Конспект урока по географии «Уникумы Урала. Экологические проблемы» 8 класс

Урок географии 8 класс

Автор: Бирюкова Любовь Ивановна

МБОУ Вяжинская ООШ

Учите$ль географии

Тема: «Уникумы Урала. Экологические проблемы»

Цель: создать условия о формировании представлений об уникальности Урала, его острых экологических проблемах и возможных путях их решения;

Задачи:$

-показать природную уникальность Урала и нашей местности на примере отдельны$х природных объектов.

раскрыть современные экологические проблемы региона;

-совершенствовать умения учащихся самостоятельно искать пути решения экологических проблем, продолжить формирование умение работать с картой

-воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

$Оборудование: физическая карта России, магнитная доска, ПК, проектор, ноутбук, презентация (приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент.

$Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что на этом уроке вы узнаете много интересного об уникальных объектах Урала. Я очень хочу, чтобы сегодня все активно работали на уроке.

2. Рефлексия

Ребята, у вас на партах лежат смайлики, отражающие ваше настроение. Выберите каждый себе смайлика… . Я думаю, что у нас у всех$ в течение урока такое хорошее настроение и останется. (слайд1)

3. Проверка д/з

Географический диктант: ($слайд2-)

1). Урал делится на 5 частей: Полярный,………..

2).Самая северная часть Урала……………………….

3). Самая высокая и труднодоступная часть Урала……….

4). Самая низкая часть Урала…$…………………

5). Самая живописная часть Урала…………………..

6). Самая освоенная человеком часть Урала…………….

7). Здесь не проявляется высотная поясность………………….

8). В этой части Урала только тундра и камни со снегами……..

9). Вершины и гребни этой части остроконечны………..

Проверка географического диктанта(слайд3)$

1). Приполярный, Северный, Средний, Южный.

2). Полярный Урал.

3)$. Приполярный Урал.

4).Средний Урал.

5). Южный Урал.

6). Средний Урал.

7). Средний Урал.

8). Полярный Урал.

9). П$риполярный Урал-гора Сабля, гора Лезвие.

Итог д.зад. Оценки сами себе выставляем.

«Географическая дуэль»

Показать объекты по карте Урала.
Для двух учеников у карты учащиеся с места называют по 5 объектов.
1. Полярный Урал2. г.Народная3. Средний Урал4. Печоро – Илычский заповедник5. Южный Урал6. Ильменский Заповедник7. Северный Урал8. Приполярный Урал9. г.Пайер10. г.Тэльпозис

Кто из них больше показал объектов тот и победил.

$4слайд презентации с фото природных объектов Урала. -Кто подскажет мне тему нашего урока.

Тема : Природные уникумы Урала. Экологические проблемы.

4. Постановка целей

Глядя на тему урока, давайте определим, что мы сегодня на уроке изучим и узнаем?

Сегодня мы познакомимся с уникальными объектами природы Урала, поговорим о наиболее острых экологических проблемах и возможных путях их решения.

$5. Проблемный вопрос

Ребята, а в чём заключается уникальность Урала и какие проблемы за этим скрываются? Н$а этот вопрос вам необходимо будет ответить к концу урока.(слайд5,7)

6. Изучение нового материала:

На нашем семинаре сегодня присутствуют представители различных профессий. Лесоводы заповедника и заказника, Гидролог, Спелеолог, Эколог .

Ребята спелеолог- это что за профессия? Это ученый, изучающий карстовые полости, то есть $пещеры, условия и особенности их образования, стадии развития и т.д. А кто еще по профессии может изучать эти пещеры? (Геологи). Почему? Вспомнить что такое карст?

Заслушаем выступление «гостей» , это «представители» Ильменского заповедника, Кунгурской ледяной пещеры, гидролог. В тетради сделать запись в виде ответов на вопросы:

Запись на доске:

1) Название природного уникального объекта.

$ 2) Где расположен?

3) Чем интересен?

4) Как используются.

На прошлых уроках вы уже говорили о природе Урала. $Если Урал называют кладовой земных богатств, то Ильмень – самая богатая его шкатулка. На всей земле, пожалуй, не найдешь подобного изобилия минералов – почти вся система элементов Менделеева.

  1. Сообщение лесовода Ильменского заповедника(8-18)

Ильме́нский запове́дник — государственный природный заповедник. Находится в центральной части Челябинской области около города Миасс. 14 мая 1920 года по декрету В. И. Ленина Ильменские горы были объявлены минералогическим заповедником, одним из первых заповедников, со$зданных в России, сейчас он по своей площади занимает 34-е место среди заповедников страны[1]. Это природоохранное, научно-исследовательское государственное учреждение со статусом института в составе Уральского отделения Российской Академии наук. В 1935 году он был преобразован в комплексный, площадь которого стала больше 30 тысяч га.

