Конспект урока по географии «Природные комплексы Северного Кавказа»

Тема урока: Природные комплексы Северного Кавказа

Цели и задачи урока:

Образовательные:
• продолжить формирование представления о природном комплексе Кавказа, углубить знания о пр$иродных условиях и ресурсах Кавказа . Познакомить с природными комплексами Прикубанской равнины, Высокогорным Дагестаном и курортным районом Кавказских Мин$еральных вод.
• продолжить формирование умения работать с физической картой.
Развивающие:
• способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся,
• умений применять теоретические знания к конкретной теме
• умение работать с материалом учебника, анализировать, сравнивать, обобщать.
• Использовать современные информационные технологии.
Воспитательные:
• Способствовать , нравстенно-эстетическому воспитанияю и эмоционально-ценностному отношению к природе, чувству ответственности за её состояние, и экологичес$кой культуре учащихся

Методы обучения:
Словесный, наглядный, практический.
Оборудование:

Физическая карта Кавказа, картины природы Кавказа, мультимедиапроектор.

Ход урока

1.Организационный момент.

$

2.Повторение. Тестирование по вопросам домашнего задания.

1. Самая высокая вершина Кавказа:

а)Эльбрус; б) Казбек; в) Базардюзю.

2. Кавказские горы — молодые, потому что:

а) они образовались в $мезозойскую эру; б) они образовались в кайнозойскую эру;

в) это горы высокие; г) здесь продолжается горообразование.

3. На Кавказе хребты Скалистый и Паститный являются:

а) грабенами; б) горстами; в) куэстами; г) лакколитами.

4. Кавказские горы по строению являются:

а) глыбовыми; б) складчато-глыбовыми; в) вулканическими.

5. Заболоченные пространства в низовьях Терека и Кубани называются:

а) плавни; б) дубравы; в) шибляк.

6. На Кавказе господствуют местные ветры (найдите соответствие):

1) горячий ветер; а) фен;

2) холодный ураганный ветер; б$) бора;

7. Реки Кавказа имеют питание:

а) смешанное; б) ледниковое; в) дождевое.

8. Ка$вказские горы богаты рудными ископаемыми, потому что:

а) это молодые и высокие горы; б) по трещинам с больших глубин изливалась магма;

в) здесь до сих пор идет горообразование.

9. В Сочи — самая теплая зима в России, потому что:

а) Сочи находится на берегу моря;

б) г. Сочи отделен от холодного воздуха Русской равнины горами; $

в) Сочи расположен на равном расстоянии между экватором и Северным полюсом.

10. Западные районы Кавказа получают осадков больше, чем восточные,

потому что:

а) влага приходит на Кавказ с Атлантики;

б) к западу от Кавказа находится Черное море.

Ответы. 1 — а; 2 — б, г; 3 — в; 4 — б; 5 — а; 6 – 1) а, 2) б; 7 — б; 8 — б; 9 — б, в;10-а. (взаимопроверка)

3. Из$учение новой темы

— На прошлом уроке мы познакомились с природой Северного Кавказа. Мы знаем, что это высокие горы, а высшая вершина (учащиеся называют) является высшей вершиной России.

— В состав Кавказа входят: Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье. К России относятся только Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа.

— Опережающие инди$видуальные задания. Рассказ об одном из ПК Кавказа.

Учащиеся рассказывают и демонстрируют свои презентации.

I — о Прикубанской равнине.

II— о Кавказских минеральных водах.

Ш- о Высокогорном Дагестане.

См.приложение: Дополнительный $материал к уроку.)

Работа в парах.

— Ваша задача, внимательно выслушать сообщения и кратко записать в тетрадь самые главные черты природного комплекса, о котором вы слушали рассказ (например, 10 слов — характерных признаков территории, о которой слушали рассказ, или составить 3 вопроса).

После этого учащиеся обмениваются друг с другом своей информацией об услышанном и увиденном

4. Закрепление.

Географический диктант

1. Первые упоминания сделаны арабским пут$ешественником.

2. Одна из богатейших$ житниц страны.

3. Население живет в аулах.

4. Славятся урожаями пшеницы, подсолнечника.

5. На территории много хуторов, станиц.

6. Курортный район.

7. Самая южная точка России (г. Базардюзю)

8. Центр — Краснодар.

9. Есть горы — Лакколиты, Машук, Бештау.

10. Здесь встреча$ются туры, серны.

11. Национальный состав очень пестрый.

12. «Кладезь холодный» и «кладезь горячий».

Ответ:

Прикубанская равнина — 2, 4, 5, 8. Кавказские Минеральные воды — 1, 6, 9, 12.

Высокогорный Дагестан — 3, 7, 10, 11.

12 правильных ответов — оценка «5», 11-10 правильных ответов — «4», 9-8 ответов — «3».

Домашнее задание

§ 31 стр. 178-181 Отв. на вопр. 1-4 стр.181

Приложение: Дополнительный материал к уроку

Нарзан Нарзан — по-кабардински, нарт-санно — питье богатырей$ (Нартов). Горцы считали, что нарзан возвращает умирающим жизнь, а стареющим — молодость. Они сложили о нарзане множество легенд. В одной из легенд говорится: «Там, где снежные горы Кавказа отделяют степи от теплых стран, там, где на холмистых степях Кабарды пасутся табуны коней, есть необыкновенный колодец. Если$ смерть приближается к тебе, а ты хочешь жить, то стоит тебе окунуться в этот колодец, и ты будешь жить долго, долго. Если раны твои от пули или от шашки болят, окунись только в этот колодец, и боль исчезнет. Если хочешь стать разумным, напейся$ этой воды…»

Благодаря нарзану известен Кисловодск. Город находится на высоте 820 м над уровнем моря и защищен от ветров со всех сторон невысокими склонами гор. Климат здесь ровный, без резких колебаний. Нарзанными ваннами лечат сердечных и нервных больных.

Post Comment