Конспект урока по Географии «Разнообразие географических карт» 5 класс

Открытый урок географии в 5-м классе по теме: Разнообразие географических карт.

Цель:

$По 1-й линии развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

1. Объяснять роль географических карт, как различных источников географической информации.

$

По 3-й линии развития – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения:

  1. Овладение умениями классифицировать географические карты по содержанию, по охвату территории и по масштабу.

  2. Находить преимущества и недостатки общегеографических и тематических карт и делать обобщающие выводы

  3. Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации.

Задачи:

  1. Организовать деятельность обучающихся, направленную:

  • Развитие информационных умений обуча$ющихся при работе с текстом учебника, физическими картами мира и России, схемами

  • Развитие коммуникативных компетенций при работе в парах (обосновывать суждения, приводить аргументы, примеры, задавать вопросы);

  • Формирование компетентности решения проблем (целеполагания, планирования и оценки результата деятельности).

Оборудование: различные карты, космические снимки, аэрофотоснимки.

Этапы урока

$

$Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

I.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

$

$

$

II.

Поиск решения.

— Здравствуйте, ребята, садитесь.

— Какой раздел мы изучаем на уроках? (Источники географической информ$ации).

Создает ситуацию актуализации личного опыта учащихся по теме урока.

Вспоминают и анализируют имеющиеся знания

$

Выдвигают версии решения проблемы,

Самостоят$ельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

— Верно. С какими источниками географической информации мы уже знакомы? (Нам знакомы географические карты, план местности, глобус. Аэрофотоснимки, космические снимки).

А теперь, давайте поиграем в игру «Учитель, ученик»

Вы будете работать в парах. Каждый из вас должен придумать по одному вопросу друг другу на определение следующих понятий: план местности, географическая карта, аэрофотоснимок, космический снимок. Задать вопрос соседу и оценить его от$вет, пользуясь записями в тетради и текстом учебника.

(если ребята затрудняются, учитель задает первый вопрос. Например: Что такое план местности? (это чертеж, на котором условными знаками показано сверху уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности.)

Фо$рмирует мотивацию учащихся

Создает проблемную ситуацию

$

Формируются познавательные логические умения.

1) Что такое географическая карта? ( карта — плоское обобщенное изображение небольшого участка или всей поверхности Земли.)

2) Что такое аэрофотоснимок? (Аэрофотоснимок – это фотографии местности, полученные с самолета.)

3) Что такое космические снимок? (космический снимок — это фотографии местности, полученные с космического аппарата.)

4)Что такое план местности? (чертеж, на котором условными знаками показана $сверху уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности)

— Поднимите руку, кто легко справился с данным заданием, у кого задания вызвали затруднения? Почему? Как нужно поступить, чтобы усвоить эти понятия? Возникли у вас интересные мысли?

— У учеников обсуждающих эту тему, возникли разные мнения. Давайте прочитаем два мнения:

1) Некоторые пользователи Интернета считают, что географические карты в будущем не потребуются. Уже сейчас широко используют аэрофотоснимки и космические снимки.

2) По мнению учёных, аэрофотоснимки и снимки из

космоса$ сегодня важны, но без карт и планов географическая наука ещё долго не сможет обходиться.

— Сравните два мнения.

— С каким из этих мнений вы согласны? Объясните почему?

— Итак, у вас возникли противоречия, сформулируйте эту проблему? (сравните формулировку с авторским вариантом).

— Почему аэро- и космические снимки не могут заменить географические карты?

— Давайте представим себя в разных ситуациях.

— Ситуация 1. Мы собираемся пойти в поход за железнодорожный вокзал.

— Ситуация 2. Ученые, изучают движения огромных воздушных вихрей -тропических ураганов.

— Ситуация 3. Корабль терпит бедствие в Индийском океане. Просит помощи по указанным координаты 20 ю.ш, 60 в.д.

— Какой источник географической информации вы возьмете в каждой из этих ситуаций?

— Почему? Аргументируйте свой ответ.

— Си$туация 1. Я бы взяла план местности. На плане местности показаны небольшой участок местности, дороги, лесные массивы, дома, реки, большая подробность изображаемых объектов

— Ситуация 2. Космические снимки. По космическим снимкам можно проследить путь и вычислить скорость движения огромных воздушных вихрей.

— Ситуация 3. Географическая карта.С помощью градусной сетки можно определить географические координаты.

— Итак, какой выво$д можно сделать.

— Ребята мы убедились, что в каждом конкретном случае необходим тот или другой источник географической информации: либо план местности, либо географическая карта, либо аэрофотоснимки или снимок их ко$смоса

— К какому источнику географ информации обращаются чаще всего? (к географической карте).

— Почему? Как называется набор географических карт, которые собраны в виде альбома? (атлас).

— Итак, открываем атлас стр 18, 20, 24. Читаем названия географических карт.

— Какой вывод можно сделать?

— Географические карты бывают разные.

— Итак, сформулируем цель урока?

Познакомится с разнообразием географических карт и научится считывать с них информацию.

— Сформулируйте тему урока?

— Разнообразие географических карт

— Открываем тетради, записываем число и тему урока: Разнообразие географических карт.

— Посмотрите на рис 58. Классификация географических карт по содержанию.

— Определите, какие бывают карты? (общегеографические и тематические.

— Чем они отличаются?

— Что показана на тематических картах? (только определенные географические объекты и явлен$ия).

— Что показано на общегеографических картах?

— Рассмотрим карту на рис 58. Откроем атласы стр 18.

— Что показана на этой карте? (Океаны, материки …).

— Прочитаем, как эта карта называется? (Физическая карт$а).

— Откройте атласы, стр 18, определите какая эта карта по содержанию? Стр 20- какая карта. Стр 23 – какая карта?.

— Итак, какие бывают карты? (общегеографические и тематические).

— Посмотрите на схему

— Тематические и общегеографические карты отличаются своим содержанием

-Итак, начинаем заполнять схему, вы будете работать в группах).

$

— Остальную часть схемы вы заполняете с помощью текста учебника.

— Давайте проверим, что у вас получилось. (учащиеся читают классификацию и потом вешают свои карточки на доску).

— Итак, какую работу вы сейчас выполнили? (перевели текстовую информацию в схему «классификация карт»).

III. Самостоятельное применение знаний.

ΙV.

$Итог урока

— А теперь, пользуясь данной классификацией, охарактеризуем настенную карту (физическая карта мира). По содержанию – общегеографическая, по назначению – учебная, по охвату территории – мировая, по масштабу – мелкомасштабная.

— Предлагаю работу выполнить в парах. Охарактеризуйте карту атласа 1 вариант- стр 20, второй вариант — стр 22,

— Проверяем правильность выполнения по эталону.

— Итак, подведем итоги. Какой вывод можно сделать по уроку? (карты разнообразны по содержанию, масштабу, охвату территории. Карта – основной источник информации).

$

— Какая была цель урока? (узнать виды карт).

— Мы смогли ответить на вопрос?

— Как работали на уроке, где добывали информацию? (в тексте учебника, в географической карте).

— Как оформляли полученную информацию? (изучили текст учебника и доработали схему «Классификация карт»).

— У кого есть$ вопросы по этой теме?

— Что показалось трудным?

Домашнее задание п10, задание 4,7.

$- тематические

— общегеографи

ческие

Post Comment