Длина Ильменского хребта с севера на юг — 41 км.

Самая высокая точка — гора Ильментау, высота 747,3 метров.

Гидрологическая сеть Заповедника составляет 9 % от террит$ории.

В заповеднике 30 озёр.

Самое глубокое озеро — Большой Кисегач, глубиной 34 метра.

Самая длинная речка — Б. Черемшанка — 9,8 километров.

$Край действительно уникальный своим природным ландшафтом и живым миром. Здесь найдено более 260 минералов, из которых 11 открыты впервые в мире, а среди растений есть виды, встречающиеся только здесь(слайд8,9,10). Более 30 озёр — прекрасные места для того, чтобы отдохнуть не только телом, но и душой. Одно из знаменитых — $озеро Тургояк.

Научный музей Ильменского заповедника — один из крупнейших геолого-минералогических музеев России.

Название свое заповедник получил от горного хребта Ильменского, который протянулся на 40 км восточнее главного Уральского хребта. Так же называется и одно из местных озер. Однако существуют две версии происхождения этого названия. По первому оно происходит из башкирского языка и означает «безопасный», «безвредный» — т.е. подчеркивается доступность и удобство места. По второму толков$анию обозначает личное имя человека или родовой группы, некогда обитавшей здесь, и перешедшее затем к горам и озеру.

В заповеднике более 800 видов растений. Среди них немало реликтовых, дошедших до нас с ледникового периода. Богат и животный мир Ильмен: 50 видов млекопитающих, 200 – пернатых, 14 видов рыб. Многочисленны и местные колонии бобров и ондатры. В заповеднике обитают все представители уральской фауны: медведь, волк, рысь, косуля, лось, кабан и завезенный с Дальнего Востока пятнистый олень.

$Физминутка(19) для глаз «Футбольный мяч»

2). $Кунгурская пещера.

Сообщение спелеолога (20-33)

Кунгу́рская ледяна́я пеще́ра — одна из самых популярных достопримечательностей Сибири и Урала, является памятником природы всероссийского значения. Пещера находится в Пермском крае, на правом берегу реки Сылвы на окраине города Кунгур в селе Филипповка, в 100 км от Перми. Уникальный геологический памятник — одна из крупнейших карстовых пещер в Европейской части России, седьмая в мире гипсовая пещера по протяжённости. Протяжённость пещеры составляет около 5700 м, из них 1,5 км оборудовано для посещений туристами. Средняя температура воздуха в центре пещеры +5 °C, относительная влажность в центре пещеры — 100 %. Кунгурская пещера содержит 58 гротов, 70 озёр, 146 т. н. «органных труб» (самая высокая — в гроте Эфирный, 22 м) — высоких шахт, доходящих почти до поверхности.

$Почти на шесть тысяч метров тянутся в недрах каменной громады – Ледяной годы причудливо разветвленные ходы, расположенные на 4-х этажах. В Кунгурской пещере находится 58 гротов.

Тысячелетия растворяла вода гипсы и ангидриты Ледяной горы, создавая лабиринт с величественными залами, украшая невидимым резцом своды и стены. Белое кружево крупных ледяных кристаллов сменяется причудливыми выступами ажурных гипсовых сводов; сверкающие каскады льда — нагромождениями упавших глыб. Сверкающий бриллианта$ми наряд Кунгурской пещеры соткан из хрупких кристаллов изморози. Кристаллы растут всю зиму и достигают необычайно крупных размеров. Ажурные сростки разнообразных форм и сочетаний покрывают не только свод, но и $ледяные сталактиты и сталагмиты.(слайд16,17) Фантазия природы неистощима.

Задание4.

Ученики используя гиперссылку в презентации (слайд16) дают определение терминам сталактит и сталагмит

2)Река Чусовая известна далеко за пределами России своей неповторимой красотой и географической уникальностью, которая заключается в том, что Чусовая – единственная река, пересекающая центральную гряду Уральского хребта и протекает по двум частям света – из Азии в Европу.

Поэтому неслучайно именно на реке Чусовой возник природный парк второй по счету в области.

$3). Река $Чусовая

Сообщение гидролога(34-38)

Название «Чусовая» очень давнее. Впервые оно зафиксировано в 1395 году, когда никаких судов кроме лодок вогулов (народность манси), здесь не плавало, а их лодкам не нужно было дожидаться определенной высоты воды, чтобы выйти в путь.

