Конспект урока на тему «Путешествие по Южной Америке»


Урок: Путешествие по Южной Америке.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденному

            разделу «Южная Америка».

Задачи:

  1. $ Проверить и закрепить знания учащихся по пройденным темам.

  2. $ Развивать навыки работы с атласом, картой, к/к, умение анализировать, делать выводы.

  3. Воспитывать интерес к уроку, трудовую активность, самостоятельность, коллективность.

 Тип урока: урок-путешествие

 Оборудование: Атласы, контурные карты, карточки, рабочие тетради,

                             настенная контурная карта, ка$ртина.

                                               Ход урока

I Организационный момент – приветствие, объявление цели урока.

II Урок-путешествие

 Вступительное слово учителя – Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовёт за собой. Од$нако в реальной жизни не каждому из нас удаётся стать участником открытий, и тогда наши сердца с грустью отзываются на трогательные строки Роберта Рождественского:

                                  Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,

                                  Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.

                                  Только парус мечты вёл по свету мои корабли,

                                  Только в стёкл$ах витрин я встречал альбатросов и

                                                                                                                     скатов.

                                  Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

                                  Я не видел, как звёзды сползают к фиордам всё ниже,

                                  Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

                                $  И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

Дорогие р$ебята! Сегодня мы отправимся в путешествие к берегам Южной Америки на каравелле Христофора Колумба. Итак, вперёд!

Ученик –

Учитель –  (ученики поделились на  команды) Вот мы и высадились на неизведанные земли. Что же мы знаем о них? Давайте ответим на вопросы, ответы на которые покажут, что же мы знаем о Южной Америке.

  1. В чём ошибка Колумба?

  2. Кто доказал, что вновь открытые Колумбом земли не часть Азии?

  3. Какой вклад в изучении Америки внёс Магеллан?

Южная Америка – крупный материк (чему равна его площадь?), имеющий множество географических объектов, с которыми мы познакомились с вами ранее.

$И первое путешествие мы начнём вокруг материка.

I тур

   Диктант-путешествие

         Наш теплоход снялся с якоря у крайней северной точки Южной Америки мыса … и отправился в путешествие по водам … моря. Взяв курс на юго-восток, он вышел на просторы … океана. Капитан повёл теплоход мимо восточных берегов Юж$ной Америки. Через некоторое время  мы заметили, что корабль пошёл быстрее. В чём дело? Оказалось, что мы вступили в воды тёплого … течения, которое увлекло корабль к южным берегам материка. Вскоре показался узкий пролив … . Проплывая через него, слева мы увидели остров … . Далее теплоход взял курс на север и плыл по водам … океана. Нас опять несло течением, но не тёплым, а холодным … . Наконец, мы приблизились к … каналу, который соединяет два океана, но разделяет два материка.

         При чтении диктанта опускаются названия географических объектов. Учащиеся вслух должны сказать$ эти географические объекты.

         Ответы:

  1. Мыс Гальинас.

  2. Карибское море.

  3. Атлантический океан.

  4. Бразильское течение.

  5. Магелланов пролив.

  6. о. Огненная Земля.

    $

  7. Тихий океан.

  8. Перуанское течение.

  9. $ Панамский канал.

Учитель: Следующий этап нашего путешествия – природные области Южной Америки. Посмотрите на доску.

  1. Амазонская низменность.

  2. Бразильское плоскогорье.

  3. Анды.

Я зачитаю характеристику этих природных областей, а вы определите, к какой области она относится:

1. Область находится в субэкваториальном, тропическом и субтропическом поясах. ($2)

2. Погода не меняется в течение года. (1)

3. Область почти целиком находится в экваториальном поясе и занята влажными экваториальными лесами. (1)

4. На территории обл$асти расположена пустыня Атакама. (3)

5. Область богата оловом, медью и другими цветными металлами, которые добывают в основном шахтёры-индейцы. (3)$

6. Плотность населения низкая. В основном кормится дарами леса. (1)

7. Климат области – сухая зима и влажное лето. Температуры июля и января высокие. (2)

8. Значительная часть территории области занята плантациями кофейного дерева, сахарного тростника, бананов, апельсиновых деревьев. (2)

$9. Растительность многоярусная, преобладают пальмы, гигантские фикусы, каучуконосы, шоколадное дерево, орхидеи, лианы, папоротники. В тихих заводях рек  растёт виктория – регия. (1)

10. Влажные экваториальные леса занимают большую территорию. (1)

Учитель: Следующий этап нашего путешествия мы назовём «Рекорды материка». Итак, я начинаю, а вы продолжаете:

  1. Самое крупное высокогорное озеро в мире — …

  2. Самый высокий водопад на планете — …$

  3. Самая длинная горная цепь на Земле — …

  4. Самая высокая точка зап$адного полушария — …

  5. Самая большая низменность мира — …

  6. Самая полноводная река планеты — …

Учитель: Продолжаем путешествовать, на этот раз по рекам и озёрам материка. Предлагаю вам мысленно сесть в лодку и разгадать топонимический кроссворд «Внутренние воды Южной Америки».

