Конспект урока по географии «Дом, в котором мы живем!»

Бочарова Инна Владимировна

$МОУ лицей «Политэк» г. Волгодонск

Учитель географии

Шевченко сергей александрович

МОУ Северная СОШ№13 Х.Гашун

Учитель биологии

$

Разработка интегрированного урока по теме

$« Дом, в котором мы живем!»

МОУ Северная школа №13 Зимовниковского района, учитель биологии- Шевченко С.А.

МОУ лицей «Политэк» г. Волгодонска учитель географии — Бочарова И.В.

$

«Дом, в котором мы живем!»

Эпиграф

«Спасибо, сторона родная,

за твой врачующий простор!»

Николай Алексеевич Некрасов.

К$лючевое слово

Биогеография

«Био»- жизнь «Гео» — земля «Графо» — пишу

(наука о распределении живых организмов по поверхности планеты, их группировки в биогеографические зоны.)

Уровни

(Биология) (Географии)

Живая природа Административное деление

1 Биосферный 1 Мир

2 Биогеоценотический 2 Страны

$(экосистемный)

3 Популяционно-видовой 3 Области

4 Организменный 4 Районы

5 Клеточный. 5 Поселения

6 Молекулярный 6 Мой дом

(Уровни написаны на доске и к комментарии записей используется русская народная игрушка «Матрешка»)

$Цель

Продолжить формирование экологического мышления, воспитания уважения к своей планете, стране, малой Родине, гражданской позиции в деле охраны природы.

Задачи

  1. установление межпредметных связей между биологией и географией

  2. $

  3. установлений связей в природных сообществах (комплексах) через пищевые сети и цепи

  4. между деятельностью человека и средой обитания организмов

Учитель биологии

На уроке нам необходимо решить следующую проблему-

$«На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли.

Но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, откуда взялась эта напасть.

Чуть позже мы ответим на вопрос»

Учитель географии

Любовь к Отечеств$у всегда определяется степенью любви к родной стороне. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. Чтобы любить и гордиться своей Родиной, нужно знать её!$

Ученик

Стихотворение зимовниковского поэта Александра Помещенко.( уч-ся читает стихотворение на фоне слайда № 1 «Ландшафты»)

«Заповедные места»

Степь, не тронутая плугом,

А за ними Элиста,

Астраханская подруга.

Ковыли, как камыши –

Разбежаться есть, где воле,

Ни строенья, ни души.

Ни движения тем более.

Едим прямо, не юля,

Сколько может это длиться,

Только небо и земля,

Точ$но сон красивый сниться.

Учитель географии

— Донской край- эта часть нашей необъятной Родины, поэтому и называем ее малой Родиной. Давайте вспомним географическое положение Ростовской области.

$(Слайд №2.Слушаем рассказ о ГП Ростовской области)

Задание «Выберите правильный ответ». Вам на экране предлагаются несколько вариантов ответа, вы должны выбрать верный. (Демонстрация слайдов № 4-27)

(Учитель географии читает текст)

1.Область расположена — на (юге России).

2.На одной из крупнейшей равнин земного шара – (Восточно–Европейской).

3. Площадь Ростовской области – (100 км2)

4. Обла$сть входит в состав –( Северо-Кавказкого экономического района).

5. Ростовская область находиться в (Северном полушарии).

6. На самом большом материке – (Евразия).

7. Протяженность области с севера на юг – (475 км).

8. С запада на восток – (455 км).

9. Крайняя северная точка расположена – (Верхнедонской райо$н).

10. Крайняя южная точка расположена – (Песчанокопский район).

11. Крайняя восточная точка расположена – (Неклиновский район).

12. Крайняя западная точка расположена – (Заветинский район).

-Молодцы! Вы правильно справились с заданием. А теперь вспомните какие районы Ростовской области мы еще не назвали. (Уч-ся называют районы Ростовской области)

Правильно, все районы Ростовской области м$ы не назовем потому что ,………………

( Слайд № 28. Слушаем рассказ о составе Ростовской области)

(Слайд № 29 – 30 Текст читает учитель географии)

-Ребята. Сегодня на уроке мы будем заполнять «Паспорт населенного пункта», который вы продолжите заполнять дома и по результ$атам заполнения получите оценки.

