Конспект урока по географии «Сфера услуг» 8 класс

Тема урока: Сфе$ра услуг 19.02.2014г. 8 класс

Домашнее задание на урок 43: 1) изучить § 42; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 3—11 (если на предыдущем уроке учащиеся отдали предпочтение анкетированию, то задание 11 можно не выполнять); 3) выполнить задания 35 на с. 58; 56 и 57 на с. 62 тренажера.

Урок 43. Сфера услуг

      Цель урока:

$познакомить учащихся с отраслями сферы услуг.

      • Выявить, что такое услуга, и какие отрасли образуют сферу услуг.
      • Раскрыть понятие «территориальная организация обслуживания».
      • Выявить отличия сферы услуг в городе и сельской местности.
      • Развивать умение проводить простейшие социологические исследования (анкетирование).

Задачи:

Познавательные:

$- рассмотреть природные ресурсы морей России;

— раскрыть экологические проблемы морей России;

— изучить по картам моря, проливы, заливы.

Развивающие:

— развивать умение составлять описание географического объекта с опорой на предложенный план;

— продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации

Воспитательные:

— воспитывать чувство гордости за свою страну, бережное отноше$ние к природе;

 Основное содержание: сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслужива$ния. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.
      

Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и спроса на различные виды услуг на примере своей местности.
      

Способы действия учащихся: проанализировать текст § 43, схему «Состав сферы услуг», провести анкетирование по определению степени доступности и спроса на различные виды услуг, дать предложения по улучшению территориальной организации обслуживания.
      

Ценностный компонент урока: значение сферы услуг для общества и себя лично, проблемы развития непр$оизводственной сферы.
      

Проверка домашнего задания:
Проверку домашнего задания учитель осуществляет на основе материала § 42 и заданий тренаж$ера.

1. Повторение ранее изученного.

— 1 место по грузообороту занимает …

— самый дорогой вид транспорта ….

— наиболее густая трансп.сеть сформирована в РФ на …

— главное преимущество автомобильного транспорта …

— главная ж/д магистраль РФ …

— самые дешевые перевозки …

— погодные условия особенно сильно влияют на работу …

— самый крупный порт на Балтике…

— 1 место в грузообороте принадлежит портам … бассейна

— судоходство между портами своей страны называется …

$- самый большой объем перевозок грузов имеет порт …

— перевозка пассажиров на дальние расстояния – главная специализация…транспорта.

      

$Ход урока:

Организационный этап

1

Приветствие учителя, ответная реакция учеников, использование этого эмоционального момента в воспитательных целях

Учитель приветствует учащихся. Все вместе приветствуют присутствующих гостей.

Ответная реакция детей.

$

Этап всесторонней проверки знаний

$

2

Формирование положительной мотивации к восприятию нового.

3

Применение приемов педагогического воздействия для стимулирования и формирования личностного отношения к предстоящей деятельности (каких?)

$

Подвести к теме, заинтересовать (чем?)

Жизнь современного человека невозможно представить без транспорта и телефона, без магазинов, школ, парикмахерских, ремонтных мастерских, театров, музеев – иными словами, без сферы обслуживания. От уровня ее развития зависит уровень нашей жизни. Сфера обслуживания или социальная инфраструктура состоит из множества отраслей, предоставляющих услуги.

$

Этап подготовки к усвоению новых знаний, формирование субъектной позиции учащихся в учебном процессе

$

4

Совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, определение путей достижения общего и индивидуальных результатов

5

$

Осознание и принятие цели учебной деятельности учащимися, включение учащихся в процесс целеполагания

6

Ориентация на интересы и потребности учащихся, учет уровня их подготовленности к предстоящей деятельности

$

7

Связь изучаемой проблемы с жизненными ситуациями сегодняшнего дня.

$

Можно привести примеры отраслей хозяйства и попросить распределить, какие относятся к производственной сфере, а какие — нет. В конце урока повторить это задание

Этап усвоения новых знаний или способов действий.

8

$

Использование воспитательной ценности материала.

9

Создание ситуаций выбора

10

Совместное распределение поручений, обязанностей, функций, средств, видов групповой деятельности в соответствии с возможностями каждого участника деятельности

$

$

11

Обеспечение возможности для учащегося добиваться положительного результата, успеха в работе

$Проверка понимания учащимися нового материала.

12

Индивидуальный подход к “непонятливым”

13

Отсутствие вспышек раздражительности, гнева со стороны учителя

Закрепление знаний и спосо$бов действий.

