Конспект урока по географии «Как устроен наш мир? Вращение земли его и его следствие» 6 класс

Тельнов Андрей Петрович, учитель географии

МАОУ «Алымская ООШ им. Героя Со$ветского Союза Я.Н. Неумоева»

Урок географии в 6 классе по теме:

$«Как устроен наш мир? Вращение земли его и его следствие»

Планируемые результаты:

Предметные – должны знать $строение Солнечной системы, место планеты Земля в Солнечной системе, в Галактике; почему происходит смена дня и ночи, времен года;

Метапредметные – должны уметь находить на карте экватор, полярные круги и тропики;

$Личностные – проявляют, интеллектуальны творческие способности.

Образовательные ресурсы: физическая карта полушарий, карты атласа, глобус.

Тип урока: изучение нового материала.

$Методы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с текстом учебника, анализ рисунков, работа в рабочей тетради.

ХОД УРОКА

  1. Изучение нового материала.

$1. РАСКАЗ УЧИТЕЛЯ.

Земля – часть Солнечной системы.

— На этом уроке мы с вами перенесемся в космические просторы, побываем в космосе и будет говорить о звездах, маленьких и больших планетах и их спутниках и о том, какое место занимает наша планета в Солнечной системе.

Как вы думаете какая будет тема нашего урока?

Тема урока: «Земля- планета солнечной системы».

Вы любите смотреть на звезды? Что тако$е звезды? Кто знает, какая звезда самая ближайшая к нам? Когда мы можем его наблюдать? Как солнце в древности помогало человеку?

Когда мы видим Солнце, то остальных звезд не видно. Но когда солнце скрывается за горизонтом, небо темнеет, и мы при ясной погоде видим удивительную картину – звездное небо.

Человеку всегда хотелось перенестись ввысь и рассмотреть все поближе, хотелось объяснить, почему днем на небе солнце, а ночь луна, почему самая яркая звезда – Полярная – всегда на месте и$ по ней можно ориентироваться на север.

Всматриваясь в звездное небо, люди понимали его безразличность. И это правильное впечатление. То, что может охватить человеческий глаз, это только небольшая часть Вселенной, или космоса.

Вселенная$ – это весь существующий мир. Она бесконечная во времени и пространстве.

Во вселенной расположены огромные скопления звезд – $галактика. Галактика, к которой принадлежит наша планета Земля, называется Млечный Путь. Учеными обнаружено еще множество галактик.

Земля – одно из небесных тел, которые вращаются вокруг Солнца. Солнце – это звезда, пылающий газовый шар, вокруг которого вращаются планеты.

Они вместе с Солнцем, своими спутниками, множеством малых планет (астероидов), комет и метеорной пыли составляют Солнечную систему.$

2. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ в рабочей тетради на с. 6-7 (работа с учебником).

3. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАССКАЗА УЧИТЕЛЯ. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

Луна – спутник Земли.

У многих пла$нет есть спутники. Единственным спутником Земли является Луна. Луна вращается вокруг Земли, и полный оборот совершает примерно за один месяц. Она отражает солнечный свет, и нам кажется, что она светиться.

Из всех небесных тел Луна является самым изученным. Она также является первым и единственным небесным телом, помимо Земли, на котором побывал человек. Среднее расстояние между центрами Земли и Луны – 384 567 км. С началом космической эры объем наших знаний о Луне значительно увелич$ивается. Стал известен состав лунного грунта, ученые даже получили его образцы, составлена карта обратной стороны Луны.

Впервые луны достиг советский космический корабль «Луна-2», что произошло 13 сентября 1959 года. Американская программа пилотируемого полета на Луну называлась «Апполон». Первая посадка произо$шла 20 июня 1969 года, первым человеком, ступившим на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг (21 июля 1969 года).

Движение Земли.

Во вселенной все космические тела находятся в непрерывном движении. Два о$сновных вида движения Земли известны людям с давних времен. Это движение Земли по орбите вокруг Солнца и вращение вокруг своей оси.

