Конспект урока по географии «Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли» 6 класс

Тема: «Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли»

Цель:

— сформировать представление о глобусе, как точной модели Земли, ознакомить с глобусами различных масштабов, способствовать формированию умений п$о их применению;

развивать кругозор, картографически$е навыки;

— воспитывать интерес к предмету, любознательность, самостоятельность.

Оборудование:

— глобусы учебные, дидактические карточки, компьютер, презентация, карта полушарий (контурная карта)

Структура урока

1.Организационный момент

$Учитель:

Здравствуйте, садитесь. Ребята, мне приятно вас видеть. Пусть этот урок принесет нам радость познания и наполнит ваши сердца благородными чувствами.

$

2. Актуализация знаний и умений учащихся

Фронтально:

Выполнение заданий (слайд №3)

Взаимопроверка

Комментирование оценок

Работа над ошибками

Индивидуально:

Учащиеся, получают карточки-задания, работают у доски или индивидуально работают с заданием дома:

  1. Изобрази холм, северный склон которого крутой, южный пологий.

    $

  2. Изобрази впадину, склон восточный крутой, южный пологий.

  3. Переведи масштаб 1см:100м.

  4. Определи азимут на юг.

  5. Изобрази основные и промежуточные стороны горизонта н$а плане

  6. Изобрази холм с абсолютной высотой 150м.

  7. Переведи масштаб 1:5000

  8. От точки А. учащийся двигался по азимуту 270°. Изобрази направление на плане.

Учитель: — Сколько планет солнечной системы вы знаете?

— Назовите известные вам планеты

— Планеты солнечной системы (слайд №4)

Учитель:

Планета Земля. Давайте составим кластер (слайд №5)

$Беседа с учащимся при составлении кластера:

— Сколько материков на Земле?

— Сколько океанов на Земле?

Учитель:

Прикрепите на контурную карту полушарий фишки с указанными материками и океанами.

— Кто доказал, что Земля имеет форму шара (слайд №6)

— Кто совершил первое кругосветное пут$ешествие в космос (слайд №7)

12 апреля 1961года – летчик — космонавт Ю.А. Гагарин осуществил первый в истории человечества полет, за 180 минут совершил один виток вокруг Земли на корабле «Восток – 1»

— Знаете ли Вы что? (слайд №8)

— Что означают эти цифры (слайд №9)

$Учитель:

Чтобы это узнать, надо параграф прочитать ( учебник стр. 24)

Дополнительный материал учителя:

В действительности Земля – не идеальный шар. Впервые удалось заметить, что наша Земля – не идеальный шар, около 300 лет назад французскому академику Рише. И помогли ему в этом астрономические часы. Произошло это так.

В 1672 году он отправился в Америку для астрономических наблюдений, захватив собой часы, тщательно выверенных в Париже. Представьте себе его удивление, когда приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 мин в сутки.

По возращении Рише в Париж:$ его часы снова стали идти правильно. Часы отставали, как их владельцы приближались к экватору. Именно этот факт дал основание великому физику Ньютону предположить, что за капризами стрелок часов кроется не просто неисправность их механизма, а какая – то закономерность.

Часы отстают потому,- заявил Ньютон,- что наша Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экват$ора. Такой вывод Ньютон сделал потому, что знал: ритм колебания маятника зависит от длины его и от расстояния до центра Земли. Меняем длину – меняем ритм. Чем ближе маятник к центру земли одной и той же длине, чем чаще он качается. Так на вершине горы маятник качается медленнее, чем у подошвы горы.

$

Учитель:

Иногда, чтобы изучить какой – либо предмет, ученые делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. Люди придумали модель Земли, чтобы познакомиться с этой моделью, нам необходимо разгадать кроссворд. (Слайд №10)

1.Условные линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой.

2.Спутник Земли.

3.Путь, по которому движется Земля.

4.Чёрточки у горизонталей, указывающие направление склонов.$

5.Угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.

6.Источник света и тепла.