         Вопросы:

  1. $

    Название второй по длине реки материка.

  2. Название самой полноводной реки планеты.

  3. Название самого высокого водопада на Земле.

  4. Название крупнейшей реки на севере материка.

  5. Самое высокогорное озеро мира.

  6. На$звание озера с богатейшими запасами нефти.

  7. Самый широкий водопад Южной Америки.

                   А

                         М

                         Е

$

                         Р

                         И

                         К

                         А

Учитель:  А теперь мы сделаем остановку, и вспомним все места, где мы с вами побывали на прошлых уроках географии.

         Работа у доски на контурной карте.

  1. Амазонка

  2. Маракайбо

  3. $Парана

  4. Анды

  5. Ориноко

  6. Бразильское плоскогорье

  7. вдп. Анхель

  8. вдп. Игуасу

  9. г. Аконкагуа

  10.  $Карибское море

  11.  Тихий океан

  12.  Атлан$тический океан

  13.  о. Огненная Земля.

  14.  Магелланов пролив

  15.  Атакама

  16.  Амазонская низм.

  17. Оринокская низм.

  18.  Ла-Платская низм.

  19.  Гвианское плоскогорье.$

  20.  оз. Маракайбо

  21.  Магдалена

  22.  оз. Титикака

Учитель: Мы легко вспомнили все места, где побывала наша команда. И вновь в путь в неизведанное.

                              «Что такое? Кто такой?»$

Пираньи            Анаконда                              Бразилия

Атакама             Аконкагуа                                     Сельва

Лама                            Пампа                                   Маис

Колибри             Америго Веспуччи              Анды

  «Третий лишний»

Амазонская       Мисиссипская      Оринокская

Магдалена         Поопо                          Парана

$Титикака          Маракайбо          Магдалена

Бразилия                   Аргентина              Египет

Анхель               Ниагарский        Игуасу

Учитель: Последний этап нашего путешествия – закрепление всего того, что мы сегодня узнали. Этот этап будет проходить каждый ученик. Он будет проводиться в виде теста.

$ Тесты

  1. Магелланов пролив от материка отделяет:

А) Огненная Земля

В) Северная Америка

С) Мадагаскар$

  1. Сколько океанов омывает Южную Америку:

А) 1

В) 2

С) 3

  1. В умеренном климатическом поясе лежит:

А) центральная часть материка

$В) южная и центральная часть материка

С) ссуженная южная часть

  1. Высота горы Аконкагуа:

А) 6193 м.

В) 8848 м.

С) 6960 м.

  1. $Река Парана собирает воды с:

А) северных склонов Гвианского плоскогорья;

В) южных склонов Бразильского плоскогорья

С) внутренних равнин

  1. $Потомки от браков европейцев с индейцами:

А) самбо

В) метисы

С) мулаты

  1. Саванны Бразильского плоскогорья называются:

А) льянос

В) сельвас

С) кампос

  1. $Куда впадают все крупные реки Южной Америки:

А) в Северный Ледовитый океан$

В) в Тихий океан

С) в Атлантический океан

  1. Путешественник, чьим именем назван материк:

А) А. Веспуччи

В) Ф. Мегеллан

С) Х. Колумб

  1. $  Самая полноводная река мира:

А) Нил

В) Парана

С) Амазонка

III Подведение итогов урока.

IV Д/З

         Повторить все географические объекты.

Учитель:$ Южная Америка – материк вашей мечты. Великолепная природа, незабываемое путешествие по Амазонии, встречи с анакондой, пиранией и другими экзотическими животными потребует от вас мужества, внимания и осторожности. Ознакомление с древними цивилизациями повысит ваш образовательный уровень. Лучший кофе мира в сочетании с яркими красками карнавал$а в Рио-де-Жанейро наполнит ваше сердце радостью.

         Фидлер писал: «Тропические леса Амазонки! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в них, дважды испытывает радость: в первый день, когда ослеплённый сказочным богатством Амазонки он думает, что попал в рай; и в последний день, когда на грани безумства он наконец удирает из этого «зелёного ада».