Нашу Землю можно сравнить с огромным волчком. Она делает полный оборот вокруг своей оси, поворачивалась к Солнцу то одним полушарием, то другим, примерно за 24 часа, или за сутки. В отличии от волчка, земная ось $– это воображаемая прямая, проходящая через центр полюса Земли. Ось пересекает поверхность Земли в двух точках: Северном и Южном полюсах.

Северный полюс всегда обращен к Полярной звезде. Если мы будем смотреть на Землю со стороны Полярной звезды, Северный полюс всегда будет прямо под нами. (Южный полюс с Полярной звезды мы не$ увидим никогда – он всегда будет с противоположной стороны Земли.) На равных состояниях от географических полюсов проходит экватор – воображаемая линия, которая делит Землю на два полушария: Северное и Южное (рис. 8 на с. 16 учебника). Земля вращается вокруг своей оси против часовой стрелки, то есть с запада на восток.

$— Назовите следствие вращения Земли вокруг своей оси. (смена дня и ночи)

Кроме того, земная ось наклонена к плоскости орбиты, по которой Земля вращается вокруг Солнца, под углом 66,5 градусов. Если наблюдать за освещение Земли в течение года, то можно заметить, что Солнце всегда освещает лишь половину Земли (рис. 9 с. 17). Когда к Солнцу обращена область вокруг Северного полюса, то в Северном полушарии лето, а в Южном наоборот. Когда на оборот, к Солнцу обращена область вокруг Южного полюса, то в Южном полушарии лето, а в нашем Северном полушарии – зима. Таким образом, из-за вращения земли вокруг Солнца, а $так же из-за наклона земной оси на нашей планете сменяются времена года. Кроме того, разные части Земли получают от Солнца разное количества тепла. В течение года, то есть за время полного оборота Земли $во круг Солнца, для нее примечательны по освещению Солнцем четыре дня: 22 декабря и 22 июня, 21 марта и 23 сентября.

4. РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА И РИС. 9

-Выясните, как освещается Земля Солнцем в каждый из этих дней и как они называются.

Одним оборотом вокруг Солнца Земля совершает за 365 дней 6 часов 9 минут, или за один год. В конце го$да мы никогда не переводим часы на 6 часов и 9 минут вперед. Куда же девается это время? Еще в календаре, введенном римским императором Юлием Цезарем, один раз в четыре года вводится так называемый високосный год. Такой год состоит из 366 дней. Високосными принято считать года, две последние цифры, которых делятся на 4 без остатка. Например, 2004, 2008 гг. и т.д.

5. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗКАЗА УЧИТЕЛЯ.

Тропики и полярные круги.

В течение года Земля занимает по отношению к Солнцу такое положение, что в полдень его лучи попадают отвесно, под углом 90˚, на определенной широте, то есть Солнце там находиться в зените. Поэтому предметы в это время суток не отбрасывают тени, она как бы наход$иться под этими предметами. Угол падения солнечных лучей на земную поверхность уменьшается от экватора к полюсам. Выше всего над головой солнце поднимается на экваторе в дни равноденствия (21 марта и 23 сентября).

$Тропики – особые параллели в Северном и Южном полушариях с широтами 23,5˚, на которых Солнце бывает в зените только один раз в году, в один из дней солнцестояния: 22 июня над северным тропиком, а через пол года, 22 декабря, — над Южным тропиком. По обе стороны от экватора между Северным и Южными тропиками территория Земли получает больше всего солнечного света и тепла.

Полярные круги – особые параллели в северном и Южном полушариях с широтами 66,5˚, где бывают полярные дни и полярные ночи. От полярных кругов по направлению к полюсам продолжите$льность полярных дней и полярных ночей длиться приблизительно по шесть месяцев.

Жители Салехарда вполне могут гордиться уникальным географическим положением своего города. Дело в том, что Салехард расположен на линии Северного полярного круга и разделен ею на две части. В центре города на символической разделенной линии установлен обелиск Полярному кругу.

  1. $Закрепление изученного.

Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 7-8)

  1. Домашнее задание (самостоятельная внеурочная деятельность).

§$ 1,2 вопросы после параграфов; индивидуальные тематические сообщения («Земное яблоко», «Гринвич»)

Post Comment