Конспект урока по географии «География как наука. Путешествия и географические открытия» 6 класс

$ Урок № 1

«География как наука. Путешествия и географические открытия»

«Организация наблюдений за погодой»

  Цели урока:
      1. познакомить учащихся с новым предметом — географией;
      2.раскрыть особенности содержания курса;
      3.показать практическое значение географии на разных этапах развития общества;
      4.выясни$ть, какие задачи решает география;
      5.ознакомить с методами географической науки;
      6.познакомить учащихся с новым учебником и требованиями

7.Расширить знания учащихся о путешественниках России, и их исследованиях, внесшим свой вклад в развитие географической науки, в освоение и изучение

новых земель.

8.Формировать умения работы с географической картой и историческими источниками

9.Ведения календаря погоды.

 Тип урока: вводный.

$Ход урока.

  1. Изучение нового материала
    1)Слово $«география» греческое и означает «землеописание». Гео-земля, графос-описание. Название это предложил ученый Эратосфен. Она занимается не только описанием сложных процессов на Земле, но и их объяснением, составлением прогнозов. У истоков географии стояли великие люди: Страбон, которого называли Географ, Эратосфен, написавший сочинение «Географика». С тех пор это слово стало названием науки о планете Земля.
     2)  История географии начиналась с путешествий и мореплавания. В результате расширялся географический кругозор людей, осваивались, а затем и заселялись новые земли, собиралась важная информация об исследованных землях.

3)Зачем нам, современным людям, география; какое она имеет значение для людей и для каждого из нас лично; есть ли среди родных и близких учащихся люди, чья профессия связана с географией. Главный вывод о том, что география помогает нам видеть и раскрывать образ мира, ориентироваться в нем.

  4)Каждая наука$ ставит перед собой задачи, которые изучаются с помощью определенных методов исследования.  Для более четкого представления методов географической науки учащиеся заполняют в тренажере или зарисовывают в тетради схему:

$ 5)География делится на:

-физическую

-экономическую. Какую географию будем изучать мы? Затрутрядняетесь ответить. Для того чтобы ответить на этот вопрос познакомимся с учебником.

 6)Знакомство с учебником и требованиями к уроку географии. Вначале учащиеся выявляют, как построен учебник, из каких тем и параграфов он состоит.

7) Знания о путешественниках России, и их исследованиях, внесшим свой вклад в развитие географической науки, в освоение и изучение

$ новых земель.

1. Знания, которые мы имеем в современное время, естественно, очень сильно отличаются от знаний людей в средневековье, и тем более, в античности и в древнее время, и, конечно же, будут сильно отличаться от знаний людей, которые будут жить в будущем.

2. Давайте, разделим развитие знаний человека о Земле на несколько этап$ов:

  • Первобытное время

  • Древний мир

  • Средневековье

  • $

  • Новое время

  • Современное время

Далее предлагается материал для объяснения нового материала. Ученики, слушая объяснения учителя, заполняют следующую таблицу:

Путешественники

$Дата и место открытия

Христофор Колумб

В 1492 году достиг берегов Америки, открыв тем самым новый материк.

По ходу объяснения учащиеся читают заранее подготовленные сообщения о путешественниках.

Первобытное время

На ранних этапах существования первобытного мира, природа для тогдашних людей играла огромную роль. Древние люди, по существу были одним из ее биологических компонентов. В отличие от людей древних цивилизаций и тем более средневековья или современности, они имели ограниченные возможности влияния на природу. Однако со временем человек становился все более активно действующем $лицом. Возрастали его умственные способности. Человек изучал природу с целью выжить, добыть пищу, не заблудиться в лесу, добыть огонь, приручить животных и т.д. И постепенно накапливал знания о природе. Именно в первобытном обществе появилась наскальная живопись с изображениями охоты, быта и т.д. Также впервые появились примитивные планы, на которых обозначались самые важные ориентиры (стоянки, реки, броды и т.д.)

Древний мир

Эту эпоху можно назвать точкой отсчета существования географии.
В$озникли в это время  философия, астрономия, медицина, математика и разные виды искусств. Это время появления письменности, которая и открыла возможности сохранения и передачи информации. В это время возникли и мировые религии. Города в эту эпоху возникали на реках, по которым шли основные транспортные пути. Здесь могли встречаться жители разных территорий, обмениваться информацией, так происходило накопление знаний. Расширилось представление о площади мира – он оказался больше, чем представляли себе древние люди.
В эту эпоху начинаются дальние путешествия по суше и по морю. Древние египтяне исследовали Северную Африку и Б$лижний Восток. Лучшие мореплаватели древности, финикийцы, плавали по всему Средиземному морю и первыми совершили плавание вокруг Африки (на службе у египетского фараона).

Древние индийцы исследовали и открыли земли Центральной Азии и полуостров Индокитай.

Древние китайцы исследовали Восточную и Северо-Восточную Азию, побережье Тихого океана.

Греки основали колонии во всем средиземноморье, побережье Черного и Азовского морей, достигли Британских островов. Одним из известнейших исследователей Древней Греции был ученый Пифей, который в 355 г. до н.э. пересек Гибралтарский пролив, достиг Британских островов, Сканди$навского полуострова, Исландии и достиг северного Полярного круга.В 4веке до н.э. Аристотель сделал выводы о шарообразности Земли.Во 2веке до н.э. создал первую карту.