14

Наличие заданий, направленных на развитие эмоционально-чу$вственного восприятия, творческого воображения и интуиции.

15

Поддержка индивидуальных достижений уч$ащегося, адекватная их оценка.

16

Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися) (подчеркнуть)

$17

Поощрение учителем взаимопомощи.

18

Адекватность самооценки возможностей и способностей учащимися

3. Закрепление нового материала.

$ — какие отрасли включает в себя непроизводственная сфера?

— каково значение сферы обслуживания для человека?

— продолжите предложение — «услуга — это…»

— какие виды услуг вы знаете?

— какие отрасли образуют сферу услуг?

— какие рекреационные зоны можно выделить на территории РФ и стран бывшего СССР ?

— назовите наиболее популярные зарубежные курорты.

$

Рефлексия

19

Способность учащихся анализировать учебную деятельность, рефлексивно относиться к своим действиям и достижениям.

$

Домашнее задание, инструктаж по выполнению.

$

20

Ориентация на необходимость добросовестного систематического отношения к выполнению домашнего задания

21

Вариативность домашнего задания

22

Алгоритм выполнения домашнего задания

$

Изучение нового материала:

Три сектора экономики:$

Первичный сектор экономики объединяет отрасли, связанные$ с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты. К первичному сектору относятся сельское хозяйство, рыболовство, $лесоводство, охота (аграрно-промысловый сектор) и доб$ыча природного сырья (угля, нефти, металлических руд и т. п.).

Вторичный сектор $экономики  обрабатывающая промышленность$ и $строительство.

Третичный сектор экономики — сфера услуг. Переход к господствующей третичной эко$номике связан с ростом производительности труда в промышленности, в связи с чем высвобождались ресурсы для развития сферы услуг. К сферам услуг относят транспортсвязь$торговлю, туризмздравоохранение и т. п.

«Что такое сфера услуг и какие отрасли ее образуют»

Итак, сфера услуг – часть третичного сектора экономики,$ имеющая все большее значение в современном обществе. Эта сфера либо доводит до потребителя то, что произвели в других отраслях (через торговлю), и обеспечивает их эксплуатацию (с помощью ремонта), либо сама производит услуги для населения (юрист, актер, учитель, врач и др.). То есть, услуги бывают двух видов.

Сравним:

Часовой завод (материальные блага — часы)

Мастерская по ремонту часов (новые материальные блага не производятся, а оказывается услуга по ремонту).

Большая часть товаров поступает к потребителю через сферу обслуживания.

      Н$а уроке, посвященном изучению непроизводственной сферы (или сфер$ы услуг), учащиеся прежде всего устанавливают ее состав. В этом им помогает рисунок 75 (с. 203 учебника). Работа с карточками (индивидуально) – привести примеры по каждой отрасли сферы услуг.

Учитель задает вопрос: «Почему в связи с развитием общества возрастает роль непроизводственной сферы?»
      Современный человек нуждается в услугах и привык пользоваться сферой услуг в течение всей жизни. Обращая внимание учеников на определение (с. 202 учебника), учитель вводит понятие услуга — деятельность, не создающая новый вещественный продукт, но меняющая качество продукта или предоставляющая некое благо в форме деятельности.

$Как вы понимаете это определение? Определение разобрать и записать в тетрадь

 Особую специфику размещения имеют рекреационные и санаторно-курортные учреждения. При их размещении важным оказывается не только близость к потребителю услуг, но и наличие соответствующих природных и социально-экономических ресурсов. Поэтому два крупных рекреационно-курортных района сформировалось в нашей стране на Северном Кавказе — — наиболее благоприятном по п$риродным условиям районе России, располагающем к тому же. большими запасами минеральных вод и другими лечебными факторами. Это район Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае (города Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и др.) и черноморское побережье Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик).

Однако большую$ вместимость имеют также рекреационные и санаторно-курортные учреждения Московской области. Их развитие было обусловлено не благоприятными природными условиями, а близостью потребителя. Рассчитаны они в основном на краткосрочные отдых и лечение. Важные центры туризма расположены в Северо-Западном (Санкт-Петербрг с пригородами, Ростов Великий, Новгород, Псков) и Центральном экономических районах (города Золотого кольца России — Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Углич, Переславль-Залесский, Сергиев Посад).

   $   Следующий вопрос, рассматриваемый на уроке, — «Территориальная организация сферы обслуживания». (Какими услугами вы пользуетесь каждый день? Приведите примеры.). (Какими услугами вы пользуетесь эпизодически? периодически? Приведите при$меры.)