Итак, первый пункт. Откуда мы родом? История происхождения названия нашего хутора. Слушаем презентацию и одновременно заполняем паспорт.

( Демонстрация слайдов № 31 – 36. Презентация с видеосюжетом. Читает ученик)

Устная проверка записей в паспорте.

$Многие хутора нашего поселения получили свое название по фамилии основателей

или по названиям прежних родных мест переселенцев. В состав нашего Северного поселения входит 8 хуторов. Сейчас мы с вами заполним контурную карту « Северное поселение» (используется административная карта ЗАО «Дружба»), разгадывая кроссворд. ( Слайд № 37- 45. Текст читает ученик)

  1. Поселения на берегу реки Сал, имеющее в названии приставку «ново»?

( Новобарабанщиков)

    $

  1. Какой хутор основали переселенцы из Мартыновского района на берегу балки, где соорудили пруд?

( Старорубашкин)

  1. Назовите бывшую крупную станицу, названную в честь знатного царскогогенерала?

(Власовский)

  1. $

    Какой хутор носит название новой одежды?

(Новорубашкин)

  1. Как называется центральная усадьба ЗАО «Дружба»?

( Гашун)

  1. Какое поселение основали в 1924 году переселен$цы Котельниковского района, названное в память о В. И. Ленине?

( Ульяновский)

  1. Какой хутор основали татарские переселенцы Царицынского уезда на берегу реки Мазанка?

(Ивановский)

  1. Поселение на берегу реки Сал, основанное переселенцами Курской губернии и названное в честь любимых садов на родине?

(Русско-Садовский)

Закончили работу в картах. Обратите внимания, что пункт № 2 паспорта вы заполните дома. $

Учитель биологии.

Рельеф наших мест в основном равнинный, изрезанный реками Сал, Большой и Малый Гашун, Большая и Малая Куберле, множество балок и мнимых притоков рек. Совокупность видов растений и животных, сложившихся в природе, образуют естественное сообщества. Сообщества созданные человеком называются искусственные.

— Мы, сейчас распределим перечень сообществ в паспортах № 3.

(Два ученика выходят к доске, остальные распределяют номера сообществ $в паспортах. Учитель биологии читает текст)

  1. Река Сал.

  2. Старорубашкинский пруд.

  3. $Заливной луг на берегу реки Малый Гашун.

  4. Дубовая роща.

  5. Фруктовый сад.

  6. Типчаково-полынная степь.

  7. Верхнее-Сальский оросительный канал.

  8. Пойма реки Мазанка.

  9. Курган.

  10. Пшеничное поле.

Проверка записей. ( 1в – 1,3,6,8. 2в – 2,4,5,7,9,10.)

Учитель географии.

Почвы- верхний плодородный слой, на котором растут растения. В Зимовниковском районе каштановые и темно-каштановые почвы занимаю$т больше 64% пашни, около 31% — лугово-каштановые и солонцы. Изредка встречаются южные черноземы. А какие же почвы у нас?

— Назовите типы почв нашего района, используя ключевые слова.( Слайд № 47)

Учитель биологии.

Огромные степные просторы богиня Флора заполнила ковылем, типчаком, чебрецом, полынью. Весной степь покрывается изумрудно-зеленым ковром с узорами из разноцветных тюл$ьпанов, фиолетовых и желтых ирисов.

( Слайд № 48. Видеосюжет «Степь»)

В 50е годы прошлого столетия закладывается Ильичевский, Стояновский, Кутенийковские лесные массивы, лесозащитные полосы, строятся в балках пруды и водоемы. Создаются благоприятные условия для диких животных. Лесной массив у х.Ильичев состоит из вяза, дуба, и дригих древесно-кустарниковых растений. ( Слайд № 49-50) Ильичевский лесной массив является памятником природы районного значе$ния с режимом заказника. В нем разводят диких кабанов, подкармливают косуль. В заказнике Стояновского леса разводят – оленей$, фазанов, кабанов. (Слайд №51-52)

В любом сообществе (природном комплексе существуют пищевые цепи – механизм передачи веществ и энергии.

