Конспект урока на тему «Галактики. Световой год»

Тема: «Галактики. Световой год»

$Цель урока:

— дать представление о нашей Галактике и Вселенной в целом

Задачи урока:

Образовательная:

— дать представления учащимся о Галактике, ее возникновен$ии, составе, расстояниях между звездами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины – светового года, расширение представлений о множестве галактик во Вселенной.

Развивающая:

— продолжение формирования интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать), развитие умений учащихся применять полученные знания конкрет$но на практике, развивать инициативу учащихся.

Воспитательная:

— воспитание у учащихся интереса к обучению, привитие навыков коммуникативного общения, развитие культуры речи.

Оборудование:

  • рисунки с изо$бражением созвездий

  • тесты “Выбери из четырех” (Приложение1)

  • таблички с названием комических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», «Буран»

  • мультимедийное оборудование, компьютерная презентация (Прилож$ение2)

Ход урока

I. Организационный момент

Класс делится на четыре группы (четыре космических корабля), назначаются командиры кораблей.

В течение урока за каждый правильный ответ на вопрос команда получает п$оощрительный жетончик в виде звездочки. Команда, получившая наибольшее количество жетончиков, становится победительницей, получает отметку «отлично». Две другие к$оманды делят второе и третье места, получают отметку «хорошо».

II. Мотивация

Слова учителя:

Тема нашего урока « Галактики. Световой год». Что вы об этом знаете? А как вы думаете , что мы должны на уроке узнать? Открыли свои «бортовые журналы» и записали тему урока: «Галактики. Световой год».

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие. Вы отправляетесь в космическое$ путешествие на космических кораблях: «Восток», «Восход», «Союз», «Буран» , для этого нам нужно собрать рюкзак знаний. А мне доверено руководить вашим полетом из «центра управления полетами». Итак, ключ на старт, запускаем ракетные реактивные двигатели. Поехали! Счастливого полета вашим кораблям.

$ Мне поступают сведения, что все идет по плану: корабли вышли на космическую орбиту.

III. Проверка знаний учащихся

И сейчас мы узнаем, как вы справитесь с первым « космическим» заданием.

1. Разминка: вопросы каждой команде.

1. Корабль «Восход» вылетая на космическую орбиту чуть не был поврежден космическим телом, которое пролетело на Землю? Как оно называется?

2. Корабль «Восток» поднялся на высоту 80 — 100 км, и какие-то вспышки мешают движению. Что за вспышки $в атмосфере Земли?

3. Корабль «Союз» приближается в межпланетное пространство Марса и Юпитера. К чему готовиться экипажу?

4. Внимание, на горизонте корабля «Буран» «хвостатое чудовище». Как вы объясните это явление?

(Ответы: 1) метеорит , 2) метеоры, 3) астерои$ды, 4)комета

(Ребята дают развернутое объяснение).

Молодцы! С первым заданием вы справились отлично.

2. Тест “Выбери из четырех”. Работа в гр$уппах.

Ребята, ваши космические корабли следуют заданному курсу, но чтобы он не сбился вам необходимо ответить на вопросы (Тест «Выбери из четырех») Приложение1. На это задание вам дается 5 минут.

3. Работа с рисунком. Работа в группах.

В иллюминаторы вы наблюдаете скопления звезд на небе, а что это такое ?

(Ответы ребят: созвездия).

Сейчас вы получите зашифрованную карту зве$здного неба. Вам нужно отыскать все созвездия, чтобы продолжить путь дальше.

IV. Изучение нового материала

(Рассказ учителя сопровождается компьютерной презентацией $Приложение2).

Полет продолжается, мы успешно вышли в космическое пространство. Наша Солнечная система – маленькая частица громадной звездной системы, которую называют Галактикой. В Галактику входят все те звезды, которые мы видим в созвездиях и невооруженным глазом, и в телескоп. Наша Галактика – это Млечный Путь, протянувшийся подобно ожерелью из драгоценных камней от одного кр$ая неба до другого. (Слайд №8).

(Слайд №9).

Долгое время природа Млечного Пути оставалась неизвестной. Ученые думали, что это сияние в воздухе нашей планеты. Только в 1609 году Галилео Галилей с помощью телескопа обнаружил, что Млечный Путь состоит из множества звезд. В телескоп видно и скопление слабых, далеких звезд, и скопление ярких, близких звезд.

