Конспект урока по географии «Байкал – жемчужина Сибири» 8 класс

Тема урока: «Байкал – жемчужина Сибири».
Класс: 8 класс

Автор урока: учитель географии Жумабаева Наталия Александровна
Образовательное учреждение: МКОУ «Большаковская СОШ» структурное подразделение «Тарлыкская ООШ»

Тип урока$: урок формирования знаний
Цель урока: Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал.
Задачи урока: 1. Определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала.
2. Формировать умение работать с различными источникам информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы.
3. Воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.

$ В ходе урока учащиеся приобретут знания о географическом положении, происхождение, климате, водах и живых организмах Байкала.


Оснащение: физическая карта России и мира, атлас, учебник «География: природа России. 8 класс», листы с модулями для учащихся, кроссворды для учащихся, видеоролик о Байкале, мультимедиа.

План – конспект урока

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Психологический момент — 2мин.

Ре$бята, всем внимание

Ведь прозвенел звонок!

Садимся поудобнее –

Начнём скорей урок!

Обращение к ребятам:

И прежде чем начать урок
Хочу сказать: “Вас видеть рада я,
Глядеть в смышленые глаза,
Вот это для меня награда!”

Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в один из красивейших уголков Сибири. Давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

Слайд №____

2. На экране слайд, на котором написана тема урока, но не до конца: «…… — жемчужина Сибири».
Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какой природный объе$кт может быть жемчужиной Сибири, отгадайте загадку:
Древен род его в природе,
     Кличут озером в народе,
     Волны моря плещут в нем —
     Как его мы назовем?

Вопросы: 1. Что это за географический объект? (озеро Байкал)
2.Как будет звучать тема нашего урока?

Слайд №____

На слайде появляется тема урока полностью «Байкал – жемчужина Сибири». –

Дети пишут тему урока в тетрадь.

3. Актуализация опорных знаний.
1. Что вы знаете о Байкале? (ответы детей)

2. Видеоряд о Байкале$. На фоне видеоряда слова учителя: «Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Объект под номером 754. Сегодня в него внесены 962 объекта из $разных стран мира. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Разнообразно происхождение самого названия озера: В далеком прошлом, народы, населяющие берега Байкала каждый по-своему именовали озеро.

Китайцы в древних хрониках называли его – «Бейхай» — «северное море»

Эвенки – «Ламу» — «море»

Буряты и монголы – «Байгал — далай» — «богатое море».

Происхождение названия точно не установлено. Наиболее распространена версия, что слово Байкал – тюркоязычное. Происходит от слов – «бай» = «богатый» и «куль» = «озеро», значит «богатое озеро».

Первые русские землепроходцы употребляли эвенкийское название Ламу. После выхода отряда Курбата Иванова на берег озера в 1643 г, русские перешли на бурятское название Байгал. При этом они лингвистически приспособили к своему произношению слово и называли – Байкал. Заменив характерное для бурят «г» на русское «к».

(После просмотра видеоряда)


Учитель: Здесь возникает вопрос – $а много ли мы знаем о Байкале? (нет)
3. Какие сведения сегодня на уроке вы хотели бы узнать?
4. Компоненты природы: (
учащиеся называют их вразброс, а учитель записывает на доске или открывает карточки в определенном порядке):


1. Географическое положение
2. Происхождение
3. Климат
4. Воды
5. Живые организмы.

6. $Значение Байкала

Исходя из того, что получилось у нас на доске, попробуйте сформулировать цели нашего урока. (дети отвечают)

$ Итак, основная цель нашего урока: сформировать представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал.

Запись на доске – это и есть план нашего урока.
В природе все взаимосвязано и все компоненты зависят от географического положения.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

У вас на столах лежат инструктивные листы и индивидуальные карты, которые будут вашими помощниками на протяжении всего урока. В индивидуальные карты вам нужно будет заносить основные данные об озере Байкал. Подготовьте их. Итак, приступаем.

И первое, с чего мы должны начать – это характеристика особенностей географического положения озера Байкал.

Для этого, используя карту атласа стр. _________ и текст учебника стр.217 1 абзац, ответьте на вопросы:
1. В какой части России расположено озеро?
2. Как расположено озеро по отношению к океанам?
3. Каково направление протяженности Байкала?
4. Вычислите протяженность озера Байкал? (620 км)

Слайд №____с фактами на экране.
Факты (записывают в рабочие листы):
площадь: 5500000 км
2$;
длина 636 км;
ширина 25 – 79 км;
средняя глубина — 730 м;
максимальная глубина – 1637 м. ( в 2008 г. – 1680 м.)