Задание№1

Составим пищевую цепь. ( Один ученик выходит к доске, остальные выполняют задание в паспортах)

Дано – окунь, водоросли, щука, рачки.

Пронумеруйте слова.

$Пища перерабатывается, усваивается и используется на образование клеток тела, рост тканей в пределах 10% от общей массы съеденного корма. Т.е. в пищевой пирамиде на следующей уровень переходит примерно 10% массы и энергии. Откройте учебник на с.160 – схема пищевой пирамиды.

Задание№2.

Составим пищевую пирамиду. (Один человек выходит к доске)

Растения, насекомые, лягушки, змея, орел.$

(Слайд № 52)

Задание №3

Пищевые сети — это перекрещивающиеся цепи питания. Составим пищевую сеть из данных организмов. Впишите в пищевую сеть недостающие звенья.

(Паспорт №5(3))

задание №4

Каждая группа получает открытки растений и животны$х, из которых нужно составить пищевую цепь и показать пищевую пирамиду.

(Учащиеся выходят к учительскому столу и демонстрируют пирамиду)

Учитель географии.

— Ребята, давайте вернемся к проблемному вопросу, который прозвучал в начале урока. Итак, ваши версии, почему же так произошло – уничтожали комаров, а численность крыс резко увеличилась.

(Учащиеся высказывают свои предположения)

Оказалось, что ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попадали на растения. Этими растениями питались тараканы, кот$орые не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и наступило раздолье для крыс, это принесло людям огромные убытки. Пришлось самолетом из других мест завозить кошек на остров. Только так удалось справиться с крысиной напастью. Всего этого могло и не случиться, если бы жители острова, прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учеными-экологами.

Учитель географии.

Следующий пункт нашего паспорта это – население.

$

  1. Несколько учащихся получают карточки с заданием.

К$арточка №1.

Постройте диаграмму используя данные численности населения в хуторах нашего поселения и отметьте в паспортах название хутора с наибольшей численностью и наименьшей численностью.

Х. Власовский – 345 человек

Х. Ульяновский – 207 человек

Х. Новобарабанщиков – 24 человек.

(Инструкция построения диаграммы.

1. MS WORD.

2.Вставка.

3. Рисунок.

4. Диаграмма.

$

5. Вносите данные в таблицу.)

2. Остальные учащиеся работают со мной.

— Мы, просмотрим несколько слайдов, а вы должны вып$олнить задание №6

а) «Вычеркните лишнее»

б) «Известные люди»

(Просмотр слайдов №54-56. Текст читает учитель географии, а учащиеся заполняют паспорт ).

Учитель биологии.

Д/з №53 Р.т. №162

Учитель географии.

Д/з Заполнить паспорт населенного пункта № 2,7,8,9.

Учитель биологии.

Сейчас проведем тестирование.

  1. Высшим уровнем изучения живой природы является экосистемы.

  2. В Зимовниковском районе преобладают каштановые и темно-каштановые почвы.

  3. Ильичевский лес является иску$сственным сообществом.

  4. Биогеография изучает неживую природу.

  5. Река Сал и оросительный канал – это естественные сообщества.

  6. Пищев$ая цепь — растения, лягушка, насекомые, цапля, лисица.

  7. В пищевой пирамиде на каждый последующий уровень переходит примерно 10% биомассы и энергии.

  8. Бактерии являются редуцентами — разрушителями.

(Правильные ответа «+» 2,3,7,8. «- « 1,4,5,6.)

Учитель географии.

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов со средой обитания. Проведем небольшой опыт. Каждый компонент природы обладает определенным цветом – солнце — желтое, небо – голубое, трава – зелена$я. И при смешивании этих красок в воде мы получаем новый оттенок. И если образно представить что человек- черный цвет, то мы увидим что вода приобрела некрасивый цвет. Образное сравнение человека с черным цветом выбрано не случайно, потому что очень часто человек оказывает отрицательное значение. А какова экологическая ситуация нашего поселения.

