Конспект урока по географии "Изображение рельефа на картах" 6 класс

Тема: Изображение рельефа на картах

$

(6 класс)

Учитель географии ВКК

МКОУ «Дракинская СОШ»

$Ефимова Л.П.

$

Тема: Изображение рельефа на картах (6 класс)

Цели: 1) познакомить учащихся со способами изображения рельефа на

географических картах;

2) научить учащихся определять высоты и глубины по

физическим картам;

3) формировать познавательный интерес;

4) эстетическое воспитание.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, CD- диск «Физическая

карта полушарий», презентация «Изображение рельефа

на картах», атл$асы, карточки.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I. Орг. момент $( тема и цели урока ).

II. Опрос:

1.Работа по карточкам разного уровня (у доски или, если есть возможность, за компьютером).

Карточка №1 (слабый ученик)

  1. Что такое географическая широта? (устно)

Тесты:

  1. Остров Гренландия находится в:

А) северном полушарии;

$

Б) южном полушарии;

В) западном полушарии;

Г) восточном полушарии.

2) Выберите самый южный объект:

А) остров Новая Гвинея;

Б) Большой Австралийский залив;

В) Красное море;

Г) Антарктида.

3) Самая длинная параллель:

А) 10о;

Б) 90о;

В) 0о;

Г) 60о.$

Карточка №2 (сильный ученик)

1.Дайте определение географической долготы. (устно)

Тесты:

  1. Какова длина экватора?

А) 40 000 км;

$Б) 111 км;

В) 20 000 км;

Г) 6 378 км.

2) В какой стороне горизонта от Африки находится Средиземное море?

А) в южной;

Б) в северной;

В) в западной;

Г) в северо-западной.

3) Какой географический объект находится по координатам

10о ю.ш. и 45о в.д.?

А) Аравийское море;

Б) остров Мадагаскар;

В) Гвинейский залив;

Г) Уральские горы.

$ 2. Разминка по карте с использованием CD- диска «Физическая карта полушарий». Учащиеся с любого ряда выходят цепочкой к карте и показывают заданный учителем географический объект.

3. Повторение : На интерактивной доске записаны термины:

Масштаб, относительная высота, аб$солютная высота, географические карты, физические карты, меридиан, параллель, географические координаты.

Учащиеся по порядку устно отвечают понятия.

III. Изучение нового материала:

1. Виды изображений рельефа.

- Что такое рельеф?

- это неровности земной поверхности.

А неровности Земли – горы и равнины.

$Ученик читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Кавказ».

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орёл, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утёсов нагие громады;

$Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зелёные сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь нисходит к весёлым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет, как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной

И бьётся о б$ерег в вражде бесполезной

И лижет утёсы голодной волной…

Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады.

Стихотворение «Кавказ» восхищает нас не только поэтической картиной гор, но и тем, что у А.С.Пушкина был поистине географический взгляд на природу.

А К.Бальмонт так увидел Западно-Сибирскую равнину:

Ученик читает наизусть отрывок из стихотворения К.Бальмонта:

Как угрюмый кошмар исполин$а,

Поглотивший луга и леса,

Без конца протянула$сь равнина,

И краями ушла в небеса.

И краями пронзила пространство,

И до звёзд прикоснулась вдали,

Застелив мировое пространство

Монотонной печалью земли…

Художники И.И.Левитан, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи изображали на своих картинах равнинный рельеф, а Николай Рерих любил рисовать горы. (Демонстрация слайдов картин).

Но наиболее точно увидеть различные ф$ормы рельефа мы можем на физических картах.

  1. Обозначение высот и глубин на физической карте.

На интерактивной доске – физическая карта полушарий.

На физических картах показана абсолютная высота поверхности суши и глубины морей и океанов.

- Как можно определить по плану местности, какой рельеф имеет местность? (по горизонталям, бергштрихам на них, отметкам высоты)

Абсолютные высоты горных вершин обозначаются также, как и на планах местности – отметками высот. Цифрами синего цвета подписаны глубины морей и океанов. Найдите в атласе на физической карте полушарий максимальную глубину Средиземного моря, Мексиканского залива. Эти подписи называют отметками глубин.

Учащиеся списывают с доски определение:

Отметка глубин- это указание аб$солютной глубины отдельных точек океанов и морей в метрах.

На физических картах, как и на планах, тоже есть горизонтали.

- Что такое горизонтали?

- Линии на картах, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой.

Они проведены тонкими коричневыми линия$ми через сотни метров. По обе стороны от горизонтали разная окраска. Например, между горизонталью 0 м и 200 м – суша окрашена в светло-зелёный цвет, между 200 и 500 м – светло-коричневый. Такой способ изображения рельефа называется послойной окраской.

Учащиеся читают с доски определение:

Послойная окраска- использование зелёного, коричневого, голубого и синего цвета и их оттенков для обозначения на физических картах территории с различными абсолютной высотой или глубиной.

$Послойную окраску наносят способом отмывки. Этот способ создает эффект выпуклости и объемности изображения.

Учащиеся читают с доски определение:

Отмывка- способ изображения рельефа, придающий ему особую выразительность; заключается в нанесении на склоны гор теней, которые получились бы при освещении рельефа из верхнего левого угла карты.

Вывод: Итак, существуют два способа изображения рельефа на картах: послойная окраска и способ горизонталей. (Демонстрируется слайд «Изображение рельефа»

Схема в тетрадь

Изображение рельефа

↓ ↓

послойная окраск$а способ горизонталей

3. Шкала высот и глубин.

Как определить по карте, какая часть моря глубже? Для этого внизу карты изображена шкала глубин.

Рассмотрите её, проанализируйте.

Определите глубины Берингова моря при движении с севера на юг.

Шкала высот показывает, где высокие, а где низкие учас$тки суши.

Проанализируйте шкалу высот.

Определите высот$ы острова Калимантан с запада на восток по экватору.

-По карте найдите Воронеж. Каковы высоты этого места?

IV. Закрепление:

Класс делится на группы, которые получают исследовательские задания (работа с помощью карт атласа)

Задание 1 группе:

Вы отправляетесь в научную экспедицию на Аравийский полуостров. Исследуйте его рельеф по физической карте и ответьте на вопрос: на каком транспорте вы сможете передвигаться по полуострову?

Задание 2 группе:

Вы – команда корабля «Смелый». Вам дано задание доставить груз с островов Новой Зеландии на полуостров Индокитай. Какой путь вы выберите и почему?

Задание 3 группе:

* Вы- пассажиры авиалайнера ИЛ-96. Самолёт совершил вынужденную посадку на территории Китая (координаты 30 с.ш. 115 в.д.). В каком направлении вы пойдете и почему?

Задание 4 группе:

$

* Вы находитесь в круизе по Южно-Китайскому морю. Исследуйте это море по физической карте и скажите, где наиболее велика вероятность кораблю сесть на мель (определите координаты этого места). Зная эти сведения, можно обойти опасное место.

$ Обсуждение заданий.

V. Вывод по уроку.

Что узнали нового на уроке?

VI. Домашнее задание:

§ 14, выучить определение «отметка глубин».

Post Comment