$(Слайд №10).

Итак, давайте запишем: «Галактика – это огромное скопление звезд, звездная система». Существует миф древних греков, что Млечный Путь напомнил им молоко, брызнувшее из груди богини Геры. Галактика (от греческого слова «галактикос — млечный, молочный).

$(Слайд №11)

Что же представляет собой Млечный Путь? Млечный Путь представляет собой уплощенный диск с выделяющимся ядром. Но диск не сплошной. Он состоит из спиральных ветвей, или рукавов. Спиральные ветви состоят и$з звезд, газовых и пылевых туманностей, которые закручиваются вокруг ядра. Солнце находится в одном из рукавов диска галактики Млечный Путь.

Вы видите рисунок Млечного Пути, зарисуйте в ваши «бортовые журналы». (Ребята рисуют).

$(Слайд №12).

Расстояние между звездами так велико, что его неудобно измерять в километрах. Поэтому астрономы пользуются особой единицей длины – это световой год.

Запишем:

Световой год – это путь, который проходит свет за один год.

Скорость света – 300 тысяч кило$метров в секунду.

За год свет преодолевает 10 триллионов километров.

Среднее расстояние между звездами около 5 световых лет (т. е. примерно 50 трлн. лет).

(Слайд №13)

Раньше считали, что между звезд$ами — пустота. Но затем определили, что пространство между звездами заполнено разреженным газом и твердыми частичками – межзвездной пылью. Межзвездный газ состоит из водорода и гелия. Межзвездное вещество является тем материалом, из которого образуются новые звезды и планеты. Ученые считают, что наша Галактика возникла 12 млрд. лет назад из гигантского вращающегося облака, образованного в основном водородом и гелием.

(Слайд №14)

Галактика Млечный Путь находится в по$стоянном движении. Она вращается и одновременно «мчится» в космическом пространстве с огромной скоростью. Наша Солнечная система обращается вокруг центра Галактики.

Запишем:

Скорость нашей Галактики – 1 млн. 500 тыс. км в час.

Скорость Солнечной системы вокруг Галактики – 800 тыс. км в час.

$ Один оборот Солнечной системы вокруг Галактики – 200 млн. лет.

(Слайд №15)

Кажется, как огромна, как необъятна наша Галактика, но она – лишь небольшая часть Вселенной. Сегодня известно, что существуют миллиарды галактик.

Ближайшие к нам галактики – Большое и Малое Магеллановы Облака. Они распо$ложены от нас на расстоянии 150 тыс. световых лет. Обе эти галактики меньше нашей. Их можно увидеть невооруженным глазом в Южном полушарии. Впервые их наблюдали участники кругосветного путешествия Ф. Магеллана.

(Слайд №16)

А мы можем увидеть на звездном небе галак$тику Андромеды. Она крупнее нашей и находится от нас на расстоянии свыше 2 млн. световых лет. Галактики Большое и Малое Магеллановы Облака и галактика Андромеды изображены и у вас в учебнике

(Слайд №17).

Галактики различны по форме, размерам, составу$, удаленности от нашей Галактики, они образуют скопления. Также схема внешнего вида галактик изображена в учебнике.

(Слайд №18-22).

Современные телескопы позволяют наблюдать и изучать множество галактик, некоторые из них вы$ сейчас видите, пролетая на своем «корабле».

(Слайды №19 — 22).

Скопления галактик могут включать от нескольких галактик до нескольких тысяч. Их называют “$Местные галактики”. Эти “Местные галактики” могут образовывать еще огромные группы – Сверхгалактики, а Сверхгалактики образуют Метагалактики. Вот как удивительно строение Вселенной. Каково же наше место в этой бесконечной Вселенной? Ответ на него может дать следующий адрес:

Бесконечная Вселенная

«Наша» Метагалактика

«Наша» Сверхгалактика

«Местное скопление» Галактик

Наша Галактика $

Солнечная система

Планета Земля

Материк Евразия

Страна Россия

г.Волгоград

Запишите.

(Слайд №23)

V. Закрепление$

Вопросы. Работа в группах.

Выберите верные утверждения:

1.Млечный путь- это особое сияние в воздухе нашей планеты.

2. Млечный путь состоит из множества звезд.

$

3.Галактика-это огромное скопление звезд, звездная система.

4.Солнце находится в центре Галактики.

