ночь о берег бьётся.

Из него вода не пьётся.

Потому что не вкусна-

И горька и солона.

-Найдите в учебнике на странице 113 определение моря. (Дети читают определение)

-Запишите в тетрадь определение моря

$

-Давайте дополним таблицу$ на доске ( под понятием Мировой океан подписываем слово «море»)

-Во всех океанах есть моря. На земле 54 моря.

На доске даны две группы морей. Нужно определить их отличие

  1. Чёрное море

  2. Балтийское море.

1)Берингово море

2)Аравийское море

-Найдите их на карте атласа стр.18-19.В чём их отличие? (Местоположение)

По местоположению выделяют следующие группы морей:

Окраинные .Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние(Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей)

-Бывает море без берегов? (В Атлантическом океане есть Саргассов$о море, «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название получило от скопления водорослей бурого цвета.

Работа с контурными картами.

Нанести моря: Чёрное море, Берингово море, Балтийское море, Аравийское море)

Заливы О какой части океана идёт речь?

Он у моря- как язык,$

Он берега лизать привык,

И пляж в часы разлива

Он вылизывал на диво. ( Залив)

-В Мировом океане есть ещё заливы.

-На стр.134 учебника найдите определение что такое залив (Читают определение)

-Запишите определение в тетрадь

-Запись слова «залив»на доске под понятием «Мировой океан»

-На карте атласа найдите крупные заливы: Гудзонов залив, Бенгальский залив, Мексиканский залив.

-Частью какого океана они являются?

Работа в контурной карте (Нанести заливы)

Проливы О ка$кой части Мирового океана идёт речь?

Он ведёт из моря в море

Не широк — всего верста

И в нём, как в школьном коридоре,

И шум, и звон, и теснота.

-В учебнике на стр.134 определение пролива (читают определение)

-Записывают определение в тетради.

-Дополнение таблицы на доске.

Проливы играют очень важную роль для мореплавателей. В16 веке Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического океана в Тихий океан. Этот пролив был назван в ч есть его- Магелланов пролив. Найдите его на карте океанов.

-части Мирового океана соединяются между собой проливами, а части суши-разделяются.

-Найдите на карте пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120км,он называе$тся-Мозамбикский-1760 км, разделяет Африку и о.Мадагаскар.

Работа в контурной карте (Нанести проливы)

Проверяем задания и выставляем оценки в оценочный лист и суммируем баллы.

-Кроме водных объектов. что ещё можно увидеть в водах Мирового океана?( сушу)Суша в Мировом океане состоит из нескольких частей, с которыми мы познакомимся на следующем уро$ке.

4 Закрепление материала

-Задание «Номенклатура»

Показать на карте в атласе моря, заливы, проливы.

5 Оценивание знаний

Сосчитайте общее количество баллов

$Критерии оценок за урок:85-95-«5»

65-84-«4»

45-64-«3»

менее45баллов-«2»

Какую оценку поставите за работу на уроке?

6 Рефлексия

Скоро прозвенит звонок

Пора заканчивать урок.

-На партах кружки красного -хорошее настроение, синего- нехорошее настроение, жёлтого- удовлетворительное настроение .Выберите кружок, отражающий ваше настроение(что понравилось, что не понравилось, какие возникли трудности)

Использованная литература:

  1. В.П. Дронов «География 6 кл.» — М.: «Дрофа», 2007.

  2. $Атлас 6 кл .Физическая география – М.: « Дрофа», 2005.

  3. Журнал «География в школе».2013-2014 г.

  4. География: Метод.пособие/А.В.Румянцев,В.П.Дронов-М.: Дрофа, 2008

  5. $ География в таблицах 6-10классы из-во « Дрофа».

  6. Румынина Н.С. Практические работы по географии. 6-11кл М.:Дрофа, 2000.

8

Post Comment