Конспект урока по географии «Породы, слагающие земную кору» 6 класс

Гергель Ольга Петровна, учитель географии МКОУ «Желанновская СОШ» Одесского района, Омской области.

Тема уро$ка: породы, слагающие земную кору. 6 класс(слайд 1)

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: нетрадиционный (с элементами экологического тренинга).

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Средства обучения: учебник, конверты с сигнальными карточками, коллекция горных пород, цветные карандаши, мультимедий$ная презентация.

Цели: (слайд 2)

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «магматические», «осадочные», «метаморфические» горные породы.

Развивающие: продолжить$ развитие умения выделять главное при работе с учебником географии; совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля; стимулировать эмпатию и любознательность.

Воспитательные: формирование бережного отношения к объектам природы.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Ход урока:

Учитель. Сегодня мы побываем с вами в царстве камня. Минералы и горные породы значительн$о старше растений, животных и человека. Они рождаются, живут и умирают, как живые существа. Вода в море и нарядные снежинки — тоже минералы, хотя трудно в это поверить. Восхитительные по форме, красоте и прочности кристаллы вызывали у первобытного человека массу вопросов: откуда появились камни? куда они исчезают? почему у них разные свойства?

Читая каме$нную книгу времени, ученые пришли к выводу о том, что свойства горных пород зависят от их происхождения.

Их делят на три группы: магматические, осадочные, и метаморфические. (слайд 3)

Магматические горные породы рождаются в пламени. (слайд 4) Их прародительница – раскалённая магма, которая находиться в глубинах нашей планеты. Что же такое магма? Это расплав огромного количества различных веществ. Основные магматические о$чаги находятся в верхней мантии, на глубинах около 60 км, что было установлено исследователями на полуострове Камчатка.(слайд 5) Учёные предполагают, что в земной коре возник$ают трещины, достигающие мантии, из-за резкого уменьшения давления вещество мантии становится жидким и по трещинам проникает к поверхности Земли. Поднимаясь к поверхности, магма медленно остывает и может затвердеть на глубине.

(слайд 6) Так образуются глубинные магматические породы, например, гранит (схема 1)
Схема 1

Магматические горные породы

глубинные излившиеся

(гран$ит) (базальт)

Магму, излившуюся на поверхность Земли, называют лавой. При её застывании на поверхности образуются излившиеся магматические породы, например базальт.

Учащиеся записывают в тетрадь понятие магматические горные породы. (слайд 7)

Породы, оказавшиеся на земной $поверхности, начинают обжигать лучи солнца, пронизывают холодные ветры, сковывают льды; в них внедряются микробы, корни растений, вода, газы и т.п. Тогда горные породы превращаются в осадочные.

При разрушении пород на поверхности Земли образуется обломочный материал. Реки, ветер, ледники переносят его в океаны, моря, озера, болота, понижения. Часть этих веществ выпадает в$ виде осадка, часть усваивается организмами и идет на образование известковых скелетов и панцирей. Поэтому среди осадочных пород выделяют 2 группы (слайд 8)

Схема 2

Осадочные горные породы

неорганические органические (каменный и

бурый уголь, нефть, мел)

обломочные химические

(щебень, галька, (соль, гипс)

гравий)

Из неорганических осадочных горных пород особенно распрост$ранены обломочные, такие как щебень, галька, гравий и др. Из растворимых в воде веществ образуются неорганические химические горные породы. Это различные соли, гипс и др.

Вы каждый день употребляете в пищу поваренную соль. А знаете ли вы, что человеку в год необходимо употреблять 10 кг соли. Еще в $древности люди говорили, что «без соли стол кривой». Поэтому Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью.

В разных странах гипс использовали по-разному. Для индейцев гипс являлся хорошим удобрением. Египтяне строили из него пирамиды. В настоящее время люди используют ег$о в медицине при лечении переломов.

Органические осадочные породы состоят в основном из растительных и животных останков. К ним относятся каменный и бурый уголь, нефть, мел, ракушечник. (слайд 9)

Учащиеся записывают в тетрадь следующие понятие «осадочные горные породы». (слайд 10 )

Пласты осадочных пород под давлением накапливающихся сверху пород уплотняются. Например, в песчанике гипс как бы склеивает песчинки. Известно, что минералы остаются неизменными только пока пребывают в той среде, в которой они образовалис$ь. При медленном прогибании земной коры, под действием высоких температур и давления из осадочных и магматических пород могут образоваться метаморфические, поэтому их называ$ют дважды родившимися.

Учащиеся записывают в тетрадь следующие понятие «метаморфические горные породы».(слайд 11)

Например: (слайд 12)

А) обыкновенный бурый уголь может превратиться в антрацит, а тот, в свою очередь, в графит (который находится в простых карандашах у каждого из вас);

Б) известняк превращается в мрамор.