5.Наша Галактика неподвижна.

6.Галактика состоит из ядра и спиральных рукавов.

7.Пространство между звездами ничем не заполнено.

$ 8.Светой год- расстояние, которое проходит свет за один год.

9.Магеллановы Облака- ближайшие к нам другие галактики.

10.Туманность Андромеды находится в нашей Галактике.

(Ответы ребят. Верные утверждения: 2, 3, 6, 8, 9.)

Итак, что вы узнали с$егодня, путешествуя в космосе? Ребята, ваш полет подходит к завершению, вы благополучно вернулись на Землю, в свою школу, на свой урок. А сейчас подведем итог нашего путешествия. Посчитайте количество звезд которое получили команды.

(Затем каждая команда подсчитывает заработанные жетончики и получает соответствующие отметки).

VI. Задание на дом

Домашнее задание: с. 52

Перед вами три кружка разного цвета: красный, зеленый, синий. Если вам все удалось на уроке выберите красный кружок, если нет, то синий, а если что-то не удалось, зеленый. Спасибо. Урок закончен, до свидани$я.

Приложение 1

Тест: «Выбери из четырёх»

1. Что такое Вселенная?

а) небесные тела;

б) планеты, которые вращаются вокруг Солнца;

в) космическое пространство и все, что его заполняет;

г) скопление звёзд.

2.$ Что относится к небесным телам

а) звезды Московского кремля;

б) морская звезда;

в) комета Галлея;

г) птицы

3. Какая ближайшая к нам звезда?

а) Полярная звезда ;

б) Сириус ;

в) Солнце ;

г) Альдебаран;

4. Как называется самая яркая звезда Малой Медведицы?

а) Полярная звезда ;

б) Сириус ;

в) Солнце ;

г) Альдебара$н;

Приложение 1

Тест: «Выбери из четырёх»

1. Что такое Вселенная?

а) небесные тела;

б) планеты, которые вращаются вокруг Солнца;

в) космическое пространство и все, что его заполняет;

г) $скопление звёзд.

2. Что относится к небесным телам

а) звезды Московского кремля;

б) морская звезда;

в) комета Галлея;

г) птицы

3. Какая ближайшая к нам звезда?

а) Полярная звезда ;

б) Сириус ;

в) Солнце ;

г) Альдебаран;

4. Как называется самая яркая звезда Малой Медведицы?

а) Полярная звезда ;

б) Сириус ;

в) Солнце ;

г) Альдебаран;$

Тема урока : «Иммунитет»

$ Цель урока:

-познакомить с понятием «иммунитет», его видами, факторами, влияющими на иммунитет

Задачи:

— образовательная:

дать представление об иммунитете, его видах, механизме

углубить знания об инфекционных заболеваниях и способах их предупреждения

$ -развивающие:

-умение сравнивать различные виды иммунитета, продолжить развитие познавательного интереса на основе использования заданий, требующих применение знаний в повседневной жизни

-воспитательные:

$ -сформировать ответственное отношение к своему здоровью, обосновать необходимость прививок – использ$ование сывороток и вакцин с целью профилактики и борьбы с инфекционными болезнями, показать важность соблюдения правил гигиены, пагубность вредных привычек с целью предупреждения ВИЧ-инфекции, сформировать толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным людям

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индив$идуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран

Методы: фронтальная беседа, работа в парах, индивидуальная работа в тетрадях, работа с учебником, самооценка деятельности на уроке.

Основные этапы урока:

1 — организационный этап -2 мин.,

   2 – актуализация з$наний – 8 мин.,

   3 — этап усвоения новых знаний- 19 мин.,

   4 — этап закрепления новых знаний, рефлексия — 9 мин.,

   5 — этап информации о домашнем задании -2$ мин

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний по теме:

Этап обоснования целей урока, актуализации знаний. Вступительное слово учителя.

Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический диктант. «Внутренняя среда$ организма. Кровь.» Работа в парах.

Вам предлагаются тестовые задания на карточках по вариантам ( учащиеся выполняют задания , а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на интерактивной доске после обмена работам$и)

В № 1. 1. 1а, 2б, 3а, 4в. 2. 1б, 3г, 5д

В № 2. 1. 1б, 2в, 3б, 4а. 2. 2а, 4в, 5д

Норма оценок:

7 правильных ответов — «5»;

5-6 — «4»;

3-4 — «3»;

менее 3 — незачет.