Древний Рим был огромнейшим государством (от Британских островов до Индии). Римлянами были исследованы и описаны огромные территории, причем все это дополнялось картами (подробными для того времени).
Люди впервые задум$ались о форме Земли, крае света. Так возникают первые представления о Земле.
Жители Вавилона представляли мир в виде горы, на западном склоне которой расположен Вавилон. Жители Индии представляли Землю в виде половины шара, опирающегося на слонов, которые в свою очередь, стоят на огромной черепахе. Древние греки считали, что Земля имеет форму диска, который со всех сторон омывает океан. (Ученики анализируют первые страницы атласа).
В Древнем мире впервые появились специальные приборы, такие как компас (в Китае), стали составляться подробные карты, древнегреческие ученые доказали шарообразность Земли, вычислили размеры Земли.

Средневековье

С развитием тех$ники и кораблестроения люди начали совершать более дальние путешествия. Они стали из морей выходить в океан. Сначала это были случайные вылазки в океан, но постепенно они стали нести научно-экономический характер. Большая часть открытий в этот период истории пришлось на Европу (из-за высокого уровня мореплавания и кораблестроения). Это было время великих путешественников и великих открытий. Открытие нового материка   Х. Колумбом (сообщение учеников), первое кругосветное плавание Ф. Магеллана (сообщение ученика), открытие морского пути в Индию Васко да Гамой. Также были открыты огромные территории н$а суше. Знаменитые испанские и португальские конкистадоры (Э. Кортес, Ф. Писарро – сообщение ученика) открыли огромные территории в Южной и Северной Америке, а русские землепроходцы (Ермак, С. Дежнев, В. Атласов и др. – сообщение ученика) исследовали земли Сибири и Дальнего востока.
Именно в этот период было окончательно доказана шарообразность Земли, были сделаны великие открытия (не зря же этот отрезок времени называется Эпоха Великих географических открытий). Появили$сь достаточно подробные карты Земли, уменьшенные модели планеты — глобусы.

Новое время

В это время также ознаменовалось громкими открыт$иями и развитием знаний о Земле. Развитие кораблей и мореходства сделала большой шаг вперед. Океанские плавания стали обыденными вещами. Были открыты два последних материка на планете. В 18 веке А. Тасман открыл Австралию, а в 19 веке русские путешественники Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев (сообщение ученика) открыли Антарктиду. Д. Кук (сообщение ученика) открыл множество островов в Тихом океане, исследовал северное побережье Австралии, объявив её английской колонией. Русские мореплаватели В. Беринга и А. Чирикова исследовали Тихоокеанское побережье Дальнего Востока и Аляски.  Стало еще меньше «белых пятен» на картах Азии и Африки, Южной Америки. Именно в этих регионах было совершено больше всего открытий и на картах этих областей было больше всего неисследованных территорий. Д. Ливингстон исследовал Южную и Восточную Африку, А. Гумбольдт ис$следовал Амазонию и северные Анды, П. Семенов-Тян-Шанский и Н. Пржевальский исследовали и описали огромные территории Центральной Азии.

Современное время

Последний из этапов изучения Земли приходится на XX век. К началу этого века практически все районы Земли были уже исследованы. XX век – это не век традиционных географических открытий, заключавшихся в описании ранее неизвестных земель. Это – век рождения новой географии, которая пытается ответить на вопрос: «Почему Земля устроена так, а не иначе?»
Но и в XX веке на карте Земли было очень много «белых пятен». В первую очередь – это огромные неизведанные районы Арктики и Анта$рктиды.
В XX веке были покорены самые высокие горные вершины и самые глубокие океанические впадины. Ф. Нансен, Р. Пири (сообщение ученика) – исследователи Арктики; Р. Амундсен, Р. Скотт – Антарктиды; Ж. Пикар – погружение к самой глубокой точке Мирового океана, Э. Хиллари и Т. Норгея – восхождение на высочайшую точку мира. Также большое значение для изучения Арктики и Антарктиды приложили русские ученые, исследователи и полярники. Это и первая дрейфующая станция и долговременные станции, полеты над обои$ми полюсами.
В конце XX и начале XXI века огромное значение для расширения знаний о Земле стали иметь спутники, аэрофотоснимки и компьютеры. Именно они позволили составить самые полные карты Земли без «белых пятен» даже тех районов, где никогда не ступала нога человека.

 8) Значение календаря погоды в кабинете географии и что систематическое его ведение в течение года.

Сегодня мы научимся вести календарь погоды.

-Что мы должны будем наблюдать?

-Какие элементы погоды вы уже знаете из начальной школы?

$Практическая работа № 1.

Организация работы по составлению календаря погоды

( наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра).

Ход  $работы:

В отдельной тонкой тетради в клетку начертите календарь погоды на текущий месяц и ежесуточно отмечайте в нём:

  1. температуру воздуха;

  2. $

    облачность;

  3. осадки;

  4. направление ветра.

Дата

элементы погоды

1

2$

3

4

5

6

7

8

$9

Температура воздуха: в 8.00

15.00

19.00

Ср. темп.

$

Облачность

$

Осадки

$

$

Направление ветра

В конце месяца начертите график изменения температуры воздуха и подсчитайте среднюю температуру воздуха за этот месяц. Продолжите ведение календаря погоды в октябре, ноябре, декабре, январе, феврале$ и в марте.

$ Условные знаки:

Облачность:

$

Осадки:

— ясно;

$

— дождь;

— переменная облачность;

— туман;

$

— пасмурно.

— снег.

 

 

 

 

Направление ветра:

— северный;

— северо-западный;

$

— южный;

— северо-восточный;

— западный;

— юго-западный;

— восточный

— юго-восточный.

 

 

Используя дополнительную литературу, составьте рассказ об одном из путешественников и оформите его в виде небольшого доклада.

      Домашнее задание $
      1. Изучить § 1,2.

2. Используя дополнительную литературу, составьте рассказ об одном из путешественников и оформите его в виде небольшого доклада.

Post Comment