Конспект урока по Географии "Разнообразие географических карт" 5 класс

Открытый урок географии в 5-м классе по теме: Разнообразие географических карт.

Цель:

$По 1-й линии развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

1. Объяснять роль географических карт, как различных источников географической информации.

$

По 3-й линии развития – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения:

  1. Овладение умениями классифицировать географические карты по содержанию, по охвату территории и по масштабу.

  2. Находить преимущества и недостатки общегеографических и тематических карт и делать обобщающие выводы

  3. Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации.

Задачи:

  1. Организовать деятельность обучающихся, направленную:

  • Развитие информационных умений обуча$ющихся при работе с текстом учебника, физическими картами мира и России, схемами

  • Развитие коммуникативных компетенций при работе в парах (обосновывать суждения, приводить аргументы, примеры, задавать вопросы);

  • Формирование компетентности решения проблем (целеполагания, планирования и оценки результата деятельности).

Оборудование: различные карты, космические снимки, аэрофотоснимки.

Этапы урока

$

$Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

I.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

$

$

$

II.

Поиск решения.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Какой раздел мы изучаем на уроках? (Источники географической информ$ации).

Создает ситуацию актуализации личного опыта учащихся по теме урока.

Вспоминают и анализируют имеющиеся знания

$

Выдвигают версии решения проблемы,

Самостоят$ельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

- Верно. С какими источниками географической информации мы уже знакомы? (Нам знакомы географические карты, план местности, глобус. Аэрофотоснимки, космические снимки).

А теперь, давайте поиграем в игру «Учитель, ученик»

Вы будете работать в парах. Каждый из вас должен придумать по одному вопросу друг другу на определение следующих понятий: план местности, географическая карта, аэрофотоснимок, космический снимок. Задать вопрос соседу и оценить его от$вет, пользуясь записями в тетради и текстом учебника.

(если ребята затрудняются, учитель задает первый вопрос. Например: Что такое план местности? (это чертеж, на котором условными знаками показано сверху уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности.)

Фо$рмирует мотивацию учащихся

Создает проблемную ситуацию

$

Формируются познавательные логические умения.

1) Что такое географическая карта? ( карта - плоское обобщенное изображение небольшого участка или всей поверхности Земли.)

2) Что такое аэрофотоснимок? (Аэрофотоснимок – это фотографии местности, полученные с самолета.)

3) Что такое космические снимок? (космический снимок - это фотографии местности, полученные с космического аппарата.)

4)Что такое план местности? (чертеж, на котором условными знаками показана $сверху уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности)

- Поднимите руку, кто легко справился с данным заданием, у кого задания вызвали затруднения? Почему? Как нужно поступить, чтобы усвоить эти понятия? Возникли у вас интересные мысли?

- У учеников обсуждающих эту тему, возникли разные мнения. Давайте прочитаем два мнения:

1) Некоторые пользователи Интернета считают, что географические карты в будущем не потребуются. Уже сейчас широко используют аэрофотоснимки и космические снимки.

2) По мнению учёных, аэрофотоснимки и снимки из

космоса$ сегодня важны, но без карт и планов географическая наука ещё долго не сможет обходиться.

- Сравните два мнения.

- С каким из этих мнений вы согласны? Объясните почему?

- Итак, у вас возникли противоречия, сформулируйте эту проблему? (сравните формулировку с авторским вариантом).

-- Почему аэро- и космические снимки не могут заменить географические карты?

- Давайте представим себя в разных ситуациях.

- Ситуация 1. Мы собираемся пойти в поход за железнодорожный вокзал.

- Ситуация 2. Ученые, изучают движения огромных воздушных вихрей -тропических ураганов.

- Ситуация 3. Корабль терпит бедствие в Индийском океане. Просит помощи по указанным координаты 20 ю.ш, 60 в.д.

- Какой источник географической информации вы возьмете в каждой из этих ситуаций?

- Почему? Аргументируйте свой ответ.

- Си$туация 1. Я бы взяла план местности. На плане местности показаны небольшой участок местности, дороги, лесные массивы, дома, реки, большая подробность изображаемых объектов

- Ситуация 2. Космические снимки. По космическим снимкам можно проследить путь и вычислить скорость движения огромных воздушных вихрей.

- Ситуация 3. Географическая карта.С помощью градусной сетки можно определить географические координаты.

- Итак, какой выво$д можно сделать.

- Ребята мы убедились, что в каждом конкретном случае необходим тот или другой источник географической информации: либо план местности, либо географическая карта, либо аэрофотоснимки или снимок их ко$смоса

- К какому источнику географ информации обращаются чаще всего? (к географической карте).

- Почему? Как называется набор географических карт, которые собраны в виде альбома? (атлас).

- Итак, открываем атлас стр 18, 20, 24. Читаем названия географических карт.

- Какой вывод можно сделать?

- Географические карты бывают разные.

- Итак, сформулируем цель урока?

- Познакомится с разнообразием географических карт и научится считывать с них информацию.

- Сформулируйте тему урока?

- Разнообразие географических карт

- Открываем тетради, записываем число и тему урока: Разнообразие географических карт.

- Посмотрите на рис 58. Классификация географических карт по содержанию.

- Определите, какие бывают карты? (общегеографические и тематические.

- Чем они отличаются?

- Что показана на тематических картах? (только определенные географические объекты и явлен$ия).

- Что показано на общегеографических картах?

- Рассмотрим карту на рис 58. Откроем атласы стр 18.

- Что показана на этой карте? (Океаны, материки …).

- Прочитаем, как эта карта называется? (Физическая карт$а).

- Откройте атласы, стр 18, определите какая эта карта по содержанию? Стр 20- какая карта. Стр 23 – какая карта?.

- Итак, какие бывают карты? (общегеографические и тематические).

- Посмотрите на схему

- Тематические и общегеографические карты отличаются своим содержанием

-Итак, начинаем заполнять схему, вы будете работать в группах).

$

- Остальную часть схемы вы заполняете с помощью текста учебника.

- Давайте проверим, что у вас получилось. (учащиеся читают классификацию и потом вешают свои карточки на доску).

- Итак, какую работу вы сейчас выполнили? (перевели текстовую информацию в схему «классификация карт»).

III. Самостоятельное применение знаний.

ΙV.

$Итог урока

- А теперь, пользуясь данной классификацией, охарактеризуем настенную карту (физическая карта мира). По содержанию – общегеографическая, по назначению – учебная, по охвату территории – мировая, по масштабу – мелкомасштабная.

- Предлагаю работу выполнить в парах. Охарактеризуйте карту атласа 1 вариант- стр 20, второй вариант - стр 22,

- Проверяем правильность выполнения по эталону.

- Итак, подведем итоги. Какой вывод можно сделать по уроку? (карты разнообразны по содержанию, масштабу, охвату территории. Карта – основной источник информации).

$

- Какая была цель урока? (узнать виды карт).

- Мы смогли ответить на вопрос?

- Как работали на уроке, где добывали информацию? (в тексте учебника, в географической карте).

- Как оформляли полученную информацию? (изучили текст учебника и доработали схему «Классификация карт»).

- У кого есть$ вопросы по этой теме?

- Что показалось трудным?

Домашнее задание п10, задание 4,7.

$- тематические

- общегеографи

ческие

Post Comment