Проверка результатов биологического диктанта (Слайд № 2)

III. Изучение нового материала$

Историческая справка (рассказ ученика)

Глубокий след в истории человечества оставили эпидемии чумы, холеры, оспы, гриппа.

В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100млн. человек.

Не менее страшный след оставила после себя и нату$ральная оспа, названная «черной оспой». Вирус оспы стал причиной гибели 400 млн. человек, а оставшиеся в живых ослепли навсегда. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры, последняя в 1992-93 годах в Индии, Бангладеш. Эпидемия гриппа под названием «испанка» в 1918-19 годах унесла жизни сотен тысяч человек, известны эпидемии под названием «азиатский», «гонконгский», а в наши дни – «свиной» грипп.

— Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию?

(Дети думают и выходят на тему урока «Иммунитет»)

$Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины — иммунитету (запись темы в тетрадях, демонстрация слайда №1 с темой урока).

Обратимся к эпиграфу урока: «наш организм — государство, а силы иммунитета — армия, стоящая на страже его независимости». Эти слова принадлежат авторитетному российскому иммунологу Рэму Петрову.

-Сег$одня на уроке мы и должны познакомиться с принципом работы этой «армии», выявить способы защиты человека от инфекционных болезней, изучить способы сохранения и укрепления иммунитета (демонстрация слайда № 2 с задачами урока). Это очень важно. Ведь мы живем в агрессивном мире — испытываем стрессы и влияние плохой экологии, а на$ш многострадальный организм со всех сторон окружают еще и невидимые враги — инфекционные агенты. Этими злейшими врагами могут быть бактерии, вирусы, патогенные грибки, и при попадании в наш организм они пытаются размножаться и питаться за наш счет, вызывая так называемые инфекционные заболевания. И если бы человек не имел особой «армии защиты», он был бы бессилен$ в борьбе с «чужаками».

Иммунитет бывает естественным и искусственным. Естественный иммунитет первые месяцы жизни ребенок получает с материнским молоком, формируя собственную иммунную защиту. Но он может и приобретаться в течении жизни после перенесенной болезни (например, переболев ветрянкой, человек хранит память и антитела против этой болезни всю жизнь, повторн$о не заболевая).

Оборона человека против инфекций организована по всем правилам военной науки, в несколько линий на случай прорыва. Главной линией обороны служит кожа.

1. Кожа и слизистые оболочки – первый барьер на пути микроорганизмов

На коже и слизистых оболочках здорового человека живут полезные для здоровья бактерии.

Они питают$ся выделениями кожи и слизистых оболочек, не проникая внутрь организма. Эти бактерии губительно действуют на болезнетворные микроорганизмы. А при ослаблении организма человека активность полезных бактерий снижается, а вредных повышается.

Если же микробы проникли в организм, то в действие вступают другие «полки за$щиты»: прежде всего фагоцитоз — то есть поедание чужеродных агентов клетками-фагоцитами. Напомню вам, что открыл это важнейшее явление наш соотечественник И. И. Мечников (демонстрация портрета ученого); за это открытие удостоенный Нобелевской премии по биологии и медицине.

2. Иммунитет – второй барьер на пути $болезнетворных организмов

Иммунитет – способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них. (запись в тетради)

Клеточный иммунитет был открыт И.И.Мечниковым, а гуморальный – П.Эрлихом.

Иммунология – $наука об иммунитете.

Иммунная система объединяет органы и клетки, которые защищают организм от заболеваний, идентифицируя и уничтожая опухолевые клетки и патогены. Иммунная система распознает множество разнообразных возбудителей, от вирусов до паразитических червей, и отличает их от биомолекул клеток. Иммунная система возникла с появлением многоклеточных организмов и развивалась как фактор, способствующий их выживанию. Конечной целью иммунной системы является уничтожение чужеродного агента, которым может оказаться болезнетворный микроорганизм, инородно$е тело, ядовитое вещество или переродившаяся клетка самого организма.

Органы иммунной системы: костный мозг, селезенка, тимус, лимфатические узлы, миндалины.

Клетки иммунной системы: лейкоциты.

– Какова роль лейкоцитов в иммунитете?

Учитель: В иммунитете участвуют лейкоциты. Различают несколько разновидностей лейкоцитов: фагоциты (макрофаги), лимфоциты: Т-лейкоциты, В-лейкоциты и другие.

