Конспект урока по географии «Природные районы России. Кавказ» 8 класс

Мохова Г.М., учитель географии,

МОУ СОШ №7 с. Величаевского

Левокумского района Ставропольского края

Учебник География. Природа России для 8 класса общеобразовательных учреждений/И.И. Баринова-М. Дрофа,2009.

Тема: «Природные районы России. Кавказ» (2 часа)

Цель урока$:

сформировать представление о природном районе: раскрыть особенности компонентов природы и их взаимодействие; познакомить с новыми понятиями и терминами: лакколиты, фён, бора, плавни; развитие умений анализировать тематические карты, развитие логическог$о мышления, внимания, умений работать в группе, чувства ответственности взаимопомощи, навыков работы с источниками географической информации, интереса к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: интегрированный (литература), с использованием регионального компонента.

Методы обучения, применяемые на уроке:

-по источнику знаний:

словесные, наглядные, практические;

-по характеру познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный,

частично-поисковый,

$ проблемного обучения.

Оборудование:

учебник, рабочая тетрадь, карты России — физическая, климатическая, физическая карта $Кавказа, карта Ставропольского края (политико-административная), географический атлас, презентация учащихся «Кавказский заповедник», слайды: «Города КМВ», кроссворд по теме «Кавказ», компьютер, карточки, магнитофон, магнитные знаки полезных ископаемы, коллекция «Типы почв»

Структура урока

I.Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

А) Фронтальная беседа с учащимися

На мониторе компьютера вопросы (Слайд №2)

  • Что такое ПТК?

  • Перечислите природные компоненты ПТК;

  • Основной метод выявления ПТК;

  • Заполните пропуски в схеме (Слайд №3)$

— Приведите примеры комплексов:

а) зональных б) азональных

Б) Игра: «Проверь себя» (Слайд 4)

Природные азональные комплексы на карте обозначены цифрами.

У$читель:

Я показываю цифры, вы называете азональные ПТК.

(работа по карте)

Учитель:

В)«О каких территориях идёт речь?» (работа в группах, каждая группа получает карточку с заданиями).

Карточка №1

1.Территория расположена на древней докембрийской платформе. Этим обусловлена главная особенность её рельефа – равнинность. Складчатый фундамент залегает на раз$личной глубине и выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии, а также на правобережье Днепра в его среднем течении.

2.Почвы территории не столь плодородны, как чернозёмы, однако почвенные и агроклиматические ресурсы позволяют выращивать рожь и ячмень, лён и картофель, овощи и овёс, кормовые травы. Лесные и пойменные луга – хорошие сенокосы и пастбища для крупного рогатого скота.

Карточка №2

3Самая длинная и многоводная река Русской равнины, а также все$й Европы.

4.Площадь озера 17.700 км2. Озеро протянулось с севера на юг на 219 км. Средняя глубина – 51 метр. Много островов. Это самое большое озеро Русской равнины.

Карточка №3

5.Это равнинные территории, образованные оставшимися после ледника песчаными отложениями. Их почвы – бедные песчаные, на них растут сосновые боры. $

6.Климат умеренно-континентальный. Континентальность нарастает к востоку и юго-востоку. Сильное влияние на климат оказывает Атлантика. С прохождением циклонов связано выпадение осадков. На юге территории, где циклоны проходят редко, осадков выпадает меньше, чем может испариться. Увлажнение недостаточное, летом нередко бывают засухи и суховеи.

Отчёт групп о проделанной работе. (Слайд №5)

1.Русская равнина

2.Н$ечерноземье

3.Волга

4.Ладожское озеро

5.Полесье

6.Русская равнина

Работа над ошибками.

III. Изучение нового материала

Учитель:

Сегодня мы приступаем к изучению одного из своеобразнейших природных районов. Ему под$арили свою любовь А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие замечательные сыны нашего Отечества.

Включаем магнитофон:

Кругом налево и нап$раво,

Как бы остатки пирамид,

Подъемлясь к небу величаво,

Гора из-за горы глядит

И дале царь их пятиглавый,

Туманный, сизо-голубой,

Пугает чудной вышиной.

Учитель:

Кто авт$ор этих строк? О каком природном районе идёт речь?

Ответ учащихся: М.Ю.Лермонтов. Речь идёт о Кавказе.