5. Как называется остров в центре Байкала? (Ольхон)

Слайд № ______Видеоряд об Ольхоне.
На фоне видеоряда слова: «На озере Байкал 22 острова, самый большой из них – Ольхон (73 км в длину, 11 км. в ширину). Ольхон – значит «сухой». И, действительно, дожди на острове – большая редкость. По легендам местных жителей, на Ольхоне обитают грозные духи Байкала».

А ещё, говорят, что после захоронения кровавого завоевателя Чингисхана над его могилой прогнали табун лошадей, чтобы ничто не могло указать место захоронения. Гд$е же могила Чингисхана? Где она находится? Поиски могилы Чингисхана начались почти сразу после его смерти.

Существует версия, что настоящая могила Чингисхана находится глубоко в пещере на острове Ольхон. Как известно, в настоящей могиле находится не только прах завоевателя и несметные сокровища. Говорят, что там находится и, так называемая, «живая кровь». Древние источники сообщают, что Чингисхану был известен секрет искусственной крови, которая продлевает человеческую жизнь почти до 1000 лет. Эта кровь не сворачивается и мгновенно заживляет раны. Серебряные сосуды с «живой кровью» были, якобы, вывезены Чингисханом из Сибири. Здесь же в восточной Сибири завоеватель и завещал себя похоро$нить. По преданию, в назначенный день и час эта кровь попадет в прах Чингисхана и он оживет. Правда это или вымысел, но этому пророчеству не суждено было пока сбыться. Добрые духи Байкала не пожелали вернуть к жизни кровавого хана.

Вот так вот, на острове Ольхон на Байкале уже много веков надежно хранится тайна могилы Чингисхана. Будет ли раскрыта она? Кто знает…

ПРОИСХОЖДЕНИЕ

А, мы продолжаем наше путешествие по Байкалу. Теперь, нам предстоит узнать, каковы особенности происхождения этого удивительного озера, чуда природы.

Посмотрите видеосюже$т №____
Ответьте на вопросы.

Слайд №____

На экране – геологическая карта.
1. По карте назовите максимальную глубину озера.
1637 м. ( в 2008 г. – 1680 м.)
2. Назовите причину такой большой глубины озера. –
происхождение озерной котловины.
3. Вид озерной котловины? (
$тектоническая впадина)
4. Как образовалась озерная котловина Байкала? (
разлом земной корыграбен).

Слайд №____

На экране – сейсмическая карта Байкала.
4. Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры? (
сильные землетрясения, поднимаются и опускаются байкальские берега).

Видеосюжет о Байкале №_______________________________________


Учитель (после просмотра): Байкал – древнейшее озеро мира. Его возраст – 15 – 20 млн. лет. Если другие озера живут 10-15000 лет, затем заполняются осадками, со временем стареют и зарастают и исчезают$, то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться. Исследования последних лет показывают, что Байкал – это зарождающийся океан. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью 0,5 см в год. Предполагают, что через 50 млн. лет Байкал превратится в настоящий океан. И дно, и берега озера постоянно меняются. Байкал находится в рифтовой зоне, в разломе земной коры. Процесс формирования байкальского рифта, активная стадия которого началась 3-4 млн. лет назад, продолжается и сейчас. Об этом свидетельствуют многочисленные землетрясения.

Когда говорят о байкальских землетрясениях, обычно вспоминают Цаганское землетрясение 1861 года, которое привело к образованию одного из крупнейших заливов Байкала — залива Провал. Эпицентр Цаганского землетрясения находился в северо-восточной части 2

3

Ответы на $задание “Чудо-юдо” зверь:

  1. Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы

  2. Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя

  3. Голова соболя, туловище лося, крыло птицы, хвост нерпы

ЗНАЧЕНИЕ БАЙКАЛА

Байкал… Славное море… Священное озеро… Так почему же именно этот уникальный водоем был избран базой для строительства целлюлозно-бумажного комбината, который по плану должен был сбрасывать в озеро 200 000 кубометров сточных вод в сутки, что создало бы мертвую зону в несколько квадратных километров? Существуют и другие экологические проблемы Байкала. Ознакомьтесь с ними, используя учебник стр. 220, выявите основные проблемы и предложите пути их решения. (Дискуссия о влиянии на экологию озера Байкальского ЦБК, Селенгинского КБК).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

$

А сейчас я предлагаю вам Кроссворд «Что мы знаем о Байкале»

