конспект урока «Из чего состоит атмосфера и как она устроена» 6 класс

Конспект учебного занятия

Подготовил учитель географии Ивлева Мария Ивановна

1.класс: 6

2.Авторы и название программы: Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева.

3.Учебная тема (раздел): раздел Атмосфера.

4.Название учебного занятия: $«Из чего состоит атмосфера и как она устроена».

5. Художественно-педагогическая идея урока (эпиграф): «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность» Б. Шоу.

6. Цель и задачи урока:

1. Воспитание экологической культуры. Познакомить учащихся с проблемами

загрязнения атмосфер$ы и способами сохранения ее чистоты.

2. Развивать умения: добывать знания с помощью учебника, интернет – ресурса, высчитывать температуру воздуха на разных высотах.

3. Начать формирование у учащихся представлений об атмосфере – воздушной

оболочке Земли; рассмотреть особенности состава, строения, значения и изучения атмосферы.

7. Планируемые результаты:

Предметные – должны иметь представление о значении атмосферы, ее роли в жизни человека, о составе атмосферы, отличительных особенностях ее слоев, методах изучения атмосферы, факторах, влияющих на температуру воздуха.

Метапредметные – должны уметь ра$ботать с текстом, таблицами, иллюстрациями, схемами.

Личностные – проявляют потребность в самовыражении и самореализации, осознают необходимость расширения кругозора, $обогащения словарного запаса.

8. Тип учебного занятия: изучение нового материала.

9. Вид учебного занятия (форма организации деятельности учащихся):

Урок (рассказ, беседа, практикум, отгадывание загадок)

10. Литература, цифровые образовательные ресурсы и оборудование учебного занятия:

— География. Землеведение. 5-6 классы: учебни$к для общеобразовательных учреждений/

В. П. Дронов, Л. Е. Савельева.

— География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие к учебнику В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой «География. Землеведение. 5-6 классы»

— География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2013.

— География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение к учебнику на

www. drofa. Ru.

Демонстрационная таблица « Строение атмосферы», раздаточный материал $с задачами, рисунок Луны, атлас стр. 30, физическая карта полушарий, таблица «Изменение состава атмосферы Земли» (раздаточный материал), презентация «Строение Атмосфеы»

11. Этапы учебного занятия

Название этапа: Организационный

Ведущая деяте$льность

учителя

учащихся

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку: внешний вид учеников, состояние рабочего места.

Проверка отсутствующих учащихся.

$Организация внимания

Чтобы наша работа на уроке была успешной, попрошу вас быть дисциплинированными и активными, работать быстро и старательно, слушать меня внимательн$о.

Учащиеся приветствуют учителя

I.Актуализация знаний.

Эпиграф: «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность» Б. Шоу (записан на доске).

Ребята, результатом нашей деятельности на уроке будут полученные знания.

Беседа:

Какие земные оболочки вы знаете?

Какие из них мы изучили?

Связаны ли они между собой? Приведите примеры.

А сейчас отгадайте загадку, которая$ поможет определить нам тему урока.

Есть ли, дети, покрывало,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!

( Да есть такое воздушное одеяло – атмосфера.)

Отвечают на вопросы, отгадывают загадку, определяют тему урока.

$I I. Изучение нового материала.

Сегодня мы изучим состав, строение, значение и способы изучения атмосферы по плану. (На доске записан$ план, который ребята записывают в тетрадь.)

План.

  1. Что такое атмосфера? Её состав.

  2. Строение атмосферы.

  3. Значение атмосферы.

  4. Изучение атмосферы.

-Что такое атмосфера? Её состав.

Знакомство с понятием «атмосфера» работа с текстом учебника стр. 128;

— из чего состоит воздух?

Работа с текстом учебника §32, стр.129, составить схему «Состав воздуха».

$Беседа: 1. Какой из входящих в атмосферу газов необходим живым организмам для дыхания?

  1. За счет чего происходит пополнение кислорода в атмосфере?

  2. Расск$аз

Если содержание азота кислорода находится в природном равновесии благодаря растениям Земли, то содержание углекислого и других вредных газов в атмосфере меняется в результате хозяйственной деятельности человека. Существует опасная тенденция увеличения содержания углекислого газа, которая приведет к ухудшению здоровья людей, к потеплению климата, к мировым катастрофам.

Доказательство наличия в воздухе кислорода. Проведение опыта.

Порядок выполнения:

1)поставить в банку свечку и зажечь ее;

2) закрыть банку плотной крышкой;

Вопросы: а) почему погасла свеча?

б) мгновенно ли погасла свеча?

Рассмотрение вопроса «Изменение состава атмосферы Земли», анализ таблицы «Изменение состава атмосферы Земли» (раздаточный материал).