Размещение учреждений определяется прежде всего частотой спроса.

На с. 204 учебника школьники находят ответ на вопрос, что включает в себя территориальная организация обслуживания. 

Доходы населения определяют соотношение самообслуживания и общественного обслуживания. Чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля самообслуживания, так как исчезает необходимость экономить средства на услуги, предоставляем$ые специализированными организациями сферы обслуживания. С ростом доходов растут также потребности в количестве и качестве предоставляемых услуг.

Здесь можно с анкетами что-то придумать!!!

На примере медицинского обслуживания учащиеся выявляют особенности территориальной системы обслуживания.

Карта Гугл с подписанными учреждениями Центрального района

Организация обслуживания в гор$одах и сельской местности

Придумать задание (чтобы сами додумались) . Может распечатать планы местности… и дети будут с ними работать
      Затем обсуждается вопрос, чем отличается организация обслуживания в городе и сельской местности. Желательно, чтобы учащиеся сами высказались по этому поводу на основе личных наблюдений и опыта.
      В завершение урока учащиеся выполняют задания рубрик «Это я могу» и «Это мне интересно» на с. 205 учебника.
     

$Практическая работа

(возможно, с анкетами)

      Домашнее задание: 1) изучить § 43; 2) отве$тить на вопросы 1—4 на с. 205; 3) выполнить задания №14 на с. 52; №37 на с. 58—59; №58 на с. 62 тренажера.

Рекреационное хозяйство

Выделяют районы: 1) на основе природных ресурсов и условий (ЧПК, Кавказские мин.воды, Байкал);

2) вокруг крупных городов (крупная рекреац.зона – Подмосковье);

3) ценных культурно-исторических объектов ( Сергиев Посад, Суздаль, дворцово-парковые объекты С.-Петербурга – Петродворец, Павлов, Пушкин).

Рекреационное хозяйство размещается по территории страны крайне неравномерно, большая часть учреждений сосредоточена в Европейской части РФ, в Северо-Кавказском эк. районе, на Среднем Урал$е. Главной проблемой рекреационного хозяйства является то, что созданная в стране сеть учреждений отдыха и туризма не обеспечивает потребности населения в услугах. Например, спрос на экскурсионные услуги удовлетворяется только на 20 — 30 %, в общем объеме платных услуг вес оздоровительных услуг не превышает 10 %. Актуальным сегодня является и то, что после распада СССР за рубежами РФ остались наиболее благоустроенные курорты Крыма, Закавказья и Приб$алтики.

Можно выделить главные особенности сферы обслуживания:

1. Место и время производства и потребления услуги для большинства видов услуг совпадают. Поэтому при размещении

большинства организаций сферы обслуживания наиболее важной оказывается ориентация на потребителя — или на его место жительства, или на его место работы, или на транспортные потоки между местами жительства и работы. 2. Услуги м$огут быть нужными всем и всегда (например, услуги жилищно-коммунального хозяйства), многим и всегда (транспорт — для поездок с самыми разнообразными целями), немногим и всегда (школы — для тех семей, где есть дети школьного возраста), немногим и иногда (больницы — людям с плохими состоянием здоровья).

3. Услуги, как правило, можно подразделить на повседневные (необходимые постоянно), периодические (необходимые от одного до нескольких раз в месяц) и эпизодические (необходимые несколько раз в год или реже). Для первой группы особенно важна близость к потребителям — их жилью или работе. Организации, оказывающие услуги, как правило, с$амые маленькие, а их сеть самая густая. Для эпизодических услуг более важным оказывается качество, разнообразие, обеспеченнос$ть специалистами. Организации наиболее крупные, и находятся они обычно в местах, одинаково хорошо доступных для большого количества потребителей (в центре города). Организации, оказывающие периодические услуги, по характеристикам занимают промежуточное положение между двумя крайними группами, а их размещение наиболее тесно связано с транспортными потоками.

4. Для большинства услуг характерны резкие временные колебания потребности в них. Эти колебания могут быть суточными (утренний и вечерний часы пик на транспорте), недельными (нагрузка на зрелищные учре$ждения в основном в выходные дни), сезонными (курортный сезон для учреждений рекреации и лечения, а также для „всех других организаций сферы обслуживания в курортных районах). Общая мощность организаций должна быть такой, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей в период максимальной нагрузки. Но значительную часть времени «пиковые» мощности простаивают, что снижает экономическую эффективность сферы обслуживания.

