Конспект урока на тему: «Промышленность мира и окружающая среда» 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия г. Советский ХМАО — Югра

$

Конспект урока по географии
$в 10 классе
Промышленность мира и окружающая среда.


подготовила

учитель ге$ографии

Софронова Татьяна Геннадьевна

г. Советский
2014

Тема: Промышленность мира и $окружающая среда.

Цели:

  1. углубить знания учащихся о взаимосвязи между развитием отраслей промышленности и географией «грязных» регионов мира;

  2. развивать умения учащихся составлять картосхемы;

  3. проводить демонстрационные опыты;

  4. формировать экологическое мировоззрение учащихся;

  5. воспитывать культуру ведения дискуссии;

  6. развитие речи.

$Оборудование:

  1. политическая карта мира;

  2. карто$схемы;

  3. магнитофон;

  4. глобус;

  5. тестовые задания.

Методы обучения:

  1. словесные (беседа);

  2. наглядные (опыты, демонстрация картин);

  3. практические методы.

МПС: экология, химия.

Ход урока.

1$. Организационный.

— Здравствуйте, садитесь!

2. Подготовка учащихся к активной УПД на основном этапе урока.

Урок сегодня необычный . Мы находимся с Вами на конгрессе. Тема «Промышленность мира и окружающая среда».

Включает$ся музыка. У доски расположен глобус. Появляется инопланетянин.

Инопланетянин. Срочное сообщение в Центр управления полетом: в зоне видимости приборов нашего космического корабля находится неизвестная планета. Запрашиваем информацию из банка данных.

Голос. Внимание! Центр отвечает! Перед вами прямо по курсу- планета Земля, конечная цель вашей экс$педиции. Для вас открывается доступ в блок информации, являющейся до настоящего времени секретным. Итак, слушайте.

Мудрец. До планеты сегодняшних дней,

До ее снегов и метелей

Бронтозавры не доползли,

Птеродактили не долетели.

Это личная их беда,

За нее никто не в ответе;

Заблудились пошли не туда,

Смерть нашли в тупиковой ветви…

Древо жизни листвой шелестит,

Ветвь — направо и ветвь — налево.

Человек разумный сидит

На вершине этого древа.

А $под ним проносится век:

Повороты, круговороты…

Да неужто и человек –

Тупиковая ветвь природы?!

$

Голос. Вспомните цели нашей экспедиции.

Инопланетянин. Цели нашей экспедиции таковы:

  1. выявить основные особенности развития и размещения промышленности Земли;

  2. получить знания о воздействии отдельных отраслей промышленности на окружающую среду планеты;

  3. познакомиться с умением землян культурно вести дискуссию и аргументировано отстаивать свою точку зрения на рассматриваемую проблему.

Голос. Для чего вам все это нужно?

Инопланетянин. Девиз нашей экспедиции: просто- знать- это еще не все. Знать, чтобы уметь$, чтобы делать. Следовательно, мы должны получить знания, которые пригодятся нам в дальнейшей жизни в деле сохранения окружающей нас Вселенной.

Голос. Ответы приняты. План дальнейшей работы: забрасываетесь на Землю на пресс- бой мировой общественности по теме «Промышленность мира и окружающая среда». Под видом землян $вы принимаете участие в работе, задаете вопросы обо всем, что будет не совсем понятным. Предварительно познакомьтесь с другими участниками встречи.

Вы поделитесь на группы: эксперты — географы, эксперты — экологи, эксперты- химики, группа по мониторингу.

Инопланетянин. Что же является главным в нашей работе?

Голос. На это вам ответят сами земляне. Вот что гласит одна из древних восточных легенд.

Мудрец. Однажды богатый прав$итель созвал к себе мудрецов и поставил им условие: он хочет узнать все обо всем на свете. Но как это сделать? Мудрецы ответили, что мудрость всех времен и народов заключена в книгах. Тогда правитель повелел собрать ему все самые мудрые книги. Но, увидев, как их много, он воскликнул: «Чтобы прочесть их все, мне потребуется не одна жизнь!». И приказал мудрецам собрать и принести ему все самое главное из этих книг. Но чтобы этого было малое количество.$ И вскоре мудрецы принесли ему совсем маленькую коробочку. Правитель открыл ее и увидел горсть пепла. Мудрецы же сказали, что только так они смогли выполнить приказ правителя, ибо нельзя изложить главное короче, чем оно уже было изложено, в книгах. И главным является все то, что происходит в мире людей и еще может произойти.