         Надеюсь, что наше путешествие не было для вас таким «адом», и вы вновь и вновь будете возвращаться к берегам этого удивительного материка, но сейчас:

                                      Урока время истекло…

                                      Я вам ребята, благодарна

                                 $     За то, что встретили меня тепло

                                      И поработали ударно.

                   До следующей встречи на географических широтах!

Кроссворд

«Южная Америка»

  1. Название второй по длине реки материка.

  2. $Название самой полноводной реки планеты.

  3. Название самого высокого водопада на Земле.

  4. Название крупнейшей реки на севере материка.

  5. Самое высокогорное озеро мира.

  6. Название озера с богатейшими запасами нефти.

  7. Самый широкий водопад Южной Америки.

              Диктант-путешествие

$             Наш теплоход снялся с якоря у крайней северной точки Южной Америки мыса … и отправился в путешествие по водам … моря. Взяв курс на юго-восток, он вышел на просторы … океана. Капитан повёл теплоход мимо восточных берегов Южной Америки. Через некоторое время  мы заметили, что корабль пошёл быстрее. В чём дело? Оказалось, что мы вступили в воды тёплого … течения, которое увлекло корабль к южным берегам материка. Вскоре показался узкий пролив … . Проплывая через него, слева мы увидели остров … . Далее теплоход взял курс на север и плыл по водам … океана. Нас опять несло течением, но не тёплым, а холодным … . Наконец, мы приблизились к … каналу, который соединяет два океана, но разделяет два материка.

Диктант-путешествие

   $         Наш теплоход снялся с якоря у крайней северной точки Южной Америки мыса … и отправился в путешествие по водам … моря. Взяв курс на юго-восток, он вышел на просторы … океана. Капитан повёл теплоход мимо восточных берегов Южной Америки. Через некоторое время  мы заметили, что корабль пошёл быстрее. В чём дело? Оказалось, что мы в$ступили в воды тёплого … течения, которое увлекло корабль к южным берегам материка. Вскоре показался узкий пролив … . Проплывая через него, слева мы увидели остров … . Далее теплоход взял курс на север и плыл по водам … океана. Нас опять несло течением, но не тёплым, а холодным … . Наконец, мы приблизились к … каналу, который соединяет два океана, но разделяет два материка.

Диктант-путешествие

            Наш теплоход снялся с якоря у крайней северной точки Южной Америки мыса … и отправился в путешествие по водам … моря. Взяв курс на юго-восток, он вышел на просторы … океана. Капитан повёл теплоход мимо восточных берегов Южной Америки. Через некоторое время  мы заметили, что корабль пошёл быстрее. В чём дело? Оказалось, что мы вступили в воды тёплого … течения, которое увлекло корабль к южным берегам материка. Вскоре показался узкий пролив … . Проплывая через него, слева мы увидели остров … . Далее теплоход взял курс на север и плыл по водам … океана. Нас опять несло течением, но не тёплым, а холодным … . Наконец, мы приблизились к … каналу, который соединяет два океана, но разделяет два материка.

Диктант-путеше$ствие

            Наш теплоход снялся с якоря у крайней северной точки Южной Америки мыса … и отправился в путешествие по водам … моря. Взяв курс на юго-восток, он вышел на просторы … океана. Капитан повёл теплоход мимо восточных берегов Южной Америки. Через некоторое время  мы заметили, что корабль пошёл быстрее. В чём дело? Оказалось, что мы вступили в воды тёплого … течения, которое увлекло корабль к южным берегам материка. Вскоре показался узкий пролив … . Проплывая через него, слева мы увидели остров … . Дале$е теплоход взял курс на север и плыл по водам … океана. Нас опять несло течением, но не тёплым, а холодным … . Наконец, мы приблизились к … каналу, который соединяет два океана, но разделяет два материка.

Диктант-путешествие

            Наш теплоход снялся с якоря у крайней северной точки Южной Америки мыса … и отправился в путешествие по водам … моря. Взяв курс на юго-восток, он вышел на просторы … океана. Капитан повёл теплоход мимо восточных берегов Южной Америки. Через некоторое время  мы заметили, что корабль пошёл быстрее. В чём дело? Оказалось, что мы вступили в воды тёплого … течения, которое увлекло корабль к южным берегам материка. Вскоре показался узкий пролив … . Проплывая через него, слева мы увидели остров … . Далее теплоход взял курс на север и плыл по водам … океана. Нас опять несло течением, но не тёплым, а холодным … . Наконец, мы приблиз$ились к … каналу, который соединяет два океана, но разделяет два материка.

Post Comment