Выступление$ учащихся «Мониторинг окружающей среды х. Гашун».

(На фоне рассказа демонстрируются слайды № 57-65)

В нашем хуторе существует много экологических проблем. Трасса Волгоград-Ростов проходит на расстоянии 46 метров от первой улицы нашего хутора. И поэтому нас$ беспокоят выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта. В выхлопных газах присутствует неразложившиеся углевороды топлива. Наблюдается увеличение таких заболеваний, как бронхиальная астма, острый тонзиллит, острый бронхит, сердечно -сосудистые заболевания, онкологические заболевания. Данные профилактического осмотра учащихся ССШ № 13 сентябрь 2006 года. Всего было осмотрено 246 человек ( в школе обучается 305 чел). Из этих 246 человек-

заболеваниями сердечно — сосудистой системы страдают 58 человек,

заболеваниями лор — органами страдают 50 человек,

астматическим бронхитом 2 человека.

Выходит, что человек сам себе роет могилу.

Сейчас автомобили прочно заняли первое место как по перевозкам$ грузов, так и по перевозкам пассажиров. Подавляющая часть автомобилей имеет двигатель внутреннего сгорания. При этом в воздухе попадает большое количество продуктов неполного сгорания топливо- окись углерода, углеводорода, серы и сви$нца. Мы обладаем такими сведениями – что легковой автомобиль ежечасно выбрасывавает в воздух около 60 м3 выхлопных газов, а грузовые около 123 м3. Нас эти данные заинтересовали. Мы решили подсчитать количество выхлопных газов на одного человека.

Интенсивность транспортного движения на трассе Волгоград – Ростов за один час.

Январь Легковые автомобили Грузовые автомобили

    1. -9.00 67 43

12.00 – 13.00 86 20

17.00 – 18.00 40 39

$

Среднее количество выбросов выхлопных газов за год – 212968 м3

Средний выброс загрязняющий веществ на одного человека ( 17561 чел) – 1212 м3

Вдоль автомагистрали были посажены лесополоса еще 1965 годы, но в 2004 года она бала полностью вырублена. А ведь значение её огромно. Деревья снижают шум, запыленность и загазованность.$

Ещё одним источником отрицательно влияющим на здоровье людей нашего хутора, является железная дорога. Шум железной дороги способен повысить кровеносное давление, причинить вред сердечно – сосудистой системе, $вызвать образование язвы и возможно усиливает предрасположенность к инфекционным заболеваниям. Излишний шум затрудняет усвоение нового материала учащихся, становиться причиной утомления и раздражения, снижения производительности труда, повышение числа несчастных случаев.

Свалки бытовых и хозяйственных отходов загрязняется воздух, воды, почву, изменяется климатические условия, уродуют ландшафт, нарушают среду обитания растений и животных.

Как яблоко на блюде

У нас земля одна

Не торопитесь люди

Все выскрести до дна

Не мудрено$ добраться

До старых тайников

Разграбить все богатство

У будущих веков!

Итог урока.

Почему же мы назвали свой урок «Д$ом, в котором мы живем!»?

Что лично мы с вами сможем сделать для того чтобы в нем царила чистота, красота и гармония?

Психологический тест.

В программе POWER POINT заранее нарисованы забавные рожицы без улыбок, учащиеся должны выбрать понравившийся цветной карандаш и дорисовать недостающийся элемент.

Проанализируйте рисунки, сделайте вывод о психологическом восприятии урока.

$

$

Литература.

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс./Учебник для общеобразовательных учебных заведений — М: Дрофа, 2009. С.158-160.

  1. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы. Издательский дом «Дрофа» 2001г.

  2. Ром В.Я.. География 9 класс. М:Дрофа, 2010 г.

4 Сиротин В.И.. География 6-9 классы. « Дрофа» Москва, 2001г.

5 Элькин Г.Н.. Физическая география. Санкт-Петербург «Паритет» 2000г.

$

Post Comment