(по вертикали первая строка «Глобус»)

3. Формирование новых понятий и умений учащихся

Учитель: Сообщение темы урока, его цель. (Слайд №1,2)

Учитель:

$Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает (шар.)

Учитель:

Верно. Глобус (от латинского слова) – шар. Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во 2веке до н.э. Сам глобус не сохранился, но рисунок остался (слайд №11)

Первый глобус появился более 500 лет назад в Германии, и создал его немецкий ученый географ Мартин Бехайм. Сделан он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Он назвал свою модель «Земное яблоко» (слайд №12)

Физминутка: На ноге стоит одной, $

Крутит – вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ты как глобус$ покрутись,

А теперь остановись.

Учитель:

Какие бывают глобусы? («глобусы – моряки», «глобусы – щёголи», «глобус – космонавт»).

Сообщения учащихся:

1.Были «глобусы – моряки»

Когда – то мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – «моряки» за свою долгую службу на кораблях немало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры.

2.Были «Глоб$усы – щеголи»

Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями.

3.Есть «Глобус – космонавт»

Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время своего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.$

Учитель: Знаете ли вы?

А) Самый маленький глобус. Работа микрогравера из Еревана Арама Арутюняна отличается большой оригинальностью. Он изготовил из латуни миниатюрный глобус диаметром 11мм. На нем отчетливо обозначены все части света, океаны, моря и крупнейшие $страны. Своё произведение – «Земля в миниатюре» — Арутюнян передал ереванскому музею.

Б) В 1998 году в США был сооружен самый большой в мире глобус Земли. Его диаметр — 12,5 метров. Его вес – 25 тонн, и он постоянно вращается вокруг своей оси (слайд №13)

В) Рассказ учителя об Академическом глобусе (слайд №14)

Учитель: Единственная в нашей стране фабрика, изготовляющая глобусы$, находится в Перми (работа с картой географического атласа)

Учитель:

Глобус называют «мяч в сетке»

— Как вы думаете почему? (слайд №15.)

Найдите в словаре, как переводится слово:

«Экватор»

«Параллели»

«Меридианы»

Учитель: Экватор – это линия,

Кривая, ярко – синяя

Делит глобус $пополам –

Чтобы нам не спутать вдруг,

Где там Север, а где Юг

Учитель:

$Давайте проверим, действительно ли он делит земной шар на два равных полушария

Работа в группах (измерение расстояний от экватора до СП и ЮП полоской бумаги).

Учитель:

Какой вывод можно сделать?

Дополнительный материала :

Длина окружности Земли равна 40 тысяч км. Для того чтобы проехать это расстояние на скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком – примерно 5 лет.

Рассказ о параллелях и меридианах.

Учитель: $

Посмотрите на глобус. Он окрашен разными цветами.

— Как вы думаете, что на глобусе изображено, синим цветом?

— А что изображено другими цветами?

Учитель:

На глобусах изображены материки, острова, океаны, моря. Они имеют те же очертания и так же размещены, как и на самой Земле, только уменьшены в несколько млн. раз. Значит, у глобуса есть масштаб.

Учитель:

Дайте понятие «масштаб»

— Какие виды масштаб$а вы знаете? Глобусы по масштабу (слайд №16.)

— Определите численный, именованный масштаб глобусов.

Задания по группам (слайд №17.)

С помощью масштабной линейки определите расстояние в километрах.

1)от Москвы до С-Петербурга

$2)от Москвы до Новосибирска

3)от Москвы до экватора

Проверка выполнения заданий.

Учитель: Смотрю на глобус – шар земной (слайд №18.)

И вдруг вздохнул он, как живой

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса

Роса на травах, как слеза

И тихо$ просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком. Человек.

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои теряет берега

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и р$одной

И шепчут губы: «Не солгу,

$Я сберегу вас, сберегу!»

Учитель:

Почему глобус просит беречь Землю?

«Планета Земля» (слайд №19)

4. Формирование понятий и умений учащихся (слайд №20)

5. Задание на дом: (слайд №21)

6. Подведение итогов урока.

Post Comment