Сообщение учителем темы урока (Слайд №6)

Дополнительный материал:

М.Ю. Лермонтов в возрасте трёх лет потерял мать. Жил и воспитывался у бабушки. Отец навещал редко. Мальчик был болезненным ребенком, и бабушка возила его на Кавказ лечиться. Кавказ навсегда покорил сердце будущего поэта своей могучей красотой и величавостью.

Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина

Кавказ предо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины

Орёл, с отдалённой поднялся вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожден$ье

И первое грозных обвалов движенье

$ Здесь тучи смиренно идут подо мной,

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,

Под ними утёсов наши громады.

-Как вы думаете? О чём говорит эта яркая картина в стихотворении.

Ответ учащихся: о природе Кавказа, о речных потоках.

Сообщение учителем цели урока (Слайд №7)

Учитель:

-Вспомните план изучения природного района (Слайд №8)

1.Географическое положение.

2.Рельеф и геологическое строение.

3.Климат.

4.Воды (реки, озёра, болота, подземные воды, ледникии.т.д.).

5.Природные комплексы района.

$ 6.Природные ресурсы и проблемы их использования.

1.Географическое положение /1-2 минуты/

Работа с географическим атласом. Учащиеся, дают краткую характеристику географического положения Кавказа. (Слайд №9)

Ответ:

Горы расположены к югу от Русской равнины. От Русской равнины их отделяет Кумо-Манычская впадина. Кавказские$ горы протянулись с севера- запада на юго-восток через перешеек, отделяющий Азовское и Чёрное море от Каспийского. На западе от Таманского полуострова до Апшеронского полуострова на востоке.

2.Рельеф

Учитель:

-По рисунку определите, на какие крупные части делится Кавказ по особенностям рельефа, геологическому строению, природным условиям. (Работа$ с учебником стр. 163, рисунок 63)

Ответ учащихся:

Предкавказье, Большой Кавказ, Закавказье.

Учитель:

К России относятся только Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа (Слайд №10)

$

Предкавказье Большой Кавказ

Учитель:

Большой Кавказ – система горных хребтов. Эти хребты являются куэстами. Учитель даёт понятие «куэсты»

(гряды, у которых один склон крутой, а другой пологий)

-Назовите хребты Б$ольшого Кавказа (работа с учебником стр.165 рис64; географическим атласом)

Ответ учащихся:

Водораздельный (Главный), Боковой, северные склоны — Скалистый, Пастбищный хребты.

Учитель:

По гребню одного из хребтов проходит граница между Россией, Грузией и Азербайджаном.

-Назовите хребет, по которому проходит граница между Россией, Грузией и Азербайджаном.

Ответ учащихся: по гребню Водоразде$льного (Главного) хребта.

Учитель:

Мне бы хотелось обратиться к строкам из стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Приветствую тебя, Кавказ седой!»

-Почему «седой»?

( учащиеся говорят: горы покрыты снегами и ледниками.)

Учитель:

На Большом Кавказе 2047 ледников. Самый крупный ледник – Безенги. Балкарцы называют его еще Уллу-Чиран (Большой лед) — тол$щина льда в среднем 180 м, площадь 36,2 км2 , протяженность ледника 17,6 км.

Учитель: Эти стихийные природные явления распространены на Кавказе. (Слайд № 11)

-Назовите эти природные явления.

Дополнительная информация:

О лавинах Кавказа люди узнали около 2000 лет тому назад. Страбон в книге «География», живший 2000 лет назад, писал: «На Кавказе лавины подстерегают путешественников и взимают много жертв». В одном из сообщений 1817 года говорилось о гибели отряда русской армии под лавиной на пути к Эльбрусу. Зимой 1942-1943гг. в Приэльбрусье снежные лавины влияли на в$оенные действия. Под массами снега погибали и немецкие егеря, и советские солдаты. А спецподразделения военных альпинистов вызывали лавины искусственно, чтобы уничтожить врагов. Учитель:

  • Чем вы объясните тот факт, что вершины покрыты снегами и ледниками?

$ (учащиеся говорят о высоте гор)

Учитель:

Кавказские горы самые высокие горы России.

