Конспект урока по Географии "Миграция населения. Городское и сельское поселение" 4 класс

ТЕМА: Миграция населения. Городское и сельское поселение.

16.10.2014г.

Цель урока: Ознакомление обучающихся и совершенствование умений составления логико-структурных схем;$

Задачи:

-познакомить учащихся с основными видами миграций населения;

-дать знания о многообразии и больших масштабах современной миграции населения в России;

-воспитать дружественное отношение к людям другой национальности.

Оборудование: Табл. «Миграция населения», учебник.

$

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Географический диктант:

  1. По переписи 1989 года в России проживает…….. народов.

  2. $ Каждый из народов отличается друг от друга…….

3. По языковой принадлежности народы России относят к………

Самая большая группа в индоевропейской семье………..

  1. К какой группе и семье относят русских…………

  2. В России исконно русские области ……………

  1. $ Исторически в России ведущими религиями верующего населения были……….

  1. Народы России, которые подверглись полной депортации……………

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Обобщая ранее изученный материал, учитель строит логико-структурную схему « Движение населения»(на доске).$

Далее продолжается изучение особенностей движения населения России.

В развитии человеческого общества до недавних пор наибольшее значение имели переселения. Благодаря им человек заселял земной шар, осваивал новые территории. Но в последние десятилетия большую роль стала играть территориальная подвижность населения, не связанная с местом жительства.

Видимо, степень подвижности отражает и общий уровень развития страны. В традиционных аграрных обществах подавляющая часть населения не только не меняет часто своего места жительства, но и никогда не уезжает далеко от своей родной деревни - разве что в ближайший город на рынок или за покупками.

Воздействие переселений на жизнь общества происходит по многим направлениям Мигранты - это в основном молодые люди, поэтому в районах притока населения доля молодежи выше средней, а следовательно, выше доля населения в$ брачных возрастах. Поэтому при прочих равных условиях в районах притока населения выше и число родившихся на 1000 жителей. А поскольку доля населения в старших возрастах здесь ниже средней, то число умерших на 1000 жителей ниже Следовательно, естественный прирост высокий. Поэтому в районах притока населения его численность быстро растет не только за счет миграций, но и за счет естественного прироста. Характер миграций

Число беженцев и

вынужденных переселенцев в Россию (человек)

Страна, откуда

Всего

В 1995 году

В 1996 году

$ прибывают

беженцы

$

Казахстан

185340

7948

71481

Узбекиста$н

160162

21613

81187

Грузия

$

127859

90880

108331

Киргизия

104053

20971

53559

$Молдавия

71326

14664

17346

$ Латвия

20034

4245

10174

Эстония

15800

$ 2050

4834

ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ЕСТЕСТВЕННОЕ


МЕХАНИЧЕСКОЕ

(ЕП)


МИГРАЦИИИ

ВНУТРЕННИЕ

в пределах стр$аны


ВНЕШНИЕ

временные

сезонные

$( за пределами страны)

эмиграция

маятниковые


иммиграция


насильственные

сезонные

Воздействие переселений на жизнь общества:

$ Экономическое значение миграций состоит в том, что они способствуют территориальному перераспределению работников, освоению новых территорий.

Миграционные потоки советского периода между регионами России в целом продолжали долгосрочные тенденции: шло заселение Урала, Сибири, Дальнего Востока; увеличивалась доля русского населения бывших союзных республик СССР. Но советский период отмечен и огромным ростом насильственных миграций. Первым крупным потоком такого рода является высылка «раскулаченных» крестьян в 1930-32 гг. Сотни тысяч их были высланы за пределы своих регионов, большей частью - в районы с суровыми климатическими условиями. Именно их руками были построены Беломорско- Балтийский канал, Маг$нитогорский и Кузнецкий комбинаты.

В 1937 г. был опробован первый вариант «переселения народов»: все корейцы, живущие в Приморском крае были в течение двух недель вывезены в Среднюю Азию и Казахстан. После начала войны 1941-45 гг. все немцы в СССР были выселены в восточные районы страны.

Помимо переселений между районами, огромный приток мигрантов двигался из сельской местности в города. Первыми в него включились жители Центральных районов страны, давно связанные с городом торговлей на рынках, работой в межсезоньях.

С начала 90-х годов картина внутренних миграций в России сменилась почти на противоположную. При общем снижении миграционной подвижности бывшие регионы притока мигрантов стали регионами оттока, и наоборот. Начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые раньше привлекали население высокой оплатой труда. Большая часть мигрантов ехала туда на время, чтобы заработать деньги, а затем потратить их в более благоприятных для жизни районах. Однако инфляция «съела» их сбережения, а нынешние доходы населения Севера отнюдь н$е компенсируют ни жизни в суровых условиях, ни расходов на питание.

А бывшие регионы миграционного оттока стали центрами притяжения мигрантов. Это прежде всего Центральная Россия и Урало- Поволжье.

Изменились и миграции между городом и селом. Миграционный отток из села в город прекратился. Зато массовыми стали сезонные миграции горожан в деревню: к родственникам, на дачи и т.п. Особенно велики ее масштабы вокруг городов, наиболее пораженных безработицей: многие предприятия даже закрываются на лето, отправляя своих работников в административные отпуска.

Миграционные проблемы ( анализ таб. 16 стр.47, рис.9 стр.48)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1 Что называют миграцией?

$2. С чем связаны миграции?

3. В чем экономическое значение миграций?

4. Миграции разнообразны как по причинам, так и по характеру. Отразите это на схеме.

МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

ХАРАКТЕР:

ПРИЧИНЫ:

__________________ ________________________

__________________ ________________________

__________________ ________________________

__________________ _________________________

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИ$Е

§ 7, в контурной карте разными цветами показать основные направления миграций а) до 1917 года, б) в советский период.

Post Comment