Конспект урока по географии "Центрально-Чернозёмный район" 9 класс

Схема конспекта урока

Учитель: Тишин Валерий Николаевич

Предмет: география Класс: 9

Тема урока: Центрально-Чернозёмный район

$

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

Цели, которые должны будут достигнуть обучающиеся:

Настрой на учебную деятельность, предмет и тему урока, создание творческой, деловой атмосферы.

Цели, котор$ые учитель хочет достичь на данном этапе:

Включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, конкретизировать изучаемый материал.

$

Задачи: создать атмосферу доброжелательности на уроке, придать уверенность в своих силах.

Применяемые методы:

словесный - беседа.

Критерий достижения цели: положительный настрой обучающихся к работе, ответы на вопросы учителя по предложенной ситуации.

- Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас.

- Что мы изучали на прошлом уроке?

Сегодня мы будем изучать район, название которого состоит из двух слов. Первое определяет его географическое положение, а второе главное природное богатство. Я прочту $текст, а вы сформулируйте название района, о котором пойдёт речь на уроке. В формировании хозяйственного комплекса данного экономического района важную роль играют наличие богатейших запасов железных руд, массивов плодородных черноземных земель в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями и удобное ЭГП. Своим названием район обязан преобладающим на его территории плодородным черноземным почвам. Почти все земли, за исключением неудобных для распашки, превращены в пашню, которая занимает более 80% всей площади.$ Это единственный район страны, где действуют сразу две атомные электростанции — Курская и Нововоронежская.

О каком районе пойдёт речь?

Слайд №1

Определим цель сегодняшнего урока. С чего мы должны начать изучение данного района. Что и в какой последовательности нужно узнать, чтобы познакомится с темой наш$его урока. Слайд №2

Знания этой темы позволят вам оценить значимость природных условий для развития хозяйства региона, а следовательно и для развития хозяйства нашей страны.

Донесение до учеников критериев оценки на уроке. Оценка на уроке будет складываться из оценки за тест и устных ответов учащихся.

2.

Тестирование обучающихся по заданному на дом материалу

Цели, которые должны будут достигнуть обучающиеся:

Учащиеся смогут выявить свой уровень знаний по изученной ранее теме.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

Проверить, насколько глубоко усвоен заданный на дом материал. Выявить характерные недостатки в знаниях, их причины. Ликвидировать обнаруженные недочеты.

В$ыявить уровень овладения знаниями у учащихся.

Применяемые методы:

метод программированный, метод стимулирования (похвала).

Критерий достижения цели:

ответы на вопросы теста.

Выполним тест для того, чтобы проверить уровень усвоения темы прошлого урока.

    1. Укажите субъект РФ не входящий в состав Вол$го-Вятского района

а) Марий Эл,

б) Мордовия,$

в) Кировская область,

г) Пензенская область.

    1. Главной отраслью специализации Волго-Вятского района является

а) Чёрная металлург$ия,

б) Машиностроение,

в) Химическая промышленность,

г) Овцеводство.

    1. В какой из республик Волго-Вятского района преобладает коренное население?

а) Чувашия,

б) Марий Эл,

в) Мордовия.

    1. Укажите самый крупный город Волго-Вятского района.

$а) Киров,

б) Чебоксары,

в) Ни$жний Новгород,

г) Йошкар-Ола.

    1. Укажите столицу Мордовии

а) Чебоксары,

б) Саранск,

в) Йошкар-Ола.

Обучающиеся выполняют тестирование.

Учитель ставит оценки.

3.

Изучение нового учебного материала.

Цели, которые должны быть достигнуты обучающимися:

$Учащиеся смогут определить состав Центрально-Чернозёмного района.

Закрепят навык работы с контурной картой.

Вычислят плотность населения данного района.

Дадут общую характеристику району.

Сделают описание экономико-географического положения ЦЧР.

Определят выгодность географического положения данного района.