$

Фагоцитоз и неспецифическая защита — это как бы регулярные полки армии, сформированные иммунной системой. Но бактерии, благодаря большой скорости мутаций приспосабливаются преодолевать эти заслоны. Поэтому предки человека должны были выработать механизмы$, служащие для защиты от каждого конкретного микроорганизма, как бы много их не было. Эта невероятно сложная задача была решена в результате возникновения специфического иммунитета — то есть возникновением особых лейкоцитов — лимфоцитов, вырабатывающих против чужеродных антигенов особые белки — антитела.

Существуют два основных типа иммунных ответов. Ответ первого типа — клеточный, состоит в образовании Т-лимфоцитов, распознающих тип чужеродного тела и подающи$х сигналы о типе «чужака» другим клеткам — В-лимфоцитам и фагоцитам. Эта разновидность Т-лимфоцитов получила название «хелперы». Другие Т-лимфоциты — «киллеры» — сами могут убивать зараженные микробами клетки, атакуя их особыми веществами — перфоринами. Как только Т-лимфоциты дали сигнал В-лимфоцитам, включается гуморальный ответ — то есть выработка нужного антитела против узнанного антигена. Так в результате совместного $и согласованного действия В- и Т-клеток возникает высокоспецифичный иммунитет.

-Какие факторы влияют на иммунитет?

Беседа о факторах, которые могут быть причиной снижения или повреждения иммунитета.$

нездоровый образ жизни (курение, алкоголь, наркотики, недостаток сна);

неправильное питание;

стрессы;

загрязненная окружающая среда;

тяжелые физические и умственные нагрузки; частые бактериальные и вирусные болезни, которые ослабляют организм и истощают иммунную систему.

Заболевания, связанные с ослаблением иммунитета. (Сообщение $ученика «Аллергия»)

Характеристика заболеваний, возникших вследствие ослабления или повреждения иммунитета: СПИД, грипп («птичий», «свиной»). Рассказ с элементами беседы о профилактике заболеваний.

– Что вы знаете о СПИДе?

– Как уберечься от заражения СПИДом?

– Опасен ли грипп?

– Как вы д$умаете, существует ли иммунитет против гриппа, СПИДа?

Выводы о значении иммунитета в поддержании здоровья человека.

От проникновения бактерий и чужеродных веществ организм имеет внешние и внутренние защитные барьеры.

Внутренний механизм защиты $– иммунитет.

В формировании иммунитета принимают участие белые клетки крови – лейкоциты, строение и функции которых разнообразны.

В ходе эволюции у высших позвоночных животных и человека возникла иммунная система.

IV. Закрепление.

Вопросы:

1. Что такое имму$нитет?

2. Перечислите органы иммунной системы?

3. Какой иммунитет называют клеточным?

4. Какой иммунитет называют гуморальным?

5. Какова роль Т-лимфоцитов в иммунитете?

6. Какова роль В-лимфоцитов в иммунитете?

7. Почему иммунитет, создаваемый путем введения вакцины, называется активным?

8. Чем лечебная сыворотка отличается от вакцины?

V. Домашнее задание.

$

Изучить § 15. Ответить на вопросы 1-4 после параграфа, с.76, подготовить презентации об инфекционных заболеваниях и факторах влияющих на иммунитет.

Рефлексия.

— Спасибо всем за работу на уроке. И в заключении мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах 3 карточки.

Если вы довольны собой на уроке и вам сегодня удалось все сделать, что вы планировали, вы выбираете соответствующую ка$рточку(одну из трех).

$

Тема урока : «Иммунитет»

Цель урока:

-познакомить с понятием «иммунитет», его видами, факторами, влияющими на иммунитет

Задачи:

$ — образовательная:

дать представление об иммунитете, его видах, механизме

углубить знания об инфекционных заболеваниях и способах их предупреждения

-развивающие:

-умение сравнивать различные виды иммунитета, продолжить развитие познавательного интереса на основе использования заданий, требующих применение знаний в повседневной жизни

$ -воспитательные:

-сформировать ответственное отношение к своему здоровью, обосновать необходимость прививо$к – использование сывороток и вакцин с целью профилактики и борьбы с инфекционными болезнями, показать важность соблюдения правил гигиены

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран

Методы: фронтальная беседа, работа в парах, индивидуальная$ работа в тетрадях, работа с учебником, самооценка деятельности на уроке.