$

В XX веке человечество преобразовывает Землю, загрязняет атмосферу.

Об этом мы заслушаем сообщения.

2. Строение атмосферы.

По мере удаления от Земли, меняется с$остав воздуха атмосферы, его плотность, температура, количество содержащего в нём водяного пара, пыли, пепла, копоти и др. примесей. Учёные выделяют в атмосфере несколько слоёв.

Работа с атласом, учебником, используем ЦОР, анализ таблицы

« Строение атмосферы»

Беседа:

1. Сколько выделяют слоёв в атмосфере? Назовите.

2. О каком слое атмосферы идёт речь?

Слой снегов, дождей и ветров –

Атмосферы слой живой,

18 км – это самый нижний слой.

Есть здесь всё, но в большей мере

Кислород, азот, озон,

В малых долях – йод и гел$ий,

Водород, неон, радон.

(Тропосфера).

3. Какие явления происходят в тропосфере?

(Формируется погода Земли, образуются облака, выпадают осадки, дуют ветры)

4. В каком слое концентрируется озоновый слой?

5. Какова роль озонового слоя?

(Поглощает ультрафиолетовые лучи Солнца, что вызывает нагревание воздуха).

6. С чем связано появление «озоновых дыр»?

(Результат загрязнения атмосферы химическими веществами (фреон и др.), $разрушающими тонкий озоновый слой. Это очень опасное явление для всего живого на Земле.).

7. Как изменяется температура воздуха с подъёмом в тропосфере?

Эта закономерность вам пригодится при решении задач.

Решение задач.

  1. На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура — 30º С, а у поверхности Земли + 12º С? (7 км.)

  2. $

  3. Какова высота горы, если у ее подножия температура + 26º С, а на вершине — 10º С.

( 6 км).

3. Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет 

+ 36º С? Высота Памира 6 км.(0ºС).

4. На высоте 8 км температура равна — 18º С. Какова в это время температура у поверхности? (30ºС).

  1. Значение атмосферы.

— А теперь посмотрите на фотографию лунной поверхности – вот, что нас ожидало, если не было бы атмосферы. Запишите в тетради подзаголовок «Значение атмосферы».

Подво$жу итог по вопросу

Значение:

  1. Защитный экран. Атмосфера – «броня» планеты. Сотни метеоритов$ – небесных камней – не долетают до Земли, сгорая в атмосфере. Особенно хорошо это видно в летнюю звёздную ночь. В народе такие сгорания в воздухе метеоритов иногда называют «падающими звёздами». (Луна, например, испытывает настоящую метеоритную «бомбёжку»).

  2. Атмосфера – кухня погоды.

  3. Атмосфера предохраняет Землю от сильного нагревания днём и охлаждения ночью (регулятор температуры).

  4. Защитный экран. Озон защищает живые организмы от вр$едного для них ультрафиолетового излучения Солнца.

  5. Воздух нужен для дыхания всем живым организмам на Земле (источник кислорода).

  1. Изучение атмосферы.

Люди заметили, что одни явления, происходящие в атмосфере, предвещают пасмурную и дождливую погоду; другие, наоборот, ясную и солнечную. Вот почему с давних времён изучение атмосферы, особенно её нижних слоёв, придают огромное значение.

Слушаем сообщение о способах изучения атмосферы.

$

записывают тему в тетрадь, план

находят ответ, записывают понятие в тетрадь.

работают с текстом учебника §32, стр.129, составляют схему «Состав воздуха».

Наблюдают, рассуждают, высказывают свою точку$ зрения

анализируют таблицу «Изменение состава атмосферы Земли», приходят к выводу, что на протяжении истории развития Земли состав атмосферы изменялся.

Учащиеся, которые заранее подготовили сообщения, рассказывают о

1.сообщение о загрязнении атмосферы;

2. сообщение: проблемы атмосферного воздуха в Челябинской области.

3. сообщение: ме$ры по очистке воздуха.

Работа с атласом, учебником, используем ЦОР, анализ таблицы

« Строение атмосферы»

Отвечают на вопросы

$

Решают задачи

Записывают в тетрадь п$одзаголовок, рассматривают фотографию лунной поверхности, рассуждают, высказывают свою точку зрения, записывают в тетради выводы о значении атмосферы.

Учащиеся слушают и письменно отвечают на вопрос: какие приборы $и механизмы используются для изучения атмосферы? (Метеорологические станции, радиозонды, искусственные спутники Земли, метеорологические ракеты, гидромете$орологические центры).

III. Закрепление.

Беседа

1. Почему увеличивается количество углекислого газа в атмосфере Земли? К каким последствиям это может привести?

2. Почему от состояния атмосферы зависит здоровье людей и сохранение жизни на Земле?