Задание №1

-Определите высоту отдельных вершин Кавказа. Назовите сам$ую высокую вершину Кавказа. (Слайд №12)

(самостоятельная работа учащихся с картами географического атласа)

Ответы учащихся: (Слайд №13)

    1. Казбек – 5003м

    2. Дыхтау – 5203м

    3. Шхара – 5068м

    4. Шхельда – 4322м

    5. Эльбрус – 5642м

    Учитель:

    А.С.Пушкин писал:

    И в их кругу колосс двуглавый,

    В венце, блистая л$едяном,

    Эльбрус, огромный, величавый,

    Белел на небе голубом.

    Задани$е №2

    -Определите географические координаты самой высокой вершины. (Слайд №14)

    (самостоятельная работа учащихся с картами географического атласа.)

    Ответ: (Слайд №15)

    Эльбрус- 43°с.ш. 42°в.д.

    Дополнительный материал:

    Эльбрус – самая высокая вершина не только Кавказских гор, но и всей России, представляет собой конус потухшего вулкана. Эльбрус имеет две ве$ршины — западную — (5642м) и восточную (5621м), разделённые глубокой седловиной. Вершины Эльбруса покрыты шапкой льда, от которой в стороны спускаются 54 ледника.

    Официальной датой его покорения считается 1829 год. Была организованна экспедиция, которой руководил командующий Кавказской укреплённой линии – генерал Эммануэль. Экспедицию сопровождали казаки, кабардинцы, балкарцы. Эльбрус покорялся ценой больших усилий. Кабардинец Хилар Хаширов 10 июля 1829 года первым ступил на восточную вершину Эльбруса.

    Среди русских, кто побывал на обеих вершинах, на западную, до него, не поднимался никто – был Андрей Васильевич Пастухов. Это было в 1890 году. Упорство, настойчивость Пастухова и его спутников победили. Самым важн$ым результатом его подъёма было составление первой карты Эльбруса.

    Учитель:

    Местные лезгины называют гору «Кичендаг», что означает «гора страха», так как вершина редко бывает, не по$крыта облаками, из-за чего гора и внушает некоторую тревогу. В переводе с азербайджанского (тюркского) означает «рыночная площадь», точнее как конкретный ориентир — «поворот к рынку, базару».

    — О какой вершине идёт речь?

    ( ответ учащихся — гора Базардюзю)

    -А чем знаменита вершина Базардюзю?

    (ответ учащихся — крайняя южная точка России)

    -Определите её высоту и географические координаты$

    Ответ учащихся: (Слайд №16)

    Базардюзю Высота 4466 м; Географические координаты: 41°с.ш. 47°в.д).

    О чём говорит вам высота гор Кавказа?

    (ответ учащихся — о возрасте, о том, что это молодые горы)

    • Используя карту географического атласа, определите их возраст

    Ответ учащихся: область новой кайнозойской складчатости

    Сообщение учащихся «Сотворение Большого Кавказа».

    Учитель:

    $ Кроме цепи гор с пикообразными вершинами, на Кавказе есть отдельно стоящие горы, несостоявшиеся вулканы.

    Лакколит — куполообразная форма залегания магматических горных пород, образующаяся при внедрении магмы между слоями осадочных пород.

    Задания:

    Приведите примеры гор, расскажите об их образовании.

    Сообщения учащихся о горах лакколитах$ — Машук, Бештау (опережающее индивидуальное домашнее задание)

    Машу́к — 2. 3.

    4. 5. 6.

    Учитель:

    КМВ – жемчужина России. В каких городах КМВ можно познакомиться с этими достопримечательностями? (Слайд №1$7-22)

    Ответы: (Слайд 23)

    1. (Скульптура «Орёл » — символ города Пятигорска)

    2.(Замок коварства и любви — город Кисловодск)

    3.(«Эолова $арфа» — город Пятигорск)

    4.(Беседка «Стеклянная струя» – город Кисловодск)

    5.(Свято-Никольский собор-город Кисловодск)

    6.(Холодный$ Нарзан-город Пятигорск)

    Дополнительная информация учителя:

    Учитель: Знаете ли Вы, что?

    • Целебные источники в районе КМВ были известны в древности. В 1717 году Пётр I поручил придворному лекарю Шоберу «искать в нашем государстве ключевых вод, которыми можно пользоваться от различных болезней.

    • Официальной датой возникновения курортов на КМВ стал 1803 год.

