Конспект урока по географии "Физико - географическое положение Республики Казахстана" 8 класс

8 класс

Урок географии

Учитель географии: Тикенева Винара Алхановна

Тема: Физико - географическое положение Республики Казахстана.$

Цели:

  • Изучить главные черты географического положения Казахстана и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения.

  • Учить работать с географической картой Казахстана

  • Дать знания о границах Казахстана и пограничных государствах.

Тип урока$: комбинированный

Оборудование: физическая карта Казахстана, атлас, контурная карта, учебник

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. $Актуализация знаний.

- Что изучает физическая география Казахстана? (физическая география Казахстана изучает природу и природные ресурсы Казахстана, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)

- Назовите 2 пути изучения природы Казахстана?

Первый ПУТЬ – ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ: КЛИМАТА, РЕЛЬЕФА, ПОЧВ, ВОД, РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории Казахстана. Изучением вод занимается наука ги$дрология, ледников – гляциология, озер – меленология. Рельеф изучает геоморфология, почвы – почвоведение, климат – климатология и т.д.

$Второй путь – изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, разнообразия природных комплексов изучают физико-географы. Это комплексное изучение природы Казахстана.

- Какие источники географических знаний мы будем использовать в курсе географии Казахстана? (учебник, карты, справочники, хрестоматии, интернет и т.д.)

- Людям каких профессий необходимы сведения, имеющиеся на картах? (геологам, учителям, путешественникам, агрономам, военным, лётчикам, морякам)

$- Какие способы получения информации о природе используются наукой географией? (наблюдение со спутников, аэрофотосъёмка, автоматические метеонаблюдения, исследования на кораблях науки, экспедиции)

- В чём выражены результаты исследований? (в картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, фильмах)

- Как используется географическая информация? (учащиеся в школах, студенты в ВУЗах получают знания о природе, учёные занимаются исследованиями, собранная информация используется для прогнозирования изменений в природе, разрабатываются проекты, позволяющие рационально использовать природные ресурсы).

3. Изучение нового материала

$- Чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.

Учащиеся вспоминают план х$арактеристики географического положения страны:

  1. Положение по отношению к экватору

  2. Положение по отношению к 00 меридиану.

  3. Положение на материке, части света.

  4. Моря и океаны, омывающие страну (морские границы)

  5. Соседние государства.

  6. $Координаты крайних точек страны.

  7. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Работа с картами ат$ласа: (беседа)

- Казахстан имеет площадь 2724, 9 тыс. км2.

- На каком материке расположено наше государство?

- Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 вд (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – $по Керченскому проливу.) К какой части света относится Казахстан? (большая часть территории расположена в Азии, западная – в Европе).

- Найдите на карте северный полярный круг (параллель 66,60) Пересекает ли он территорию нашего государства?

- В каком полушарии м$ы живём? (в северном полушарии)

- Определите крайние точки нашего государства.

- Общая протяжённость границ составляет 15 000 км. Из них по суше проходит 12 000 км и 3 000 км по морю.

- С какими странами граничит Казахстан? (учащиеся определяют страны-соседи по карте)

- С какими странами самая протяжённая граница?

- Какая область Казахстана граничит с Туркменистаном? Киргизстаном?

$- С какими странами граница проходит по горам? По морю?

- Что значит «морская граница»? (морская граница проходит в 12 милях (22,2 км) от берега)

- Определите, с какими странами Казахстан граничит только по морю? (Азербайджан и Иран)

- Как географическое положение влияет на природу Казахстана?

Географическое положение Казахстана имеет как положительные, так и отрицательные черты:

$Положительные черты:

  1. Боль$шая площадь территории – это, как правило, означает богатство природными ресурсами

  2. Расположение внутри материка (отсутствие глобальных катастроф, таких как: вулканы, наводнения, Крупные землетрясения)

Отрицательные черты:

  1. Отсутствие прямого выхода к Мировому океану

  2. Резкая континентальность климата

  3. $Большая территория требует больших транспортных расходов

Работа с учебником:

-Читая текст учебника, выпишите важные даты в истории нашей страны. (проговаривание выписанного материала)

Задания по контурной карте:

- Подготовьте устный рассказ о географическом положении Казахстана$.

4. Закрепление.

Для проверки усвоения материала можно предложить ответить на вопросы теста:

  1. Площадь Казахстана равна….

  2. Казахстан расположен в … климатическом поясе

  3. Большая часть территории Казахстана расположена в … части света

  4. С какими странами Казахстан имеет границу только по морю?

  5. $С какой страной у Казахстана самая протяжённая граница?

5. Д/з: параграф 2, письменно ответить на 1 вопрос.

Post Comment