3. Всегда ли состав атмосферы одинаков?

4. Из-за чего появляются озоновые дыры?

5. Каково з$начение атмосферы?

Отвечают на вопросы

IV. Рефлексия.

Наш урок подходит к завершению. Предлагаю каждому из вас оценить свою работу на уроке$. Используя начало фразы, продолжите мысль:

  • узнал, что……

  • научился выполнять, делать……

  • работал с …….

  • составлял…….

  • испытал трудности………

  • сделал вывод, что………..

  • $работал………..

  • захотел узнать больше о…………

  • не разобрался……..

Оценивают свою деятельность на уроке

V.Д/З.

§ 32,прочитать, ответить на вопросы

1- 6;

Записывают в дневник домашнее задание

$

Благодарю вас за этот урок. Мне понравилась ваша активность, инициативность, стремление к познанию нового. Надеюсь, что наш совместный путь к познанию географии будет для вас интересным и легким.

Приложение

  1. Схема «состав воздуха».

$

  1. Изменение состава атмосферы Земли

Этапы развития жизни

на Земле

$

Периоды

$Изменение состава атмосферы

Образование планеты

Земля

4,5 – 5 млрд. лет назад

Нет атмосферы

Появление признаков жизни на Земле

2,5 – 3 млрд. лет назад

Первичная атмосфера не содержит кислорода

$

Активное завоеваение Земли живыми организмами

500 млн. лет назад

Появился кислород, постепенно повышается его количество

Эпоха млекопитающих

50 млн. лет назад

Современный состав атмосферы

$

На Земле появился человек

2 млн. лет назад

Современный состав атмосферы

Человечество преобразует Землю

XX век

Загрязнение атмосферы. Повышение содержания CO2 в атмосфере

  1. Примерн$ые темы сообщений

Сообщение о загрязнении атмосферы:

Медицина установила, что преждевременное старение начинается в значительной мере из-з$а недостатка кислорода в организме. А между тем, воздух многих городов мира содержит большое количество вредных газов; некоторые поступают в атмосферу из заводских труб. Очень сильно отравляют воздух неотработанные газы автомобилей. В некоторых городах на каждый квадратный километр осаждаются за год сотни тонн газа и пыли. В Лондоне количество газа и пыли на каждый квадратный километр достигает за год 365 тонн. В этом городе часты туманы. Они вместе с сажей и копотью образуют единый, разъедающий лёгкий смог. В 1951 году четырёхдневный туман-

«убийца» послужил прямой или косвенной причиной гибели почти 4 тыс. человек. Одни из них оказались жертвами столкновения транспорта в густом тумане, другие задохнулись в смоге.

Сообщение: проблемы атмосферного возд$уха в Челябинской области.

Челябинская область занимает 3 место в России по объёмам выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников (6,5 % общероссийского объёма). Преобладающая часть их приходится на предприятия чёрной и цветной металлургии (около 50%), энергетики (35%) и машиностроения. Наиболее загрязнён атмосферный воздух в крупных промышленных центра$х области: Челябинска, Магнитогорска (превышение ПДВ – 158%), Троицка (58%) и Аши (246%), В. Уфалея (72%). Всего на предприятиях находится в эксплуатации свыше 6 тыс. очистителей газа, из них около 40% установок физически и морально устарели, 12% эксплуатируются в неисправном состоянии. В результате степень очистки не превышает 91%. Огромное количество выбросов поступает от автомобильного транспорта. Сельскохозяйственное производство – пыль, выхлопные газы с/х техники, дымы от сжигания различных отходов – так же загрязняют атмосферу. Свою долю загрязнений вноси$т жилищно-коммунальное хозяйство, основным источником которого являются котельные.

Ребята, какие источники загрязнений атмосферы вы смогли записать? Какие меры нужно предпринять, чтобы уменьшить загрязнение воздуха?

Сообщение: меры по очистке воздуха.

Борьба за чистый, з$доровый воздух, за здоровье человека состоит, прежде всего в том, чтобы на всех заводских трубах были дымоулавливатели, которые очищали бы воздух от вредных организму веществ. Кроме того, во всех промышленных городах и вокруг них необходимо иметь как можно больше лесов, ведь лесонасаждения – это самые мощные производители чистого воздуха. Воздух в лесах насыщен кислородом, предельно очищен от вредных примесей.

4.Задачи

1.На какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура — 30º С, а у поверхности Земли + 12º С? (7 км.)

2.К$акова высота горы, если у ее подножия температура + 26º С, а на вершине — 10º С.

( 6 км).

3.Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет 

+ 36º С? Высота Памира 6 км.(0ºС).

4. На высоте 8 км температура равна — 18º С. Какова в это время температура у поверхности? (30ºС).

$

  1. Луна

Post Comment