Конспект урока по географии «Природные ресурсы Казахстана» 8 класс

Открытый урок по географии в 8 классе

«Природные ресурсы Казахстана»$

Цель урока:

  • Сформировать знания учащихся о природных условиях и географии природных ресурсов Казахстана, дать их классификацию

  • Сформировать знания учащихся о способах рационального использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека с учётом экологических проблем и нахождения их решения.

Задачи урока:

  • $Воспитание чувства патриотизма и чувства гордости за свою страну, одну из крупнейших по площади и численности населения, также по наличию различных природных ресурсов;

  • Использование мультимедийной системы как новой формы обучения для повышения качества образовательного процесса.

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация, экспонаты природных ресурсов.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент: приветствие учащихся, настрой на работу с элементами казахского языка, озвучивание целей урока.

  2. $

    Повторение ранее изученного.

  • $Подготовка к ЕНТ тестовые задания.

  • Фронтальный опрос.

  1. Расскажите об особенностях рельефа Казахстана.

  2. Климат Казахстана.

  3. Внутренние воды Казахстана.

  4. Почвы Казахстана.

  5. Природные зоны Казахстана.

  6. Растительный мир.

  7. Животный мир.

  1. $Изучение нового материала:

Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы.
Закаты как в сказке и звездные ночи,
Рассветы ясны как красавицы очи.
Там вольные ветры и быстрые реки,
Яркое солнце, широкие степи.
Манящие тайной святые озера
И лоз виноградных витые узоры…

ВОПРОС: Какими приро$дными богатствами пользуется человек?

ОТВЕТ учащихся:

Рассказ учителя.

Природные ресурсы — это важнейшие компоненты природной среды, которые непосредственно используются людьми в самых различных целях, но особенно в производстве, служат его сырьевой и энергетической базой.
Обеспеченность человечества природными ресурсами, их эффективное и рациональное использование является одной из основных проблем во всем мире. Пока не иссякли природные ресурсы, ученые всего мира стремятся отыскать новые источники сырья, топлива и энергии. Одним из путей осуществления этой проблемы является широкий поиск другого дешевого сырья.
Поэтому проблемы, связанные с рациональным использованием и охраной природных ресурсов, носят глобальный характер.

Природные ресурсы Казахстана по запасам, происхождению, условиям возобновления и другим свойствам образуют различные группы и виды. Весь набор этих ресурсов можно представить в виде следующей классификации.

$Природные ресурсы

минеральные почвенные водные климатические биологические

Учащиеся разбиваются на 7 групп и готовят сообщение по видам природных ресурсов.


1. Топливно-энергетические ресурсы Казахстана


2. Минеральные ресурсы.

$ — Из природных богатств Казахстана, какие ресурсы принесли ему мировую славу? (минеральные)

— По запасам минеральных ресу$рсов РК стоит на 6 месте в мире.

Назовите статистические данные по запасам минеральных ресурсов: (вольфрам – 1 м, хромит и фосфор – 2 м, марганец – 3 м, свинец и молибден – 4 м, золото – 6 м, железо – 8 м)

— Одно из главных богатств страны — руды черных и цветных металлов.

— А с чем связано размещение полезных ископаемых?

(С геологическим строением.)

Учитель: Итак, обратимся к карте. В какой части района преобладает рудное сырье?

(север и восток страны)

Какими основными видами представлены топливные ресурсы?

Ученики: нефтью, углем, газом.

$Учитель: Где сосредоточены месторождения нефти?

(запад Казахстана) В настоящее время доказанные запасы Казахстана составляют 3,6 млрд тонн нефти и газового конденсата (крупнейшие: Тенгиз, Карачаганак, Жпнпжол, Жетыбай, Кенбай, Каламкас, Каражанбас, Кумколь, Узень) Крупнейшим разведвнным месторождением нефти в шельфе Каспийского моря является месторождение Кашаган (4,8 млрд тонн)

Учитель: Казахстан обладает крупными запасами калийных и поваренных солей. Назовите месторож$дение.

( Павлодар, район Каспийского и Аральского морей)

$
3. Климатические ресурсы.

Агроклиматические ресурсы позволяют заниматься земледелием в теплое время года. Что выращивают в Казахстане?

( зерновые культуры: просо, рожь, ячмень, яровую и озимую пшеницы, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи, картофель и др)

Учитель: Какое развито животноводство?

( мясо-молочное скотовотство и свиноводство, тонко-рунное овцеводство, пчеловодство и др).

4. Водные $

Учитель: Одна из острейших проблем – это нехватка …

Ученики: воды.

Учитель: Какова закономерность размещения водных ресурсов на территории республики?

(водные ресурсы распределены неравномерно, наиболее обеспечен водой северный регион).

$Объём поверхностных вод – 115, 3 млрд м3

85 000 рек, протяженность примерно 8 000 из них превышает 10 км

48 000 озёр. Более 4 000 водохранилищ и плотин


5. Почвенные ресурсы.

Почвенно-земельные ресурсы.

— Назовите общую площадь земельных ресурсов Казахстана (270, 1 млн га – 82% пригодны для с/х)

В структуре земельных угодий преобладают обрабатываемые земли и пастбища. Почвы местами истощены вследствие большого антропогенного воздействия. А в как$ой зоне находятся плодородные почвы?

( на севере республики (зона степей))

6. Растительные ресурсы.


7. Ресурсы животного мира.

Биологические ресурсы:

Что можно сказать о биологическом разно$образии страны? (ответы детей)

Сколько заповедников создано в республике? (9 заповедников)

ресурсы

Полезные ископаемые, почва, вода, воздух, растительный и животный мир

Исчерпаемые$ Неисчерпаемые

климатические

Возобновимые Невозобновимые

Биологические минеральные

Почвенные

Водные


  1. Закрепление материала$.

  1. Какие виды природных ресурсов вы сегодня узнали?

  2. На какие два вида делятся природные ресурсы по исчерпаемости?

  3. $ Какие природные ресурсы возобновимые, а какие невозобновимые?

  4. Какие природные ресурсы есть в нашей местности?

  1. Итог урока:

  2. Домашнее задание:

  3. Выставление оценок.

Post Comment