$

$

$

 н

 д

 е

 м

 и

 к

и 

$2.н

 е

 р

$

п

а 

3.с

и

 г

4.ч

 е

$

ш

 у

 я

5.о

 

у

 л

ь 

$

6.х

 а

р

 и

 

 с

 

 

7. а

н 

 г

 $а

 р

а

$

1. Организмы, обитающие только на одной территории. эндемик

2. Байкальский тюлень — нерпа

3. Промысловая рыба. сиг

4. Чего нет у голомянки? чешуя$

5. Ценная рыба, достигающая на Байкале до 7 кг.,

эндемик, местное население говорит:

«Нет Байкала без …» О ком? омуль

6. Промысловая рыба Байкала хариус

7. Единственная дочь Ба$йкала. Ангара

По вертикали должно получиться название рачка, очищающего байкальскую воду.

Мы живем в уникальном уголке нашей планеты, где находится объект мирового значения – озеро Байкал. Каждый из нас по-своему видит Байкал, любит его, гордится им. И$менно от нас, людей, зависит его будущее, его первозданность, его чистота.

Завершить урок мне бы хотелось следующими стихотворными строками:

Байкал

Чиста, уникальна, прозрачна вода,

Безмолвная, но полная жизни тайга.

Шумит и волнуется бешеный вал –

Таким мне запомнился древний Байкал.

Красавица-дочь – Ангара удалая

Свой путь начинает из этого края,

А с нею три сотни речушек и рек,

Все устремили к Байкалу свой бег.

С тревогой смотрю я в завтрашний день:

Будут ли жить там омуль, тюлень?

Как сохранить заповедное озеро,

Чтоб его воды не «целлюлозило»?

Чтоб достоянием народа стал

$ Славное море – священный Байкал?

Итог урока: итак, сегодня на уроке нам удалось сформировать более глубокое представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал.

Рефлексия.$

Учитель: Ребята, предлагаю написать письмо Вашему лучшему другу с рассказом о том, как прошел сегодняшний урок. Для этого я попрошу по очереди назвать мне 11 прилагательных, которые отражают Ваше мнение об уроке (учащиеся называют прилагательные, а учитель вписывает их вместо пробелов в текст письма, затем вслух зачитывается готовое письмо).

Письмо другу.

Здравствуй, _______________________ друг. Расскажу тебе о том, как сегодня у нас в _______________________ школе прошел ________________________ урок. _________________________ учитель проводил _________________ путешествие, по ________________________ озеру Байкал. На уроке мы разгадывали ______________________ загадки, решали _____________________________ ребусы. ___________________ ученики нашего класса вели себя хорошо, слушали внимательно, отвечали на все вопросы правильно. Очень надеюсь, что такие ________________________ уроки будут проводиться чаще. На этом заканчиваю свое __________________________ письмо. Жду ответа.

Домашнее задание: откройте свои дневники и запишите домашнее задание параграф 39, и дополнительное задание на выбор: — написать мини-сочинение на тему «Человек пришёл к Байкалу…»

-нарисовать плакат на тему: «Защитим Байкал!»

$На этом наш урок окончен. Спасибо за внимание и активную работу на уроке. Можете идти.

Приложения

Рабочий лист ученика

ФИО______________________________________

Тема урока «___________________________________________________________»

1. Байкал находится ________________________________________________________$________

Включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в ______году,

в список 7 чудес России в _______году.

2. Происхождение названия _________________________________________________

3. Первым из русских людей на берег Байкала вышел _______________ в 1643 г.

4. Общие параметры озера

  • Площадь — __________________

  • Длина — _____________________

  • Ширина — ___________________

  • Объём воды — ________куб.км.______% от пресных вод планеты

  • Высота уровня воды Байкала — _____________

  • Наибольшая глубина– _________

  • Средняя глубина — __________

  • Возраст озера — ___________$

  • Прозрачность — ____________

  • Самый большой остров Байкала _____________

  • На Байкале насчитывается более _________видов растений и животных

5. Особенности происхождения озера ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

$6. Климатические особенности

ср.t июля

ср.t янв.

осадки

тип климата

7. Воды Байкала.

$Полная смена воды происходит за ____________

В озеро впадает ________ рек, вытекает только одна _____________.

Самая крупная река, впадающая в озеро ____________________.

8.Органический мир.