    • Профессор Петербургской медико-хирургической академии А. П. Нелюбин первым предложил разливать воду в бутылки и распространять по всей России.

    • Впервые разлив $воды начали только в 1848 году. По рекомендации наместника Кавказа князя М. С. Воронцова.

    3. Климат.

    Учитель:

    -В каких климатических поясах расположена российская часть Кавказа?

    -Определите тип климата.

    -Дайте характеристику климата Предкавказья и Большого Кавказа.

    $ (работа в группах)

    Отчёт групп (климат Предкавказья и Большого Кавказа) (Слайд №24)

    Учитель:

    Иногда в горах образуются местные ветры: бора, фён.

    Сообщение учащихся: «Бора» и «Фён».

    Фён – тёплый ветер, нисходящий с гор в долины. Образуется весной.

    Бора — сильный и холодный северный ветер, образуется зимой, при переваливании через хребты. Иногда достигает ураганной силы.

    Учитель:

    -О чем говорят вам слова: виноград, апельсины, мандарины, лимоны, персики?

    $ Климат побережья Черного моря (рассказ.)$

    4.Воды природного района.

    Учитель:

    Кавказ богат не только подземными водами, но и поверхностными водами.

    -Назовите крупные реки, протекающие по территории Кавказа.

    ( работа с картами географического атласа.)

    Ответ учащихся: Кубань, Терек, Кума, Калаус.

    -Подумайте, каков характер течения рек?

    Запись магнитофона. (Слайд №25)

    «.. Терек воет, дик и злобен,

    Меж утёсистых громад,

    Буре плач его подобен,

    Слёзы брызгами летят.

    $Учитель:

    Кто автор строк стихотворения?

    Ответ учащихся: М.Ю. Лермонтов.

    Учитель:

    Реки крутятся, как змеи, дикие, бурные… А на равнине скорость их падает. — Тип питания рек

    $

    Ответ учащихся: ледниковое

    На реках Кавказа возникают наводнения.

    -Что является причиной наводнений?

    $Учитель даёт понятие «плавни»

    Прошло почти столетие со времени написания строк:

    Здесь два моста, но под мостом

    Не бьется Терек здесь задорно,

    Как барс в темнице, озлобясь,

    Напротив, он несёт покорно

    Навоз$, помои, сор и грязь…

    В Терек попадают нечистоты, что в значительной степени влияет на его экологию. Прав поэт в том, что к Тереку, как и к другим рекам и родникам, мы должны относиться более бережно и разумно.

    Учитель:

    В Предкавказье, особенно в восточной части существует проблема нехватки воды.

    — Как она решается?

    — Какие меры Вы могли бы предложить?

    5.Озёра.

    Учитель:

    По последним данным, только в пределах Большого Кавказа насчитывается 1600 озёр. Крупных озёр нет.

    $ -Назовите и покажите озёра?

    ( работа учащихся с географическими картами)

    6. Природные зоны Кавказа.

    Учитель:

    • По карте определите, в какой природной зоне расположено Предкавказье?

    • $ Как освоил человек эти природные зоны?

    Сообщение учащихся: «Прикубанская равнина».

    Учитель: Перед вами коллекция « Типы почв»

    -Выберите из коллекции плодородную почву

    Учитель:

    $

    Природные зоны в горах размещены поэтажно.

    -Как называется смена высотных поясов в горах?

    -Рассмотрите высотную поясность Большого Кавказа (работа с учебником стр. 168, рис66).

    -Какова главная причина смены природных зон в горах?

    Учитель:

    Обладая различными природными зонами, Кавказ незаменим для отдыха людей. Это царство цитрусовых, чая, винограда, тёплого моря. Выше в горах – раздолье для любителей горнолыжного спорта, минеральные источники незаменимы для поправки здоровья.

    Учитель:

    $Как же сохранить природу? (Слайд №26)

    (Кавказский, Тебердинский, Кабардино-Балкарский, Северо-Осетинский национальные парки). ( Приэльбрусье, Сочинский).

    Презентация: «Кавказский заповедник».

    Учитель:

    На территории Кавказа территории с особым индивидуальным охранным статусом федерального значения:

    1.Эколого-курортный район КМВ.

    2.Эколого-экономический и рекреационный район Сочи.