Название Чусовой происходит от коми слова «чуоси», что значит «покровительница», «священная».

$

Во второй половине ХХ века топонимисты окончательно пришли к выводу, что слово «Чусовая» изначально звучало как «Чусва», а русские поселенцы приспособили его к своему произношению. «Чусва» членится на две части: «чус» и «ва». «Ва» означает по коми – пермяцки «вода» «река». Берёт начало на Среднем Урале и пересекает его с юго-востока на северо-запад. Длина реки около 600км. Русло Чусовой каменистое с порогами и подводными камнями, местное население называет их ташами.

Река Чусовая, воспетая Д. Н. Маминым-Сибиряком, — одна из самых красивых рек России. Нужно видеть Чусовую весной, чтобы понять те поэтические грёзы, предания и песни, которые рождаются около таких рек, так же естественно, как сказочный богатырь – лес. Суровую красоту этой реке придают скалы высотой до 100м, порой так стесняющие её русло, что река$ превращается в стремительный, бешеный поток, с рёвом и свистом вырывающийся из каменных объятий.

$Выйдя победителем в борьбе с горами, река разливается на плёсах, где её покой охраняют старые, седые, покрытые лесом горы, синие вершины которых тонут в туманной дымке необъятных далей.

Берега Чусовой с многочисленными обрывами и пещерами – своеобразная летопись Урала. В пещерах сохранились следы жертвоприношений древних охотников. По приданию в пещере Камня Ермака зимовала дружина легендарного покорителя Кучумова царства.

По реке Чусовой проходят маршруты туристов-водников на байдарках, катамаранах, лодках.

$После рассказа проверяем и дополняем записи, которые необходимо было сделать.

4) Природные уникумы нашей местности. Ребята называют уникальные природные объекты своей местности.

Сообщение лесовода нашей местности о заказнике «Уро$чище Липяги» со своей презентацией (41-44)слайды

7. Закрепление изученного материала

Из ваших выступлений можно сделать вывод, что Урал богат различными минеральными ресурсами, привлек$ает своей природой, ландшафтом. Но уникальность природных объектов и богатство различными минеральными ресурсами, есть не только на Урале, но и в других регионах.

В нашей местности какие природные объекты можете назвать? О каком объекте более подробно узнали?

— Как вы думаете, почему на Урале высокая концентрация промышленных предприятий? (в связи с тем, что данная территория богата полезными ископаемыми + сюда были эвакуированы во время ВОВ предприятия из европейской части России).

— Как же происходит изменение природы Урала хозяйственной деятельностью человека? (Анализ рис.71 с.196)

8. Практическая работа (работа выполняется в парах)

Дл$я того, чтобы нам определить степень изменения природы Урала, его главные экологические проблемы, мы заполним таблицу.(слайд 45)

Экологические проблемы

Следствия проблем

Район распространения

$Пути решения

Выступление Эколога с своей презентацией.

Неко$мплексное использование минерального сырья

Потеря ценных компонентов, загрязнение воздуха и водоёмов

Накопление в почве тяжёлых металлов, уничтожение естественной флоры и фауны

Крупные промышленные города, загрязняющие окружающую среду

$Вырубка лесов

Уничтожение ценных пород, замене хвойных пород малоценными лиственными

Пути решения.

Совершенствование технологий эксплуатации природных богатств, строительство очистных сооружений на заводах и фабриках, создание заповедников и заказников

(Обсуждение заполненной таблицы.)

$

Ребята, теперь мы с вами знаем об основных экологических проблемах Урала и их последствии, а также о районах распространения и путях решения сложившихся проблем. Мы можем помочь как жителям, так и властям данного региона. Если спросите чем? Мы сейчас, постараемся создать проекты природоохранных знаков для конкретного района.(работа в группах)

Ребята создают знак и крепят его на магнитной доске.

9. Рефлекс$ия

— Ребята, что вы сегодня узнали на уроке?

— Были ли достигнуты поставленные в начале урока цели?

-Чем же уникален Урал?

$(Урал уникален своим историческим наследием и природой).

10. Д/З &34; ответить на вопросы. (слайд46)

(по выбору)

1. приготовить доклады, или презентацию к следующему уроку о других уникальных уголках Урала и своей местности, отразив экологические проблемы и пути их решен$ия.

2. Создание и защита проектов природоохранных знаков используя интернет- ресурсы.

Итог урока $

На протяжении всего урока на семинаре работали эксперты, которые дадут оценку выступлениям.

И в завершении мне хотелось бы узнать, какое сейчас у вас настроение. Выберите себе СМАЙЛИК.

Я благодарю вас за работу на уроке!

Post Comment