Голос. Итак, пресс- бой начинается.

3.Формирование новых знаний.

Начинается ролевая игра: группы учащихся, сменяя друг$ друга, выступают в роли экспертов по различным вопросам; по ходу выступлений остальные ученики задают вопросы. По ходу урока все ученики должны составить картосхему «Промышленность мира» (отметить центры, экспортеров, импортеров). В конце урока- тест.

Выступление экспертов- географов.

$ Учащиеся выступают и рассказывают:

— машиностроение

— электроэнергетика

— химическая промышленность.

(Каждый выступающий сопровождает свой ответ показом на настенной карте. Остальные учащиеся составляют картосхему).

Вопрос$ы к экспертам- географам.

  1. Как вы считаете, где же все — таки на нашей планете находятся самые загрязненные территории и с какими производствами они связаны?

  2. Каковы основные пути решения экологических проблем? и т. д.

Выступление экспертов- экологов.

Ведущий. Во взаимосвязи природы и общества можно выделить 3 этапа, определяемые тремя технологиями производства.

1 этап. Господство$ ручного труда.

2 этап. Машинное производство.

3 этап. Дальнейшее выживание человечества.

Глобальные последствия нарушения среды обитания затронули все страны, так как экологические проблемы не признают государственных границ. Поэтому и решены они могут быть только при широком международном сотрудничестве.

Как и на любую проблем$у, по вопросам экологии существуют оптимистические и пессимистические взгляды. Поэтому мы хотим предложить вам следующий диалог.

Пессимист. Я считаю, что экологическая катастрофа неизбежна, и сейчас попытаюсь доказать это конкретными примерами. Возьмем электроэнергетику. Всего одна ТЭС мощностью 1 тыс. МВт ежегодно выбрас$ывает в атмосферу 5 тыс. двуокиси серы, 10 тыс. т. окислов азота, 400 тыс. т. золы, в том числе 80 т. тяжелых металлов. А таких электростанций в мире великое множество.

Оптимист. Но ведь можно развивать атомную энергетику. При правильно выбранной технологии создания АЭС являются более чистыми с экологической точки зрения. И отходов дают мало.

Пессимист. Это при правильно продуманной технологии. А если это не так? Масштабы катастроф на АЭС хорошо извест$ны, взять хотя бы пример Чернобыля. К тому же существует проблема захоронения отходов. Их нередко сбрасывают в контейнерах в открытый океан, но морская вода со временем способна разрушать стенки контейнеров, и происходит радиоактивное заражение морских глубин.

Оптимист. В таком случае выход может быть в развитии тех типов электростанций, которые используют энергию ветра$, солнца…. Экологически они безвредны.

К данным вопросам надо подходить только совместными усилиями всей мировой общественности.

Вопрос к экспертам- экологам.

— Скажите, а какие отрасли промышленности наносят большой урон окружающей среде — добывающая или обрабатывающая?

Выступление экспертов- химиков.

Учащиеся демонстрируют опыт, показывающий влияние кислотных дождей на окружающую среду.

Выступление группы по мониторингу.

— Какие же выводы можно сделать на основании вс$его услышанного и увиденного?

— Перед вами яблоко. Представим себе, что это Земля. Разделим на 4 части: 3 из них — это вода, ¼- суша. Четверть еще разделили на 2 части. Получим кусочек, где живут люди. Это всего 1/8. Разделим ее еще на 3 части: 2 из них — это города, леса, дороги, и 1 часть- это земля, кот$орую мы используем для сельского хозяйства.

«Я сорвал цветок — и он увял. Я поймал мотылька и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

И вывод напрашивается один: чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, всей мировой общественности нужно действовать сообща. Необходимо также, чтобы каждый из нас по настоящему понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от нашего в том числе.

4.Закрепление материала.

Раздается тест. Учащиеся выполняют 10-11 мин.

5.Подведе$ние итогов.

Выставление оценок выступающим.

Список использованной литературы

Литература:

$1.Максаковский В. П. География: Учебн. 10 кл.

2. Гладкий География: Учебн. 10 кл.

3. Толмачева Е. В. География 10 кл. Поурочные планы.

4. Криксунов Е. А. Экология: 10 кл.

5. Журнал «География в школе».

6. Газета «География».

7. Энциклопедия по ге$ографии.

8. Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. Экология: 9- 11 кл.

9. Энциклопедия по экологии.

Post Comment