Познакомятся с отраслями специализации района и научатся видеть логическую связь между природными ресурсами и отраслями специализации данног$о района.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:

Создать ситуацию для решения проблемного вопроса.

Побудить учащихся к поиску новых знаний.

-Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

$

Метод работы на данном этапе:

метод наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, сообщающая беседа.

Описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала:

Создание ситуации успеха, оценка ответа учителем, взаимоподдержка.

Формы работы на данном этапе:

Самостоятельная, практическая, работа в парах.

Критерий достижения цели: верно заполненная контурная карта, верно выполненное описание ЭГП района, активное участие учащихся в обсуждении.

$Конечно, мы должны узнать, из каких субъектов состоит Центрально-Чернозёмный район. Обратимся к таблице и посмотрим на состав данного района.

$Один из учеников называет состав района. Учитель демонстрирует слайд № 3 с изображением карты данного субъекта федерации.

Самостоятельная работа учащихся. Подпишем на контурной карте название областей входящих в изучаемый район и обведём границы его территории.

Дать общую характеристику Центрально-Чернозёмного района нам помогут статистические данные учебника на стр.222.

$Самостоятельная работа учащихся. Выпишите в тетрадь площадь территории данного района, его численность и самостоятельно определите плотность населения.

Выпишите в тетрадь долю городского населения района.

Общая характеристика Центрально-Черноземного района. Слайд №4

  • Площадь: 168000 км²,

  • Численность населения: 7236 тыс. чел. (2008),

  • Плотность$ населения: 43 чел./км²,

  • Уровень урбанизации: 63,2 % населения проживает в городах.

Итак, вы определили состав района и дали ему общую характеристику. Теперь перед вами следующая задача: описать по плану ЭГП района.

План описания ЭГП района: Слайд№5

  1. Состав экономического района.

  2. Положение района (окраинное, пограничное, центральное в стране).

  3. $Экономическое окружение (соседние районы, пограничные государства, экономические центры).

  4. Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожным, автомобильным, речным, морским путям).

  5. Вывод: возможности влияния ЭГП района на развитие его хозяйства.

Работа с тематическими картами и параграфом.

Состав района вы уже определили. Посмотрим на карту Р.Ф. Мы видим, что положение района пограничное.

Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся работают в парах. Определим с помощью карты границы данного экономического района. Подпишем эти су$бъекты на контурную карту, с которой работали ранее. (Граничит на севере с Центральным экономическим районом, на востоке – с Поволжским, на юге – Северо-Кавказский экономическим районом. Входит в состав Центральной России. Пограничные государства: на западе - Украина (г. Киев).

Транспорт$ные оси, идущие с севера на юг, пересекаются транспортными путями широтного протяжения. В местах их пересечения – крупные города и промышленные узлы. Назовите крупные города и промышленные узлы района. (Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов).

Сделайте вывод: Выгодное ли положение Центрально-Чернозёмного района?

Слайд № 6

  1. Положение района - пограничное.

  2. Экономическое окружение:

Граничит на севере с Центральным экономическим районом, на востоке – с Поволжским, на юге – Северо-Кавказский экономическим районом. Входит в состав Центральной России.

Погран$ичные государства: на западе - Украина (г. Киев).

  1. Транспортные оси, идущие с севера на юг, пересекаются транспортными путями широтного протяжения. В местах их пересечения – крупные города и промышленные узлы: Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов.

  2. Вывод: ЭГП$ района выгодное.

Особенности Центрального Черноземья.

Рассмотрим особенности развития хозяйства изучаемого района. Обратимся к рисунку 9 на стр 68 учебника.

В развитии ЦЧР можно выделить следующие этапы:

XIII в

Дикое поле.

$XVII в.

Русская помещичье-крестьянская колонизация.

XVIII-XIX вв.

Развитие зернового хозяйства, снабжение хлебом

промышленного Центра.

$

Конец XIX – начало XX

Кризис, вызванный конкуренцией новых зерновых

районов и аграрным перенаселением.

