Конспект урока по географии для 7 класса «Политическая карта Южной Америки»

Конспект урока по географии для 7 класса

Автор: Стекленёва Светлана Юрьевна.

Учитель географии и биологии

МОУ «СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области»

email:steklenewa@yandex.ru$

Тема. Политическая карта Южной Америки.

Цель. Повторение и систематизация знаний по географическим особенностям природы Южной Америки. Сформировать представление о современной политической карте Южной Америки, народах материка. Установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов.

Развивать навыки и умения работать с атласом, анализировать и сопоставлять карты.

Воспитывать усидчи$вость, настойчивость в приобретении знаний.

Продолжить восп$итание у школьников патриотических чувств, при изучении колониального прошлого материка, свободы народа за независимость.

Оборудование. Учебник, атлас для 7 класса, ИКТ – презентация.

Методы и формы учебной деятельности. Уплотнённый опрос (фронтальный опрос с классом, индивидуальная работа учащегося у доски, парная письменная работа с тренировочными карточками). Беседа на основе анализа и сопоставления карт. Рассказ и объяснение с опорой на наглядный материал, ИКТ – презентацией, работа с иллюстрациями и текстом учебника, контурными картами.

Структура урока.

  1. $Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление.

  5. Итоги урока.

$Домашнее задание.

Тип урока. Комбинированный.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Настрой учащихся на урок. Подготовка учебного материала.

2. Проверка домашнего задания.

Вступительное слово учителя: Впереди нас ждет интересная работа.

Я думаю, что здесь царит атмосфера дружбы, взаимопонимания и сотрудничества. На прошлых уроках мы изучили особ$енности природы

Южной Америки, а сегодня мы совершим увлекательное путешествие и познакомимся с народами Южной Америки.

Прежде чем отправиться в путь, нам необходимо подготовиться, повторить и выполнить увлекательные задачи- упражнения.

Устный, фронтальный опрос.

1.Какие особенности у природы, рекорды Южной Америки мы можем назвать «Самые»? (показ презентации).

А) Самы$й влажный материк.

Б) Самая полноводная река.

В) Самая длинная горная цепь.

Г) Самое высокогорное озеро.

Д) Самая большая низменность.

$ Е) Самый обширный массив вечнозеленых лесов (сельва)…

2. Любое географическое путешествие начинается и заканчивается картой. Опишите географическое положение Южной Америки. (Устные ответы у доски, с показом географических объектов по карте).

3.Установите соответствие (показ презентации).

Географический объект

Крайняя точка

$

Мыс Гальинас

Северная точка

Мыс Фроуэрд$

Южная точка

Мыс Париньяс

Западная точка

Мыс Кабу — Бранку

$

Восточная точка

4 Географическая цепочка.

Предлагается цепочка четырехзначных чисел, относящихся к высотам горных систем. Определите их.

6960, 5400, 1054.

(г. Аконкагуа, влк. Руис, вдп. Анхель).

5. Географическая разминка «Исправь ошибки, дополни предложение».

1. По размерам территории Южная Аме$рика занимает 3 место.

2. Южная Америка расположена в восточном полушарии.

3.Территория Южной Америки похожа на огромный треугольник, суживающийся к северу.

4. Высочайшие горы Земли- $Анды.

5. На севере южной Америки очень много архипелагов.

6. Фьорды — это постоянно дующие ветра.

7. Степи в Южной Америке называют Патагонией.

8. В саваннах Южной Америки преобладают злаки. 9.По сравнению с Африкой, Австралией рельеф в Южной Америке менее разнообразен.

6. Найдите ошибки в рассказе (парная, письменная работа с напечатанным текстом по карточкам). Ученики подчеркивают неверные утверждения.

Наше путешествие по Южной Америке началось от крайнего северного мыса Кабу — Бранку. На самолете мы отправились на восток материк, а — в Анд$ы. Анды — невысокие горы, их высшая точка- вулкан Котопахи всего 960 ме$тров. Название гор происходит от слова «анта», на языке инков — «золото». В горах мы любовались озером Титикака. А от озера уж рукой подать до архипелага Огненная Земля.

Мы справились с заданием. Но вот беда, рыбаки на плоту терпят бедствие, их координаты 40 градусов ю.ш; 100 градусов з.д. (показ презентации). В какое течение попал плот? Поможет ли оно добраться до берега? (ребята определяют по атласу).

3. Изучение нового материала.$

Работа по картам. 1.Анализ карты Южная Америка по атласу.

2.Установление различий между картами

физической и политической по Южной Америке.

Рассказ и объяснение с опорой на наглядный материал и икт – презентацией.

В Южной Америке живет более 280 млн. человек. Расовый и национальный состав населения характеризуется большой пестротой. Это объясняется историей заселения материка. Первые люди появились здесь 15- 17 тыс. лет назад. Это были древние индейцы, представители монголоидной расы. Перечислите главные признаки у монголоидной расы?