5. Для каждого вида услуг можно выделить минимальные и оптимальные размеры предприятий с точки зрения качества и себестоимости услуг. При этом обычно резко преобладают организации минимального размера. Укрупнение размеров ведет к повышению качества и снижению себестоимости, но при этом происхо$дит удаление организаций обслуживания от потребителей. Таким образом, социальная эффективность (удобство для потребителей) вступает в про$тиворечие с экономической (оптимальные размеры предприятий).

6. Выделяются услуги платные и бесплатные. Последние также являются платными, но их предоставление финансирует все общество в целом через соответствующие бюджетные и внебюджетные фонды. Поэтому для конкретных потребителей они получаются бесплатными. Платные услуги предоставляются всем желающим их получить и способным оплатить. Поэтому связь между конкретными потребителями и организациями оказывается вероятностной. Вероятность использования определенного предприятия тем больше, чем более оно доступно для потребителя. Для бесплатных услуг, как правило, существует четкая привязка (территориальная) потребителей к организациям. Обычно потребители привязаны к ближайшим (территориально) организациям, но $особенности административного устройства могут вносить нарушения в эту зависимость.

7. Одним из главных критериев уровня развития сферы обслуживания и оптимальности ее территориальной организации является доступность услуг. Она может быть территориальной (временной) и финансовой (доходной). Территориальная система обслуживания — учреждения обслуживания вместе со своей зоной влияния. Соответственно, можно выделить центры обслуживания — пункты, которые обслуживают не только собственное население, но и из других мест. Доступность в таком случае можно выразить как долю людей, пользующихся услугой, от всего количества $населения в зоне влияния, которое нуждается в данной услуге.

8. Территориальные системы обслуживания различаются в городах и в сельской местности. В городах система состоит из трех уровней: 1) город; 2) жилой район; 3) микрорайон. Для каждого уровня формируется свой набор учреждений сферы обслуживания.

В больших городах численность населения микрорайонов достигает 20 тыс. чел., районов — до 100—150 тыс. чел. В малых городах выделяются только микрорайоны с $населением 4—6 тыс. чел. В пределах микрорайона, как правило, предоставляются все повседневные услуги. Главное — близость к потребителю (в пределах пешеходной доступности 5—10 мин) при минимальном уровне качества. В пределах района предоставляется большинство периодических услуг. Организации наиболее часто концентрируются в транспортных узлах (пересечение магистралей, станции метро и т. п.). Территориальная доступность — 5—10 мин на общественном транспорте. На уровне города $предоставляются практически все услуги, в том числе эпизодические. Для них главное — это качество при доступности для максимального количества потребителей. Поэтому соответствующие организа$ции концентрируются обычно в центре города.

9. На селе относительный полный набор учреждений повседневного обслуживания можно создать только в населенных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. Это будет соответствовать микрорайону в городе, но некоторые организации придется дотировать, так число клиентов будет слишком мало для безубыточной работы. В более мелких поселениях будут только отдельные учреждения (магазины, школы, больницы и др.), а в большинстве сельск$их населенных пунктов вообще нет никаких учреждений обслуживания. Эпизодические и большинство периодических услуг сельским жителям предоставляются в городах, что является одним из проявлений центральных функций городов.

10. Можно выделить несколько основных показателей развитости сферы обслуживания. В сельской местности особенно большое значение имеют транспорт и сеть дорог, чтобы обеспечить доставку потребителей к центрам обслуживания. Поэтому очень важный показатель — густота транспортной сети. Для каждого вида услуг можно определить удовлетворенность — по нормативам (нормативный метод) или по реальному потреблению (поведенческий метод). Существенно также потребление услуг на человека (в абсолютных или денежных показателях), но душевое потребление обязательно надо соотносить с дост$упностью — долей потребляющих услугу от всех нуждающихся в ней. Среднее душевое потребление может быть относительно высоким, при этом для большинства нуждающихся услуга может быть недоступной по тем или иным причинам. Важный показатель — комплексность сферы обслуживания. Предоставление многих видов услуг может быть развито очень хорошо, но при этом услуги не взаимозаменяемы. И отсутствие хотя бы одной из основных услуг делает всю сферу обслуживания неразвитой, не способной удовлетворить потребности. Наконец, о значении сферы услуг в экономике с$удят по ее доле в ВВП и занятости. Но при этом иногда даже 100% доля сферы обслуживания является свидетельством не ее высокого уровня развития, а показателем неразвитости всех остальных сфер экономики (например, такая ситуация может сложиться в шахтерском городе после закрытия всех шахт).

Post Comment