Основные этапы урока:

1 — организационный этап -2 мин.,$

   2 – актуализация знаний – 7 мин.,

   3 — этап усвоения новых знаний- 19 мин.,

   4 — этап закрепления новых знаний, рефлексия — 10 мин., $

   5 — этап информации о домашнем задании -2 мин

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы вновь вернемся к изучению деятельности лейкоцитов крови, познакомим$ся со строением и значением иммунной системы, выявим механизмы защиты нашего организма от чужеродного, выполним различные задания для усвоения материала об иммунитете.

II. Проверка знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровь.» Работа в парах.

Для лучшего восприятия нового нам необходимо повторить пройденный материал.

Для того чтобы проверить ваши знания по пройденной теме я предлагаю вам выполнить небольшой биологический диктант.

Вам предлагаются тестовые задания на карточках по $вариантам ( учащиеся выполняют задания , а затем в парах осуществляют взаимопроверку, ключ ответов учитель открывает на интерактивной доске после обмена работами)

В № 1. 1. 1а, 2б, 3а, 4в. 2. 1б, 3г, 5д

В № 2. 1. 1б, 2в, 3б, 4а. 2. 2а, 4в, 5д

Норма оценок:

7 правильных ответов — «5$»;

5-6 — «4»;

3-4 — «3»;

менее 3 — незачет.

Проверка результатов биологического диктанта (Слайд № 2)

III. Изучение нового материала

Историческая$ справка. (Рассказ ученика. )

В 1796 году английский врач Эдвард Дженнер обнаружил, что людям, переболевшим коровьей лихорадкой, оспа была не страшна. Тогда Дженнер решил ввести в организм человека жидкость из гнойничков больной коровы. Он брал немного жидкости из пузырьков на коровьем вымени и втирал ее в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Его первым пациентом стал мальчик, которому он привил жидкость из оспинок коров, а через некоторое время привил человеческую оспу. Мальчик не заболел. Привитые таким спосо$бом люди никогда не заболевали оспой. Свое изобретение он назвал вакциной (от латинского слова «vaca» – «корова»). Научного объяснения своему успеху Дженнер не нашел, он просто догадался, что при введении ослабленного возбудителя организм сможет сам защититься $от него.

— Как же называется эта способность сопротивляться данному заболеванию?

(Дети думают и выходят на тему урока «Иммунитет»)

Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины – иммунитету.

Запишите тему урока «Иммунитет».

( Слайд № 3)

Ребят, а как вы думаете , что мы должны узнать на уроке? (Ответ детей: что такое иммунитет, выявить способы защиты человека от инфекционных болезней, изучить способы сохранения и укрепления иммунитета).

1. Определение иммунитета. (Объясне$ние учителя).

Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Первый защитный барьер – это наша кожа и слизистые оболочки, которые $не только механически предохраняют нас от микробов, но и вырабатывают особые вещества против них. Если чужеродное все же проникает в организм или образуется в нем, то оно встречается с защитными силами – с иммунитетом.

Макфарлейн Бёрнет дал такое определение этому явлению:

«Иммунитет – способность организма распознавать вторжение чужеродного материала и мобилизовывать клетки и образуемые ими вещества на быстрое и эффективное его удаление». С латинского иммунитет переводится как «избавление от чего-либо».

Микробы, а также яды, которые они выделяют, являются антигенами и вызываю$т иммунную реакцию.

2. Иммунная система. (Объяснение учителя, работа с печатной тетрадью №1).

В процессе исторического развития в о$рганизмах животных и человека выработалась иммунная система. К центральным органам относятся: красный костный мозг, где формируются клетки крови и вилочковая железа (тимус), где происходит развитие и специализация лимфоцитов. Лимфоциты тимуса убивают раковые клетки и регулируют ход иммунной реакции. К периферическим органам относятся: селезенка, лимфатические узлы, скопление лимфоидной ткани. Лейкоциты лимфоидной ткани участвуют в образовании антител, удаляющих антигены.

Выполнение учащ$имися задания 54 «Рабочая тетрадь №1».

3. Клеточный и гуморальный иммунитет. (Объяснение учителя, работа с текстом учебника, работа с печатной$ тетрадью №1).

Различают клеточный и гуморальный иммунитет.

Задания: откройте учебник на стр.74 (2 абзац сверху).