    (Слайд №27)

    $

    Учитель:

    На 119-ой сессии Международного олимпийского комитета Россия была объявлена страной, приним$ающей Олимпийские игры 2014 года. Олимпиада 2014 будет проходить в Сочи! Город-курорт является прекрасным местом для проведения этого широкомасштабного мероприятия. Идеальные природно-климатические и географические условия открывают большие возможности для создания спортивных объектов и объектов общей инфраструктуры города.

    Звучит музыкальная композиция в исполнении учащихся (песня о мире на стихи уч-ся).

    Учитель:

    Кавказ. Горько и больно за то, что происходит сейчас в этом чудном крае: военные действия в Чечне, террористические акты, влекущие за собой смерть невинных граждан. Так хочется надеяться, что придут мир и спокойствие на эту землю.

    $ Дополнительный материал:

    Я люблю мою Россию

    За рассвет и за закат,

    За дорожки голубые,

    За багряный листопад,$

    За весенние поляны

    В жёлтом мареве цветов

    И за шепот тихий, нежный

    Опадающих цветов.

    Катит воды голубые

    Меж лесов моя река,

    Холодная вода в пучине,

    Холодна и глубока,

    А в воде прозрачной, чистой

    Моет волосы трава.

    Это всё моя Россия,

    Это Родина моя!

    $ V.Закрепление материала

    Работа в группах:

    Кроссворд по теме: «Кавказ». (Слайд №28) Условие: «Кто быстрее?»

    $

    3

    5

    6

    2

    1

    $

    4

    ВОПРОСЫ:

    По горизонтали

    1. Гряды склонов Кавказа?

    2. $ Горы с округлыми вершинами, образованные в результате внедрения магмы в осадочные породы?

    3. $ Поэт, посвятивший свои произведения Кавказу?

    4. Город – курорт на Кавказе?

    5. Заболоченные пространства, поросшие камышом?

    6. Одна из вершин Кавказа?

    ОТВЕТЫ:

    1.Куэсты

    2.Лакколиты

    3.Лермонтов

    4.Кисловодск

    5.Плавни

    6.Казбек

    Учитель:

    О каком природном р$айоне сегодня шла речь? Внимательно найдите это слово в кроссворде (по вертикали слово- «Кавказ».)

    Установи соответствие (Слайд №29)

    мезозойская эра, складчато-глыбовые, Эльбрус, глыбовые, по трещинам с больших глубин изливалась магма$, Казбек, дождевое, кайнозойская эра, плавни, влага приходит на Кавказ с Атлантики, дубравы, это молодые и высокие горы, ледниковое, холодный ураганный ветер,

    Карточки с вопросами:

    1.Самая высокая вершина Кавказа…

    2.Реки Кавказа имеют питание…

    3.Кавказские горы по строению являются…

    4.Заболоченные пространства в низовьях Терека и Кубани

    5.Западные районы Кавказа получают осадков больше, чем восточные,

    потому что

    6.Кавказские горы богаты рудными ископаемыми, потому что

    $ 7.Кавказские горы молодые, потому что

    8.В Сочи самая тёплая зима, потому что

    Ответы: (Слайд №30)

    1-Эльбрус, 2-ледниковое, 3-складчато-глыбовые,4-плавни,5-влага на Кавказ приходит из Атлантики, 6-по трещинам с больших глубин изливалась магма,7-мезозойская, кайнозойская эры, 8-ответа нет.

    Учитель:

    Да, ответа нет. А как вы думает$е, почему в Сочи самая тёплая зима?

    Ответ учащихся: защищены горами от холодного воздуха.

    VI. Подведение итогов урока:

    С каким природным районом мы с вами познакомились?$

    Что вы интересного узнали об этом природном районе?

    В каких районах Кавказа вам хотелось бы побывать? Почему? (это и будет ваша работа над проектом)

    VII. Задание на дом: §30, 31; В каких районах Кавказа вам хотелось бы побывать? Почему?

    Рекомендуемая литература:

    $1.Занимательное краеведение Г. А. Беликов.

    2.Эти удивительные горы Ю. П. Супруненко.

    VIII. Выставление и комментирование оценок учащимся за урок.

    Учитель:

    Спасибо за урок. Успехов вам, удачи и новых знаний!

    Post Comment