Конспект урока по географии "Многообразие внутренних вод Забайкальского края"

Многообразие внутренних вод Забайкальского края

Деятельностная цель:

  • создание условий для получения новых знаний по теме " Водоёмы нашего края ” на основе технологии развития критического мышления с ориентацией на понятия по теме, взаимосвязи рек с рельефом и климатом.

$Развивающая цель:

  • развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;

  • воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе.

Воспитательная цель:

  • воспитание любви к родному краю.

Задачи урока:

  •  закрепить навыки работы с картой;

  • повторить основные географические термины по разделу “Гидросфера”;

  • создать комфортную обстановку на уроке.

  • $

    совершенствовать индивидуальную работу в классе.

Ход урока

$И с гордостью скажу

родному краю:

«Люблю и знаю.

Знаю и люблю.

И тем полней люблю,

чем глубже знаю»

Здравствуйте ребята!

- Какую тему мы с Вами изучали последние 2 месяца? (ГИДРОСФЕРА)

Давайте вспомним несколько ключевых терминов по этой теме.

    1. Тест – ассоциация

    1

    Ветка дерева

    Речная система

    Речная система-река со всеми притоками

    $2

    Стакан с грязной масляной водой

    Загрязнение вод

    Вода рек и озер, морей загрязнена бытовыми отходами, нефтью

    3

    Дверной ключ, клюква и лед

    Истоки рек

    Реки берут начало из родничков, болотах, горах

    $

    4

    Вилка, ложка, а также песок, вода, кусочек льда, снежинка(вырезанная из бумаги)

    Питание рек

    Питание рек бывает подземное, дождевое, снеговое, ледниковое

    5

    Тарелка с водой и коктейльными трубочками

    $

    Сточное озеро

    Сточное озеро-это озеро, из которого берет начало река

    ОПРЕДЕЛИ ПО КОНТУРУ:

    Какое это озеро или море?


    ВСПОМНИМ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ПО ТЕМЕ:

    «ГИДРОСФЕРА»

    $

    Что лишнее?"

    Ученики должны найти группу слов, объединяющих что-либо и лишнее слово.

    1 Балтийское море, Берингово море, Средиземное. (Берингово М.)

    2 Байкал, Волга, Иссык-Куль (Волга)

    3 устье, исток, приток, родник (родник)

    $4 межень, водопад, паводок, половодье. (водопад)

    5 канал, пруд, озеро, водохра$нилище (озеро)

    6 Амазонка, Атлас, Терек, Ганг (Г.Атлас)

    7 Песок, глина, гравий, галька (глина)

    8 Ладожское, Красное, Онежское, Каспийское (красное море)

    У каждого человека есть особенно дорогие, близкие и милые сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а часто и прожил всю жизнь. Это его родной край. Имя нашего родного края – Забайкалье.

    - Еще Г.Гейне писал: «Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю».

    О Родине

    Мне наверное, не удастся

    Рассказать земным языком,

    Что такое простое счастье

    Не мечтать о счастье другом

    Мне нисколько не зарно богатство,

    Я богата любовью к земле,

    Говорю своей Родине: «Здравствуй,

    Процветай, живи, молодей!» -

    Край таёжный, степной – Забайкалье,

    $Весь он разный и полный чудес:

    Чудо – выйти туманной ранью

    За подарками в щедрый лес.

    Как таинственно падают росы

    На созревшие за ночь грибы,

    И крадется вдоль с$тарых просек

    Клок тумана – шаман тайги.

    Есть ли где на земных окраинах

    Край, сравнимый с такой красотой?

    Солнце, небо, леса и реки,

    Вёсны нежные, буйство гроз,

    Всё даровано человеку.

    В этом крае багуловых звёзд.

       Елена Шумкина

    Лилия Краус

    $

    - Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Какая тема?

    - А какие задачи нам предстоит решить, чтобы понять тему?

    Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по рекам, озерам, болотам и минеральным источникам родного края. Во время путешествия вы увидите, как красива природа родного края и в том числе реки с плавным течением и не только и могучими красивыми волнами. А также увидите, как воды меняют свой красивый лирический облик и подают сигнал SOS всем нам. В конце урока мы ответим на вопрос: “В чём особенности вод родного края?”

    2. Работа с к$артами Забайкальского края

    - Назовите представителей внутренних вод Забайкалья? (примеры рек, озер, минер.источников)

    - Какие реки протекают только в Заб.крае? (Газимур, Ингода, Калар, Нерча и Шилка.)

    - Выступление: Газимур и Аргунь.

    -Главная особеннось Аргуни-ПРИГРАНИЧНОСТЬ,

    $- Покажем на карте.

    - Озера, минер. источники на карте.

    - выступление: Ничатка и Барун-Торей.

    3. Работа с текстом.

    - Какое особое место для рек Земли есть в Забайкалье? - ГОРА ПАЛЛАСА (ВОДОРАЗДЕЛЬНАЯ)

    - В чем её особенность? - Объектом охраны является гора с абс. отметкой 1236 м, расположенная на хр. Яблоновый в месте сочленения бас. pp. Амур, Лена, Енисей. Границы памятника проходят по подошве В. г., обрамляемой долинами pp. Кадала (впадает в оз. Кенон), Грязнуха (впадает в оз. Арахлей) и Хара-Кадала (впадает в оз. Иван). Уникальность водораздельной точки впервые отметил сельский учитель географии Т. У. Жалсарайн (1977): на планете нет др. гор, принадлежащих одновременно бас. трех крупнейших рек (в данном случае из числа двенадцати самых длинных рек мира).

    - Где на Земле есть подобное место? - ТИБЕТ

    - Каковы особенности питания наших рек?

    4. Просмотр видеофрагмента.

    - Как эпически называют район реки Чикой? – ЖИВОТВОРНАЯ НИТЬ БАЙКАЛА.

    - Чем особенна река Чикой? – НЕСЕТ ВОДЫ В БАЙКАЛ.

    - Какие притоки вы знаете?

    $ Притоки слева — $

    Лилия Краус

    5. Физкультминутка

    Картины Владимира Форова и фотографии внутренних вод Забайкалья.

    Какие чувства у вас вызвал данный просмотр?

    6. Работа в контурных картах.

    Объекты:

    • Хилок

    • Чикой

    • Ингода

    • Онон

    • $Шилка

    • Аргунь

    • Газимур

    • Витим

    • Чара

    • Калар

    • Нерча

    • Ничатка

    • Барун-Торей

    • Зун-Торей

    7. Итог урока.

    $В чём особенности вод родного края?

    Конечно, на уроке  по$ка вы получили лишь самые основные сведения о родном крае, но осталось ещё очень много тайн и загадок, не открытых вами. Ответы на все интересующие вопросы вы сможете найти в дополнительной краеведческой литературе.

    8. Домашнее задание.

    Рисунки по теме «Внутренние воды Забайкалья»

    Кроссворды по теме «Внутренние воды Забайкалья»

    Сочинение – миниатюра на тему: «Значение воды в природе и жизни человека»

    9. Рефлексия.

    $

    Упражнение «Плюс-минус-интересно» Эдварда де Боно

    В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрени$я решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

    П

    М

    И

    Post Comment