Конспект урока по географии «Население Японии» 11 класс

Урок – исследование «Население Японии»

Тип урока – изучение нового материала.

Цель урока: Получить представление об особенностях и специфике населения Японии.

Задачи: 1. Продолжить обучение определять и объяснять понятия, сравнивать и анализировать полученные данные.

2. Продолжить формирование умений и навыков работы с контурной картой, статистическими данными, анализа содержания диаграмм, построения графика по статистическим данным.

3. Провести сравнительную характеристику цивилизационных особенностей США и Японии.

$

4. Воспитывать в себе уважение к странам и народам мира: стремление взять для себя все то лучшее, что накоплено жителями других стран (Япония) для совершенствования себя и процветания России, России.

Методы обучения-

-Объяснительно-иллюстративный

— Репродуктивный

— Частично-поисковый

— Исследовательский

Виды работ —

— Анализ статистических данных.

— Построение графика изменения рождаемости

— Самостоятельная работа с контурной картой.

— Составление с$равнительной характеристики цивилизационных особенностей стран.

Оборудование- физическая и экономическая карта Японии, раздаточный справочный материал, компьютерная презентация «Население Японии».

План урока:

  1. Проблемный вопрос

  2. Блок №1 «Япония – «демографический пионер» Азии.

  3. Блок №2 «Нация – монолит»

  4. Блок №3 «Японский культурный феномен.»

  5. Блок №4 «Размещение населения. Япония начинается с Токио»

  6. Выводы

  7. Д/З. Выставление оценок.

$

Ход урока.

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны,

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ.

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей ее узнав.

Аяльнэх Мулату.

Проблемный вопрос — Определить о каком народе идет речь. Франсуа Ксавье так писал о жителях этой страны: « Честностью и добродетелью они превосходят все другие народы, открытые по сей день. У них приятный характер. Нет коварства, и превыше всего они ставят честь. Согласно традициям этой страны, дарить цветы простым людям может только особа императорской$ фамилии. Парадоксально, но национальная одежда женщин этой страны делает их плоскими спереди, и горбатыми сзади. По мнению жителей этой страны тому, кто не воспринимает красоту природы, особенно луны и дождя, нельзя доверять ни в чем, так как сердце у него из камня.

Сегодня мы с вами познакомимся с населением одной из самых загадочных стран – Японии.

Наш урок будет состоять из крупных блоков, изучая которые мы постараемся исследовать особенности населения Японии.

Блок № 1.»Япония –« демографический пионер» Азии.

Задание: пользуясь статистиче$скими данными , постройте график изменения рождаемости. Проанализируйте полученные данные, укажите причины и следствия снижения рождаемости населения Японии.

Год

1947

1950

$

1960

1965

1966

1970

1980

1985

1990

1995

2000

$

рождаемость

34

30

19

19

14

$

19

14

12

10

10

9

Вывод: Япония одна из первых стран Азии завершившая в рекордно короткие сроки демографический переход от традиционного типа к современному.

Демографическая революция

Причины Следствия

1. Традиции и образ жизни японцев 1. « Старение населения»

2. Социально-экономические 2.$Угроза «депопуляции»

преобразования.

3. Высокий уровень образования

4. Повышение «цены» ребенка.

4. Повышение возраста вступления в брак.

5. Демографическая политика.

Задание — Пользуясь статистическими данными, назовите наиболее значимые «демографические рекорды» Японии, сравните их с демографическими показателями России.

Блок №2 «Нация – монолит».

Вопрос: вспомните, к какому типу стран по политическому устройству относится Япония. Какая форма монархии $представлена в Японии, кто является официально главой государства.

Император – символ единства и единения государства.

Задание: Найдите в справочном материале, хокку в котором бы говорилось о единстве нации.

Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.

Кобаяса Исса.

Этническая однородность

Айны( 20 тыс.) Японцы(99%) Корейцы(700 тыс.)

$

Социальная однородность — доходы

( 90% — средний класс)

Рабочие менеджеры президент компании

1 4 10

Блок №3 «Японский культурный феномен».

Задание: Пользуясь иллюстрациями, заполните таблицу

Японский культурный феномен.

$

Задание: Пользуясь справочным материалом, составьте сравнительную характеристику цивилизационных особенностей населения США и Японии по плану. ( работа в парах)

Аспекты

Япония

США

Нация и нац. вопрос.

Закрытая страна, избранная нация, пр$аво в выборах по национальности.

«Плавильный котел» рас, переселенческая страна,

Религии и культы

Взаимодополняющая гармония религий, культ святынь

Существование многих, самых разных концессий; общие авторитеты практически отсутствуют

Образ мысли.

Коллективизм, групповое сознание, «жить как все», «не высовываться как гвоздь из доски»

Индивидуализм, «выживает сильнейший»

Стиль п$оведения

«Страна где люди не спорят», «компромисс, согласие».

Прямота суждений, противопоставление мнений, азарт, споры, пари.

Брак

$

Любят, потому что женятся

Женятся, потому Что любят

Положение в обществе

«Не рабо$тать, нельзя», пожизненный наем, зарплата от стажа и от старания.

«Если можно не работать, лучше не работать, а если работать, то хорошо зарабатывать», краткосрочные контракты, «переманивание кадров»

Положение в обществе

«Сколько ты стоишь, и каковы твои связи»

Определяется авторитетом и надежностью фирмы, хозяина.

Вывод: Этническая и социальная однородность населения Японии приводит к отсутствию конфликтов внутри государства.

Блок №4 «Размещение населения. Япония начинается с Токио»

Задание: Используя физическу$ю карту Японии, определите основные факторы, влияющие на размещение населения.

Факторы размещения

Рельеф климат водный фактор почвы

2/3 населения — на восточном побережье.(« лицо» страны)

Работа с терминами: мегалополис, урбанизация, агломерация, субурбанизация.

А сейчас давайте вспомн$им типы городов: европейский тип города, американский тип. Своеобразие Токио – хаотическая застройка, отсутствие единого центра.

Работа с контурной картой: обозначьте на карте крупнейшие города Японии, агломерации: Кейхин, Хансин, Тюке, укажите границы мегалополиса Ток

Большая тройка агломераций

Кейхин Хансин Тюке

(Токио, Йокогама, (Нагоя) ( Осака, Кобэ, Киото)

Кавасаки, Тибу )

Токайдо

Выводы:

  1. Япония – стана первая в Азии совершившая демографический переход.

  2. Япония – страна с однородным этническим и социальным составом.

  3. Япония – страна с уникальной, самобытной культурой.

  4. Япония – высокоурбанизированная страна с крупней$шим в мире мегалополисом Токайдо.

Д/З: Составить по справочным материалам «социальный портрет» населения США и Японии. Т 7 П3

Аспекты

$

Япония

СШ$А

Нация и нац. вопрос.

Религии и культы

Образ мысли.

Стиль поведения

$

Брак

Положение в обществе

Выставление оценок.

Post Comment