Животных ________ видов

Примеры ______________________________________________________________________

Растений ________ видов

Примеры ______________________________________________________________________

9. Проблемы Байкала и пути их решения

проблемы

Пути решения

$

Кроссворд «Что мы знаем о Байкале»

1

 

 

$

 

 

 

 

 

$1. Организмы, обитающие только на одной территории?

2.

 

 

 

2. Байкальский тюлень — …?

$

3.

 

$3. Промысловая рыба.

4.

 

 

 

4. Чего нет у голомянки?

$

5.

 

 

 

5. Ценная рыба, достигающая на Байкале до 7 кг.,

$

6.

 

 

 

 

эндемик, местное население говорит:

 

 

 7.

$

 

 

 

 

$

«Нет Байкала без …» О ком?

6.Промысловая рыба Байкала

7.Единственная дочь Байкала.

По вертикали должно получиться название рачка, очищающего байкальскую воду.

Инструктивный лист

Учебный материал
(основные вопросы, на которые должны ответить учащиеся в данном пункте плана урока)

Руководство по усвоению$

Географическое положение Байкала.

1. Дайте характеристику особенностей географического положения Байкала.

Используя карту атласа стр. ______ ответьте на вопросы:
1. В какой части России расположено озеро?
2. Как расположено озеро по отношению к океанам?
3. Каково направление протяженности Байкала?
4. Вычислите протяженность озера Байкал?
Слайд с фактами на экране.$
Факты (записывают в рабочие листы):
площадь: 5500000 км
2;
длина 636 км;
ширина 25 – 79 км;
средняя глубина — 730 м;
максимальная глубина –
1637 м. ( в 2008 г. – 1680 м.)
5. Как называется остров в центре Байкала?

Происхождение Байкала.

2. Каково происхождение котловины озера.

Посмотрите видеосюжет№1.
Ответьте на вопросы.
На экране – геологическая карта.
1. По карте назовите максимальную глубину озера.
2. Назовите причину такой большой глубины озера.–

3. Вид озерной котловины?

Как образовалась озерная котловина Байкала?$.
На экране – сейсмическая карта Байкала.

4. Как вы думаете, какие процессы происходят в зоне разломов земной коры?
5. Какие факторы вызывают такие процессы?

Климат

3. Дайте характеристику климатических особенностей Байкала.

$

На экране – слайд «Климат».
Используя учебник стр. 61,62,64 учебника и климатической карты атласа 1. Заполните таблицу:

ср.t июля

ср.t янв.

осадки

тип климата

2. Почему климат озера суровый, хотя солнечной радиации территория получает на уровне Средиземноморья?
3.
Учебник стр. 219, 1 абзац – как называются ветры на Байкале?

В тетрадь названия ветров:
Сарма$ – ураганный ветер, поднимает штормовые волны на Байкале, скорость – 60 м/с;
Баргузин – северо – восточный ветер;
$Верховик – свежий ветер, дует вдоль озера.

Култук — ветер, дующий с нижней оконечности (южной) Байкала, от одноименного залива Култук

физкультурная пауза.

Воды

4. Каковы особенн$ости вод Байкала.

На экране слайд – «Воды».
Учебник стр. 217, абзацы 2,3,4,5.
Ответить на вопросы:
1. Сколько рек вытекает из Байкала?
2. Крупнейшая река, впадающая в Байкал?

Живые организмы

5. Какова неповторимость живых организмов озера.

1.игра «Чудо-юдо» зверь

Ответы на задание “Чудо-юдо” зверь: (Приложение 1)

Значение Байк$ала

6. Каковы проблемы Байкала и пути решения этих проблем

Используя учебник стр. 220, выявите основные проблемы Байкала и предложите пути их решения.

  1. Проблемы Байкала:

  2. Пути решения:

Закрепление

$6. Кроссворд

Кроссворд. «Что мы знаем о Байкале» Если вы ответили верно, то в выделенных клеточках прочтете название рачка, благодаря которому поддерживается чистота Байкала.

Итог урока

7. Ответьте на вопросы.

1. На все ли ваши вопросы м$ы сегодня ответили?
2. С помощью каких источников информации вы достигли поставленных целей?
3. Что вы узнали о Байкале на уроке?

Рефлексия

Письмо другу

Назовите 11 прилагательных, которые отражают ваше мнение об уроке

Домашнее задание

1.Параграф 39

2.на выбор:

написать мини-сочинение на тему «Человек пришёл к Байкалу…»

-нарисовать плакат на тему: «Защитим Байкал!»


$

я предлагаю вам $угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке “Чудо-юдо” зверя.

1

2

3

Post Comment