1900-1930 гг.

Расширение доли технических культур в земледелии,

производство сахара, развитие химической

промышленности на пищевом сыр$ье.

с 1950-х гг.

Начало освоения руд Курской магнитной аномалии,

развитие черной металлургии и машиностроения.

Учитель поясняет данный рисунок.

Учитель сообщает информацию об основных отраслях специализации Центрально-Чернозёмного района, иллюстрируя свой рассказ слайдами из презентации.

Основные отрасли специализации: сельское хозяйство и пищевая промышленность, чёрная металлургия, металлоёмкое машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность.

$ В сельском хозяйстве преобладает растениеводство — посевы сахарной свёклы, масличных и зерновых культур. В животноводстве развито: молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство.

Экологические проблемы Центрально-Черноземного экономического района.

Сообщение учащегося по материалам учебника из статьи «Стоп-кадр» и задаёт учащимся заранее приготовленные вопросы по данной теме.

4.

Закрепление$ учебного материала

Цель для обучающихся:

Учащиеся смогут выявить уровень усвоенных на уроке знаний.

Систематизиру$ют полученные знания.

Цель, которую ставит перед собой учитель:

Закрепить у учащихся полученные знания по данному материалу.

Выявить типичные недостатки в знаниях и установить их причины.

Метод работы на данном этапе:

программированный, словесный.

Критерий достижения цели:

Правильные ответы учащихся на тестовые задания. Правильные и логичные рассуждения при ответе на вопросы, требующие развёрнутого ответа.

$

Итог урока. Рефлексия.

Цель учащихся:

Осознать значимость полученных знаний и использовать их в процессе выполнения домашнего задания.

$ Цель учителя:

Анализ, оценка успешности достижения цели урока.

Методы: словесные.

Критерии достижения цели -

устные монологические микро высказывания о том, что нового узнали ученики, что они умеют теперь делать.

$ Учащиеся выполняют тестирование для того чтобы выявить уровень усвоения материала, полученного на уроке.

Обобщение пройденного материала:

1. Выберите выражения, характеризующие особенности Центрально-Черноземного района:

А) самый многонациональный район России;

Б) самый маленький по площади район;

В) сельскохозяйственный район России;

Г) сосредотачивает большие запасы ж$елезной руды.

2. Выберите верные ответы. В состав Центрально-Черноземного района входят:

А) Воронежская область;

Б) Липецкая область;

$ В) Ульяновская область;

Г) Курская область.

3. Определите ресурсы, запасы которых в Центральном Черноземье значительны$:

А) черноземы;

Б) железная руда;

В) каменный уголь;

Г) бурый уголь.

$

  1. Назовите главные отрасли специализации ЦЧР.

  2. Влияет ли наличие природных ресурсов (таких как железная руда) на формирование отраслей специализации данного района.

Проводится взаимопроверка. И работа над ошибками.

$ Учитель предлагает учащимся сравнить результат своей работы на уроке с поставленной к уроку целью. Учащиеся делают выводы о степени достижения цели урока в процессе их работы над изучаемой темой.

$

5.

Задание на дом

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

Уяснить содержание, приемы и последовательность выполнения домашнего задания.

Закрепить полученные знания на уроке, оценить возможность их использования в проце$ссе выполнения домашнего задания.

Определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание

на дом:

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;

Стим$улировать на работу с дополнительной литературой.

Методы: словесные.

Критерии достижения цели:

принятие и осознание всеми учащимися формы и методики выполнения домашнего задания.

Параграф 15, задания в конце параграфа.

*Как сохранить главное богатство района – чернозём, который В. В. Докучаев называл «царём почв»? Предложите пути решения проблемы.

(*) – задания выше стандарта, которые выполняются обучающимися по желанию и оцениваются отдельно, направленные на дифференцированный подход к обучающимся

Ребята. Все сегодня замечательно, плодотворно поработали.

Спасибо всем. Урок окончен.

$

Post Comment