Школьники выполняют задание: «Найдите в каждом понятии родовое слово и существенные признаки. Что общее, а в чем вы видите различие?» (Общее – это горные породы, а различие в их происхождении.) (слайд 13)

Учитель. Теперь мы д$олжны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах, и охарактеризуйте их по плану:

1.Название.

2.Цвет.

3.Структура: а) зернистая (видны зерна минералов); б) плотные зерна минералов не различимы); в) землистая (порода оставляет след на руках).

4.Твердость: а) твердая, б) средней твердости; в) мягкая; г$) хрупкая.

5.Вес: а) тяжелая; б) средней тяжести; в) легкая.

6.Происхождение: а) магматическая; б) осадочная; в) метаморфическая.

Учащиеся вначале индивидуально выполняют данное задание в карточке, а затем обмениваются мнениями со своими товарищами в группах (в каждой группе по 4 человека).

Виды контроля: 1. Взаимоконтроль (трое учащихся вслух знакомят кла$сс со своими ответами). При этом информация, даже если она не верна, не исправля$ется.

2.Самоконтроль по ключу (ученики сверяют свои ответы с данными табл.1, и фиксируют в тетрадях количество неверных ответов).(слайд 14)

Таблица1

Характеристика горных пород

План характеристики

$

Горные породы

$

1.Название

гранит известняк торф

2.Цвет

серый (розовый) белый бурый

(коричневый)

3.Структура:

А) зернистая (видны зерна минералов в породе)

Б) плотная (зерна минералов не различимы)

В) землис$тая (зерна не различимы, порода оставляет след на руках)

зернистая плотная землистая

4.Твердость:

А) твердая

Б) средней твердости

В) мягкая

$

Г) хрупкая

твердый средней твердости хрупкая

5.Вес:

А) тяжелый

Б) средней тяжести

В) легкий

тяжелый средней тяжести легкий

6. Происхождение(см. учебник с. 56-58)

$

Магматическое осадочное осадочное

(глубинное) (органическое) (органическое)

Данные таблицы учитель дополняет сведениями о практическом применении горных пород.

Гранит – прекрасный строительный материал; из неполированного гранита делают великолепные скульптуры.

Известняк – строительный материал; с его помощью повышают плодородие почв.

Торф – горючее полезное ископаемое; удобрение, повышающее плодородие почв, химическое сырье (синтетические ткани, пластмасса). (слайд 15)

Далее с помощью сигнал$ьных карточек учитель контролирует, как класс справился с заданием.(Учащиеся, не допустившие ни одной ошибки, поднимают красный квадрат; 1-2 ошибки- зеленый; 3-4 ошибки- синий.) В зависимости от количества ошибок школьники получают дифференцир$ованное домашнее задание:

1. Выучить новые понятия.

2. Выучить понятия: с.59 в №3 (устно)

3.Выучить понятия: с. 59 в №1 (письменно)

Учитель. Последнее, что нам предстоит сегодня сделать, — это выполнить творческое задание, учитывая характеристику $горных пород, которую вы уже составили. (слайд 16)

Творческое задание. «Человек из горной породы». Представьте, что горная порода (гранит, известняк, торф) вдруг превратилась в человека, которого нужно нарисовать, отразив в рисунке все ощущения, полученные вами при ее изучении. (Во время выполнения школьниками задания звучит музыка симфонического оркестра.)

Учитель. Итак, подошло к концу наше путешествие в мир камня. Закончить урок я хочу словами А. Твардовского:

В природе шагу не ступить,

Чтоб т$отчас, так ли сяк,

Ей чем-нибудь не заплатить

За этот самый шаг…

Почти все горные породы являются минеральными богатствами. Наша страна богата полезными ископаемыми. Но добывая их, человек не должен забывать о том, что $все в природе необходимо привести в порядок. То есть нужно засыпать шахты, превращать карьеры в цветущие сады или пруды.(слайд 17) Иначе природа начинает «мстить» человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения и т.п. (слайд 18, 19) Они как бы напоминают, что человек тоже является частью природы, а не ее хозяином.

Учитель. Ребята, что вы узнал$и на уроке? Какой этап урока вам больше всего понравился? (слайд 21, 22)

За урок все учащиеся получают по одной оценке (за характеристику горной породы), некоторые получают еще одну оценку за устные ответы.

Результаты выполнения школьникам$и задания «Человек из горной породы» (рисунки) вывешиваются на доске.

Литература:

1.“География в школе”.Библиотека журнала II полугодие 2001 г.

2.Современный урок географии.Ч.2:Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/Ред.-сост.И.И.Баринова.-М.:Школа-Пресс,2001.

$ 5

Post Comment