Огромная территория Южной Америки осваивалась постепенно.$ Постепенно индейцы заселили весь материк, образовали многочисленные племена. Большинство племен вело бродячий образ жизни, занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей. Другие п$лемена- земледелием, строили крепости, мосты, дороги, дамбы, осушали почву. Выращивали кукурузу, картофель, арахис, тыкву, томат, фасоль. С 16 века началась колонизация. На материк стали селиться испанцы, португальцы, а позднее и выходцы из стран Европы. Завоевание принесло беды коренному населению. Из курса истории вспомните, в чем выразились беды у населения в результате колонизации?

Индейцы были обращены в рабство. Индейцы были обращены в рабство. Их численность сократилось и колонизаторы стали искать рабочую силу. Для работы на плантациях начали ввозить негров-рабов из Африки.

Ребята, как вы думаете, почему население Южной Америки очень разнообразное? Анализ карты «Расы» из презентации.

В результате заселения и смешения пришлого насел$ения между собой и с коренным народом состав населения стал смешанным.

Анализ схемы «Состав$ населения Южной Америки».

Задание. Назовите сложный этнический состав населения Южной Америки, начиная фразой: « от браков…с…».

Индейцы Европейцы Негры

Метисы Мулаты

Самбо

В лесах Амазонской низменности до сих пор сохранились отдельные племена индейцев, ведущих первобытный образ жизни. Они занимаются охотой и рыбной ловлей. Индейцы – большие специалисты по изготовлению яда кураре для стрел. Имея лишь копья и духовые ружья, они выходят победителями в схватке с ягуаром.

По рисунку на странице 163 учебника, сравните жилища н$ародов Южной Америки.

Далее ребята изучают и анализируют политическую карту из атласа, отвечают на вопросы из презентации.

«Карта – язык географии»$

  • Государственным языком Бразилии является испанский или португальский?

  • Какое государство имеет большую площадь – Бразилия или Аргентина?

  • Какое государство имеет большую протяжённость с севера на юг – Перу или Чили?

  • Какое государство – Парагвай или Уругвай – не имеет выхода к океану?

  • Карибское море омывает Южную Америку с севера или с юго – востока?

Сгру$ппируйте страны Южной Америки по признакам:

— имеющие морскую границу;

— не имеющие выхода к морю;

— преобладает горный рельеф;

— преобладает равнинный рельеф;

— с самой большой плотностью населения;

— с самой малой плотностью населения;

— назовите страны расположенные на Тихоокеанском побережье;

$ — назовите самые большие по площади государства материка.

Опишите географическое положение страны (на примере Бразилии) по политической карте используя план в учебнике (стр. 345 – 346).

4. Закрепление.$

Вопросы:

  1. К какой расе относятся индейцы южной Америки?

  2. Почему индейцы Южной Америки не могли дать отпор колонизаторам?

  3. Назовите территории Южной Америки с высокой плотностью населения.

  4. Перечислите причины влияющие на размещение населения?

  5. Каково происхо$ждение населения современной Южной Америки?

  6. Сравните состав населения Южной Америки и Африки.

Этнический состав населения Южной Америки. Устный опрос на знание терминов.

Мулаты-

Самбо-

Креолы-

Индейцы —

$ Инки-

5.Итогиурока.

Южная Америка – континент с разнообразным этническим составом населения. Здесь живут представители всех трёх рас. Среди народов продолжается процесс смешения языков, традиций, обычаев. В семьях жителей Южной Америки много детей.

Учитель оценивает работу учащихся.

Домаш$нее задание.

Ответить устно на вопросы – 1. 2, 3 к параграфу 35 (стр.167).

Изучить и проанализировать политическую карту Южной Америки по атласу за 7 класс.

Подобрать и принести на урок литературу о странах Южной Америки.

По желанию выписать в тетрадь по географии страны Южной Америки и указать их столицы. Подписать в контурных картах названия государств Южной$ Америки.

Список используемой литературы.

1.Географический атлас школьника: атлас для 6-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2008. – 128с.: карт., ил.

2. Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и стран$ы. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. В. Душина, В.А. Коринская, В. А. Щенёв; под ред. В.П.Дронова. – 2 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 349с.

3. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Метод. пособие. -3 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 123с.: ил.

4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии /сост. Н.Н. Петрова. М.:Дрофа, 2004. 96 с.: карт.

5. Страны мира от А до Я. Новый информационный справочник / сост. С.А. Романцова. – Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. – 352 с.: ил.

6. Физ$ическая география: Справ. пособие для подгот. отд. вузов/Г. В. Володина, И.В. Душина, С.Г. Любушкина и др.; Под ред. К.В. Пашканга. – М.: Высш. Шк., 1991. – 286 с.: ил.

Элект$ронный образовательный ресурс: www.yandex.ru.

Автор материала: С.Ю. Стекленёва

учитель географии и биологии МОУ «СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области»

Post Comment