Найдите в тексте характеристику этих видов иммунитета, основные различия в способе уничтожения чужеродного тела.

Выясните, кому принадлежат открытия этих видов иммунитета.

Иммунитет может быть$ видовым, к некоторым чужеродным телам бывает наследственным (врожденным), к другим появляется после опознания и обезвреживания (приобретенный иммунитет).

Выполнение учащимися задания № 55 (Рабочая тетрадь №1).

4. Изобретение предупредительных прививок. (Сообщения учащихся, комментарии учителя).

Вспышки инфекционных болезней называют эпидемиями. Причастность микробов к заразным заболеваниям была доказана французским ученым Луи Пастером.

Он высказал идею, что если заразить человека ослабленными микробами, которые вызовут легко$е заболевание, то в дальнейшем этой болезнью человек не заболеет. У него выработается иммунитет. На эту мысль его натолкнули работы английского врача Эдварда Дженнера.

Сообщение: С именем Луи Пастера связано появление многих вакцин от различных болезней, например вакцины против бешенства. Вирус бешенства поражает клетки нервной системы. У заболевшего животного или человека от воды возникают судороги глотки$ и гортани. Невозможно пить, хотя мучает жажда. От паралича дыхательных мышц$ или прекращения сердечной деятельности может наступить смерть. Поэтому сразу после укуса нужно срочно обратиться к врачу. Он проведет курс прививок против бешенства, которые предложил Луи Пастер.

5. Классификация иммунитета. (Объяснение учителя с использованием программы интерактивной доски, самостоятельная работа с текстом учебника, беседа).

Иммунитет делится на:

естественный ( видовой, наследственный, самовозникающий у человека)

искусственный (полученный путем использования медицинских средств)

Естественный пассивный: ребенок получает антитела от мате$ри с грудным молоком.

Естественный активный: вырабатывается после перенесения болезни.

Искусственный активный: вырабатывается после введения вакцины.

Искусственный пассивный: человеку вводят готовые антитела, выработанные другим организмом.

Задание$: используя текст стр.75 (2 абзац снизу), узнайте, как получают противодифтерийную сыворотку.

Вопрос: почему после введения сыворотки состояние больного дифтерией улучшается?

Задание: прочитайте материал на стр.75 (абзац снизу) о столбняке.

Вопросы:

– Чем опасны травмы, полученные в сельской местности?

– Как действует противостолбнячная сыворотка?

IV. Закрепление материала

1. Решение логи$ческих задач.

В пробирку с микробами дифтерии вносят сыворотку крови человека, переболевшего этой болезнью. Содержащиеся в пробирке колонии микроорганизмов склеиваются и выпадают в осадок. Объясните, почему погибли м$икробы.

Замечено, что не все члены семьи, контактирующие с больным родственником, впоследствии заболевают сами. Объясните, почему такое возможно.

2. Вопросы:

— Что такое иммунитет?

— Назовите органы иммунной системы?

— Виды иммунитета?

— Что такое фагоциты и антитела? Их роль в организме.

— Что такое вакцина и сыворотка?

— Каково биологическое значение вакцины и сыворотки?

3. Задания на закрепление.

-Этот орган называют “зеркалом здоровья и болезни”. Он является своеобразны$м экраном, показывающим процессы, происходящие в организме. Он постоянно отмирает и вновь возрож-дается. Выполняет много жизненно важных функций: защитную, терморегуляционную, выдели-тельную, рецепторную. Назовите этот орган. (Кожа.)

— Это крупные ядерные клетки, они бесстрашные бойцы и смелые защитники, ведут невидимые бои с микробами – разрушителями. (Лимфоциты.)

— Найдите лишнее: а) лейкоци$ты, б) желудочек, в) фагоцитоз, г) иммунитет. (Желудочек – лишнее понятие.)

— Закончите предложение. Способность организма защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – это… (Иммунитет)

V. Подведение итогов. Рефлексия.

$Оценка деятельности учащихся на уроке, комментирование домашнего задания.

— Спасибо всем за работу на уроке. И в заключении мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах 3 карточки.

Если вы довольны собой на урок$е и вам сегодня удалось все сделать, что вы планировали, вы выбираете соответствующую карточку(одну из трех).

IV. Домашнее задание

Изучить параграф 15, выполнить в печатной тетради задания 56, 57.

Post Comment